Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Папа, мама, я - читающая семья», 1 класс

Сценарий родительского собрания на тему «Мама, папа, я – читающая семья»

Цели собрания:

1. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей; приобщение их к семейному чтению.

2. Способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей.

3. Показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению.

Участники: классный руководитель, учащиеся-второклассники, школьный библиотекарь, школьный психолог.

Форма проведения: собрание-конкурс.

Организация родительского собрания:

• подготовка конкурсных заданий библиотекарем, классным руководителем;

• составление памяток для учащихся и родителей;

• оформление приглашений для родителей на собрание;

• оформление классного помещения;

• подготовка сценария собрания;

• выставка детских книг из школьной библиотеки;

• выставка детских рисунков на тему «Мои любимые сказки»;

• на заседании родительского комитета разрабатывается проект решения родительского собрания.

• анкетирование учащихся;

• анкетирование родителей и его анализ.

(Проводится анкетирование учащихся.)

- Что ты больше любишь?

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых;

в) смотреть телевизор.

- Как ведут себя родители во время твоего чтения?

а) хвалят тебя;

б) ругают.

- Читают ли в вашей семье книги вслух?

а) читают;

б) не читают.

- Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?

а) да;

б) нет.

(Проводится анкетирование родителей.)

- Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых;

в) смотреть телевизор.

- Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

а) хвалите;

б) ругаете.

- Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да;

б) нет.

- Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) да;

б) нет.

Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный

дневной и ночной труд, вечное чтение.

По А.П. Чехову

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

1. Чтение стихотворений. Загадки по теме.

- Угадайте:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

- Назовите ваши любимые книги.

(Учитель читает стихотворение Н. Найденовой «Мой друг».)

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем...

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет –

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

2. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.

3. Анализ статистики по теме собрания.

(Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.)

- Статус чтения в России (статистические данные).

Читают хотя бы 1 книгу в год

Систематически читающие

Семейное чтение

Печатная пресса

- 24 ноября 2006 года состоялось подписание Национальной программы поддержки и развития чтения.

Чтение

«Чтение - это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации - профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, - составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры... Чтение является самым мощным механизмом поддержания и «приумножения богатства родного языка». (Национальная программа поддержки и развития чтения.)

Цели программы, рассчитанной на период с 2007 по 2020 год:

• повышение читательской компетенции;

• рост читательской активности (охвата и интенсивности).

- 2007/08 год объявлен годом чтения.

- Ваши дети, уважаемые мамы и папы, научились читать! Однако напрасно вы думаете, что теперь они возьмут книгу, сядут в уголок и начнут с интересом читать. Ничего подобного. Ваши дети пока не могут получить удовольствие от собственного чтения. Хотите, чтобы ни читали? Пусть читают вам вслух, а вы с интересом слушайте и обязательно хвалите чтеца.

- И наконец, очень важно продолжать читать ребенку вслух: абзац - мама, абзац - ребенок. А потом мама долго читает вслух, а ребенок слушает. Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать? Для этого он должен твердо знать, что чтение - это не наказание, а поощрение. Если он увидит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймет, что читать самому интересно.

Итак, семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение.

4. Классный руководитель сообщает о результатах анкетирования.

II. Сообщение школьного психолога о развитии воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного

Во время чтения ребенок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребенок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление, будет делать и другие пометки о прочитанных книгах в особой тетради.

Поговорим о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного.

Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами, и если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий.

Помните при этом, что подлинное понимание - процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».

Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного экспериментирования. Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же экспериментировать с текстом? Предложите ребенку поиграть в игру «А если...» Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же, в свою очередь, указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит его слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:

- А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?

- Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.

- А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить?

И т. д.

Экспериментируя с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у дошкольников новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

Дети особенно любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Особенно нравятся детям сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств ребенка: не надо спешить утешать ребенка, если он из жалости к кому-то из героев расплакался. Некоторые родители, утешая ребенка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжке написано, а в жизни не так, что не следует по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру ребенка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться, как могло случиться, что ребенок вырос бесчувственным, равнодушным ко всему.

III. Выступление школьного библиотекаря

Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие в ней детей?

С самых ранних лет важно научить их ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то, чтобы вместе с ребенком отремонтировать их: подклеить оторвавшиеся страницы, обернуть книгу в бумажную обложку, красиво написать название и имя автора.

Начальная школа - время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей на школьную или районную, куда ваш ребенок записался вместе со всем своим классом.

Яичные книги ребенка можно как-то выделить в домашней библиотеке, отвести для них определенное место, но их нельзя отделять нравственно от взрослых книг. Напротив, следует всячески подчеркивать, что детские книги - составная часть семейной библиотеки.

Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения своего ребенка, как бы разжигать аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит этот появится, смелее подводите ребенка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу. Есть такое прекрасное занятие - рыться в книгах. Рыться в книгах собственной библиотеки желательно с участием собственных детей. О книгах любимых рассказывать с восхищением, подвигая ребенка к мысли, что его ожидает величайшее из наслаждений - прочитать эту или вот эту книгу.

IV. Конкурсы «Мама, папа, я - читающая семья»

Классный руководитель предлагает родителям и детям проверить свои знания и умения по прочитанным книгам детской тематики в игре.

Ход игры

Родители и дети образуют по две команды. Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.

1. Конкурс для обеих команд учащихся «Продолжай...»

Каждая команда детей хором должна продолжить стихотворение, первую строчку которого читает учитель.

Задание для первой команды (читаются первые строки из стихотворений A.Л. Барто).

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

(«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду».)

 

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

(Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.)

 

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

(Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.)

Задание для второй команды (читаются первые строки четверостиший С.Я. Маршака).

Эй, не стойте слишком близко...

(Я тигренок, а не киска.)

 

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну

(И сказал: «Нужны пошире

И не две, а все четыре».)

 

Бедный маленький верблюд!

Есть ребенку не дают:

(Он сегодня съел сутра

Только два таких ведра.)

2. Конкурс для обеих команд учащихся «Чьи это вещи?»

Каждая команда детей получает вещи, принадлежащие сказочным героям, и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений, кому принадлежат эти вещи. Командам вручаются следующие вещи:

1) туфелька («Золушка» Ш. Перро);

2) стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»);

3) сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);

4) яйцо (русская народная сказка «Курочка Ряба»);

5) невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина);

6) телефон («Телефон» К.И. Чуковского);

7) банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен);

8) корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»),

3. Конкурс для обеих команд учащихся  «Найдите автора»

Каждая команда получает набор карточек «Литературного домино».

Побеждает та команда, которая быстрее составит верную цепочку из карточек-домино.

4. Конкурс для обеих команд родителей «Узнайте по описанию»

Классный руководитель или библиотекарь зачитывают каждой команде по очереди характеристику и описание поступков действующего лица книги; через 3 секунды игроки должны назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.

Используются следующие характеристики:

1. «Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво-дивное, усовершенствовал диковинку заморскую - подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало».

Автор книги говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать - "русский народ"».

(Ответ: Левша. Н. Лесков. «Левша».)

2. «Странное плавающее существо: получеловек-полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище».

(Ответ: Ихтиандр - Морской Дьявол. А. Беляев. «Человек-амфибия».)

3. «Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его была покрыта несколькими слоями бинта, на глазах - черные очки, розовый нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастья ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить поистине чудеса».

(Ответ: Гриффин. Г. Уэллс. «Человек-невидимка».)

4. «Молодой человек 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в семнадцатом веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, хитрости, сообразительности».

(Ответ: Д'Артаньян. А. Дюма. «Три мушкетера».)

5. «Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя».

(Ответ: Пятница. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».)

6. Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была «...вся сплошь черная как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел бы встать ей поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха...»

(Ответ: Багира. Р. Киплинг. «Маугли».)

7. «...Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит... Коса иссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые... А одежа такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь...»

(Ответ: Медной горы хозяйка. П. Бажов. «Уральские сказы».)

8. «...Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идет Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно Седую бороду несет; И входит с важностью за нею, Подняв величественно шею, Горбатый карлик из дверей; Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода...»

(Ответ: Черномор. А. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

V. Подведение итогов конкурса

Объявление результатов конкурса, награждение команд-победительниц и всех участников памятными призами.

VI. Решение родительского собрания

1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и в развитии у них устойчивого интереса к чтению, следует направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.

2. Помогать ребенку вести читательский дневник.

3. Объявить конкурс на лучший читательский дневник; в конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.

VII. Заключительное слово классного руководителя

- Уважаемые родители и дети! Закончилось наше собрание-конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день ваших семей будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в этом путешествии.

(Вручаются памятки родителям и учащимся.)

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

2. Хвалите ребенка за чтение.

3. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.

5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

6. Какие слова или выражения запомнились ему?

7. Чему учит эта книга?

8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка для детей

1. Читай вслух правильно, обращая внимание на каждый слог и каждое слово.

2. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы.

3. Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.

Похожие статьи:

Родительское собрание во 2 классе. Трудовое воспитание в семье

Родительское собрание, 2 класс. Воспитание хороших манер у детей

Родительское собрание во 2 классе. Домашнее задание

Родительское собрание во 2 классе. Воспитание в семье

Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!