Родительское собрание «Взаимодействие с ребенком в конфликтной ситуации в семье», 7 класс
Конспект родительского собрания для родителей учащихся 7 класса на тему «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации»
Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи...
Словом можно убить и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.
В.А. Сухомлинский
Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций; ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов; тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.
Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в период своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.
Подготовительная работа: подготовка словаря темы (см. приложение); анкетирование родителей и учащихся (см. приложение); подготовка материалов лекции для родителей (см. приложение); подготовка ситуаций для практикума (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы воспитания детей в семье.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.
Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.
Наши дети растут, расширяется круг их общения. Появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.
Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.
Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благополучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрезвых, неряшливо одетых молодых людей. После вопроса “Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?” она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пускает. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ребенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и самое главное, как это происходит в его семье».
Причины кризиса могут быть самые разные:
— развод родителей;
— потеря близкого человека;
— алкоголизм родителей или одного из них;
— переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);
— межличностный конфликт;
— изменение состояния здоровья;
— проблемы внешности;
— препятствия в достижении поставленной цели и т. д.
Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но
— тревога, страх, смятение, шок;
— сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть трудности;
— истощение и уход от решения проблемы.
Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конфликты. Они могут быть:
— лично-семейные;
— профессиональные;
— межличностные, не связанные с профессиональной деятельностью;
— обусловленные состоянием здоровья;
— связанные с материальными затруднениями;
— обусловленные антисоциальным поведением.
Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.
Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:
— угрозы, указания, приказы;
— диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;
— морализаторско-менторские поучения;
— гнев, раздражение.
II. Анализ анкет родителей
Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей.
III. Краткая лекция школьного психолога по проблеме родительского собрания
IV. Родительский практикум. Разыгрывание ситуаций, предложенных классным руководителем
Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.
Родители делятся на группы по 4 человека и готовят небольшой сценарий предложенной им ситуации. В сценарий входит определение ролей, которые будут играть сами родители, реплики, которые будут предложены для решения данных ситуаций, конкретные решения, принимаемые в каждой ситуации.
После разыгрывания ситуаций можно провести дискуссию-анализ, которая позволит определить отношение родителей к выполняемому заданию. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:
— Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и почему они возникают?
— Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?
— Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?
— Как вы даете понять ребенку, что он прав?
— Способны ли вы принять точку зрения ребенка?
— Способны ли вы аргументировать непринятую вами точку зрения ребенка?
— Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей семье?
— Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы используете по отношению к собственным детям?
— Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?
— Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?
V. Подведение итогов
Классный руководитель предлагает родителям «выбросить» те методы и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной ситуации в семье. Для этого он раздает всем родителям конверты и листок бумаги.
Родители должны обдумать все то, что они услышали и увидели в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.
Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на последнем родительском собрании в 11 классе, когда ребята будут уходить из стен школы.
Приложение
Словарь
Кризис - в греческом языке «решение», «поворотный пункт» — резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение, тяжелое положение.
Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром (Психологический словарь).
Стресс - в английском языке «напряжение» — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого Расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно действовать в сложившейся ситуации.
Анкетирование родителей
1. Переживали ли вы когда-либо кризисную ситуацию?
2. Можете ли вы сказать, с чем она была связана?
3. Считаете ли вы, что ваш ребенок не может быть застрахован от переживаний, стрессов и кризисов?
4. Как вы думаете, нужно ли ребенку помогать выходить из кризиса своими силами или обращаться за помощью к специалистам?
5. Можете ли вы так думать, что ваш ребенок может переживать кризисную ситуацию?
6. Как вы будете помогать своему ребенку, если это случится?
7. Может ли школа стать причиной кризисной ситуации в жизни ребенка?
8. Считаете ли вы, что эта проблема должна обсуждаться на родительском собрании?
9. Кто может помочь семье в кризисной ситуации?
Анкетирование учащихся
1. Как ты понимаешь слово «кризис»?
2. Может ли человек переживать кризисную ситуацию?
3. Что может стать причиной кризисной ситуации?
4. Как нужно преодолевать кризисную ситуацию, если она с тобой произошла?
5. Может ли семья помочь пережить кризисную ситуацию?
6. К кому можно обратиться за помощью в кризисной ситуации?
Ситуации для родительского практикума
Ситуация 1. Вы узнаете о том, что ваш ребенок в компании таких же сверстников принимает легкие наркотики. До этого вы заметили, что изменилось его настроение, общение с семьей и сверстниками, он перестал ходить в школу, общаться с близкими друзьями.
Ситуация 2. Ваша семья глубоко переживает потерю любимой бабушки. Но ваш ребенок переживает эту потерю на высоком эмоциональном накале. Это сказывается на поведении подростка и его общении.
Ситуация 3. С вашей дочерью происходит нечто невообразимое: перестала есть, не подходит к телефону, не желает выходить из своей комнаты. А вчера заявила, что не хочет жить...
Ситуация 4. Вы развелись, ваш муж построил новую семью, ваш ребенок не желает общаться с отцом, отвергая все его предложения и материальную помощь. При этом ребенок меняется на глазах физически и психически.
Ситуация 5. Ваш ребенок не нашел себя в новом классном коллективе, но школа хорошая, у ребенка большие перспективы после обучения в этой школе. Однако он требует от вас возможного разрешения на возвращение в свою школу.
Похожие статьи:
Родительское собрание «Учимся строить отношения с подростками», 7 класс
Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании», 7 класс
Родительское собрание совместно с детьми, 7 класс
Родительское собрание «Воспитание ответственности у подростков», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!