Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание в 1 классе. Роль игры в развитии младшего школьника

Сценарий родительского собрания для 1 класса на тему «Игра – средство развития детей 7-8-летнего возраста»

Дата проведения: по выбору классного руководителя.

Форма проведения: беседа-диалог классного руководителя и родителей учащихся класса.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Цель: способствовать осознанию родителями необходимости исследования игры и игровых моментов в жизни первоклассников.

Задачи: ознакомить родителей учащихся со значением игры в жизни детей 7-8 лет; определить возможности организации игры в домашних и школьных условиях.

I. Подготовительный этап

К проведению родительского собрания классный руководитель подбирает наглядное оформление дидактических игр, используемых во время проведения учебных занятий, готовит текст беседы для общения с родителями учащихся по теме собрания, желательно подготовить текст анкеты для родителей с целью определения возможности организации игр в домашних условиях, готовится видеосъемка фрагментов учебных занятий с элементами игры, фрагментов школьной перемены.

II. Проведение педагогического всеобуча для родителей

Классный руководитель. «Игра - тот или иной способ, каким играют, развлекаются. Играть - проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха, для соревнования в чем-нибудь».

Вся жизнь дошкольника была связана с игрой, основным видом деятельности является игровая деятельность. При поступлении в школу изменился вид деятельности, и основной, преобладающей становится учебная деятельность. Но игра полностью не уходит и не должна уходить из жизни ребенка. Детям необходимо играть так же, как и необходимо работать взрослому. Причины, побуждающие ребенка играть, - это любопытство и потребность активно действовать, а из этого и создаются интересы, так необходимые для успешного обучения. Поэтому в период поступления детей в школу нужно определиться, как использовать игру в новой обстановке. Среди игр, которые по-прежнему будут использоваться детьми, - сюжетно-ролевые, игра-труд, дидактические и подвижные игры, игры-забавы и развлечения, игровые праздники. Особое значение для школьника имеют сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты. Это такие игры, как «Школа», «Магазин», «Больница». Этими играми наиболее часто заняты наши дети.

Дидактические игры - игры, предназначенные для интеллектуального развития детей. Эти игры используются учителями в учебно- воспитательных целях.

Подвижные игры - игры, требующие от играющих активных двигательных действий. Подвижные игры младших школьников носят соревновательный, творческий, коллективный характер.

Возможности игровой деятельности.

Игра поможет первокласснику преодолеть:

- трудности в сфере отношений ко взрослому - к учителю, из-за чего возникает неумение строить отношения в учебной деятельности;

- трудности в сфере отношений со сверстниками - когда младшие школьники не могут принять точку зрения партнера, отстаивая свою;

- трудности в сфере отношений к себе - чаще всего завышенная самооценка не позволяет правильно оценить свои действия и возможности, что приводит к нервным срывам, потере интереса к учению.

III. Обсуждение необходимости игровой деятельности для учащихся 1 класса

Предлагается посмотреть подготовленные к родительскому собранию видеоматериалы учебных занятий и школьных перемен.

Вопросы для обсуждения:

1. Играют ли наши дети в классе?

2. Интересно ли детям заниматься игровой деятельностью?

3. Какие виды игр вы заметили в предложенных видеоматериалах?

Родители сами убеждаются, что игра необходима их ребенку, поступившему в школу, что нужно интересоваться играми своих детей, поскольку в совместных играх дети проявляются и с хорошей, и с плохой стороны. Наблюдения за поведением ребенка во время игры помогут вовремя провести обсуждение необходимости выполнения норм коллективной деятельности, от которой будут зависеть эмоциональный настрой ребенка в школе, отношение к учебе, а учителю это поможет создать благоприятные психологические условия для всех детей в классе.

На этом этапе обсуждения классный руководитель должен обратить внимание родителей на оформленные стенды, содержащие информацию об игровых приемах, используемых учителями на уроках: игровой материал, используемый на уроке математики при проведении устного счета, сказочные персонажи, помогающие изучению букв на уроках обучения грамоте и письму.

IV. Обсуждение возможности проведения игровой деятельности в домашних условиях

Вопросы для обсуждения:

1. Играют ли дети дома?

2. Какие они предпочитают игры: коллективные или одиночные, шумные или спокойные, интеллектуальные или подвижные?

3. Как относятся родители ребенка к организации игр детьми в доме?

4. Принимают ли участие родители в играх своих детей?

В ходе обсуждения может выясниться, что некоторые дети предпочитают играть дома одни, другим детям нужна для игры соответствующая компания. Некоторые родители с радостью относятся к домашним играм детей, другие не проявляют интереса к играм своего ребенка и его друзей. Классному руководителю стоит учесть разные мнения родителей и все-таки настоятельно рекомендовать поощрять возможность игры в домашних условиях, не боятся предоставлять им помещение для организации игры, ведь место может быть выбрано, где угодно. Все зависит от заинтересованности родителей. Поэтому к некоторым практическим советам стоит прислушаться (тексты могут быть подготовлены в виде памятки для каждого родителя или записаны на доске).

1. Участвуйте в выборе игры и места ее проведения.

2. Игры ребенку нужны разные: игры коллективные и игры одиночные.

3. Следите по возможности за содержанием той игры, что ведут дети.

4. Подойдите разумно к выбору игры, учитывая ситуацию: постоянные бурные игры неуместны, постоянные пассивные игры также не принесут пользы.

5. В совместных играх родителей и детей не переходите границы: чересчур увлекшись игрой не показывайте детям свой превосходство, а также не уподобляйтесь в игре карикатурному персонажу, изображающему отца ребенка, играющего железной дорогой и не дающего ребенку притронуться к ней.

6. Вашим детям можно предъявлять требование в такой форме: «После игры нужно прибрать в твоей комнате. Ты будешь убирать сам или с помощью твоих друзей?»

7. Вместо обвинений ищите решения.

V. Обсуждение возможностей организации игровой деятельности в условиях школы

Вопросы для обсуждения:

1. Возможно ли организовать игры в школе?

2. Может ли игра в школе причинить вред здоровью вашего ребенка?

3. Как организовать безопасные игры?

4. Какие коллективные игры можно организовать в классе с привлечением родителей учащихся?

5. Что нужно учитывать, чтобы игрой были увлечены все учащиеся класса?

Классный руководитель, участвуя в обсуждении предложенных вопросов, постепенно переходит к характеристике некоторых возрастных и индивидуальных особенностей детей, поскольку эти особенности часто мешают проведению игр, становятся причинами каких-либо недостатков, проявляющихся в учебной деятельности. Чаще всего в 1 классе одна из таких причин - неумение общаться со сверстниками.

Классному руководителю нужно постараться разработать систему мини-тренингов, способствующих формированию правильного стиля общения между одноклассниками, основанного на взаимном уважении и понимании. Эти мини-тренинги являются для первоклассников своеобразными играми, условия которых и способствуют установлению правильных отношений в процессе тренировки. Игры проводятся классным руководителем постоянно, а родителям на собрании сообщаются результаты проведения этих игр.

Вот несколько подобных игр.

VI. Игры на повышение уровня взаимопонимания

Задача этих игр - улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.

«Встаньте в круг»

В эту игру можно играть, отодвинув парты к стене. По просьбе ведущего (классного руководителя) ребята собираются вокруг него и по сигналу начинают хаотично двигаться по классу с закрытыми глазами, стараясь не наступать друг на друга и жужжа как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, играющие должны замереть на месте и прекратить жужжание. По сигналу «два хлопка» играющие не открывая глаза и в полной тишине пробуют выстроиться в круг ни к чему не прикасаясь. Когда все заняли подходящие, как им кажется, места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось.

Если в классе ученики умеют работать согласованно, доверяют друг другу, круг удастся построить очень быстро. Если же попытка построить круг оказалась неудачной, следует обсудить, почему так произошло, как вели себя разные играющие (при этом обговаривать все в общих чертах, стараться не называть конкретных имен, а пользоваться словами «кто-то», «некоторые дети» и т. д.). Игра повторяется несколько раз. Можно организовать проведение этой игры несколько раз в разные игры.

«Постройтесь по росту»

Игра начинается с хаотичного движения по комнате с закрытыми глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по второму играющие должны открыть глаза и, не говоря ни слова, быстро выстроиться в шеренгу по росту.

«Переходы со стулом»

Ведущий просит детей встать в круг, держа перед собой стулья. По сигналу играющие должны перестроиться и встать или по росту, или по именам в алфавитном порядке или по каким-либо другим признакам. Главное условие игры - задание выполняется в абсолютной тишине, стулья не должны задевать друг друга и производить шум.

«Гомеостат»

Гомеостат - это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Для этих целей вместо прибора используется игра. Играющие встают в круг, вытянув вперед руку, сжатую в кулак. По сигналу ведущего играющие выбрасывают произвольное количество пальцев. Задача состоит в том, чтобы, не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.

Понаблюдав за играющими, классный руководитель может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство ребят. Возможно, проявятся стойкие «одиночки», которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или группы детей, которые успешно решили проблему только внутри своей группы, но под остальных подстраиваться не желают.

«Шеренга»

Играющие становятся в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. По сигналу ведущего они попрыгивают на месте, поворачиваясь в прыжке вправо или влево на 90 градусов, 180 градусов или другое количество градусов. Сложная задача - совершать синхронные прыжки, поворачиваясь в одну и ту же сторону на одинаковое количество градусов. Более простая задача - после прыжка оказаться стоящим лицом в одну сторону. Договариваться об условиях выполнения играющим нельзя.

VII. Подведение итогов родительского собрания

Решение родительского собрания должно касаться всех обсуждаемых вопросов и быть продуманным для практического осуществления.

Решение родительского собрания может быть таким:

1. Учитывая необходимость игровой деятельности в развитии младших школьников, родительскому комитету продумать организацию внеклассных мероприятий в форме игры.

2. Использовать все виды игр при проведении внеклассных мероприятий, помочь проведению в классе «Веселых стартов», интеллектуальных игр по предметам, интеллектуальных игр во время школьных перемен.

3. Продумать оснащение для организации игр во время школьных перемен.

4. Материалы внеклассных мероприятий, проводимых совместно с родителями и детьми оформлять в виде фотографий, видеосъемок.

Похожие статьи:

Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность

Родительское собрание в 1 классе в начале учебного года. Сентябрь

Родительское собрание в 1 классе. Роль совместного отдыха родителей и детей

Родительское собрание в 1 классе. Мир увлечений

Итоговое родительское собрание в 1 классе в конце учебного года с детьми

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!