Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Учение с увлечением», 7 класс

Разработка родительского собрания для 7 класса

Цель: оценка успеваемости учащихся класса.

Задачи: проанализировать результаты успеваемости учащихся; актуализировать проблему снижения учебной мотивации в данный возрастной период; выработать способы реагирования на проблему и пути ее решения.

Форма проведения: консилиум.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог, учителя-предметники.

Подготовительный этап

Анализ успеваемости учащихся класса. Подготовка диаграмм, таблиц.

Анкета самооценки уровня знаний

Инструкция: отметить рядом с названием предмета: В - высокий, С - средний, Н - низкий уровень интереса.

1. Назовите любимые учебные предметы в школе:

история;

литература; математика;

физика;

иностранный язык;

физическое воспитание;

биология;

география.

2. По какому предмету ты особенно нуждаешься в помощи преподавателей (назови)?

3. Назови предметы, к которым у тебя есть определенный интерес

4. Отметь любимое занятие (если другое - допиши):

чтение книг;

просмотр видеофильмов;

аудио-, видеозаписи;

игра на музыкальном инструменте;

коллекционирование;

кружки технического творчества (название кружка); спортивные секции (название секции);

занятие прикладным искусством (вышивание, вязание, макраме и др.);

сочиняю музыку;

пишу стихи, рассказы, басни;

5. Что помогает тебе преодолевать трудности, связанные с учебой?

6. Какие из нижеуказанных мотивов побуждают к учению; напиши сам, что влияет в первую очередь, во вторую, в третью, что совсем не играет роли.

а) интерес к процессу усвоения знаний;

б) практическая значимость усвояемых знаний;

в) ответственность перед родителями;

г) ответственность за учебный труд перед коллективом;

д) ответственность перед преподавателями;

е) ответственность перед другими;

ж) что-то еще, напишите сами.

7. Охотно ли ты учишься?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

8. Чем вызвана неудовлетворенность?

а) неинтересны большинство занятий;

б) непонятно то, что говорят на многих занятиях, а задавать вопросы стесняюсь;

в) не успеваю подготовиться по многим предметам и из-за этого получаю плохие оценки;

г) какой-либо другой ответ (укажите именно какой);

д) затрудняюсь ответить.

9. Чем можно объяснить, что ты учишься ниже своих возможностей?

а) не удается себя пересилить и заставить регулярно заниматься;

б) слишком занят общественной работой, не остается времени на занятия;

в) серьезно занимаюсь спортом, это изматывает, поэтому не хватает сил взяться за книгу;

г) слишком много времени и сил уходит на самодеятельность и кружки;

д) слишком часто отвлекают друзья, и не хватает силы воли отказаться, если куда-нибудь приглашают;

е) какими-либо другими причинами (какими именно).

10. Влияет ли коллектив класса на твое отношение к учебе?

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Во все времена были и есть дети, которые считают, что учиться в школе - скучнейшее занятие. Большинство учится из-под палки, и если бы школы вообще отменили, от радости прыгали бы до потолка. Наверное, виноваты мы, взрослые: сколько бы ни реформировали, ни обустраивали наши школы, что-то не выходит превратить учение наших детей в увлекательную часть их жизни.

Может быть, о том же думал Симон Львович Соловейчик, когда писал книгу «Учение с увлечением». Эта книга - для всех, потому что в ней говорится о вещах, значимых для каждого человека. Ведь увлекаться учением - значит знать толк в жизни, любить ее и ценить. Рекомендую перечитать эту книгу и примерить прочитанное к себе, Попробуем!

II. Педагогическое просвещение по теме «Учебная мотивация»

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл! Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем и родителем мер педагогического воздействия.

К семикласснику школа предъявляет больше требований, чем к младшим школьникам. Значительно увеличивается число учебных предметов; занятия ведутся несколькими учителями, предъявляющий ми порой разные требования к учебе; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

• потребность во «взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;

• особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;

• общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;

• стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя сточки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;

• стремление подростка к самостоятельности;

• увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с проявлением большей избирательности, дифференцированности;

• определенность и устойчивость интересов.

Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающий среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением взрослого. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно- воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Большинство подростков считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний осознается как значимый очень редко. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать зачет, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.

III. Анализ результатов успеваемости учащихся класса

Классный руководитель представляет сравнительный анализ успеваемости учащихся за последние учебные четверти с прошлым учебным годом в виде диаграмм.

IV. Выступление учителей-предметников

Учителя-предметники представляют анализ учебной активности Учащихся на уроке, выполнение домашних заданий, наличие учебной мотивации, предъявляют требования кучащимся.

V. Подведение итогов

Дополнительный материал

Правила самоорганизации внимания

1 Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, звонки по телефону).

2. Приступая к работе, предварительно организуйте рабочее место (оно должно быть надлежащим образом оборудовано).

3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ - предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.

4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, пролистайте конспект. Если же этот материал по какой-либо причине вами совсем не изучался, начинайте с ликвидации пробелов.

5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога, связанные с предстоящей ситуацией проверки знаний, займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные колебания внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удалось сосредоточить внимание, можно читать про себя.

6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием решением задач, так как это предупреждает возникновение монотонности, при которой устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностном: восприятию материала.

8. Контролируйте, подавляйте непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей (хлопанье дверей, автомобильная сигнализация, чьи-то голоса), так и внутренних стимулов (мысли).

9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких возвращений значило бы тратит» время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре в помещении.

Правила обращения с памятью

1. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Ставь цель - запомнить надолго.

3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

4. Начинай повторять до того, как материал начал забываться. Помни слова К.Д. Ушинского: «...понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того чтобы починить развалившееся, но для того чтобы укрепить здание и вывести на новый этаж».

5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд один День.

7. После математики учи историю, после физики литературу: память любит разнообразие.

8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики. Изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше - действуй.

9. Не учи стихи по столбикам, короткие - заучивай целиком, длинные - разбивай на части.

10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу. Надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Отрывок из книги С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением»

Учителя представляют, как учить детей. Но никто не пишет, что делать человеку, если он попал в заколдованный круг скуки и неумения работать. Некоторые сердились: «Да что тут такого? Какие еще хитрости нужны? Позаниматься как следует, вот и вся хитрость! Безнадежно отстал? А кто виноват?»

Я засел за книги, месяцами ходил в Ленинскую библиотеку, самую богатую библиотеку в нашей стране. Там тысячи книг об учении в школе. Но все они о том же - как учить ребят или как лучше учиться тому, кто хочет учиться лучше. Но что делать человеку, если он не в состоянии сесть за книгу и подумывает о том, чтобы бросить школу, об этом в книгах не написано!

Тогда я стал расспрашивать ученых: нет ли общего правила, по которому можно было бы преодолеть инерцию заколдованного круга?

Один крупный ученый, профессор психологии, сказал мне, что он не слыхал о таких правилах, но что, очевидно, надо найти слабое звено, слабое место в этом круге и на него направить все усилия. Однако этот совет не годился. Если бы все было так просто, то не было бы никакого круга, была бы цепь причин - устрани какой-то один недостаток, поломку в цепи, и все в порядке. А у нас - безвыходное положение! Человек не может заниматься с успехом, пока он не позанимается...

* * *

Увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой.

* * *

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?

Могут!

Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно. С уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.

* * *

Работать на уроке с увлечением - это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Школа воспитывает культуру отношения к жизни.

Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Вот в чем разница!

* * *

Многие думают, что уверенность и неуверенность даны от природы, что это неизменные качества. Но это не так, природа тут ни при чем. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании представление о себе как о человеке, достойном любви, то есть добром и умном. Он всем своим поведением старается придерживаться этого образа. А кого не любили, кому внушали: «Ты глуп, ты неряха, лентяй, бездельник», тот и вправду приобретает дурные качества, потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он представляет себя.

У каждого из нас есть некая модель себя самого, мы постоянно сравниваем свое поведение с этой моделью - и так и поступаем. Поэтому если мы хотим, чтобы какой-нибудь человек изменился в лучшую сторону, то мало ругать его - надо помочь ему создать лучшее представление о себе, «исправить» ту модель, которая заложена в его сознании. И если мы хотим измениться сами, воспитать себя в каком-то отношении, мы должны прежде всего менять представление о себе, иначе все наши попытки самовоспитания будут тщетными.

Чтобы исправить мотор, нужно действовать на него непосредственно: что-то подвинтить, что-то заменить, что-то отшлифовать. Но человек не машина, на человека непосредственно действовать невозможно, есть только один путь: действовать на внутренний мир человека. Внешние причины действуют только через внутренние - это один из основных законов человеческой психики.

* * *

Представление о самом себе как о хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами мы принимаем критику, но только доброжелательную и только оттого чело века, который - мы чувствуем это - верит в нас и любит нас.

Но когда нас хотят унизить, то есть понизить нас в собственных глазах, внушить нам, что мы глупы или дурны, все в нас восстает против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке - представление о самом себе, образ самого себя.

Если кому-нибудь удастся это наше представление ухудшить, мы действительно станем хуже, наше стремление быть хорошим уменьшится.

Похожие статьи:

Родительское собрание «Воспитание ответственности у подростков», 7 класс

Родительское собрание «Учимся строить отношения с подростками», 7 класс

Родительское собрание «Воспитание подростка в семье», 8 класс

Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании», 7 класс

Родительское собрание «Мир подростковых увлечений», 8 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!