Родительское собрание «Роль семейного чтения в формировании личности ребенка»
Разработка родительского собрания в школе. Тема: «Роль домашнего чтения в нравственном воспитании ребенка»
Форма проведения - консультация.
Примечание. Активной зоной воспитательного взаимодействия учителей и родителей могут стать домашние задания: к их выполнению младшими школьниками подключается от 90 % родителей первоклассников и 45 % родителей школьников среднего звена. Если учитывать, что при этом осуществляется активное проявление родительского отношения к содержанию школьного образования и стоящей за ним действительности, то можно рассматривать домашние задания как возможное средство поддержания общих воспитательных устремлений школы и семьи.
Учитель. Сейчас, к сожалению, утрачены традиции семейного чтения, в какой-то мере они поддерживаются только в каждой десятой семье. В читательских интересах современных родителей усиливается прагматическая направленность: по словам самих детей, «папа читает про банк, а мама про огород». И, наконец, то участие родителей в детском чтении, которое сложилось во многих семьях и сводится к отработке навыка чтения и воспроизведения текста, оборачивается назойливым контролем над чтением детей, сказывается на развитии отношения школьников к совместному чтению: «Когда я читаю, родители начинают меня исправлять, поэтому лучше читать одному».
Поэтому в домашнем чтении необходима ориентация на диалог по поводу прочитанного: общая оценка произведения отношения к его героям и художественной идее. При этом должно обеспечиваться равноправие участников диалога с книгой и автором произведения: родительское участие в совместном чтении не должно основываться на позиции «проверяющего», а участие ребенка - на позиции «отчитывающегося». Не менее важно, чтобы ученики, оказываясь на «перекрестке» мнений автора, учителя, родителей и попадая тем самым в ситуацию выбора, определялись в собственном отношении к произведению, активно выражали его.
Советы родителям.
1. Перечитывать дома с детьми то произведение, с которым ребенок знакомился в классе, для выражения общего согласованного мнения в отношении того, что не получило однозначной оценки в классном обсуждении.
Чтение отрывка из повести «Детство» А. М. Горького о жестоком наказании дедом маленького Алеши, выкрасившего по злому наущению скатерть, производит нелегкое впечатление на детей. Горячо сочувствуя Алеше, они вместе с тем не знают, как отнестись к словам деда «это не обида, а наука». Я предложила поискать ответа у родителей: стоило ли наказывать Алешу, и если да, то как. На другой день учащиеся пришли с такими ответами:
• «Простили бы, ведь Алеша был маленьким, он не знал, что этого нельзя делать».
• «Можно было запереть Алешу в наказание в какую-нибудь комнату или простить, ведь это первый раз».
• «Не отпустили бы гулять денечка два».
• «Можно было бы наказать подзатыльником или надрать уши - не очень больно».
• «А меня вчера наказали: привязали к стулу, так как я не мог спокойно делать уроки, все время бегал на кухню. Потом уроки сделал хорошо».
Примечание.
В таком обмене мнениями, в заочном диалоге с родителями учителю предоставляется возможность педагогически корректировать родительское влияние на нравственное становление детей.
2. Высказывайте свое отношение к прочитанному в позиции героя произведения или адресата сообщения.
В первом случае имеются в виду «незаконченные» произведения - как, например, рассказ К. Д. Ушинского «Сила не право», прерывающийся на фразе «А отец сидел у окна и все видел» и завершающийся вопросом: «Что сказал Мите отец?» Высказав свои предположения в классе (что же мог сказать Митин отец), дети получают домашнее задание: подтвердить или опровергнуть свои предположения в разговоре со своими отцами.
Во втором случае домашние задания могут быть, в частности, построены на основе дочитывания учителем тех произведений, которые даны в учебных книгах «отрывочно» и нуждаются, на его взгляд, в более полном ознакомлении с ними детей и родителей.
Примечание.
Предлагая учащимся послушать в классе чтение дополнительных фрагментов текста с установкой «дорассказать произведение родителям», учитель, с одной стороны, активизирует и углубляет процесс его восприятия детьми, а с другой - мотивирует их естественное желание выразить свое обновленное впечатление от произведения родителям, уже отчасти осведомленным в тексте и потому - небезразличным слушателям.
3. Нередко в семейном чтении у его участников возникают спорные вопросы или интересные задания по прочитанному, которые могут получить свое продолжение в классной работе.
Лена Б. после семейного чтения произведения Л. Н. Толстого «Косточка» рассказывает одноклассникам: «Моя старшая сестра Ира сказала, что она не хотела бы жить в такой семье, где все подсчитывается. Мы стали спорить: она говорит, что мать в рассказе жадная, а я говорю, что нет».
В ходе классного обсуждения этого вопроса учащиеся приходят к выводу, что мать на самом деле не жадная, а заботливая и подсчитывает сливы только для того, чтобы за обедом их хватило всем детям в семье.
Примечание. Семейное чтение - одно из самых благотворных средств, которое не только образовывает детей, но и удивительным образом цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших, придает им высокую духовность.
Автор: М. И. Петрова
Похожие статьи:
Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании», 7 класс
Родительское собрание «Учимся строить отношения с подростками», 7 класс
Родительское собрание «Воспитание ответственности у подростков», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!