Родительское собрание «Профилактика наркозависимости у подростков»
Разработка родительского собрания для учащихся 8-9 класса на тему «Как научить сына или дочь говорить «нет!» наркотикам»
Цель: выявить основные причины и факторы употребления наркотиков детьми в подростковом возрасте и показать родителям методы работы с детьми по предотвращению наркотической зависимости.
Задачи: сформировать у родителей установку на здоровый образ жизни, культуру понимания проблемы и тяжелых последствий наркомании; обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков, познакомить с основными признаками и симптомами употребления ПАВ, возможными способами выхода из возникшей ситуации химической зависимости; показать родителям основные приемы и способы работы с детьми по предотвращению наркотической зависимости; выработать план совместной работы классного руководителя и родителей по предотвращению наркотической зависимости.
Участники: классный руководитель, школьный психолог, школьная медицинская сестра, родители, обучающиеся.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление педагога-психолога.
3. Выступление медицинского работника образовательной организации.
4. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних.
5. Решение практических ситуаций.
6. Выступление ученической агитбригады.
7. Итоги и решение родительского собрания.
Подготовительный период.
Оформить кабинет для проведения родительского собрания плакатами по теме «Скажем “НЕТ!” наркотикам», выполненными учениками.
Подготовить «Памятки для родителей» (см. Приложение).
Подобрать тематические плакаты «Профилактика наркомании».
Подготовить выступление агитбригады.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Сегодня наркотики - тема настолько актуальная и злободневная, что мы просто не имеем права закрывать на нее глаза. Каждый родитель пытается оградить своих детей от подобного зла, но это бесполезно, если не предупрежден и не научен противостоять ему ребенок. Вы можете держать его дома, не отпускать от себя ни на шаг, но как раз такие поступки и могут подтолкнуть подростка к употреблению. Надо, чтобы ребенок понимал, что это он принимает решение, что он свободен в выборе - употреблять ему наркотики или нет. Важно, чтобы он обладал всей информацией о том, какие последствия и какая ответственность ложатся на его плечи в случае употребления.
- А как вы думаете, что заставляет подростков употреблять наркотики? (Ответы родителей.)
Наркотические вещества были известны человечеству еще в глубокой древности.
Многие цивилизации использовали наркотики для проведения религиозных обрядов и ритуалов. С развитием торговли наркотики попали в Европу, где нашли свое применение в медицине. Как заболевание наркомания получила широкое распространение в XVIII веке. В Россию эта беда пришла в XIX - начале XX века.
Согласно отчету ООН в наши дни 2,5 % населения планеты (около 140 млн человек) употребляют марихуану или гашиш, 13 млн - кокаин, 8 млн - героин. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в постоянный поиск новой дозы. Но если вам однажды придется делать подобный выбор, вы должны не только знать о прекрасных иллюзиях, которые дарят наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение, с которыми вам придется столкнуться позже, расплачиваясь своей жизнью за несколько минут мимолетного обмана.
Целями первичной профилактической деятельности в образовательной среде являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Пять основных направлений:
1) воспитательная работа - повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов; •
2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа - развитие навыков обучения и социальной адаптации, поиск средств для решения задач взросления, регулирование стрессов, осознание положительных свойств личности и формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни;
4) общественные меры борьбы - привлечение общественности к социально реабилитационной помощи;
5) правовые средства борьбы - пропаганда нормативных актов.
Вся эта работа ведется в школе, но без родителей, без вашей поддержки, вашего внимательного наблюдения за собственным чадом нам не обойтись.
Давайте попробуем выстроить ассоциативный ряд понятию НАРКОТИКИ (слово «наркотик» написано на доске вертикально).
На каждую букву необходимо подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом со словом «наркотик»:
Н (ненависть, нирвана, ничтожество...);
А (апатия, агония, анаша...);
Р (релакс, расстройство, рубеж, риск...);
К (кокаин, кайф, конец...);
О (отошел, оттягиваться, отшельник, опий...);
Т (тяжесть, труп, тащиться...);
И (истерика, истощение, исход...);
К (карантин, койка, кранты...).
- Ассоциации очень тяжелые и негативные, именно такие стойкие ассоциации к наркотикам мы должны привить нашим детям, этому мы и посвящаем нашу родительскую встречу.
2. Выступление педагога-психолога.
- «Нарке» на древнегреческом означает «ступор», «неподвижность», «беспамятство». Человек, принявший наркотик, испытывает его одурманивающее действие - ведь зелье угнетает, прежде всего, мозг, подавляя его нормальную деятельность.
Можно выделить пять групп наркотиков:
1. Опиаты - наркотики, получаемые из опийного мака или его синтетических заменителей.
Характеризуются тем, что вызывают состояние эйфории и формируют физическую и психическую зависимость.
Примеры: опиум, морфий, героин, кодеин и др.
2. Депрессанты - вещества, успокаивающие или подавляющие деятельность центральной нервной системы.
Применяются в виде транквилизаторов, а также снотворных и успокоительных средств. Используются для лечения бессонницы, успокоения «расшатанных» нервов и снятия тревожного состояния. К этой группе наркотиков относится алкоголь.
3. Психостимуляторы - вещества, употребляемые для повышения активности, ослабления аппетита (регуляции веса), снятия состояния утомления.
Примеры: кофеин, никотин, кокаин и крек, амфетамины и др.
4. Галлюциногены - натуральные или синтетические вещества, которые влияют на ощущения, мышление и эмоции.
Примеры: ЛСД, мескалин, некоторые грибы и др.
5. Марихуана - наиболее часто употребляемый наркотик, получаемый из индийской конопли, из которой также изготавливают гашиш и гашишное масло.
Раньше марихуана считалась относительно безвредной, но оказалось, что она весьма опасна, так как многие, пристрастившись к употреблению марихуаны, переходят к употреблению более сильных наркотиков.
У принявшего однажды наркотик возникает потребность снова испытать состояние так называемого «кайфа». Со временем возникает постоянно нарастающий наркотический голод, свидетельствующий о возникновении зависимости; по мере употребления наркотиков происходит физическое и психическое истощение организма, которое в конечном счете ведет к преждевременной смерти.
Наркотические вещества, воздействующие на центральную нервную систему, вызывает у людей особое психическое возбуждение - эйфорию. При этом человек «отключается» от реальности.
В окружающей обстановке, в делах ничего не меняется, но человек чувствует себя наверху блаженства без всяких объективных причин - только вследствие «обмана» психики химическим веществом.
Существует древняя притча, дошедшая до наших дней.
Однажды холодным вечером трое путников подъехали к крепостной стене, окружающей город, и остановились перед воротами. Крепостные ворота тогда запирались на ночь, и путники вынуждены были заночевать под открытым небом. На их счастье, поблизости оказался караван-сарай, теплая уютная чайхана, где можно было плотно поужинать горячим жирным пловом, выпить виноградного вина или душистого чая, а затем отдохнуть на мягкой подстилке.
Приехавший на коне выпил вина, приехавший на верблюде выкурил трубочку с анашой, а тот, кто приехал на осле, принял дозу опиума.
Через некоторое время принятые средства начали оказывать на путников свое «волшебное» действие. Всадник, приехавший на коне, громко воскликнул: «Что мы будем мерзнуть под дождем всю ночь? Давайте взломаем ворота и проникнем в город!» Ему возразил путник, приехавший на верблюде: «Зачем ломать ворота? Мы можем проникнуть в город через замочную скважину!» Их спор рассудил прибывший на осле: «А зачем нам вообще туда пробираться? Ведь здесь так хорошо и уютно!»
Притча дает возможность проследить воздействие каждого наркотика на организм. В первом случае человек не мог соизмерить свои желания с объективными возможностями.
Во втором - все казалось возможным, доступным, легко разрешимым, даже нелепое, невозможное, нереальное. В третьем - человек погрузился в полное благодушие, ему было уютно и тепло даже под дождем...
Испытав состояние эйфории однажды, человек хочет испытывать его снова и снова. В результате у него развивается пагубное пристрастие. Резко меняется отношение к окружающему миру, теряются ценностные ориентиры, способности, былые привязанности. Наркотики разрушают нервную систему и пагубно влияют на все органы и ткани.
Наркотические средства вызывают различного рода расстройства сознания.
Но что же толкает подростков к употреблению наркотиков?
Причины, по которым подростки могут, попробовав, пристраститься к наркотическим веществам, можно разделить на две группы:
Первая - это наличие каких-либо личностных отклонений или психических заболеваний ребенка. Во время гормональной перестройки организма вполне возможно проявление скрытых ранее психических расстройств. Эти аномалии характера могут быть врожденными или приобретенными в раннем детстве.
На подростков с психическими аномалиями очень большое влияние оказывает окружающая среда. Неполные или неблагополучные семьи, отсутствие коррекции поведения приводят к усилению психических расстройств. Эти дети крайне внушаемы и легко поддаются отрицательному влиянию.
Вторая причина, по которой подросток может начать употреблять наркотики, - возрастные особенности поведения. Важно знать, что, как правило, употреблению наркотиков предшествует нарушение поведения. Дети в этом возрасте буквально разрываются между стремлением к самостоятельности и ощущением зависимости от старших. «Лишний» контроль начинает их раздражать, а принимать самостоятельные решения и тем более отвечать за них подростки еще не способны. Склонность к подражанию и групповые нормы поведения заставляют молодых людей демонстрировать друг перед другом свою «взрослость», что часто сопровождается нарушением общепринятых моральных норм.
Каждый родитель, когда его ребенок подошел к подростковому возрасту, должен быть очень внимательным и терпимым к своему ребенку, и если сын или дочь начали пробовать наркотики, то важно это заметить на первой стадии, пока еще она является этапом эксперимента для подростков.
На этой стадии молодые люди исследуют изменения своего настроения, которое происходит под влиянием употребления наркотического вещества. Очень часто такое экспериментирование начинается с употребления алкоголя. Экспериментирующие устанавливают зависимость между дозой и силой воздействия наркотического вещества. На этой стадии можно предотвратить последствия быстрее и безопаснее для здоровья ребенка. Внимательно наблюдая за своим сыном или дочерью, вы можете заметить первые изменения в их поведении, а значит, предотвратить беду.
Признаки употребления наркотиков.
- Неожиданные перемены настроения от радости к унынию.
- Проявление необычных реакций: взвинченное состояние, раздражение, агрессивность, нехарактерные приступы сонливости.
- Изменение в поведении: подросток начинает избегать родителей, теряет интерес к вещам, которые раньше были важными, - спорту, школе, друзьям.
- Приступы волчьего аппетита.
- Исчезновение из дома денег и вещей.
Если вы заметили такие признаки у вашего ребенка, проведите с ним беседу, поговорите откровенно. В случае подтверждения ваших опасений обратитесь к профессионалам.
3. Выступление медицинского работника образовательной организации.
Наркотическая зависимость у подростков часто возникает вследствие психического или эмоционального стресса, часто возникают сложности в школе, дома, во взаимоотношениях с родителями, учителями, сверстниками.
Наркомания (от греческого narke - оцепенение и mania - безумие, страсть) - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, которая проявляется влечением к постоянному их приему в возрастающих количествах.
Наркотическая зависимость - это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.
Наркотики:
- вызывают психическую и физическую зависимость.
- делают человека слабым и безвольным.
- часто приводят к несчастным случаям, ранней гибели.
- уничтожают дружбу, разрушают семьи, причиняют страдания родным и близким.
- толкают людей на преступления
- являются источником многих заболеваний.
- приводят к рождению больных и нежизнеспособных детей.
Бизнес наркоторговцев очень изощрен, первую дозу они предлагают совершенно бесплатно, точно зная, что человеку стоит только попробовать - и у него начнет вырабатываться зависимость. Поэтому очень важно научить наших детей говорить «НЕТ!». Помогите своему ребенку выработать для себя стойкую форму отказа и помогите ему выработать собственный способ самозащиты.
Возможные формы отказа:
1. Вежливо отказаться: «Хочешь попробовать?». - «Нет, спасибо».
2. Объяснить причину отказа: «Почему не хочешь?». - «Не могу, сдаю анализы».
3. Сменить тему: «Давай покайфуем?». - «А ты слышал, что...».
4. Надавить со своей стороны: «Если бы ты был крутым, то бы попробовал». - «А если бы ты был крутым, то перестал бы ребячиться».
5. Не проявлять интереса. Тебе предлагают наркотик - не обращай внимания, пройди мимо.
6. Избегать ситуации и места, где на тебя могут оказать давление.
7. Сила в числе. Если приходится ходить в такие места - иди вместе с теми, кто тоже не употребляет наркотики.
Способы самозащиты от наркомании
1. Знания о сущности наркомании, способах вовлечения в нее, о ее признаках.
2. Выработка осознанного убеждения в недопустимости пробы наркотика. Именно оно должно побуждать говорить твердое «нет!» в ответ на предложение попробовать наркотик. Твердое «нет» свидетельствует о взрослости, силе воли и самостоятельности. Отвержение наркотиков должно происходить из нежелания рисковать своим здоровьем, счастьем, судьбой, будущим, жизнью.
3. Внимательное отношение к кругу своих знакомых и друзей, если у них замечены признаки наркомании, то необходимо принять меры по спасению друга от наркобеды, если это невозможно, то подобную дружбу нужно разорвать.
4. Заранее четко выработанная позиция против вовлечения в наркоманию.
5. Занятия спортом, туризмом, интересным делом, увлекающим подростка, не дадут повода к скуке и кажущемуся однообразию жизни, которое захочется раскрасить принятием наркотика.
6. Первое насильственное введение наркотика не должно застать подростка врасплох. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с порядком оказания самопомощи. При насильственном введении наркотика через рот следует попытаться спрятать наркотик за щеку, произвести ложное глотание и после ухода насильников - выплюнуть припрятанный наркотик. В случае введения наркотика шприцем самопомощь должна выполняться особенно быстро. Если поблизости нет медицинского работника и нет возможности быстро добраться в медицинское учреждение, следует, покинув место насилия, зайти в ближайшее учреждение и вызвать «скорую помощь», объяснив при этом истинную причину вызова. Не теряя времени на ожидание бригады «скорой помощи», следует выпить около одного литра жидкости - воды, компота, сока. Тем самым будет усилено и ускорено мочеотделение, а значит, удалена значительная часть наркотика из крови. Если же наркотик введен не иглой, а попал в желудок с напитком или едой (обманным методом), то, узнав об этом, следует до приезда «скорой помощи» начать промывание желудка. Для этого желудок переполняют жидкостью, а затем вызывают рвоту. После опорожнения желудка промывание повторить 2-3 раза.
4. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних.
Любые операции с наркотическими средствами и психотропными веществами запрещены законом, так что их нарушение неизбежно влечет применение административно-правовых или уголовных санкций.
Подросток, решивший испробовать на себе действие наркотика в немедицинских целях (то есть не по назначению врача), уже совершает административное правонарушение.
Уголовная ответственность наступает практически за любые операции с наркотиками: сбыт, пересылка, перевозка, изготовление, хранение в крупном размере. Для правоохранительных органов и суда не имеет значения, каким образом попал к вам в руки наркотик (купили ли вы его, нашли на улице, приняли в подарок и пр.), как долго вы хранили его у себя (минуту или месяц). Ведь под незаконным хранением запрещенных наркотических или психотропных препаратов понимаются любые умышленные действия по их сокрытию - в тайнике или дома, в ином помещении или хранении при себе.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП России) влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП России) влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Вовлечение несовершеннолетнего в употребление <...> одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Если административное правонарушение совершено родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, оно влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП России) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Решение практических ситуаций.
- Давайте попытаемся поучиться, как себя вести в сложной ситуации, когда у вас возникли подозрения. Сделаем это, разбирая ситуации.
Ситуация 1.
Ваш ребенок стал приходить домой позже обычного, на Ваши постоянные вопросы отвечает односложно или огрызается, предпочитает ужинать в одиночестве и желательно в своей комнате. Как понять, что с ним происходит и не начал ли он употреблять наркотики?
Ситуация 2.
Стирая куртку своего сына или дочери вы обнаружили в кармане пакетик с белым порошком. Ваши действия?
Ситуация 3.
Вы узнали от своих знакомых, что среди друзей, с которыми общается Ваш ребенок, есть подросток, который употребляет наркотики. Что делать?
Ситуация 4.
Ваш ребенок отпрашивается на вечер, чтобы провести его в компании своих новых друзей. Вы о них ничего не знаете. Как поступить?
Ситуация 5.
В подъезде Вы увидели знакомых подростков (Вы хорошо знаете их родителей), и Вам показалось, что они находятся под наркотическим опьянением. Ваши действия.
6. Выступление ученической агитбригады «Мы выбираем жизнь!».
Звучит музыка «Requiem for a Dream» (рус. Реквием по мечте) - саундтрек к фильму Даррена Аронофски «Реквием по мечте» (экранизация романа Хьюберта Селби), муз. Клинта Мэнселла.
На сцене появляются двое ведущих, одетых в белое и черное (символизируют белого и черного ангела), и подросток. Светом выделяют тех, кто произносит слова.
Ведущий (черный) (протягивает подростку шприц и блистерную упаковку с таблетками). Докажи всем, что ты крутой, заставь себя уважать. Девчонки любят только крутых парней. В жизни надо попробовать все, не надо бояться. Наркотики придают жизни разнообразие, решают любые жизненные проблемы. Попробуй и поймешь, что жизнь прекрасна.
Ведущий (белый). Не слушай его! Не верь ему! Остановись!
На экране - видеоролик «Крутой».
Ведущий (черный). Да, я беда, и распространяюсь стремительно. И у меня есть чем похвастать: 2 % населения России имеют стойкую наркотическую зависимость; за последние 10 лет наркомания среди подростков возросла в 10 раз и сегодня насчитывают более полумиллиона детей наркоманов. Кроме этого один наркоман «заражает» (привлекает к наркотикам) около 60 человек. Связано это с распространением и перепродажей наркотиков. Нигде в мире наркоманию практически лечить не умеют. Я порабощаю вас не столько телесно, сколько духовно. С каждым днем я иду к новым победам. Вам меня не остановить, я вас всех сломаю.
Разыгрывается сценка. Светом на сцене выделить двух подростков во время их диалога.
Приятель-наркоман. Ну что такой мрачный? На, попробуй разок, знаешь, какие глюки интересные! Жизнь сразу станет прекрасной, все проблемы исчезнут.
Подросток. Не хочу! Отстань!
Приятель-наркоман. Да ладно тебе, с одного раза ничего не будет, не понравится - бросишь.
Подросток. И пробовать не буду. Отстань, сказал!
Приятель-наркоман. Да? А кто говорил: «Все в жизни надо попробовать?» Сам же говорил.
Подросток. Ну говорил, но я имел в виду совсем другое. И вообще-то, не в том смысле говорил, а вообще...
Приятель-наркоман. Ну, извини! За «базар» надо отвечать. Все, значит, все, а то как-то не по-пацански получается. Короче, сказал «все надо попробовать», вот и пробуй - на! (Протягивает таблетки.) Колеса убойные, все как рукой снимет.
Подросток протягивает руку за таблетками.
Звучит резкая, тревожная музыка.
Ведущий (белый). Стой, опомнись! Проблемы не исчезнут, а после первого раза тебе захочется еще и ты станешь зависим - станешь наркоманом.
На экране появляются слайды с фотографиями начинающих наркоманов, тех, кто пробует наркотики впервые, а затем фото изменяются - это уже фото хронических наркоманов.
На фоне этих слайдов звучат монологи наркоманов.
Монолог наркоманки.
Лучом света высвечивается фигура девушки.
«Мне 20 лет, зовут Света. Наркотики начала употреблять с 16 лет. В нашем колледже, где я училась, это делали многие, была веселая компания. Никто из нас не думал о последствиях. Теперь я наркоманка, ежедневно нуждаюсь в «дозе», если ее нет, меня «ломает», я мучаюсь. Недавно встретила школьную подругу, она прогуливалась по парку вместе с парнем. Они такие счастливые, через несколько дней у них свадьба! У меня никогда этого не будет и жизни у меня скоро не будет...».
Монолог наркомана.
Лучом света высвечивается фигура парня.
«Я впервые попробовал травку в 15 лет. Мы были в компании, кто первым предложил, уже не помню. Сначала я отказался, а мне говорили, что это круто, что я обязательно должен попробовать. Я не хотел быть белой вороной и сдался. Я никогда раньше не принимал наркотики, и то, что я ощутил, меня потрясло. Я будто взлетел высоко-высоко. Невесомость, наслаждение, полет - это примерные ощущения. Через время захотелось большего, и я попробовал уколоться. Уже после первых уколов я не мог остановиться, хотелось еще и еще. Скоро стало ломать: выкручивало спину, ноги, болели зубы, бил озноб, тошнило, в голове одна только мысль - укол. Друзья стали замечать за мной резкие перепады настроения, раздражительность, внезапные истерики. Я приходил в ярость по малейшему поводу, во всем винил их, а не себя, искренне считал, что это они изменились, а не я. Я думал, что они просто не хотят меня понять.
Разговоры о том, что гублю себя, нескончаемые просьбы обратиться к врачам не имели никакого смысла. Мне стало все безразлично, забросил учебу. Наркотик уже не приносил кайфа, он лишь на несколько часов нормализовывал самочувствие, но затем боль, ужас, чувство, что сходишь с ума, заставляли бежать за уколом. Недавно я узнал, что ВИЧ-инфицирован. Сейчас я не хочу жить. Сейчас я никто. У меня нет будущего, я разучился радоваться жизни. Вокруг пустота. Страх. Смерть».
Ведущий (черный). У моих наркотиков коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и требует новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как при сильной жажде, только страшнее. Моя заслуга в том, что высохший человек мечется по комнате. Его тело корчится от боли, покрывается каплями пота. Он кричит диким голосом:
- Спасите! Умираю! Он вымаливает дозу. Это наркоман. Это я сделал его таким. Ради облегчения, чтобы прекратить ломку, он пойдет на все - на обман, воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Я безжалостный палач, который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».
Сценка «Подружки».
Луч света высвечивает девушку, сидящую в кресле и слушающую в наушниках музыку. На полу валяются учебники. Слышен звонок в дверь. Девушка открывает дверь, на пороге стоит подруга.
Маша. Привет, Дашка, скучаешь?
Даша. Родоки на даче, вот решила расслабиться. Надоела эта школа.
Маша. Слушай, Даш, давай покурим.
Даша. Давай, сейчас, только сигареты принесу.
Маша. Не надо, у меня есть, правда, с травкой.
Даша. Где взяла?
Маша. Сосед подогнал, такой клевый пацан. Он в этом толк знает. Ты ведь такие еще не пробовала?
Даша. Нет.
Маша. А я уже, полный улет.
Даша (растерянно). Ой, нет. Стремно как-то.
Маша. Слушай, такой кайф, и неопасно совсем! На, попробуй! (Протягивает сигарету.)
Даша. Точно один раз не опасно?
Маша. Да точно тебе говорю, я же уже не раз пробовала, но я же не наркоманка.
Пауза. Звучит резкая, тревожная музыка.
Ведущий (белый). Как все просто... Из любопытства, от скуки - сломать жизнь.
Появляется парень, который выходил вместе с ведущими вначале.
Юноша. Жизнь наркомана - это дорога в четыре шага.
Можно сделать первый шаг - это простое любопытство и давление услужливых друзей. Они первый раз предлагают, конечно, бесплатно, попробовать, говоря, что один раз ничего не решает. Уже после первого раза многие современные наркотики вызывают зависимость.
Второй шаг: предупреждение. Вторая стадия зависимости приходит быстро, когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На ее покупку уходят все деньги. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Самому из этой стадии не выбраться.
Третий шаг: дорога в никуда. Это критическая стадия. Доза становится ежедневной необходимостью. Ради новой дозы человек готов на все: воровство, разбой, убийство.
Четвертый шаг: последний акт трагедии. Для тех, кто кололся, он наступает уже через 6-8 лет. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет. Трагедия, а между ней и жизнью всего четыре шага. Остановитесь - это дорога в бездну.
Ведущий (белый).
Тебе дается жизнь одна
Сумей прожить ее сполна.
Не растопчи, не искалечь.
Сумей хорошее привлечь.
Любить, дружить, счастливым быть
И жизнью этой дорожить
Превозмогай все на пути.
И шанса жить не погуби!
На сцене появляются все участники.
Наркоманка. Я сломала свою жизнь.
Наркоман. Я конченый наркоман, ВИЧ-инфицирован. Я уже не живу. Жизнь для меня закончилась.
Маша. Я покурила всего раза три, думала, ерунда, а теперь ни о чем не могу и думать, только о том, где взять травки. А мой крутой сосед всегда готов помочь, только в обмен на то, что я уговорю своих подруг попробовать.
Даша. Я не хочу умирать. Я выбираю жизнь
Звучит песня «Останусь» из репертуара группы «Город 312», на экране появляются позитивные слайды: люди, гуляющие в парке, спортсмены, смеющиеся дети, студенты, солнце, цветы и на последнем слайде надпись «Мы выбираем жизнь!»
7. Итоги и решение родительского собрания.
Приложение
Памятка для родителей «Что вы можете сделать, если у вас появились подозрения, что ваш ребенок употребляет наркотики?»
• Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына след укола, это еще не означает, что теперь ваш сын неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика, хотя и формируется достаточно быстро, все же требует определенного времени. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Помните и о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболивающие наркотики, масочный наркоз и т. д.). Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И постарайтесь с первых же минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
• Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику и запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы и произносить запугивающие заклинания. Возможно, для вашего сына или дочери это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться к взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте (например, о первом опыте употребления алкоголя). Было ли тогда важным для вас почувствовать себя взрослым? Или быть принятым в компании? Или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные же проблемы стоят сейчас перед вашим ребенком. Возможно, что наркотик для него сейчас - это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
• Оказывайте поддержку. «Мне не нравится то, что ты делаешь, но я все же люблю тебя и хочу тебе помочь» — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Подросток должен чувствовать: что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытым для своего ребенка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые могут стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И, наконец, помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным веществам типа табака, алкоголя или определенного вида лекарств. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
• Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно и вы не в силах помочь ему, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу обращаться к наркологу. Если у подростка еще не выработалось стойкой зависимости и наркотик для него - это способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта, которым вы доверяете. Будет очень хорошо, если с психологом сможет пообщаться и сам подросток (при этом важно избежать принуждения). Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробовать найти выход из трудного положения.
• Если же вы чувствуете, что у вашего ребенка уж сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени - обращайтесь к наркологу. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, которые вызывают у вас доверие. И помните, для того, чтобы помощь нарколога была эффективна, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Наркомания - тяжелое и коварное заболевание. Будьте готовы тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.
- Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют, насколько гармоничной будет личность подростка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями. Возможно, этот материал, поданный в форме обращения ребенка к родителям, поможет вам по-новому взглянуть на ваши отношения с детьми.
Автор: Светлана Николаевна Лозовая
Похожие статьи:
Родительское собрание, 9 класс. Профессиональное самоопределение
Родительское собрание «Права ребенка - обязанности родителей», 9 класс
Родительское собрание «Компьютере – друг или враг?», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!