Родительское собрание «Воспитание подростка в семье», 8 класс
Разработка родительского собрания для 8 класса «Каково на дому, таково и самому»
Цели: расширить психологические знания родителей; показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи; помочь родителям наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
Участники: родители, классный руководитель.
Подготовка:
• за 2 недели до собрания среди родителей проводится анкетирование «Принципы воспитания детей»;
• среди учащихся проводится анкетирование «Это я».
Оформление, оборудование: выставка книг о воспитании подростков; на доске слова А.С. Макаренко: «Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека».
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
- «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя», - так говорил великий Конфуций.
Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина. Специальные исследования показали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. От того, какие были взаимоотношения в семье, получили ли дети достаточно любви и ласки, зависит будущая жизнь ребенка, зависит его место в жизни и то, насколько комфортно ему будет среди других людей.
II. Анализ анкетирования «Принципы воспитания детей», проведенного среди родителей
- По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей. Социальная психология утверждает, что виды взаимоотношений в семье могут быть следующими. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. Соревнование - желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений. Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.
Любой из этих 5 характеров отношений может в той или иной степени проявляться в семье, способствуя или, наоборот, препятствуя ее стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций жизнедеятельности. Естественно, что идеальный характер отношений - это сотрудничество. Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне важна не только для сохранения семьи. Именно в ней воспитание и развитие ребенка протекают ровно и безболезненно. Однако, к сожалению, сохранить эту атмосферу сотрудничества в семье удается не всегда. При определенной эрозии супружеских чувств, усталости и взаимопривыкании между супругами (а впоследствии и другими членами семьи) могут возникнуть паритетные отношения. Это тоже неплохо, хотя для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной - слишком уж важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций-то здесь как раз и недостает. Соревнование между членами семьи тоже допустимо, если, конечно, оно направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако наличие соревнования в семье зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей, и в случае отсутствия выдержки, такта или простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию. А здесь уже ни о чем хорошем говорить не приходится.
И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Но еще страшнее они сказываются на детях, которые могут или просто не появиться в подобной семье, либо постоянно испытывать в ней столь тяжелые травмы и потрясения, что нормальное их развитие становится невозможным.
Ситуация в семье часто осложняется, когда ребенок вступает в переходный возраст. Сегодня мы поговорим о том, насколько в подростковый период важно для ребенка именно семейное общение. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты, и как следствие - развал отношений. Часто к отчуждению приводят неосторожные фразы родителей, произнесенные в состоянии раздражения. Симон Соловейчик, автор книги «Педагогика для всех», в одной из глав приводит такой пример. Юноша-десятиклассник жаловался: «Ну что такое? Шестнадцать лет живем с родителями под одной крышей и никак общего языка найти не можем!»
Все наши затруднения с детьми можно описать как неумение найти общий язык. Не понимает нас ребенок! В русском языке для выражения недовольства ребенком есть огромное количество устойчивых оборотов, что свидетельствует об остроте и всеобщности проблемы:
• Ты что - не слышишь?
• Ты что - глухой? Оглох?
• Я кому говорю?
• Я что - стенке говорю?
• Я тебе говорю или нет?
• Я тебе, кажется, русским языком говорю!
• Ты что, русского языка не понимаешь?
• Сколько раз тебе повторять?
• Мне надоело повторять тебе одно и то же!
• Тебе что - сто раз повторить нужно?
• Ты что молчишь?
• Ты что - язык проглотил?
- Нам кажется, что дети нас действительно не слышат и надо повторить, надо сказать в третий раз, да прикрикнуть - вот тогда и услышит, и поймет, и все будет хорошо. Но многое из того, что мы говорим ребенку, до него никогда не дойдет, потому что мы не на том языке говорим. Общий язык - это не язык команды и послушания, это язык желаний. Общий язык - это общие желания. Это язык веры. Язык надежды. Язык любви. Общаться - значит пробуждать чувство, привлекать внимание.
III. Практикум для родителей
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Знаете ли вы своих детей?», вопросы которой были использованы ранее в анкете для учащихся «Это я».
Анкета «Знаете ли вы своих детей?»
• Любимый цвет вашего ребенка?
• Любимый праздник?
• Сколько лет вашему ребенку?
• К какому знаку Зодиака относится?
• Сколько денег вы даете на карманные расходы?
• Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?
• Сколько у него друзей?
• Любимая группа или солист?
• Пишет ли он стихи?
• Ведет ли он дневник?
Затем классный руководитель предлагает родителям сравнить их ответы с ответами детей и прокомментировать, насколько хорошо они знают своих детей.
IV. Продолжение беседы
- Условием преодоления трудностей в воспитании подростка и общении с ним прежде всего является разумная организация жизни семьи. В семье нужно создать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в т. ч. и подростка. Иногда мы требуем от него выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.
Когда взрослый нарушает данное ребенку слово, у него быстро находится оправдание этому. Ребенку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения. А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней. Поэтому надо понять, что разумно применять и такое правило общения: «Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка».
Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно правой инстанцией.
V. Разбор различных житейских ситуаций
Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.
- В чем сложность данной ситуации? Попробуйте сами ее разрешить.
(Высказывания родителей.)
Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него. Отсюда следует правило: «Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации».
Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел? Все это вполне реально можно обсудить с сыном или дочкой, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость - вот что надо нашим детям постоянно! Тогда будет ребенку дома комфортно и спокойно, и он состоится как личность.
Ситуация 2. Девочка приходит домой с мыслью, что сейчас она расскажет все свои новости приехавшей из командировки матери. Но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.
(Разбор ситуации с помощью родителей.)
Подведение итога. Еще одно правило для взрослых: «Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой Ребенок тоже нашел себя в этом мире». Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.
Ситуация 3. Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.
(Обсуждение ситуации.)
- Надо ли вникать в такие ситуации?
- Всегда ли они кажутся нам важными?
- Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?
(Высказывания родителей.)
Подведение итога. А ведь еще одна задача родителей - создать такую живительную среду, чтобы ребенок мог сам развиваться, активно строя свою уникальную личность.
Еще одно правило: «Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы».
VI. Заключительное слово классного руководителя
- Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью и пониманием, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Если ребенок дома ощущает любовь и понимание родителей, он будет чувствовать себя уверенно и комфортно в обществе. Ведь каково на дому, таково и самому.
- В качестве решения собрания сформулируем правила в памятку «Принципы отношения родителей с детьми».
1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт детским любящим сердцам.
2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
3. Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
Дополнительный материал
Анкета «Принципы воспитания детей»
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Ключ к тесту
а) могу и всегда так поступаю - 3 балла;
б) могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;
в) не могу - 1 балл.
Анализ результатов теста
От 30 до 39 баллов: вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов: ваш метод воспитания - кнут и пряник.
Менее 16 баллов: у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета «Это я»
• Мой любимый цвет...
• Мой любимый праздник...
• Мне... лет.
• Мой знак Зодиака...
• На карманные расходы мне дают... денег.
• Я предпочитаю... стиль одежды.
• У меня ...друзей.
• Моя любимая группа или солист...
• Я пишу стихи (Да, нет).
• Я веду дневник (Да, нет).
Памятка для строгих родителей
Нельзя наказывать и ругать ребенка:
• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;
• когда он ест, перед сном и после сна, во время игры или работы;
• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался, принес плохую оценку и т. д.;
• если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;
• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;
• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;
• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены.
Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Вы в таких случаях попросту срываете на детях зло.
Три «волшебных» способа обойтись без нотаций
1. Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.
2. Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят эту красоту - вот славно будет!». Ироническая похвала - как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.
3. Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.
Таких «волшебных» способов воспитания можно придумать множество. Ведь лучше самих родителей ребенка не знает никто.
Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете ребенку?»
Ответьте «да» или «нет» на каждый вопрос.
1. Я часто рассказываю ребенку о своем детстве.
2. Мы редко играем вместе с детьми.
3. Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда секреты.
4. Я уверена: если у сына или дочери возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью.
5. Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребенка, ведь это помогает ему быть более организованным.
6. Мы ходим в театры, музеи, кино минимум два раза в месяц.
7. Если дети просят меня помочь с домашним заданием, я им обязательно помогаю.
8. Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребенок.
9. Если сын или дочь получают «3» или «2», их ждет наказание.
10. Я часто стараюсь найти повод, чтобы похвалить ребенка.
11. Мы любим поговорить по душам.
12. Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей, настолько плохо их поведение.
13. Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его.
14. Мой тон в разговорах с ребенком часто строгий и назидательный.
15. Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они ничего не сделают вообще.
16. Я знаю, о чем мечтает мой ребенок.
17. Я часто привожу в пример сыну или дочери других детей или себя.
18. Если ребенок в гневе испортит вещи или устроит скандал, он будет наказан.
19. Мы обсуждаем с ребенком книги, которые он читает, и фильмы, которые смотрит.
20. Я рассказываю ребенку о проблемах семьи (например, о здоровье родственников, о финансовых проблемах).
21. Мой сын (дочь) может посочувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова.
22. Мой ребенок иногда говорит, что ему хотелось бы быть со мной почаще.
23. Я испытываю удовольствие, разговаривая с детьми.
Ключ к тесту
Подсчитайте баллы, прибавляя по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы: 1,3,4, 6, 7, 8,10,11,13,16,19, 20, 21, 23 и за каждый ответ «нет» на вопросы: 5, 9,12,14, 15,17,18.
Анализ результатов теста
От 0 до 7 баллов. Возможно, вашему ребенку не хватает хорошего, «позитивного» внимания. Да, вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения. Помните, важно не количество, а качество внимания. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А как здорово делать все это вместе со своим помощником!
От 8 до 13 баллов. Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, проследить за режимом, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка, его повседневными делами.
От 16 до 21. Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует «тыл», знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития.
Похожие статьи:
Родительское собрание «Воспитание интереса к обучению», 8 класс
Родительское собрание «Воспитание положительного отношения к труду», 8 класс
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда»
Нет комментариев. Ваш будет первым!