Родительское собрание во 2 классе. Воспитание в семье
Сценарий родительского собрания для родителей второклассников «Мудрая воспитательница — радость»
Составлено и проведено О.Н. Федоровой
Цели:
— обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье;
— формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные и положительные моменты в воспитании детей;
— предложить родителям практические рекомендации по воспитанию и развитию личности ребенка.
Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.
II. Классный руководитель проводит предварительное анкетирование родителей, которые отвечают на вопросы двух анкет. С ответами родителей знакомятся члены родительского комитета и готовят на основе полученного материала выступление.
Анкета 1. «Эмоциональные состояния ребенка»
1. Эмоционален ли ваш ребенок?
2. Умеет ли ваш ребенок радоваться?
3. В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?
4. Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?
5. Каким образом вы это делаете?
6. Проявляет ли ваш ребенок негативные эмоции?
7. В каких случаях он это делает?
8. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?
9. Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих неудачах?
10. Считаете ли вы проблему эмоционального состояния
Анкета 2. «Поощрение и наказание детей в семье»
1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказаний?
3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
4. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
5. Как долго ваш ребенок помнит наказание?
6. Какие меры наказания в вашей семье исключены?
III. Учащиеся отвечают на вопросы двух анкет. Классный руководитель анализирует ответы учащихся и готовит сообщение о результатах анкетирования детей.
Анкета 3. «Мое эмоциональное состояние»
1. Чаще всего я радуюсь, когда ...
2. Чаще всего я смеюсь, когда ...
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ...
4. Чаще всего я обижаюсь, когда ...
5. Мне плохо, когда меня ...
6. Мне хорошо, когда меня ...
Анкета 4. «Поощрение и наказание в семье»
1. Как часто тебя наказывают?
2. Что может послужить поводом для наказания?
3. Боишься ли ты наказаний?
4. Как часто тебя поощряют?
5. Как тебя поощряют?
6. Ждешь ли ты поощрения?
IV. Учащиеся с классным руководителем изготавливают книжку-малышку своих рассказов под названием «Можно и нельзя нашего дома».
V. Классный руководитель организует конкурс детских рисунков на тему «Поезд под названием "Жизнь"».
VI. Классный руководитель готовит памятку для родителей.
Памятка «Радости»
♦ От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».
♦ Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
♦ Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
♦ Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
♦ Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
♦ Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
♦ Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
♦ Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
VII. Учащиеся на уроках труда изготавливают «книжечки» участников собрания (альбомный лист, сложенный пополам, с вопросительным знаком на обложке). Каждый родитель имеет возможность записать сюда вопросы классному руководителю или администрации школы, которые появились у него до родительского собрания или в ходе его.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— в центре классной доски — название родительского собрания;
— выставка книг и журнальных статей для родителей;
— выставка творческих работ учащихся;
— книжка-раскладушка;
— ручки, «книжечки» для записей;
— памятка родителям.
* * *
I. Организационный момент
Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания, обращает внимание родителей на «книжечки», в которые можно записывать вопросы, возникающие по ходу собрания. Из участников собрания избирается рабочая группа.
II. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться прожитому дню, были уверены в своих силах, умели бороться с трудностями, сохранять душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях. Существуют понятия, которыми мы часто пользуемся, не всегда осознавая до конца их истинный смысл. Что обозначают слова «нравственность», «мораль», «гражданственность», «идейность», «личность»? Каждый в какой-то степени может охарактеризовать их. Однако, задумавшись более глубоко, многие придут в замешательство. Быть человеком, быть личностью? Кто формирует личность? Становление личности начинается с рождения, а заканчивается с последним ударом сердца. Развивая свою личность, человек освобождает себя от всего, что мешает гармоничной жизни. Микеланджело однажды пошутил, отвечая на вопрос, как он работает: «Беру долото и отсекаю все лишнее». Примерно так же человек «делает себя». Надо продумать правила жизни. Уже в детстве ребенок понимает, что такое хорошо и что такое плохо, т.е. осознает первые заповеди нравственного поведения.
Нравственность любого ребенка начинается в семье. Бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы. Нравственность ребенка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома. Именно в этом возрасте у детей начинают активно проявляться личные качества характера. Именно в этот период времени родителям стоит задуматься о том, насколько ребенок может уживаться в детском коллективе, каково ему в нем.
III. Основная часть
Классный руководитель. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает семья. «Говорят, что несчастие — хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному», — говорил А.С. Пушкин. Чувствовать себя счастливым — естественно для ребенка. Он весь обращен навстречу радости, всюду ищет ее и старается найти. Ребенок, лишенный радости, становится вялым, гаснет его взор, силы его дремлют в бездействии. Радость необходима ему, как кислород. Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней заложен источник развития. Радость — мудрая, добрая воспитательница. Для духовного роста радость необходима так же, как солнечный свет и воздух для физического развития. Некоторым родителям кажется, что ребенок больше всего радуется, когда они покупают ему что-то. Но этой малой радостью не заполнишь той пустоты, которая образуется в душе, если нет радости победы над своими слабыми силами, радости преодоленной трудности, достигнутой цели, самостоятельного поступка. Радость проявленной честности, смелости — все это необходимо ребенку для его нормального развития.
Классный руководитель и председатель родительского комитета рассказывают о результатах проведенного до собрания анкетирования родителей и учащихся (анкеты 1, 3).
Никто не обижает детей гак часто, как его собственные родители своим непониманием, несправедливыми упреками, наказаниями. Ребенок долго носит в себе обиду, она отбирает силу и энергию у личностного развития. Более того, если вовремя не устранять обиды, со временем у ребенка может развиться состояние, которое психологи называют комплексом «несчастного сознания». Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из- за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания.
Классный руководитель и председатель родительского комитета рассказывают о результатах проведенного до собрания анкетирования родителей и детей (анкеты 2, 4).
Насилие и принуждение в воспитании приводят к тому, что ребенок перестает быть жизнерадостным. Сохранить присущую детям жизнерадостность — одно из важнейших условий развития у них стремления к творчеству.
Притча
Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят — киоск на поляне. На нем надпись: «У нас есть все». Купили они папе пилу для камней, маме — платье, меняющее цвет по настроению, дочке — куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил: «Опять не понадобились шлем для творчества, машина времени, самолет для полетов во сне и наяву. Опять придется только пыль с них вытирать».
Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно. Психологи считают творчество критерием развития личности. В формировании личности большую роль также играет самооценка. В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя...». Психологи ставят самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в развитии личности. Чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из десяти ступенек. Дайте ребенку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них все получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей. А на самой нижней ступеньке — те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители. Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой ступеньке в данный момент, и нарисуй себя на этой ступеньке». Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек — это тревожный симптом. Похвала, поощрение, одобрение повышают его самооценку.
IV. Коллективное обсуждение родителями проблемных вопросов
Родительский комитет и классный руководитель стимулируют присутствующих на собрании выразить свою точку зрения по вопросам:
♦ Как объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
♦ Как научить ребенка совершать нравственные поступки?
V. Заключительное слово классного руководителя
Развитие личности осуществляется успешно лишь при условии, если обеспечена эмоционально здоровая настроенность ребенка, если удовлетворяется его стремление к романтике, красоте, общению, деятельности. В радостном упоении жизнью ребенок развивается наиболее активно и гармонично.
Родителям вручается памятка.
Памятка «Ритуалы, которые нравятся детям»
♦ Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
♦ Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия.
♦ В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для родителей и детей.
♦ На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
♦ В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
♦ Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
♦ Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в собрании. Родители знакомятся с выставкой литературы.
VI. Решение родительского собрания
1. Принимать своего ребенка таким, какой он есть, отмечать его достижения, проявлять глубокую заинтересованность к его делам, его успехам.
2. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
3. Использовать в воспитании своих детей советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.
4. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Литература
Беседы о нравственности: Сборник статей. М., 1996.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
Разумихина Г.А. Мир семьи. М., 1996.
Райнпрехт X. Воспитание без огорчений. М., 2000.
Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
Филимонова Н.И. Через занимательное к развитию личности. М, 2000.
Похожие статьи:
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Комплекс физических упражнений для младших школьников
Физкультминутки для 1-3 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!