Родительское собрание «Невежливый подросток», 9 класс
Разработка родительского собрания о воспитании подростка в семье, 9 класс
Цель: помочь родителям найти способы влияния на своего невежливого ребенка.
Подготовительная работа:
1. Анкетирование родителей и учащихся.
2. Теоретический материал по теме родительского собрания.
3. Памятка для родителей.
Анкета для родителей
1. Как часто вы сами позволяете себе вести себя невежливо?
2. Что значит, по-вашему, вести себя невежливо?
3. В вашем доме часто раздаются скандалы и имеет место грубое выяснение отношений?
4. Как ваш ребенок реагирует на проявление грубости?
5. С какого возраста вы обратили внимание на то, что ваш ребенок груб и невежлив?
6. В чем проявляются грубость и невежливость ребенка?
7. Обсуждаете ли вы то, что побудило его говорить неодобрительно, грубо высказаться о чем-либо?
8. Пытались ли вы заставить (убедить) своего ребенка быть вежливым?
9. Какие это были методы?
10. Что является самым сложным при объяснении необходимости быть вежливым?
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
Лекция с элементами беседы.
Многие взрослые, которых просят об оказании какой-нибудь любезности, обычно стараются изо всех сил угодить, поэтому они никак не могут взять в толк, почему их сын или дочь, достаточно послушные в таких делах, поднимают шум из-за ничтожных просьб. Но подросток ведь прикладывает не физические, а эмоциональные усилия для выполнения таких просьб, и они ему кажутся колоссальными.
Подросток, например, признается, что не может заставить себя поприветствовать бабушку, пришедшую в гости. Он знает, что его тупое молчание огорчает ее и бесит его родителей. Ведь так легко посмотреть на нее и буркнуть: «Привет». Даже этого он не способен сделать. И как бы он ни старался, в момент приезда бабушки что-то внутри завладевает им и не дает ему вымолвить ни слова. Он не хочет показаться неучтивым и недружелюбным, но кажется, что решение принимается помимо него.
Такие инциденты случаются в жизни многих подростков. Став взрослыми, они оглядываются назад и удивляются, как это они были такими глупыми, но в данном возрасте им кажется, что нет способа изменить себя.
Родителям бывает проблематично пролить свет на истинные причины такого поведения, и им ничего не остается, как набраться терпения и ждать, пока пройдет эта трудная фаза в жизни их ребенка.
«Я не могу понять, почему так происходит, - говорит выведенный из себя родитель, - ведь мы учили его уважать бабушку, свой дом и т. д.».
Безусловно, его учили. Но ведь вопрос ставится так: насколько успешными оказались суровые методы для привития этого уважения? Обычно ответ таков: вряд ли эти методы вообще оказали какое-либо действие, хотя единственное, что удалось с их помощью, так это всех потрясти и огорчить.
«Я так злюсь на него за то, что он не выполняет моих просьб, - говорит родитель. - В конце концов, мы просим о совсем немногом, поэтому я считаю, что ему следует содействовать общему делу!»
Вся беда в том, что оба родителя и подросток твердо стоят каждый на своих позициях, а это только обостряет ситуацию. Родители не хотят сдаваться, потому что считают, что их требования справедливы, и их беспокоит, что уступки приведут к ослаблению их авторитета. Подросток тоже не может сдать свои позиции. И в этом «не может» - ключ к разрешению всех дел. В юности он осознает себя взрослой личностью, которой нужно принимать в жизни свои решения.
Сильные перепады настроения, крайности чувств, присущие юности, наверное, помогут нам понять, что бабушка подростка, может быть, чем-то раздражает его: возможно, своими «твердокаменными» убеждениями, а может быть, своим возрастом (подростки, полные жизненных сил и энергии, часто находят что-то удручающее в престарелых людях). Но как бы там ни было, оставьте его в покое, и он скоро забудет об этом. Все дело в том, что он не ненавидит здороваться со своей бабушкой, а в том, что он терпеть не может, когда от него ждут, что он это сделает. Он не переносит, что его заставляют почувствовать себя виноватым, когда он старается отстаивать свое право выбирать. Он хочет установить свои отношения с бабушкой, а не те отношения, которые навязывают ему другие, и он ненавидит, что его заставляют по этому поводу виниться. И в то же время он действительно чувствует за собой вину; он все еще хочет угодить другим, а отсюда его тупое упрямство. Он еще не знает, правильно ли это - стоять за себя или нет. Он смущен и смущается еще больше от неспособности своих родителей понять, что творится в его душе. И чем больше воздвигается стена непонимания, тем хуже обстоят дела.
Предоставьте ему свободу выбора.
Убедите своего подростка, что у него есть право на самостоятельность и право выбора, и вся неловкость и упрямство пропадут. Если мы знаем, что мы свободны, мы больше не станем бороться за свою свободу. В юношеские годы ребенка ваши отношения с ним подходят к суверенному равенству. Вы становитесь партнерами, и не пытайтесь уже своим авторитетом давить на него. Родитель, могущий перестроиться, избежит и скандалов, и недоразумений, характерных для юношеской поры. Лучший способ не отдаляться от своих детей - это позволить им уйти. Если вы станете держать их мертвой хваткой, то вряд ли они дождутся того момента, когда смогут покинуть дом.
Предоставляя ребенку свободу с небольшими ограничениями, вы не умалите своей роли в его жизни. Вы останетесь для него таким же важным человеком, как и всегда, и он будет нуждаться в вас, как и в прежние годы. Только ваша роль и потребность в вас изменились. Он хочет, чтобы вы оставались в его жизни источником безопасности и силы, однако он не желает, чтобы вы верховодили и помыкали им. Ему хочется получить от вас совет и руководство к действию, но он не желает быть подмятым вами. Он стремится к вашей любви и участию, зато он не желает быть заласканным. Он хочет, чтобы вы видели в нем почти взрослого человека, а не ребенка-переростка. Ему хочется знать, что вы думаете, но, имея свою точку зрения, он не хочет всегда соглашаться с вами.
Не давайте ему повода думать, что вы зависимы от него.
И еще одна существенная деталь - он не хочет чувствовать, что вы сильно нуждаетесь в нем. Ему нравится думать, что вы можете положиться на него, однако ему не хотелось бы чувствовать ответственность за вас. Это особенно важно там, где ребенка воспитывает один родитель, или в семье, где отношения родителей разлажены. Существует вполне понятная тенденция смотреть на подростка как на замену хорошего супруга. Это значит, что вы предпочитаете его компанию, когда он желает общаться с людьми своего возраста, и вы его вините за то, что он оставляет вас одних. Вы начинаете показывать ему, насколько сильна ваша зависимость от него, а в экстремальных ситуациях возможна демонстрация ваших физических или эмоциональных слабостей, нацеленная на то, чтобы выжать из него каплю жалости к себе и заполучить как можно больше его времени и внимания.
Не нужно лишний раз подчеркивать, как это несправедливо по отношению к подростку и как это плохо для него. Как уже упоминалось, у него есть право освободиться от основных обязанностей в течение нескольких лет. Не успел он стряхнуть с себя ограничения детства, как вскоре ему предстоит взвалить на свои плечи ответственность за семью, работу и домашнее хозяйство. Ему нужна свобода последних лет юности до двадцати и первых лет после двадцати, чтобы получше узнать себя, развить свои интересы и избрать жизненный путь. Если он отвергает эту возможность, она может никогда больше не представиться.
II. Обсуждение анкеты и материалов выступления.
Согласны ли вы с тем, чтобы иногда дать определенную свободу ребенку и не ограничивать строгими рамками правил и приличий.
III. Памятка для родителей.
1. Выясните причину невежливости своего ребенка.
2. Если ребенок не может объяснить свою грубость, не давите на него, а подождите, когда он остынет и будет готов к обсуждению своего поведения.
3. Попробуйте позже, в непринужденной обстановке, привести примеры собственной или чужой невежливости и рассказать, к каким последствиям это привело.
4. Приведите и положительный пример вежливого обращения и выгоды, которые он может принести.
5. Расспрашивайте его о событиях дня и ненавязчиво выясняйте, как он себя вел.
6. Попробуйте почитать вместе книги об общении людей друг с другом, испробуйте тренинги.
7. Последите за собой и за своими речевыми оборотами.
8. Постарайтесь сами следовать своим советам.
IV. Подведение итогов собрания.
Заключительное слово классного руководителя.
Сегодняшнюю встречу мне хочется завершить словами мудрого педагога и великого русского писателя Л. Н. Толстого, которые, как мне кажется, отражают суть нашего с вами разговора и дают почву к обдумыванию своих поступков, действий в отношениях со своими взрослеющими детьми.
«Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей». (Л. Н. Толстой. )
А вот эти слова писателя «душевной чистоты», психолога человеческих чувств и прекрасного воспитателя, А. П. Чехова просто расскажут вам, на каких нотах (мажора или минора) выстраивать свои отношения, каким тоном предъявлять детям требования, как приблизиться к тому, чтобы вы стали первоочередным желаемым объектом совета и доверия своему ребенку.
«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». (А. П. Чехов.)
Похожие статьи:
Родительское собрание «Профильное обучение» в 10 классе
Родительское собрание «Компьютере – друг или враг?», 9 класс
Родительское собрание, 9 класс «Трудный ребёнок. Какой он?»
Родительское собрание «Права ребенка - обязанности родителей», 9 класс
Родительское собрание, 9 класс. Профессиональное самоопределение
Нет комментариев. Ваш будет первым!