Родительское собрание «Толерантность начинается в семье»
Разработка родительского собрания о толерантности для родителей детей 5-8 класса
Форма проведения - лекция с элементами практикума.
Лекционная часть.
Учитель. Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в ходе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей.
Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.
Во-первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.
Во-вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.
В-третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм - это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Что же такое толерантность? Ее можно рассматривать в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных групп). Именно второе понятие толерантности легло в основу описываемой нами ниже методики. И именно о нем мы будем вести разговор.
Мы предлагаем рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признание - это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным. Принятие - это положительное отношение к его инаковости. Понятие - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. При этом к культурным группам мы относим группы, объединенные этническими, конфессиональными, тендерными, возрастными, имущественными признаками, особенностями физического или интеллектуального развития и т. д.
Следует обратить особое внимание на то, что здесь толерантность определяется через ценностное отношение к людям. Так было не всегда. Традиционно толерантность принято было трактовать лишь как терпимость, то есть как сознательное подавление в себе чувства неприязни к инаковости другого человека. Однако в последнее время многие исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к людям.
Так, Е. Ю. Клепцова отмечает, что для толерантности характерно проявление интереса к другому, стремление понять его и позитивно взаимодействовать с ним. Наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной считают важным качеством толерантности также Н. М. Лебедева и Ф. М. Малхозова.
Р. Р. Валитова пишет, что толерантность предполагает настроенность человека на понимание и диалог с другим. В. А. Лекторский в этой связи подчеркивает и особую установку человека на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Толерантность, по его мнению, необходимо рассматривать как критический диалог, позволяющий расширить «горизонты своего собственного опыта». Г. Д. Дмитриев важным свойством толерантности считает принятие, уважение и утверждение культурных различий - толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
Толерантность связывается:
• с принятием другого (что является традиционным в понимании толерантности);
• проявлением сочувствия и сострадания к другому (что сближает толерантность с такими феноменами, как гуманность, альтруизм);
• признанием ценности многообразия человеческой культуры (что можно назвать культурным плюрализмом).
Чрезвычайно удачным является и способ, которым А. Г. Асмолов старается охарактеризовать смысл толерантности. Это понятие определяется им не только через описание самого феномена толерантности, но и через анализ различных проявлений ее противоположности - интолерантности: в диапазоне от обычной невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей. Такой подход как нельзя лучше позволяет понять, с какой важной и в то же время сложной проблемой мы имеем дело.
Из проведенного анализа понятия «толерантность» можно сделать вывод о том, что оно непосредственно связывается с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Толерантность можно рассматривать как частный случай ценностного отношения человека к людям, что роднит ее с такими феноменами, как альтруизм (от лат. «другой»), гуманность (от лат. «человек»).
Проблема ценностного отношения человека к другому интересует людей со времен возникновения мировых религий. Но наибольшую остроту данная проблема приобретает в связи с процессом секуляризации научного знания и появившейся необходимостью рационально объяснить сущность этого человеческого качества. Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве, лидерстве, успехе, сексуальными влечениями, стремлением к власти и т. д. Объяснить же возможность альтруистического или толерантного поведения человека без обращения к идее Бога как источника нравственного чувства оказывается весьма и весьма сложным.
Однако это вовсе не означает, что такие, внутренне присущие человеку, задатки будут проявлены сами собой. Их актуализация зависит от усилий самого человека и связана с таким специфически человеческим свойством, как свобода.
Свобода - в выборе своего поведения, своих ценностей, в выборе самого себя. Существовать - это значит выбирать себя, создавать себя в каждой точке своего бытия, в каждой новой ситуации. Как писал К. Ясперс, исходя из своей свободы, «человек лишь посредством себя становится тем, чем он может быть, но еще не есть».
Свобода - в преодолении обстоятельств, препятствующих этому выбору. Главное же препятствие - это сам человек, его желания, инстинкты, стереотипы.
Таким образом, мы можем сказать, что процесс становления толерантной личности - это проистекающий из человеческой свободы процесс творения самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма.
Сущностная связь свободы и толерантности проявляется не только в этом. Философ, социолог, психолог Э. Фромм приоткрыл новые аспекты проблемы человеческой свободы и (что особенно важно для нас), анализируя феномен германского фашизма, показал соотношение свободы и интолерантности.
Свобода, по Фромму, не только выбор и преодоление обстоятельств, препятствующих этому выбору. Это также и тяжелое бремя, нести которое не всем по силам. Свобода дает человеку независимость, но в то же время пробуждает чувство изоляции, бессилия и тревоги. Человек зачастую тяжело переносит то, что он предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его откуда-то извне. У него возникает стремление отказаться от своей свободы, побороть чувство одиночества и беспомощности. И это, по мнению Фромма, порождает пагубную потребность в подчинении сильной и заботливой власти, потребность в групповых идолах и мифах, потребность в ненависти к «чужим», «не нашим». Нетерпимость к инакомыслящим, говорящим, действующим является здесь эффективным средством внутригруппового сплочения и преодоления чувства одиночества. Как ни странно, но национализм, как и любые предрассудки, даже самые нелепые и унизительные, спасает человека от самого страшного - чувства изоляции. Отсутствие ценности свободы приводит, как видим, к низвержению ценности человека.
Свобода, таким образом, выступает своеобразным внутренним стержнем личности, потеря которого заставляет одних обратиться к низменным человеческим наклонностям, а других - равнодушно взирать на это, не утруждая себя тем, чтобы самостоятельно оценить происходящее вокруг. Здесь важно понять значимость свободы для нашего общества, с весьма распространенными в нем антисемитскими настроениями, чеченофобией, ностальгией по «сильной власти».
Итак, толерантность как ценностное отношение человека к другим людям можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человека собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, восприятию инаковости как отклонения от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.
Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребенка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ школьников - сочинений, продуктов совместной игровой деятельности детей, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений.
Практическая часть
Попробуйте самостоятельно определить свой уровень толерантности и уровень толерантности своего ребенка при помощи психологического теста.
Тест для определения уровня толерантности
Опросный лист
Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да);
+ слабое согласие (скорее да, чем нет);
0 ни да, ни нет;
- слабое несогласие (скорее нет, чем да);
- - сильное несогласие (конечно, нет).
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен (а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
28. Истинной религией может быть только одна религия.
29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
33. Мужу (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
41. Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
Обработка и интерпретация результатов.
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1 балл. Если «-», то -2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
от-90 до-45 - высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;
от 0 до 45 - невысокий уровень интолерантности;
от 45 до 90 - высокий уровень интолерантности.
Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) у школьников. Условно мы выделили четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.
Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ним («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в неприятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.
Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.
Подведение итогов собрания.
Авторы: Л. А. Степанова, Е. Н. Перепелицина
Похожие статьи:
Родительское собрание «Воспитание ответственности у подростков», 7 класс
Родительское собрание совместно с детьми, 7 класс
Родительское собрание «Учение с увлечением», 7 класс
Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании», 7 класс
Родительское собрание «Учимся строить отношения с подростками», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!