Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Родительская любовь и ее роль в воспитании детей»

Разработка родительского собрания - беседы. Тема: Родительская любовь

Форма проведения - беседа с элементами практикума.

Современный мир заполнен отчаянием. Все просят любви, и очень мало кто может ее дать.

Томас А. Харрис

Учитель. Мы, жители России, считаем себя чадолюбивыми. Действительно, в какой стране мира морально и материально помогают своему ребенку вплоть до глубокой старости? В какой стране проявляют такое самопожертвование женщины- матери? Наконец, в какой стране так дотошно опекают и контролируют своего ребенка? Но всегда ли опека и забота соседствуют с подлинной любовью?

Давайте задумаемся, действительно ли мы любим своих детей, поговорим о родительской любви, о том, как надо любить своих детей и какие основные «ошибки» мы допускаем, выстраивая свои отношения со своими дочерями и сыновьями.

1. Задание родителям.

- Работая индивидуально, на листе бумаги начертите горизонтальную линию, справа поставьте знак «+», слева знак «-». Эта линия означает успешное выполнение родительских функций. Отметьте на этой линии точку, означающую, как многие родители России воспитывают своих детей, насколько они успешные родители. Так же отразите свое представление о своем месте на этой линии - насколько вы успешный родитель.

Выполнение данного задания позволяет родителям включиться в работу по теме встречи.

2. Задание родителям.

- Работая в парах, обсудите предложенные ошибки воспитания (рабочий лист).

1. Излишняя помощь, контроль и опека ребенка на протяжении всей жизни родителей.

2. Любить ребенка - значит всеми силами стремиться оградить его от всяких переживаний и страданий.

3. Мы не поддерживаем со своим ребенком постоянный психологический контакт (стабильное проявление родительской любви - доброжелательный взгляд, спокойный голос, мягкий физический контакт).

4. Подавление ребенка - неприятие права ребенка на свободное самовыражение чувств, мыслей, отношений и интересов.

5. В общении с детьми мы не контролируем свои эмоции.

После работы в парах (особенно если обсуждение получилось эмоциональным) можно организовать групповую дискуссию по данным «ошибкам» или же обсудить другие, которые затронули родители, работая в парах.

Учитель. Чаще всего в российских семьях детей воспитывает мать. Не только в неполных, но и в семьях, где вместе живут оба супруга. Общеизвестно, что такая ситуация существует повсеместно. Сначала женщина находится в декретном отпуске и большую часть проводит с ребенком, потом такое положение дел сохраняется уже по инерции. Отец включается в процесс воспитания редко, в «аварийных» случаях.

- Насколько, по вашему мнению, влияние отца необходимо в воспитании ребенка?

(Выслушиваются мнения родителей.)

На самом деле активное участие отца в воспитании ребенка необходимо по следующим, экспериментально доказанным, причинам:

• Замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность.

• Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.

• Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способностей детей к логическому анализу, а также математических и логических способностей.

• Отец стимулирует в детях формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность.

• Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по- мужски относиться к жизни, решать проблемы, учит общаться с людьми. Сексуальность сына и его последующее отношение к женщине закладывается в первую очередь отцом.

• Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о сильной семье, скрепленной любовью мужчины по отношению к женщине.

- Какова роль матери?

(Выслушиваются высказывания родителей.)

Если же говорить о роли матери в воспитании детей, необходимо отметить, что в России является типичной сильная эмоциональная привязанность матери и сына друг к другу на протяжении всей их совместной жизни и даже после того, как сын женится. Сын нередко выбирает женщину, внешне или внутренне похожую на свою мать. Распространены случаи, когда молодая жена вынуждена бороться за своего мужа, буквально «отрывая» его от излишне опекающей его матери. Случаются ситуации, когда сын проживает всю жизнь рядом с матерью, так и не женившись, или, пережив несколько браков и разводов, возвращается к матери и остается с ней на всю жизнь. Или, наоборот, держит мать на расстоянии от своей семьи, протестуя против ее власти.

- В чем же заключаются причины того, что из всех детско- родительских отношений именно отношения матери и сына являются порой самыми сложными и эмоционально насыщенными?

Это и культ матери, выражающийся в формуле «Родина- мать», генетически, сознательно и бессознательно присутствующих у русских людей. И то, что мать опекает сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте. Третья причина заключается в том, что в России мужчин всегда меньше, чем женщин, и рождению мальчика радуются больше.

- Что же делать матери, чтобы обойти эту опасность взаимозависимости с сыном, воспитать его сильным, самостоятельным и взрослым?

• Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: «Слабая мать — сильный сын» и наоборот: «Сильная мать - слабый сын».

• Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном.

• С началом подросткового возраста необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу: «Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться».

• Если мать воспитывает сына одна, без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.

Опасность подавления матерью своего ребенка существует не только с мальчиками, но и с девочками. Как часто рядом с «яркой» и «цветущей» мамой мы видим «невзрачную» и «серенькую» девочку. Подавление дочери может выражаться и в противоположной картине: мать жертвует своей жизнью для дочери, старается во всем ей угодить, а дочь становится капризной и своенравной. В обоих случаях мать делает дочь зависимой от себя. Девочка не может стать счастливой в любви из-за комплекса неполноценности: «Кто меня полюбит, я такая некрасивая» или «У меня никогда ничего не получится». Или же проявление спортивного характера девушки в отношениях с мужчиной может нарушить гармонию ее личной жизни.

- Что же делать?

Необходимо отношения с дочерью строить по принципу «золотой середины»: любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье. Для девочки важно чувствовать себя «маленькой хозяйкой», что поможет сформировать у нее навыки ведения домашнего хозяйства. Такая девушка будет относиться к домашней работе как необходимой стороне семейной жизни и не будет видеть в ней «домашнюю каторгу».

- В некоторых семьях встречаются отношения матери и дочери, которые строятся по принципу «подружек». Хорошо это или плохо?

Отношение матери и дочери как двух «подружек» оправданны только в той степени, в какой мать может напрямую транслировать девочке свой положительный жизненный опыт. Но излишне открытые отношения могут повредить девочке, если мать подробно рассказывает дочери о своих отношениях с мужем или близким мужчиной. Мать может в определенной степени программировать будущие отношения дочери с мужчинами, лишая ее возможности построить свою личную жизнь по другим законам, нежели это удалось матери.

- Как дети могут любить своих родителей?

(Выслушиваются мнения родителей по теме собрания.)

1. Ребенок любит отраженной любовью.

Если мы любим своего ребенка, то он тоже будет любить нас. Если мы были ровны, сдержанны, контролировали свои эмоции, то он тоже будет ровным и сдержанным. Если мы видим в ребенке черты, которые нам неприятны, значит, мы сами проявляли эти особенности в общении с ним.

Если что-то не ладится в отношениях с ребенком, нам следует спросить себя: «Что я сам неправильно делаю?» и «В чем самому следует измениться, чтобы восстановить доверие и любовь?»

2. Ребенок «фотографирует» наше поведение.

Существует закон повторения людей, которые находятся рядом, в период личностного созревания. Чаще всего рядом с ребенком находятся его родители, бабушки, дедушки, значит, в поведении детей будет повторяться их поведение.

3. Ребенок отрицает нас, если мы травмируем его.

Если родители грубы и агрессивны по отношению к ребенку, он может построить свое поведение так, чтобы защититься от их травмирующего влияния. Ребенок может поставить между родителями и собой дистанцию: «Да ничего не произошло, чего ты пристала!», «Отстань, надоело!».

Подведение итогов.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать. (Росс Кэмпбэлл.)

Что посеешь - то и пожнешь. (Русская пословица.)

Автор: Е. Д. Володина

Похожие статьи:

Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании», 7 класс

Родительское собрание совместно с детьми, 7 класс

Родительское собрание «Учимся строить отношения с подростками», 7 класс

Родительское собрание «Воспитание ответственности у подростков», 7 класс

Родительское собрание «Учение с увлечением», 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!