Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Учимся строить отношения с подростками», 7 класс

Разработка родительского собрания для 7 класса

Цель: коррекция отношений родителей и детей.

Задачи: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития; выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Форма проведение: тренинг.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, учащиеся, психолог.

Подготовительный этап

Практическая работа для родителей и детей. Возможен вариант изготовления герба учащимися на классном часе.

Каждый человек должен располагать внутренними ресурсами противостояния опасностям, тем более важно сформировать эти ресурсы у ребенка. Они станут, как щит и меч, его оружием, его надежной защитой в различных жизненных ситуациях.

Врачи-психотерапевты Татьяна и Владимир Лозовые предлагают родителям вместе с детьми создать свой щит и герб. Ваша задача - изобразить свои ресурсы символически в виде рисунка личного герба.

Шаг 1: приготовьте ручки, карандаши, два чистых листка - для себя и ребенка. Нарисуйте свой макет герба. Разделите поле герба на пять полей.

Шаг 2: запишите и продолжите предложение 3 раза:

Я горжусь собой, потому что...

Обязательно найдите три разных повода гордиться собой.

Шаг 3: на первом поле герба нарисуйте то, что вы умеете делать лучше всего.

Шаг 4: на втором поле герба нарисуйте место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно, безопасно.

Шаг 5: на третьем поле - самое большое свое достижение.

Шаг 6: на четвертом - трех людей, которым вы можете доверять.

Шаг 7: на пятом поле напишите три слова, которые хотите слышать о себе.

Расскажите друг другу о своем гербе, покажите нарисованное.

А теперь немного истории. Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для придания смелости, выкрикивали свой девиз. Ваши личные девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой...», а также в трех словах, которые вам хотелось бы слышать о себе. Когда вам бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминайте эти слова и говорите их себе.

Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают вам и вашему ребенку - вы не одиноки. Есть кому вас выслушать и помочь. Напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились сами, помогает, когда охватывает неуверенность. Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности (второе поле герба) поможет восстановить силы, отдохнуть. Первое поле поможет восстановить силы, отдохнуть.

Оформите свои гербы. Теперь это ваша своеобразная визитная карточка. Обсудите с ребенком, где бы вы хотели разместить свои гербы. Подросток может поместить его так, чтобы он всегда был рядом.

Щит с гербом - оружие защиты, но он может стать и оружием победы, если с его помощью вы и ваш ребенок преодолели какую-нибудь жизненную ситуацию, стали сильнее, умнее, мудрее.

Меч - это знание своих прав. И право быть самим собой, и право на уважительное отношение к себе, и право выражать свои чувства, мысли, совершать и исправлять ошибки. Право изменить свое мнение, если признал его ошибочным. Прав много. Главное, чтобы Ребенок знал, уважал свои права, а это произойдет, если вы, в свою очередь, будете уважать его права и дадите ему возможность ими Пользоваться. Это сделает его по-настоящему сильным.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

Стулья в помещении расставлены по кругу.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер уважаемые участники встречи!

Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Что-то делать с собой мы можем здесь только с помощью друг друга. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько правил групповой работы.

Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам во время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Ничего записывать, ничего зачитывать во время занятий нельзя. Кроме того, во время занятия выйти за дверь нельзя, что бы ни случилось.

Принцип эмоциональной открытости: если участник что-то думает или чувствует здесь и сейчас, то ему надо сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.

Правило «стоп»: каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.

Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.

Правило не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет - это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во-вторых, это ограничение свободы личности, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

Правило «Я-высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, так как только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.

Правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, что может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости.

Принцип личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы, - это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник группы, - это его выбор, за который он несет ответственность.

Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него будет возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, так как разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снятию напряжения, необходимого при групповой работе.

Принцип «круга»: во время работы каждый участник должен видеть всех. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться по возможности в равном положении относительно других участников.

Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из желаний присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная.

Принцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, оценщиков.

II. Практические упражнения

Упражнение «Молекулы»

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: представим себе, что все мы - атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть любым, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединяться в молекулы - по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

Упражнение «Счет»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Инструкция: я буду называть числа. Сразу после того, как число будет названо, должно встать столько человек, какое число прозвучало.

• Почему не получилось с первого раза?

• Какие трудности возникли при выполнении задания?

• Что помогло выполнить задание правильно?

Упражнение «Слепое слушание»

Цель: продемонстрировать неэффективность передачи информации без обратной связи.

Инструкция: одна или две пары выполняют задание, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг другу). Каждому члену группы дается по семь спичек, одному из них ведущий составляет из семи спичек фигуру. Задача этого члена пары - объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Участники обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе задания.

Упражнение «Разные ответы»

Цель: помочь членам группы научиться отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.

Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Приводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации (мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т. д.), выбираются добровольцы и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает, какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.

Упражнение для родителей «Герб»

(Инструкция по выполнению - в подготовительном этапе.)

Упражнение для учащихся «Портрет человека»

В каждом негативном качестве необходимо найти лежащее в его основе положительное намерение.

Жестокость, агрессия - умение постоять за себя.

Ложь - умение хранить тайну, нежелание обидеть.

Упрямство - настойчивость, умение сказать «нет», достичь цели. Несдержанность - энергичность, умение выплеснуть энергию.

Лень - накопление энергии, отдых, отказ от завышенных потребностей.

Трусость - желание выглядеть достойно.

Грубость - освобождение от отрицательной энергии, разрядка.

Прогулы - умение находить время на более интересное занятие. Обида - способность находить отдых от окружающих.

Клептомания - способность найти прежде, чем кто-то потерял. Страх - способность избегать угрожающих ситуаций, объектов.

Какой вывод можно сделать? (За каждым отрицательным поступком всегда стоит положительное намерение, поэтому для того чтобы разобраться с каждым плохим поступком, необходимо, прежде всего, понять, для чего человек это делает.

Упражнение «Обсуждение гербов»

Цель: усиление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания.

После выполнения упражнения «Герб» работы учащихся и родителей выкладываются на столах или развешиваются на стенах помещения. Задача родителей - найти герб своего ребенка, задача подростка - найти герб своего родителя.

• Легко ли было найти герб своего родителя (ребенка)?

• Что показалось интересным?

• Что нового вы узнали?

III. Подведение итогов

Вопросы родителям:

- Изменились ли ваши взаимоотношения?

- Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе? Вопросы детям:

- Попробуйте выразить несколькими словами впечатление о занятии.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

Общий вопрос:

- Что бы вы пожелали друг другу и себе?

Как показывают результаты опросов, проведенных в разных странах, подростки мечтают о таких родителях, которые:

• интересуются ими и готовы помочь, когда нужно;

• выслушивают их и стараются помочь;

• дают почувствовать, что они любят своих детей;

• выказывают свое одобрение;

• принимают подростков такими, какие они есть, со всеми ошибками и недостатками;

• доверяют им и ждут от них хорошего;

• относятся к подросткам, как к взрослым;

• веселые, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора.

Похожие статьи:

Родительское собрание совместно с детьми, 7 класс

Родительское собрание «Учение с увлечением», 7 класс

Родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться», 8 класс

Родительское собрание «Воспитание ответственности у подростков», 7 класс

Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании», 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!