Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Вредные привычки», 9 класс

Разработка родительского собрания для 9 класса. Курение, алкоголизм и развивающийся организм

Проблемы алкоголизма и табакокурения в современном обществе. Причины и мотивы приобщения к ним подростков.

Разрушительное воздействие табака и алкоголя на развивающийся организм.

Культура организации свободного времени подростка. Авторитет и положительный пример родителей.

Форма проведения - беседа, практикум общения совместно со школьниками. На занятие-лекцию рекомендуется пригласить врача-нарколога.

На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин - жителей Земли - систематически курят, т. е. 40% взрослого населения нашей планеты являются курильщиками.

Почему же люди начинают курить? Одной из основных причин начала курения является любопытство. По данным опроса учащихся старших классов школ, ПТУ и студентов младших курсов институтов, курить из любопытства начали до 25%. Другая причина начала курения в молодом возрасте - подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях число курящих детей превышает 50%. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам или героям кино.

В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сынками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, встать вровень с курящими достигается с помощью первой выкуренной сигареты. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.

Никотин - это алкалоид чрезвычайно сильный, но действующий преимущественно на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Однажды был поставлен такой опыт: на тело курящего приложили несколько пиявок, а выделенную ими мочу дали выпить мышам. Утром, до первой «затяжки», с животными ничего особенного не произошло. Но как только человек выкурил первую папиросу, пиявки отвалились в судорогах, а мыши, получившие его мочу, впали в состояние сильного возбуждения.

Даже одна сигарета не безобидна для живого организма. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. около 50-70 мг для подростка. Но при этом нужно учесть, что растущий организм примерно в два раза чувствительнее к никотину, чем взрослый. Следовательно, смерть может наступить, если подросток одномоментно выкурит полпачки сигарет, ибо в целой пачке как раз и содержится одна смертельная для взрослого доза никотина. Правда, при быстром поглощении папиросного дыма, как правило, наступает чувство отвращения, тошноты, и это ведет к прекращению курения. Но, тем не менее, случаи смерти от выкуривания даже двух-трех папирос известны: смерть наступает в результате рефлекторной остановки работы сердца и органов дыхания (вследствие токсического «удара» на соответствующие нервные центры). Особенно часто такие случаи бывают при выкуривании сигарет в компании «на спор» (пари). Например, в Ницце французские юноши устроили состязание на выносливость к табаку. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие, ждал специальный приз. Но «победитель» не получил его: после выкуривания 60 сигарет он скончался. Другие члены компании были доставлены в госпиталь в тяжелом состоянии.

Речь идет прежде всего о воздействии табака на вегетативную нервную систему, ибо именно ее изменениями и определяется большинство симптомов, которые возникают при неумеренном потреблении никотина. Никотин, как выяснилось, влияет и на передачу импульса с нерва на мышцу. Большие дозы никотина действуют подобно известному яду - кураре, парализующему мышечную систему. Поэтому, хотя никотин действует значительно слабее кураре, спортсмены-курильщики никогда не смогут достичь результатов, которые они могли бы иметь в спорте, если бы не отравляли свой организм никотином.

Но больше всего страдают от никотинового яда надпочечники. Они выделяют в кровь такие действенные средства жизнеобеспечения, как адреналин и норадреналин. Они переносятся кровью в разные части тела и воздействуют на нервный аппарат внутренних органов. В результате, например, небольшие дозы никотина ведут к повышению кровяного артериального давления, а большие - к угнетению деятельности сердечно-сосудистой системы. Именно этим и объясняется резкое падение давления в сосудах при остром отравлении никотином, что приводит к головокружению, потере сознания, смерти.

Ежегодно во всем мире отмечается День здоровья. 7 апреля 1980 года он проходил под девизом: «Курение или здоровье - выбирайте сами!». Сейчас о вреде курения мы знаем довольно много. Появился даже новый термин: «болезни, связанные с курением». По данным Всемирной организации здравоохранения, от них ежегодно погибает около миллиона человек, в основном в относительно молодом и вполне трудоспособном возрасте.

Курение вызывает обызвестление (склероз) сосудов и становится одним из важнейших факторов, повышающих риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний артерий сердечной мышцы и мозга. У курящих резко повышена частота заболеваний дыхательных путей - хронического бронхита и эмфиземы - болезненного расширения ткани легких (число случаев смерти в 5 раз больше, чем среди некурящих).

Самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких. 90% всех установленных случаев рака легких приходится на долю курящих. Курить - значит повышать вероятность возникновения рака полости рта, глотки и гортани, пищевода, поджелудочной железы и мочевого пузыря. Как показывает статистика, 100 выкуренных сигарет равняется году работы с токсичными веществами, способными вызвать рак, а в течение года в легкие заядлого курильщика попадает около килограмма табачного дегтя.

Сердечно-сосудистые болезни играют ведущую роль в заболеваемости и смертности населения. Одним из важнейших факторов является курение, которое в связи с этим называют фактором риска.

Хорошо, если бы каждый ребенок-подросток, начиная курить, задал себе вопросы: «Что я делаю? Зачем я собираюсь отравлять свой организм? Неужели я настолько безвольный, чтобы заведомо портить себе здоровье?» В этом им могут помочь в первую очередь родители, и не только беседуя с подростками на эту тему, но и личным примером. В период, когда идет поиск себя, когда подросток хочет утвердиться, необходимо дружески объяснить, что курение и алкоголь не будут помощниками в этом.

Учитывая, что подростки в этом возрасте стремятся к самостоятельности в делах, поступках, суждениях, что наиболее значимым для них является мнение друзей, в особенности лидера группы, родителям можно попытаться организовать обсуждение проблемы дома с друзьями своего ребенка. Отец или мать будет выступать в роли дирижера, направлять общий ход обсуждения, в случаях затруднений или угасаний интереса помогать ребятам, подсказав нужную мысль или факт, комментировать спорные вопросы и т. п. Важно предложить ребятам такую ситуацию выбора, которая в дальнейшем станет исходной в дискуссии.

Родителям необходимо формировать опыт практического использования установки на отрицательное отношение к алкоголю. Любые понятия, отношения, суждения дети и подростки усваивают постепенно. Ни одно из них не воспринимается сразу и в готовом виде. Дети могут запомнить высказанное суждение, но их собственным мнением оно станет в процессе накопления чувственного, житейского и социального опыта. На это должны быть нацелены проводимые родителями беседы.

Ребятам можно предложить ответить, как бы поступил каждый из них, если бы ему дали выпить жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падение контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движений и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. п. Стали бы они пить? Подсчитывается, сколько «да», сколько «нет». Как правило, ребята понимают, что это за жидкость.

Здесь же можно предложить обсудить, почему многие люди добровольно подвергают себя воздействию этого яда.

Опыт практического использования усвоенного материала А. С. Макаренко называл «гимнастикой поведения». Подобной гимнастике поведения в соответствии с трезвенническими установками и посвящается следующее общение с подростком и его друзьями. Главной формой его проведения будут небольшие сценки. Исполняемые в них роли призваны упражнять ребят в правилах поведения в гостях, в компании, где предлагается спиртное. Такая практика упражнений широко распространена в антиалкогольных программах для подростков за рубежом.

Методика упражнения проста. Два-три подростка разыгрывают предложенную родителем сценку; в которой вариант отказа от алкоголя каждый должен придумать сам. Затем все вместе обсуждают, насколько хорош и убедителен данный отказ. Далее разыгрывается новая ситуация и придумывается иной вариант отказа. Он опять обсуждается всеми ребятами. В каждом варианте должны удовлетворяться две позиции: отвергается употребление алкоголя и сохраняются приятельские отношения с друзьями.

Именно в этом возрасте, как показывают исследования, подростки больше всего приобщаются к алкоголю. Учитывая это, можно организовать не одно, а несколько подобных общений, чтобы закрепить стереотип поведения. Естественно, ситуации можно менять, привлекая к исполнению ролей и девочек.

Ситуация первая.

Подросток вместе с родителями в гостях у родственников. Дядя настойчиво предлагает племяннику пригубить вина.

Дядя. Ты уже большой, немножко можно пригубить за мое здоровье.

Отец. Ну, ладно уж, попробуй чуть-чуть.

Подросток. ... (Дается вариант ответа.)

Ситуация вторая.

Миша пришел на день рождения к однокласснице. Там уже собрались сверстники. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать в рюмки. Миша отставил свой бокал, сказав:... (Дается вариант ответа.)

Ситуация третья.

Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошли приятели: Сережа, Женя и Витя. «Пошли с нами», - сказал Витя и показал что-то, спрятанное под курткой. Андрей не сразу, но разглядел горлышко бутылки с вином. «Нет», - возразил он... (Дается вариант ответа.)

Ситуация четвертая.

Ребята, жившие в одном доме, решили встретиться в новогоднюю ночь во дворе, чтобы покататься с горки, родители разрешили. Саша зашел за Андреем, а затем вместе направились за Сережей и Виталиком. Виталик почему-то долго копался в своей комнате, а когда вышли на улицу, сказал: «А я что принес!» - и достал спрятанную бутылку с вином. «Вот это да!» - восхитился Андрей. Сережа смутился, а Саша решительно заявил: ... (Дается вариант ответа.)

Привычка употреблять алкоголь обусловлена комплексом факторов, первыми из которых являются обычаи социальной микросреды. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Человеку начинает казаться, что трудности, житейские невзгоды не имеют особого значения. Отмечается такая причина пьянства, как обычаи ближайшего окружения. Социальная микросреда, в которой живет человек, определяет его отношение к алкогольным напиткам. Обычаи семьи при этом занимают одно из ведущих мест. И там, где положительно относятся к употреблению алкоголя, у детей и подростков в силу подражаний закрепляется, воспитывается стереотип подобного же отношения, т. е. складывается «алкогольный стиль жизни». Молодое поколение, вырастая, зачастую передает алкогольные установки своим детям. Образуется порочный круг.

Существенную роль в том, насколько широко распространено употребление спиртных напитков, играет отношение к этому явлению общества: чем оно снисходительнее к пьянству, тем шире распространен алкоголизм.

Но, конечно, велико значение и самого человека, способного снимать жизненные напряжения не с помощью алкоголя, а физическими упражнениями, спортивными занятиями, аутотренингом и т. п. Одним из важных направлений в борьбе с потреблением спиртного является воспитание трезвеннических установок среди населения и, прежде всего, среди подрастающего поколения.

В заключение хочется привести несколько примеров основных аспектов наносимого ущерба алкоголем обществу.

Социальный аспект ущерба. Основной удар приходится на семью: алкоголь разрушает ее, он поглощает от 40 до 70% семейного бюджета, создает, как правило, напряженную, конфликтную обстановку, дети растут беспризорными, в атмосфере асоциальности и зачастую становятся правонарушителями.

По подсчетам специалистов, в семьях пьяниц и алкоголиков вырастает 70% подростков-правонарушителей. От 60 до 80% разводов происходит из-за пьянства одного или обоих супругов.

Преступность также часто вызывается потреблением алкоголя: 80% хулиганских актов, 70% убийств и изнасилований совершается в состоянии опьянения. (Среди лиц, судимых за воровство, пьяницы составляют 58%.)

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире под влиянием алкоголя совершается до 50% изнасилований, 72% вооруженных нападений, 86% убийств.

Экономический аспект ущерба. Многими исследователями доказано, что после праздников и выходных дней на предприятиях падает производительность труда, совершаются прогулы, возрастает число несчастных случаев на производстве. В США это печальное явление называется «синим понедельником».

По мировой статистике, 50-70% дорожно-транспортных происшествий связано с алкоголем. По данным чешских исследователей, одна кружка пива перед рейсом увеличивает число аварий в 7 раз, 50 г водки - в 30 раз, а 200 г водки - в 130 раз.

Методические рекомендации

1. Беседа «Подросток, никотин и алкоголь».

Вопросы:

- Почему в подростковом и юношеском возрасте недопустимо курить и употреблять алкоголь?

- Что делать, если Вы узнали, что ребенок начал курить?

В мире интересного: «Как избавиться от курения».

Поучителен опыт Китая. В школах Пекина юного курильщика ожидает изнурительное наказание - тренировка на велотренажере. Педагоги полагают, что подобный метод, во-первых, отлучает провинившегося от сигареты, а во-вторых, он, пусть даже в принудительном порядке, приобщает к спорту.

- Считаете ли Вы необходимым праздники отмечать с употреблением алкогольных напитков? Почему?

- У Вашего ребенка приближается день рождения. Он хочет купить бутылку вина. Как Вы поступите?

2. Возможно проведение родительского собрания в форме «парламентских слушаний»:

«Введение «сухого закона» - запрет продавать алкоголь или табачные изделия».

Родители делятся на группы: представители «партий» в «парламенте», «Министерство здравоохранения», «Министерство образования», «наркологи» и др. Можно использовать предложенный материал как «рабочие листы» с учетом специфики группы. В группах обсуждают данную проблему с определенной позиции. Через 10 минут от каждой группы по одному выступающему предлагают свое видение решения данной проблемы. В конце собрания родители совместно составляют письмо-обращение к своим детям: «Вредным привычкам скажем «Нет!».

Похожие статьи:

Родительское собрание, 9 класс «Трудный ребёнок. Какой он?»

Родительское собрание «Профильное обучение» в 10 классе

Родительское собрание «Права ребенка - обязанности родителей», 9 класс

Родительское собрание «Компьютере – друг или враг?», 9 класс

Родительское собрание, 9 класс. Профессиональное самоопределение

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!