Родительское собрание во 2 классе. Трудовое воспитание в семье
Сценарий родительского собрания для 2 класса «Без трудов нет и плодов»
Составлено и проведено А.Л. Потаповой
Цели:
— сформировать у родителей отчетливое представление о роли и возможностях трудового воспитания младших школьников;
— оказать помощь родителями в поиске путей и способов трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. За неделю до родительского собрания классный руководитель проводит анкетирование учащихся и родителей, делает его анализ.
Анкета для учащихся
1. Помогаешь ли ты дома?
2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?
3. Какие это поручения?
4. Охотно ли ты их выполняешь?
5. Поощряют ли тебя за это родители? Как?
6. Наказывают ли тебя родители за невыполнение поручения? Как?
7. Выполняешь ли ты вместе с родителями какую-либо работу?
8. Если «да», то какую?
Анкета для родителей
1. Помогает ли вам ребенок по дому?
2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому?
3. Если поручения существуют, то какие?
4. Охотно ли ваш ребенок их выполняет?
5. Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей (поручений)? Если «да», то каким способом?
6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Если «да», то каким способом?
7. Выполняете ли вы вместе с ребенком какую-либо работу?
8. Если «да», то какую?
II. Классный руководитель изучает научно-методическую литературу по проблеме трудового воспитания младших школьников в семье, вырабатывает свои представления о форме, ходе, решении родительского собрания.
III. Классный руководитель продумывает способы активизации участия родителей в обсуждении рассматриваемой проблемы.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на доске написаны слова К.Д. Ушинского: «...Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»;
— в центре классной доски изображено дерево без листьев и плодов;
— таблички в форме листьев дерева с надписями «Цели», «Задачи», «Домашние поручения», «Полезные советы», «Труд не понарошку»;
— вырезанные из картона «яблоки», к которым приклеены картинки с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя. Сообщение темы родительского собрания
На доске изображено дерево. Классный руководитель обращает внимание родителей на это дерево.
Уважаемые родители! В данный момент на этом дереве нет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться в любой момент, если наше обсуждение проблемы трудового воспитания детей окажется продуктивным. У меня есть таблички-листики с названиями этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно я буду листики прикреплять к изображению дерева. Итак, тема нашего собрания — «Без трудов нет и плодов».
II. Определение целей и задач трудового воспитания в семье
Осуществить трудовое воспитание детей учитель может только с родителями. С первых дней обучения в школе он обращает особое внимание на их трудовую подготовку, самостоятельность, исполнительность, готовность браться за дело и доводить его до конца. Если ребенок не приучен к труду, самостоятельности, то в работе с ним возникают осложнения — он отстает от других детей, требует постоянного внимания к себе, его надо систематически приучать к труду дома и в школе. Конечно, каждая семья имеет свои особенности, и учитель находит наиболее действенные меры трудового воспитания ребенка. Самое важное в том, чтобы создать благоприятные условия, которые побуждали бы детей к труду, исполнению своих обязанностей в семье, заботе о других. Не поучения, укоры и замечания нужны, а жизненно необходимые дела, исполнение обязанностей в быту, без которых семья не может обойтись.
Чувство ответственности и необходимости труда побуждает у детей совместная работа со взрослыми — родителями, учителями. Сам факт работы вместе со взрослыми, участия в деле для ребенка — особое доверие, которое требует большой ответственности. Трудолюбие воспитывается тогда, когда труд приносит радость, успех, когда он — желаемая необходимость. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у детей в повседневных практических делах. Их приобретение имеет большое психологическое и воспитательное значение для детей — у них повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать свои трудовые умения и навыки.
В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества (трудолюбие, дисциплинированность, желание доводить начатое дело до конца и т.п.). У детей младшего школьного возраста важно заложить стремление быть трудолюбивым. Поэтому существует ряд целей и задач трудового воспитания детей:
— способствовать усвоению знаний о роли труда в жизни людей;
— воспитывать у детей добросовестное отношение к труду;
— воспитывать у детей стремление выполнять любую работу старательно;
— формировать общетрудовые умения и навыки.
При постановке цели труда важно в воображении детей представить картину того, какую пользу принесет их труд, как он изменит и преобразит действительность (уборка игровой площадки, сбор ягод для подкормки птиц зимой, посадка деревьев и др.). Но главное — непосредственное участие детей в труде. Только в процессе труда, при активном участии ребенка воспитывается трудолюбие, формируются трудовые умения и навыки. Даже самый непривлекательный, тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.
Классный руководитель прикрепляет листья «Цели», «Задачи» на изображение дерева.
Родители вносят свои предложения об ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске напротив приклеенных табличек-листиков.
III. «Труд не понарошку»
Классный руководитель прикрепляет к дереву табличку- листик «Труд не понарошку». Больших усилий от учителя требует работа с детьми, у которых родители воспитывают потребительское, беззаботное отношение к тому, что добывается трудом взрослых. Родители не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Добрые намерения, стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить от забот о себе, домашнем хозяйстве, младших и старших наносят вред воспитанию личности. Ребенок привыкает беспечно и равнодушно относиться к материальным ценностям, привыкает к праздности и безответственности. «Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Поэтому важно, чтобы дети приучатись с юных лет работать», — отмечал Л.Н. Толстой. Не случится ли так, что, привыкнув к поблажкам, ребенок, став взрослым, будет избегать труда.
Классный руководитель анализирует результаты анкетирования. Например, говорит о том, что у детей есть постоянные поручения по дому, но не все выполняют их охотно и т.п.
IV. «Домашние поручения»
У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности: самому заправлять постель, следить за состоянием обуви и одежды, подавать на стол хлеб, мыть посуду и т.п. Родители должны терпеливо учить, показывать, не ругать и не наказывать за некачественно выполненную работу. Больше помогать и поощрять, давать возможность ребенку испытать удовольствие от выполненной работы. Домашние дела — прекрасная тренировка для ребячьих рук.
Родители предлагают варианты поручений, используемых в практике воспитания своих детей. Классный руководитель прикрепляет табличку-листик «Домашние поручения», а затем анализирует результаты анкетирования родителей. Например, отмечает то, что родители и дети часто работают вместе, наиболее распространенными поручениями являются помощь в уборке квартиры, забота о младших, мытье посуды, уход за домашними животными и др. Отмеченные поручения записываются на доске напротив таблички-листика «Домашние поручения».
V. Классный руководитель прикрепляет на изображение дерева табличку-листик «Полезные советы».
Родители делятся своими советами, которые записываются на доске напротив соответствующего листика. Затем классный руководитель по мере необходимости дополняет список своими советами. По мнению педагога, полезными могут быть такие советы.
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместно.
4. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.
5. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
VI. «Удивительный плод». Итог собрания
Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи — это трудолюбие». И тогда наше дерево будет плодоносить.
Классный руководитель помещает на изображение дерева «яблоки» с фотографиями участия детей в различных видах трудовой деятельности.
VII. Решение собрания
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.
2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы педагога и предложения родителей, высказанные на собрании.
3. Предложить родительскому комитету школы обсудить на своем заседании проблему трудового воспитания детей в семье.
Литература
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. М., 1985.
Кушаев И.А. Мир детства. М., 1988.
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. М., 1987.
Похожие статьи:
Комплекс физических упражнений для младших школьников
Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Нет комментариев. Ваш будет первым!