Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс
Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема: Маленькая палочка - спичка
Цели:
1. Расширять кругозор и представления детей об обычных предметах.
2. Развивать познавательный интерес учащихся.
Ход занятия
I. Сообщение темы заседания.
- Сегодня мы поговорим о предмете, которым часто пользуемся. А о чём, вы узнаете, отгадав загадку.
Мы были соснами и пихтами -
И вот бренчим, в коробку впихнуты.
Мы были гордостью тайги,
А вот теперь мы ей враги. (Спички.)
II. Рассказ об истории спичек.
В древние времена, когда люди жили в пещерах, ходили в звериных шкурах и сами не умели добывать огонь, они все же грелись у костра и жарили на горячих углях мясо.
Но костер прогорал, и угли остывали. А люди думали, что это боги прогневались и отобрали огонь. Огонь в те стародавние времена считался священным, и пещерные люди верили, что он послан богами.
Но однажды вновь разбушевалась гроза, и молния зажгла одиноко стоящее сухое дерево. Люди обрадовались: бог простил их и снова послал огонь. Древние греки даже придумали легенду о герое Прометее, который похитил у богов огонь и подарил его людям.
Потом люди научились беречь огонь. Они хранили тлеющие угли и не давали им погаснуть.
Но однажды вот что случилось. Сильной бурей уронило дерево и завалило вход в пещеру. Люди не могли выйти. Дети плакали от голода и холода.
И тогда один человек острым камнем попытался распилить это толстое дерево и вызволить пленников. Он так долго его тер и пилил, что сухое дерево нагрелось и вспыхнуло. Так случайно человек понял, что огонь можно добывать трением.
Прошло с тех пор много времени, а люди еще долго получали огонь с помощью трения друг о друга двух сухих палочек и пучка сухой травы, которая быстро вспыхивала. Специальные палочки для добывания огня - спички - люди изобрели совсем недавно, около двухсот лет назад.
Первые спички были ядовитые, дымные. Они быстро зажигались. даже если случайно заденешь такой спичкой за одежду, и конечно, были опасны. Головку такой спички делали из фосфора.
Наконец придумали покрывать головку спички и бочок спичечного коробка специальным раствором, в который входит сера. Этими спичками мы зажигаем огонь и сейчас. Их называют шведскими, потому что придуманы они были в Швеции.
А слово спичка обозначает «маленькая палочка».
Как же делали первые спички? Спичечное производство с самого начала приняло крупные масштабы, ведь годовое потребление спичек исчислялось десятками и сотнями миллиардов штук. Без всесторонней механизации тут было не обойтись.
Фабрикация спичек делилась на две главные операции:
1) изготовление палочек (спичной соломки);
2) приготовление зажигательной массы и макание в нее соломки.
Наиболее употребительной породой дерева для спичек была осина, а также тополь, ива, сосна, ель, древесина которых имела крепкие прямые волокна. Высушенные бревна резали на куски длиной около 1 м. Каждый кусок раскалывали накрест на четыре части и снимали с него кору.
Полученный чурбан укрепляли на столярном верстаке и строгали с помощью специального рубанка, рабочая часть которого состояла из нескольких трубочек, заостренных спереди. При прохождении таким рубанком вдоль дерева получались длинные круглые или прямоугольные палочки (в зависимости от формы трубочек соломке можно было придать любое поперечное сечение).
Затем обычным рубанком сглаживали неровности, образовавшиеся в виде желобков от вынутых лучинок; снимали второй слой, вновь выравнивали дерево и так далее. Получившиеся лучинки резали на части, имеющие длину спички. Эту операцию производили на станке, имевшем очень простое устройство.
Лучинки укладывали в корыто и подвигали вплотную к регулирующей пластине, а затем с помощью рычага и ножа отрезали установленную длину.
Вместо ручного строгания очень скоро стала применяться специальная машина. Дерево здесь упиралось в конец станины и обрабатывалось при помощи режущего устройства, в котором имелось несколько заостренных трубочек, вырезающих лучинки при движении режущего устройства.
Для того чтобы подвергнуться обработке на этой машине, бревно сначала разрезалось на доски. Машина эта, впрочем, имела много недостатков и давала большой отход. Поэтому в дальнейшем ее заменили на другие, а сам процесс резки лучинок был разбит на несколько операций.
В дальнейшем соломку необходимо было уложить ровными и параллельными рядами. Для этой цели тоже использовали специальную машину. На платформу, которая получала быстрые сотрясательные движения, устанавливали перегороженный ящик, причем расстояние между перегородками соответствовало длине спички. При быстром движении ящика соломки укладывались между перегородками в отделения ящика, а мусор проваливался через его нижние отверстия.
Затем ящик снимали и переворачивали. Соломка оставалась на доске параллельными рядами и в таком виде направлялась в макальную. Перед обмакиванием соломку укладывали в специальную рамку, состоящую из основания и двух крепившихся к нему железных стержней, на которые надевались деревянные дощечки.
Поперек дощечек проходили желобки, расположенные параллельно друг другу. Длина этих желобков делалась такой, чтобы положенная в них соломка выступала приблизительно на четверть своей длины. Заполненные дощечки надевались на стержни одна над другой. Сверху все они прикрывались доской и зажимались клиньями. Таким образом получалась рамка, в которой помещалось около 2500 спичек.
В дальнейшем эта операция была механизирована и выполнялась специальной наборной машиной. Каждую спичку необходимо было обмакивать дважды - сначала в серу или парафин, а потом в зажигательную массу.
Изготовление зажигательной массы было сложным делом, требовавшим больших предосторожностей. Особое значение имело ее тщательное перемешивание. Для этого каждая составная часть сильно измельчалась до порошкообразного состояния.
Первоначально обмакивание спичек происходило вручную с помощью макальной сковороды. Макальная сковорода состояла из двух частей: плоской и углубленной.
Первая делалась несколько больше наборной рамы и использовалась для обмакивания в расплавленную массу. Слой ее здесь был незначителен и соответствовал вышине парафинированной (или серненой) части спички.
Вторая часть служила резервуаром для массы и способствовала сохранению постоянного уровня.
Позже была изобретена макальная машина. Она состояла из чугунного резервуара, окруженного другим чугунным резервуаром. Во внешнем резервуаре находилась зажигательная масса. Между обоими резервуарами заливалась теплая вода для согревания массы. Внутренний резервуар был закрыт со всех сторон и лишь в верхней доске имел поперечную щель, в которой помещался валик.
Вращаясь, валик захватывал своей нижней половиной часть массы из резервуара и наносил ее на концы спичек. Для большего удобства работы над верхней доской резервуара имелась особая макальная плита, на которую устанавливалась наборная рама, легко двигающаяся над макальным валиком при помощи зубчатых реек и шестерней, укрепленных на оси валика. Над макальным валиком помещался другой - для равномерного надавливания проходящих под ним наборных рам к нижнему валику.
Из макальной машины наборные рамы переносились в сушильную камеру. После просушки спички вынимали из наборных рам и укладывали в коробки. Долгое время эта работа выполнялась вручную, но потом появились машины и для этой операции. Большим недостатком фосфорных спичек была ядовитость фосфора. На спичечных фабриках рабочие быстро (иногда за несколько месяцев) отравлялись парами фосфора и делались неспособны к труду. Вредность этого производства превосходила даже зеркальное и шляпное.
В СССР действовало 23 спичечные фабрики, из которых 17 было в РСФСР. Сегодня их намного меньше. Российский «Спичпром» выпускает в день свыше 20 млн коробков спичек, или более 7 млрд в год. Самые известные сейчас - это спичечные фабрики в Балабанове, Томске, Калуге, Уфе, Чудове, Череповце. В наши дни, к сожалению, былые традиции этикеточного производства отечественных фабрик во многом утрачены, и спички потеряли былую внешнюю привлекательность. Но тем не менее в ближайшее время совсем вытеснить спички из нашей жизни не смогут даже дешевые зажигалки.
III. Чтение стихотворения Г. Граубина «Спички».
Зима...
В пещере племена
Сидят, судьбу кляня.
Как ночь длинна и холодна
Без света и огня!
И вдруг врывается дикарь
В пещерный полумрак
И уголек –
Живой фонарь –
Кладет, разжав кулак.
И все «Огонь!» кричат, «Огонь!»,
Танцуют у огня...
В другой пещере до утра
Бьют сторожей-засонь:
- Кто приходил сюда вчера?
Кто выкрал наш огонь?
- Эй, вы, верните наш костер! –
Кричат во мрак и дождь.
И точит каменный топор
На все готовый вождь...
Утихла за огонь война,
Пришли другие времена.
Огонь не стоит ничего,
Он стал дешевле дров –
В коробке спичечной его
На пятьдесят костров.
IV. Подведение итогов.
- О чём сегодня вы узнали на занятии?
- Что было новым для вас?
Автор: Елена Михайловна Елизарова
Похожие статьи:
Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс
Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема: Бумага
Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!