Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Воспитание положительного отношения к труду», 8 класс

Разработка родительского собрания для родителей учащихся 8 класса «Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду»

Приобщение детей к труду - одна из проблем семейного воспитания. Причины отсутствия у детей потребности трудиться.

Бытовой труд старших подростков в семье. Расширение трудовых умений, усложнение трудовых заданий.

Пути реализации трудового воспитания в семье.

Форма занятия - беседа.

Приобщение детей к труду оказалось в современных условиях одной из самых нелегких проблем семейного воспитания. Если прежде в крестьянской и рабочей семье дети с самого раннего возраста вынуждены были работать вместе со взрослыми, то теперь детство стало в основном временем учения и игры.

В прошлом - не таком уж далеком - дети задолго до вступления в производственную жизнь начинали активно работать в домашнем хозяйстве. В современной семье резко сократилось количество видов трудовых домашних занятий детей. У многих ребят очень часто нет привычки к домашнему труду. И тут во многом виноваты родители. Их не пугает откровенное безделье детей в домашних условиях. Годами чего-то ждут, не замечая, что превратили дом в вечную «базу отдыха» для своего ребенка.

Пассивное отношение к труду в семье ведет к тому, что подросток пассивно относится к труду и в школе, а потом и вообще ко всей трудовой деятельности. Тяжело бывает переделывать себя, найти силы переломить характер, по-настоящему полюбить работу, научиться без понуканий со стороны хорошо делать дело. Особенно это касается старших подростков.

Конечно, учеба, прочное овладение основами наук является главным трудом школьников-восьмиклассников. Но одного этого вида труда мало для гармоничного развития личности. Участие детей в посильном производительном труде дома и в школе ни в коей мере не может отрицательно отразиться на учебе, наоборот, раннее практическое применение знаний в конкретных делах утверждает в подростках осознанное отношение к учебе, развивает коллективизм, ответственность, способствует гражданскому их возмужанию, нравственному самосознанию.

Объем домашней работы резко сократился и в связи с улучшением бытового обслуживания, и из-за малочисленности современной семьи. Труд ушел из квартиры и со двора.

Семейное хозяйство держится на труде. Хозяйственно-бытовой труд - это одна из форм участия членов семьи в производстве средств к жизни. Так же как и труд в общественном производстве, он должен быть полезным, эффективным, качественным, а следовательно, рационально организованным. Только при таких условиях он станет мощным средством воспитания.

К сожалению, дети довольно часто не видят ясную цель своего участия во взрослых делах. Родители не показали им, что их усилия нужны для удовлетворения разумных общественных потребностей, какими бы малыми ни были эти усилия. Ведь труд детей в семье, по мысли А. С. Макаренко, должен быть не столько работой, сколько заботой. И речь идет об относительно постоянных обязанностях детей, характер и сложность которых изменяются с их возрастом. Прекрасно, когда к этому добавляются коллективные, семейные дела. Труд вместе со взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации рабочего места, рациональные приемы работы, правила техники безопасности.

Пока что участие детей в семейном хозяйстве постоянно сокращается. Старшие подростки, например, сейчас тратят на труд в семье в среднем 25 минут в день, что примерно в четыре раза меньше, чем в 20-х годах. С одной стороны, такое сокращение - явление положительное, ведь оно означает высвобождение времени на иные дела и занятия. С другой стороны, настораживает большое расхождение между загруженностью домашним трудом подростков и их родителей (женщины - до 5 часов, мужчины - до 2 часов). При этом многие родители жалуются, что в современной благоустроенной квартире непросто находить серьезные дела для детей. Так ли это? Для самих-то родителей дела находятся, и они заняты трудом в семье довольно продолжительное время. Разве нельзя привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха, к работам на даче, огороде. Бывает нередко и так: помогая родителям, подросток берет для себя посильную ношу. Но стоит ему чуть пожаловаться на усталость, родители тут же перекладывают на свои плечи эту ношу - и фигурально, и натурально. Всегда ли следует так скоро уступать ребенку? Не случится ли так, что, привыкнув к поблажкам, он, став взрослым, сам будет избегать сколько-нибудь тяжелого труда, да и вообще чего-либо сложного и трудного? Получается, что в течение 17-18 лет он в семье только берет, только получает. Откуда же появится навык отдачи, элементарная привычка работать, стараться для других?

А иногда родители рассуждают так: «Подумаешь, дети не трудятся физически! Зато умственной работой они загружены с лихвой». Но, во-первых, противопоставлением умственного труда физическому родители вольно или невольно у многих детей воспитывают пренебрежительное отношение к труду физическому и стремление любой ценой избежать его. Во-вторых, полноценное интеллектуальное развитие не достигается без умения трудиться и физически. Такое умение создается, прежде всего, разумным воспитанием в семье. Привычка работать руками не возникает сама собой. Она складывается только в процессе самой деятельности. И никакая специальная профессиональная ориентация на рабочие профессии «потом», при выпуске из школы, не поможет, если взрослые не воспитали в нем привычки работать собственными руками.

С чего же надо начинать воспитание положительного отношения к труду? Прежде всего, найти для ребенка в доме постоянное и нужное занятие, закрепить за ним ответственные обязанности. Казалось бы, об этом знают все, но многие всерьез не принимают. Надо приучать детей не только вымыть за собой чашку и застелить постель. За собой чашку вымыть - это ведь в конце концов для себя. А вот каждое утро ходить за хлебом, молоком, подметать полы, водить младшего брата в сад - совсем иное дело. Это значит работать, что называется, всерьез, с определенной долей самостоятельности. Таким образом, если мы не хотим растить белоручек, нам нужен труд детей в семье. Конечно, труд посильный, преследующий определенные нравственные цели и способствующий нормальному развитию ребенка в сочетании с учением и игрой. В сочетании с тем, что получает ребенок, это способствует воспитанию трудолюбия, пониманию того, что нельзя жить не работая.

Здесь не надо бояться внедрения в сознание детей экономической необходимости трудиться, материальной заинтересованности - в связи с бюджетом семьи и интересами общества в целом. Ведь приходная часть бюджета семьи складывается из заработной платы всех членов семьи, и они, заинтересованные в том, чтобы умножать общественное богатство, желают увеличивать и доходы семьи.

Правильно определить обязанности членов семьи - значит создать нормальные отношения между ними и возможность приучать к труду младшее поколение.

К сожалению, не все родители сознают, сколь велико воспитывающее влияние труда на формирование характера человека, особенно когда подросток уже в состоянии вносить свой, пусть пока небольшой, но важный вклад в бюджет семьи.

У нас много и справедливо пишут о необходимости труда. Но нельзя забывать, что ребенку надо в первую очередь иметь умелые руки, а во многих семьях к ручному труду прививается отвращение. Поэтому домашние дела - прекрасная тренировка для ребячьих рук.

Методические рекомендации

До проведения родительского собрания родители должны заполнить анкеты. Учитель может использовать результаты анкетирования и предложить родителям поделиться своим опытом воспитания у ребенка трудолюбия.

Анкета для родителей №1

1. Готовите ли вы детей к самостоятельной жизни?

2. Воспитываете ли ответственность быть хозяином своего дома, самостоятельность и жизненную приспособленность?

3. Умеет ли ваш ребенок выполнять элементарные домашние работы?

4. Отгораживаете ли вы ребенка от своей трудовой деятельности?

5. Сближает ли вас труд по дому, на дачном участке?

6. Руководствуетесь ли вы принципом «лишь бы хорошо учился», а остальное берете на себя?

7. Приучен ли ваш ребенок обслуживать себя сам?

8. Ведет ли самообслуживание к дисциплинированности?

9. Как поощряете ребенка за выполнение трудовых поручений?

Анкета для родителей №2

1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи? (Выберите вариант ответа.)

А. Да.

Б. Нет.

2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

A. Да.

Б. Эпизодические.

B. Постоянные.

Г. Не имеет.

3. Как относится ребенок к выполнению трудовых обязанностей?

A. Выполняет охотно.

Б. Пассивен.

B. Уклоняется.

Г. Только за вознаграждение.

4. Поощряете ли вы ребенка за выполнение трудовых поручений? А. Да.

Б. Нет.

5. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений?

A. Да.

Б. Нет.

B. Иногда.

6. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

A. Да.

Б. Нет.

B. Иногда.

7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?

А. Да.

Б. нет.

8. Знает ли ваш ребенок об этих разногласиях?

А. Да.

Б. Нет.

9. Какой труд вы предполагаете для ребенка в будущем?

А. Физический,

Б. Интеллектуальный.

Похожие статьи:

Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда»

Родительское собрание «Отец - воспитатель», 8 класс

Родительское собрание «Воспитание подростка в семье», 8 класс

Родительское собрание «Воспитание интереса к обучению», 8 класс

Родительское собрание «Мир подростковых увлечений», 8 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!