Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема: Бумага
Конспект внеурочного занятия в 4 классе. Окружающий мир
Цели:
1. Развивать познавательный интерес учащихся.
2. Расширять кругозор и представления детей об обычных предметах.
Оборудование: образцы бумаги.
Ход занятия
I. Сообщение темы заседания.
- Попробуйте угадать тему сегодняшнего заседания по следующим фактам: «Слышали ли вы о том, что в США как-то построили одноэтажный дом из этого материала, добавив химические вещества, сделавшие материал прочным. Из этого делают также посуду, мебель, игрушки, шьют одежду». Не правда ли, трудно догадаться? Потому что всё это - не основное предназначение материала, главное - он нужен для письма. Догадались? Конечно, это бумага.
Демонстрация образцов бумаги.
II. Рассказ об истории изобретения бумаги.
Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Тогда еще не возникла мысль о книгах. Люди писали на гладко выструганных дощечках, на глиняных плитках, на пальмовых листьях, на коже животных. Писали на том материале, который легче найти или изготовить.
Самый древний писчий материал - это пергамент, свежая баранья кожа. Рабам в древности приходилось немало помучиться, чтобы пергаментная полоска получилась хорошей: ее мыли, соскабливали с кожи весь жир, обмакивали в гашеную известь, сушили на деревянной раме и полировали. Только после такой обработки на пергаменте можно было писать. Пергамент был дорог, и постепенно его перестали применять. В руинах Древнего Вавилона нашли глиняную табличку. На ней клинописными знаками было написано: «Я голодаю, пришли мне пшеницы и кунжута».
Этой табличке около четырех тысяч лет. Она небольшая по размеру, и доставить ее адресату было, очевидно, не так уж трудно. А как быть, если письмо оказывалось длинным и не умещалось на одной дощечке? Вес письма становился очень внушительным.
Да и сам процесс письма был нелегким делом. Первые глиняные дощечки-письма появились в Месопотамии. Писец брал сырую дощечку с гладкой поверхностью и палочкой выдавливал на ней текст. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. После этого ее обмазывали слоем глины и на нем писали имя адресата. Затем шел повторный обжиг. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.
Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.
В Древнем Египте писали на папирусе. Сырьем для него служил тростник, растущий в долине Нила. От нижней части тростника, находившейся в воде, отделяли тонкие, гибкие и прозрачные полосы длиной около пятидесяти сантиметров. Их укладывали рядами так, что полосы соединялись краями. Когда получался квадрат, на него накладывали еще слой полос, но уже перпендикулярно к первым.
Весь лист просушивали и шлифовали при помощи раковины или куска слоновой кости. Затем его пропитывали растительным клеем и колотили по нему колотушкой, чтобы он стал тонким. После этого лист сушили на солнце. На тщательно отполированной и гладкой поверхности папируса писец рисовал иероглифы. Чернилами ему служили водяные краски.
Научиться писать и читать иероглифы было очень сложным делом. Помимо труда и времени для этого требовались и немалые способности. Поэтому писец в Египте пользовался большим уважением и почетом. Писцы нередко занимали большие должности, были среди них министры, философы, архитекторы, ученые.
При всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным, изготовлять его было нелегко. И, несмотря на это, он применялся очень долго, дольше многих других материалов, пригодных для письма.
Римляне и греки писали на свинцовых листах, а позднее - на восковых дощечках. Восковая дощечка имела некоторые преимущества перед глиняными, а также перед папирусом и свинцовыми листами. Дощечка делалась из самшита, бука или слоновой кости и слегка выдалбливалась наподобие блюдечка. В углубление наливали растопленный воск, окрашенный в темный цвет. Воск быстро застывал, и тогда писец наносил на него знаки. Такое письмо после прочтения можно было стереть и на том же воске написать ответ.
Но восковая дощечка страдала и очень существенным недостатком: она не могла гарантировать длительное сохранение текста. Однако прожила довольно долго. Даже в XII веке в Париже еще работала фабрика, изготовлявшая такие дощечки.
На Руси писали на берёзовой коре - берёсте.
Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых.
Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Но некоторые исторические сведения позволяют предположить, что бумага была известна в Китае и до него.
Об изобретении бумаги существует несколько любопытных китайских легенд. Одна из них говорит, что еще до Чай Луня ее умел делать некий раб из Восточного Туркестана. Когда об этом доложили императору, тот как будто сказал: «Если рабы узнают, что один из них сделал столь великое открытие, они слишком много возомнят о себе».
И император приказал сохранить в тайне имя раба, а самому изобретателю придумал «почетную» смерть. На острой золотой пластинке была выгравирована благодарность императора за выдающееся открытие. Раба заставили проглотить эту пластинку, и он умер.
Но легенда легендой, а имя Чай Луня действительно записано в истории. Китайцы настолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигали в честь него храмы.
Чай Лунь делал бумагу из шелка. Очевидно, он считал его наиболее подходящим для этой цели, так как раньше шелк был основным материалом для письма. Этим и объясняется, что большая часть древних китайских литературных памятников написана на шелковых свитках.
Затем на изготовление бумаги пошло льняное и конопляное тряпье и древесная кора. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Виновному в разглашении тайны угрожала смертная казнь. Бумагу в Китае делали так. В большой каменный сосуд - ступу - клали тряпье или кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеткой из шелковых ниток и бамбуковых палочек и трясли, пока каша не разольется по сетке тонким ровным слоем без бугорков и ямок. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его сушили, снимали с сетки, и - пожалуйста! - пиши на нем хоть законы, хоть упражнения.
Торговые караваны из дальних стран приезжали в Китай за товарами и как самую большую драгоценность покупали бумагу. Хитростью, лестью и деньгами пытались разузнать у китайцев секрет ее изготовления. Но китайцы строго хранили свою тайну, и восемьсот лет никто не мог ее выведать.
Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги проникла в мусульманские страны. Было это в 751 году, когда арабы разбили китайское войско и пленные китайцы рассказали победителям об этой тайне.
От арабов секрет распространился среди европейских народов. Первое бумажное производство в Европе возникло в XI веке в Испании, в городе Валенсии. Испанская бумага в XIII веке проникла во Францию и Италию. Вначале ее применяли только для нотариальных актов. И не потому, что относились к ней с недоверием, а из-за ее дороговизны.
Постепенно производство бумаги совершенствовалось. В этом особенно велика заслуга итальянцев. В XV и XVI веках бумагоделательные мастерские в городе Фабриано были самыми лучшими в Европе. Бумага стала дешевой, доступной и производилась в большом количестве. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.
III. Чтение стихотворения С. Михалкова «Бумага».
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
...Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет
Небосвод,
И красным будет
Пароход,
И черным будет
В небе дым,
И солнце будет
Золотым!
IV. Подведение итогов.
- Что появилось раньше: письменность или бумага?
- На чём писали люди до появления бумаги?
- Кто первым изобрёл бумагу?
- Что было для вас новым сегодня?
- Что показалось наиболее интересным?
Похожие статьи:
Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие
Нет комментариев. Ваш будет первым!