Родительское собрание «Отец - воспитатель», 8 класс
Сценарий родительского собрания для 8 класса на тему: «Отец – кормилец или воспитатель?»
Цели: информировать родителей о типах отцовского отношения к ребенку, о роли отца в семье; познакомить с понятием «хороший отец»; побудить отцов к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании детей.
Участники: родители (желательно отцы), классный руководитель.
Форма проведения: собрание-практикум.
Подготовка:
• проведение анкетирования среди учащихся «Я и мой папа» (Чем ты любишь заниматься с папой в свободное время? Доверяешь ли ты папе свои тайны? Какие? Что огорчает и что радует папу?);
• на одном из уроков русского языка учащиеся класса пишут сочинение на одну из тем: «Каким должен быть отец?», «Мой папа», «Каким я буду отцом?». Классный руководитель анализирует сочинения и готовит сообщение к собранию родителей;
• классный руководитель готовит памятку для отцов и делает ксерокопию для каждого участника.
Оформление:
• на доске высказывание по теме собрания: «Без хороших отцов нет хорошо воспитанных мужчин, несмотря на все школы, институты и пансионы» (Н. Карамзин);
• отрывок из стихотворения Е. Евтушенко:
Мать-природа,
Мужчина тобой приуменьшен.
Почему материнства мужчине не дашь ты?
Если б торкнулось в нем,
Там, под сердцем,
Дитя беспричинно,
То, наверно, жесток
Так бы не был мужчина.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
- Нашу встречу я хочу начать с небольшого педагогического наблюдения.
• Кто пришел в школу на родительское собрание? (15 мам - ни одного папы.)
• Кто гуляет во дворе с детишками? (6 мам - 1 папа.)
• Кто стоит в очереди за покупками? (10 мам -2 папы.)
• Сколько педагогов мужчин в нашей школе? (3 педагога.)
- Народная мудрость гласит: «Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены». Каждому ребенку отец нужен так же, как и мать. Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.
1. Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.
2. В сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина - тот, кто должен оберегать женщину.
3. Ребенок лишен возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина (его родители), как они проявляют заботу друг о друге, как принимают решения, как умеют понять друг друга с полуслова (а это закладывает образ будущей семьи ребенка).
4. Очень трудно привлечь сына к домашним делам - перед глазами пример мужчины в «белых перчатках».
5. Сама мама - издерганная, уставшая - далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна бы быть для детей и мужа. В стрессовой ситуации ее обычная реакция - апатия и слезы.
- В настоящее время роль отца в социализации ребенка стала находить все большее признание в мире. Это связано с тем, что перестало существовать жесткое разделение труда между мужчинами и женщинами. Отцы стали принимать все большее участие в воспитании детей со времен второй мировой войны. Английские ученые в 1965-1970 гг. по результатам опроса матерей заключили, что больше 75% отцов детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в воспитании детей, включая купание, пеленание и т. п. В 1981 г. другие ученые, основываясь на серии исследований, также выявили тенденцию ко все более возрастающей роли отцов в воспитании детей. Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответственность в уходе за ребенком. Так, любопытные ответы были получены на вопрос: «Если бы ввели декретные отпуска для отцов, ухаживающих за детьми, в каких случаях отцы согласились бы воспользоваться ими вместо матери?» - 21% опрошенных мужчин ответили: «Я бы остался, если бы у жены была зарплата выше моей», 33% - «Я с удовольствием остался бы, но боюсь, что окружающие будут смеяться надо мной». И наконец, была группа мужчин - 22%, которые, не располагая свободным временем и зная, что мать лучше сможет ухаживать за ребенком, все-таки предпочли бы больше времени проводить рядом. Интересно, что мера участия отцов возрастает вместе с социальным статусом человека, отражая равенство и взаимосвязь ролей отцов и матерей на более высоком социальном уровне.
Был проведен своеобразный эксперимент. Его целью было выяснить, как развиваются дети, если основным воспитателем в раннем возрасте является отец. Участники этого эксперимента - супружеские пары - поменялись «ролями»: мамы через несколько месяцев после родов вышли на работу, а папы взяли отпуск по уходу за грудными детьми. Дети находились под тщательным наблюдением врачей. Под папиной опекой они развивались прекрасно, даже с опережением - оказывается, папы меньше времени, чем мамы, уделяли кипячению бутылок и выглаживанию пеленок и больше - игре, возне с малышами, в которой проявляли незаурядную выдумку и творческие способности. Когда же дети достигли переломного подросткового возраста, выяснилось, что он проходил у них менее болезненно, а конфликты с родителями не достигали такого накала, как в обычных семьях.
II. Тест для родителей «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет - 0 баллов.
• Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
• Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.
• Современные школьные программы чересчур сложны.
• Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
• Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
• Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
• Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа- ночник.
• Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
• У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
• Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
• Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
• В детстве всем необходимы занятия спортом.
• За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
• Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
• Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры ограждать его от них.
Анализ результатов теста
15 баллов. Отец: вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка. Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8-11 баллов. Отец: в воспитании ребенка существует отстраненность. Мать: ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов. Отец: не судите слишком строго своего ребенка. Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
III. Знакомство с классификацией отцовского отношения к ребенку
- Выделяют два отцовских типа в зависимости оттого, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее - опекать (заботиться) или учить. Мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь. У других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои знания и умения, т. е. сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником. Они становятся хорошими отцами тогда, когда малыш подрастает.
- Есть и другая классификация отцов.
• Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал все, что нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что в жизни ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?
• Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.
• Исключительный папа. Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственное, чем рискуют папы-наседки, - это увлечься и стать еще одной мамой, т. е. конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папином?
• Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге... Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем возиться 2 часа с уроками или так расстраиваться из-за его отметок?
- Итак, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку. Но несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития. А вот еще одно исследование. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее удается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. Современная наука и практика убедительно свидетельствуют в пользу раннего участия мужчин в деле воспитания. Во многих зарубежных странах папы присутствуют при родах жены. По данным психологов, такие мужчины впоследствии оказываются более нежными и понимающими мужьями и отцами, их связь с ребенком теснее, а воспитательная эффективность выше, чем у других. Примечательно, что в семьях, где родители «рожали вдвоем», гораздо чаще обходятся без физических наказаний.
Все большее распространение получают в западных странах детские сады, где воспитателями работают не только женщины, но и мужчины. В таких детских учреждениях малыши развиваются более гармонично и физически, и умственно. Во всем мире уже давно создаются детские дома «семейного типа», где два воспитателя: мужчина и женщина. В таких группах удается творить почти чудеса - преодолевать задержки умственного, физического и психологического развития, делать детей-сирот с тяжелым прошлым жизнерадостными, уравновешенными, счастливыми. Таким образом, роль отца в воспитании ребенка очень велика. Прекрасно, если отец уделяет достаточно много внимания своему ребенку. Но даже если отец ограничивается только добыванием средств для существования семьи, и тогда отец чрезвычайно нужен своему ребенку.
К одному из учителей обратился отец с жалобами на 13-летнего сына: плохо себя ведет, не слушается, грубит, нет контакта с ним. Выяснилось, что в воспитании сына папа не участвовал. «У меня ответственная работа, я редко бываю дома, мне с ним некогда было в «бирюльки» играть. Вот придет время, потребуется мужское влияние - тогда и займусь». Папане заметил, что срок уже давно подошел. И когда отец решил осуществить свое «мужское влияние», он обнаружил сопротивление со стороны сына. Своим поведением ребенок как бы говорил: «По какому праву ты вмешиваешься в мою жизнь? Я тебя не знаю». И тогда отец грустно замечает: «Женское воспитание». Видимо, определенную роль играет распространенное мнение, что возиться с детишками - дело не мужское, что женщине самой природой предназначено это занятие. Однако лучшими педагогами всегда были мужчины - от Песталоцци и Коменского до Макаренко, Сухомлинского, Шацкого, Корчака.
IV. Анализ анкет «Я и мой папа»
V. Анализ сочинений «Каким должен быть отец?», «Мой папа», «Каким я буду отцом?»
- Из всех сданных сочинений около половины были о том, какими положительными качествами должен обладать отец. Треть учеников выбрали тему «Мой папа», и более чем 30% из них признались, что не любят своих отцов. Значит, в семьях есть серьезные проблемы в отношениях между детьми и родителями, и прежде всего между детьми и отцами.
Чаще всего подростки хотят, чтобы слова отца не расходились с делом, чтобы его уважали на работе, чтобы отец вносил в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи, чтобы им можно было гордиться. Вот что пишут подростки: «Мой папа любит правду и ненавидит ложь. Я хотела бы, чтобы папа был моим наставником и не бросал в трудную минуту. Чтобы он был порядочным человеком, уважал меня и мою маму. Отец должен уделять больше внимания детям, а не твердить: «Я занят».
«Мой отец очень трудолюбивый, его уважают на работе. Папа должен быть ласковым, добрым, заботиться о своей жене и детях. Главное, чтобы он как можно больше уделял времени своему ребенку».
К сожалению, некоторые ученики видят в своих отцах только источник материальных благ, и если отец не может их обеспечить, значит, он вообще не заслуживает уважения и внимания. Вот что написали такие дети: «Мечтаю, чтобы у моего папы было много денег, чтобы он покупал мне все, что я захочу». «Я хочу, чтобы мой папа был «новым русским», и у него была машина «Мерседес» и огромный дом». «Я хочу, чтобы мой папа был президентом или банкиром, и у него было много денег». Бесспорно, в большой степени, в таком отношении виноваты сами родители.
Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для развития личности ребенка. Стыд за них - это тяжесть на сердце, это неуверенность в себе, это агрессия к другим. К сожалению, многие дети испытывают стыд за своих отцов. Вот что мы прочитали в некоторых сочинениях: «Мой папа пьет. Я очень хочу, чтобы он не пил и любил меня и мою маму». «Мне не нравится, что мой папа повышает на меня голос по пустякам. Отец не должен кричать на ребенка и тем более бить его. Он должен спокойно объяснить, если ребенок что-то не понимает или делает неправильно». «Я хочу, чтобы мой отец не забывал обо мне, не говорил, что лучше бы кто-то другой был его сыном». Вдумайтесь, сколько горечи и боли в этих строках.
Но были и высказывания такого типа: «Папа - это хозяин дома. Он не должен иметь никакого отношения к женским и детским делам. Он источник доходов для всей семьи».
В сочинениях детей звучали и добрые пожелания отцам, и огромная благодарность за их помощь и любовь. «Я хочу попросить отца, чтобы он чаще вспоминал свое детство и своего отца, а также то, что ему не нравилось в нем, для того, чтобы избежать этого в наших с ним отношениях». Что же, есть над чем задуматься.
VI. Продолжение беседы
- Что делает мужчину хорошим отцом? Нужны ли тут какие-то особые навыки? Конечно, нет! Пытаясь преодолеть уклонение отцов от участия в воспитании детьми, мужчин побуждают стать матерями. Хотя иной раз и не мешает заменить детям мать, тем более, если мужчине нравится это занятие. Конечно, систематическое выполнение материнских обязанностей не сделает его более совершенным отцом. У него своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он сам. Первое и самое главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще, подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.
Заботясь о ребенке, оберегая его, родители вместе с тем передают ему и определенное представление о жизни, чтобы тот смог адаптироваться в обществе и со временем стать хорошим воспитателем уже своих детей. Уход за ребенком и забота о нем - самые легкие из родительских обязанностей. Научить с малолетства умению жить среди людей - задача куда более трудная и тонкая. Для этого никогда не бывает достаточно знаний и мудрости. Однако сам по себе факт, что у ребенка есть отец и мать, исключительно важен для него и его адаптации, потому что, как правило, у мужчин и женщин разные точки зрения на окружающий мир.
Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать ему это нетрудно - достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Например, супруг, который вносит в семью уверенность и покой, дает своим детям представление о мужчине совсем иное, нежели муж, что ищет в жене опору. Точно так же отец семейства, часто ссорящийся со своими родителями или родственниками жены, непременно подаст детям дурной пример вместо того, чтобы научить их относиться к родным с любовью и уважением. Это уроки первостепенной важности и для мальчика, и для девочки. Они имеют огромное значение для будущей их половой и семейной жизни. Ничто из того, что они узнают впоследствии из книг и учебников, не оставит большего следа в их сознании, не повлияет так на их чувства. Вот почему хороший отец должен быть прежде всего образцом настоящего мужчины и уже потом - идеального мужа.
VII. Тест «Какой вы отец?»
1. Помогаете ли вы собственным родителям?
2. Внимательны ли вы к жене и ее родственникам?
3. Умеет ли ваша семья распределять финансовые средства так, чтобы дети имели самое необходимое?
4. Пытаетесь ли вы избежать семейных ссор с супругой в присутствии детей?
5. Занимаетесь ли вы собственным ребенком, развивая его физически и интеллектуально?
6. Всегда ли вам удается выполнить обещание?
7. Имеет ли ваш ребенок обязанности по дому?
8. Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети?
9. Доверяет ли ребенок вам свои тайны?
10. Считаете ли вы себя хорошим отцом?
Анализ результатов теста
Если на все вопросы вы ответили положительно, значит, вы хороший отец.
Если вы ответили положительно на 7-9 вопросов, значит, вы стараетесь быть внимательным отцом.
Если вы ответили «да» на 4-6 вопросов, вам надо серьезно заняться семьей и полностью пересмотреть отношение к детям.
Если у вас 1-3 ответа «да», вы все прекрасно поняли, и мы благодарим вас за участие в собрании.
VIII. Практический этап собрания
Присутствующие на собрании родители распределяются на три группы. Классный руководитель предлагает каждой группе придумать или вспомнить реальную ситуацию, связанную с отношениями отцов и детей. Затем группы должны обменяться ситуациями и выдвинуть предложения по их решению.
В случае затруднений группам можно предложить уже готовые ситуации.
1. В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?
2. Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?
3. Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете?
IX. Анкета «Незаконченное предложение»
Родителям раздаются карточки, на которых написаны незаконченные предложения. Задача родителей (отцов) закончить их в соответствии со своим образом мыслей.
1. Думаю, что я редко...
2. Много времени я...
3. Лучше всего мне удается...
4. Думаю, что я достаточно способен...
5. Моей самой большой ошибкой было...
6. Считаю, что большинство мужчин...
- Чтобы корабль семейной жизни не мотало и не било в житейском море, на капитанском мостике должен стоять мужчина - муж и отец. Именно здесь место истинного мужчины. Думаю, что женщины вполне согласятся быть штурманами с опытным капитаном.
X. Решение родительского собрания
Решение формулируется на основе высказанных родителями идей и предложений, а также раздаются памятки для отцов.
Памятка для отцов
Уважаемые папы, помните!
• Дети хотят быть хорошими, но не любят, когда их прямолинейно воспитывают, их раздражают слова. Воспитывайте делом и личным примером.
• Если отец всегда недоволен, нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность и неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.
• И мальчики, и девочки нуждаются в родительской ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопать сына по плечу, потолкаться с ним, побороться, обнять и приласкать дочь. Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.
• Хвалите ребенка за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.
Похожие статьи:
Родительское собрание «Воспитание положительного отношения к труду», 8 класс
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда»
Родительское собрание «Воспитание интереса к обучению», 8 класс
Родительское собрание «Мир подростковых увлечений», 8 класс
Родительское собрание «Воспитание подростка в семье», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!