Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда»
Разработка родительского собрания для 8 класса на тему «Проблема вредных привычек у детей и подростков»
Вредные привычки.
Антиалкогольная пропаганда и предупреждение курения. Природа и значение предрасполагающих факторов к наркомании и токсикомании. Меры борьбы, их сущность.
Форма занятия - «круглый стол».
Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.
Вредные привычки снижают продуктивность труда, не позволяют принести обществу ту пользу, на которую оно вправе рассчитывать, г. е. привычки, которые мешают человеку прилежно и квалифицированно трудиться; здесь речь, разумеется, идет о должном минимуме пользы, которую обязан человек принести за свою жизнь. Вредными следует считать те привычки, которые чем-либо вредят людям, окружающим данного человека: его близким, товарищам по работе, отражаются на их здоровье и работоспособности. Наконец, вредными нужно считать привычки, которые приводят к порче того, что создано людьми и ими используется или может быть использовано будущими поколениями. Все эти привычки в той или иной степени снижают социальную ценность человека, препятствуют гармоничному развитию личности.
В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. В результате этого дети оказываются предоставленными самим себе, их активность находит случайные и порой нежелательные выходы, плохие их побуждения своевременно не пресекаются, что способствует их закреплению, а при отсутствии у них достаточной активности формируется пассивное отношение к окружающему.
С невниманием взрослых связано и формирование тех вредных привычек, в основе которых лежит плохо или неправильно усвоенный навык. Это может быть небрежное выполнение различных действий, недобросовестность, стремление отделаться минимумом усилий. Отсутствие контроля взрослых за правильным, тщательным, добросовестным выполнением действия приводит к тому, что ребенок, подросток, а потом и взрослый делают все лишь в «основном», формально, не задумываясь над тем, насколько далеко от этого в «основном» до подлинного выполнения данной работы. Если еще при этом взрослые не контролируют сроков осуществления действия, не учат начинать дело своевременно и доводить намеченное до конца, человек будет растягивать работу, переносить сроки ее окончания, находить оправдания некачественному и несвоевременному ее выполнению.
Многие взрослые стремятся хорошо воспитывать ребенка, но проявляют беспомощность в реализации своих благих намерений, не умея правильно отнестись к тем или иным особенностям его поведения, не зная, как его проинструктировать, не имея должного терпения и настойчивости. Наконец, взрослые порой сами служат ребенку дурным примером, не понимая своих недостатков или будучи не в силах от них избавиться.
Вредные привычки можно разделить на три категории в зависимости от того, на какой объект они преимущественно направлены: на самого себя, на других людей, на окружающие предметы. Существует, например, немало вредных привычек, которые, не принося вреда самому человеку, мешают окружающим. Это и привычка громко сморкаться, и чихать не сдерживаясь, и привычка бросать различные предметы где попало; последняя привычка вредна и для самого человека, так как в нужный момент ему приходится затрачивать немалые усилия для того, чтобы найти предмет, который следовало бы всегда держать в определенном месте.
Существенно отягощать совместную жизнь взрослых и детей могут не только вредные привычки, но и вполне законное и неизбежное порой желание их исправить, когда родители, наконец, спохватываются и начинают бороться с тем, что выработалось благодаря их беспечности и невниманию и что вовремя было бы довольно просто предотвратить. Именно по этой причине родителям приходится без конца напоминать своему сыну или дочери: «Ты опять не повесила форму», «Ты опять хлопнул дверью», «Ты опять разбросал свои вещи», «Ты опять не вымыла руки» и т. д. - и заставлять их сделать необходимое. В результате возникает и поддерживается атмосфера недовольства, раздражительности, жизнь заполняется мелкими ссорами и конфликтами.
Можно назвать множество в той или иной степени вредных привычек. К ним, в частности, относится и привычка к употреблению нецензурных выражений. Однако особая группа вредных привычек- злоупотребление алкоголем и курение, их относят к так называемым пагубным пристрастиям В чем же сходство между ними и прочими привычными действиями и в чем различие?
Сходство заключается в том, что все это привычные действия, укореняющиеся в результате повторения, и все они предметно направлены, а также в том, что все приносят вред.
Курение и употребление алкоголя - пагубные пристрастия, значит, особенно вредные, порой гибельные. Пагубные пристрастия являются сущностными, характерологическими привычками человека - формируется особый психический склад человека, особый его характер.
Правда, следует отметить, что по степени вреда на центральную нервную систему и организм в целом, по скорости развития пристрастия наркотические вещества значительно различаются. Например, пристрастие к курению табака развивается довольно быстро, но глубоких изменений личности, ее деградации при курении не происходит, вред курения сводится, главным образом, к нарушениям в состоянии здоровья и тем неудобствам, которые несет с собой потребность все время обращаться к сигарете независимо от окружающих условий, обстановки и т. д. Напротив, спиртные напитки человек в течение некоторого времени может периодически употреблять без того, чтобы сделаться алкоголиком, хотя алкоголизм начинается с этого. Сначала употребление алкоголя - просто вредная привычка и лишь потом - пагубное пристрастие. Вместе с тем в отличие от курения алкоголизм означает и постепенную деградацию личности, нарастание степени психической и физической инвалидности. Еще более опасны другие наркотические вещества - производные опия, барбитураты. К ним пристрастие развивается особенно быстро, и они ведут к полной деградации личности и полному истощению организма.
Понятие о наркомании, ее разновидностях, особенностях ее развития, ее опасности в первую очередь должны иметь родители и педагоги. Сегодня уже не секрет, что почти каждый третий школьник знает вкус наркотика. Число смертельных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние десять лет среди подростков в 42 раза.
При прочих равных условиях очень важную, порой определяющую роль играет особый склад личности, формирующийся в процессе воспитания и вместе с тем зависящий от врожденных особенностей психики. Не случайно при одних и тех же условиях жизни одни люди становятся алкоголиками, наркоманами, другие - нет.
Какие же черты личности предрасполагают человека к употреблению наркотических веществ и что ведет к формированию этих черт?
Первый вариант. Ребенок не находится под должным контролем родителей, которые руководили бы его действиями, ставили бы перед ним определенные цели, задачи и следили за их достижением, приучали бы преодолевать трудности. В результате такого воспитания у него вырабатывается способность самостоятельно ставить перед собой какие-либо цели, а следовательно, и проецировать свои действия на будущее. Это порождает безответственность в поведении, т. е. неспособность или нежелание предвидеть или учитывать последствия своих действий. Не обладая навыками сознательного усилия над собой, которые могут вырабатываться лишь в ходе сложной деятельности, подчиняемой достижению какой-либо более или менее отдаленной цели, он сразу выбирает путь наименьшего сопротивления, тот, который не требует от него особых усилий и вместе с тем сулит немедленное удовольствие. При этом стремление к удовольствию как единственно приемлемому результату действия полностью определяется фактом упрощенности его деятельности, неспособностью ставить перед собой достаточно отдаленные и сложные цели.
Второй вариант. Родители делают из ребенка кумира: его постоянно и безосновательно хвалят, восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности, совершенно не замечая недостатков и не реагируя на его неправильные действия. Атмосфера неумеренных похвал, восторгов, а заодно немедленного удовлетворения всех желаний ведет к завышенной самооценке, развитию неоправданных, непомерных претензий, нетерпимости к любым отказам. Он не способен критически взглянуть на свои поступки и должным образом их корригировать. Оторванность от реальности, неспособность найти место среди других людей, объективно оправдываемое его достоинство ведет к срыву в случае какого-либо неодобрения, неудачи или даже просто реальной оценки его личности и его действий. Для такого человека наркотическое средство оказывается вполне приемлемым способом достижения душевного равновесия.
Третий вариант. Родители жестко регламентируют деятельность ребенка, осуществляют мелочный контроль за ним, постоянно поучают и наставляют, строго одергивают, жестко диктуют, с кем можно водиться, а с кем нет, что можно делать, а чего нельзя и т. д. В результате такого воспитания могут формироваться различные дефекты характера: не вырабатывается способность отличать важное от неважного, существенное от несущественного в поведении его самого и других людей, он по-настоящему не знает, что хорошо и что плохо, а следовательно, и не имеет навыков самоконтроля, самостоятельной регуляции своего поведения, собственных критериев его оценки. Испытывая такие трудности, человек или приобретает склонность усваивать все обычаи своей среды, подражать поведению других людей, сколь бы пагубным оно порой ни было, или же нуждается как бы в психологической поддержке, которую он не может обрести в общении с другими людьми, и поэтому при определенных условиях оказывается склонным к наркотизации.
Все эти черты психики явно формируются в подростковом возрасте, хотя закладываются намного раньше. В подростковом возрасте они начинают реально сказываться в поведении и вместе с тем в ходе его закрепляются. Это связано с тем, что родители контролируют подростков меньше, чем детей более раннего возраста, сфера же их деятельности расширяется.
Подростки в силу психологических особенностей возраста склонны порою противопоставлять себя окружающему миру, взрослым. И в этом для них приобретают «как особенности их поведения, имеющие демонстративный характер, так и разного рода приметы их независимости и противопоставленности взрослым».
Таким образом, особенности формирования вредных привычек наглядно демонстрируют тесную связь, существующую между эмоциональной сферой, потребностями и деятельностью человека, а также связь между характером воздействия на ребенка в процессе его развития и особенностями протекания в его нервной системе определенных процессов. Действуя первоначально на эмоциональную сферу, наркотические вещества затем превращаются в потребность и в этом качестве преобразуют деятельность человека; меняются при этом и такие высшие черты его характера, как взгляд, убеждения, его мировоззрение.
Методические рекомендации
Учитель в ходе работы «круглого стола» анализирует ответы на проведенный тест. Рекомендуется пригласить специалистов по проблеме.
Анкета для родителей
I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения?
1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.
2. Часто непослушен и неисполнителен.
3. Не всегда исполнителен и послушен.
4. Всегда исполнителен и послушен.
II. Каково поведение ребенка дома?
1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.
2. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует.
3. Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
4. Всегда хорошо.
III. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким?
1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.
2. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
3. Не всегда отзывчивый и заботливый.
4. Отзывчивый, заботливый, добрый.
IV. Насколько ребенок трудолюбив?
1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.
2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.
4. Любит труд, постоянно помогает старшим.
V. Насколько воспитаны простота и скромность у ребенка по отношению к родным и близким?
1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.
2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
4. Всегда прост и скромен.
VI. Проявляется ли критичность у ребенка по отношению к другим людям?
1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи, товарищей.
2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.
3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
VII. Проявляет ли при этом самокритичность?
1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.
2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.
3. Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.
VIII. Как относится к учению дома?
1. Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.
2. Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.
3. Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
4. Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.
IX. Как относится к общественным поручениям?
1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.
2. Чаще всего безответственно относится к общественной работе, поручениям, требует постоянного контроля родителей.
3. Не всегда проявляет ответственность и желание выполнять общественные поручения.
4. Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.
X. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?
1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
2. Равнодушен к делам класса, школы.
3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это хорошими делами.
Обработка полученных данных. Получив от родителей листочки с номерами вопросов и ответов, учитель суммирует номера ответов (для каждого школьника) и полученную сумму делит на 10. Степень проявления нравственных качеств в поведении школьников в представлении родителей оценивается по следующей шкале:
от 1 до 1,5 - по мнению родителей, указанные качества не проявляются;
от 1,5 до 2,5 - по мнению родителей, качества проявляются слабо; от 2,5 до 3,5 - по мнению родителей, качества проявляются;
от 3,5 до 4 - по мнению родителей, качества проявляются ярко.
На основе полученных данных учитель сопоставляет оценку родителей со своим представлением. В случае их несовпадения необходимо выяснить причину этого несоответствия (скрытность, позерство, двуличие, необъективность родителей и т. д.), с помощью других методик наметить индивидуальную работу с этим учеником (а при необходимости и с родителями).
Обнаруженные негативные поступки, а также условия и причины, их породившие, послужат указанием в направлении дальнейшего нравственно-психологического развития личности подростка.
Похожие статьи:
Родительское собрание «Воспитание подростка в семье», 8 класс
Родительское собрание «Мир подростковых увлечений», 8 класс
Родительское собрание «Отец - воспитатель», 8 класс
Родительское собрание «Воспитание интереса к обучению», 8 класс
Родительское собрание «Воспитание положительного отношения к труду», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!