Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие навыков общения со сверстниками и со взрослыми

В общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения.

У детей четырех-пяти лет личные интересы и желания составляют основное ядро жизни. При общении со сверстниками они зачастую навязывают им личные мотивы, однако все чаще проявляется способность слушать и слышать других детей, в совместной деятельности дети учатся договариваться. В общении со взрослыми четырех-пятилетний ребенок в первую очередь нуждается в сотрудничестве.

В шесть лет ребенок способен предвидеть некоторые последствия своих слов и поступков, он понимает, что такое честность и лживость, доброта и злость, грубость и воспитанность, что такое справедливость. Он уже способен понять, как его поступки отразятся на настроении друга, брата или сестры, мамы и папы.

Потребность в любви и одобрении (ведь ведущий мотив — «Хочу быть хорошим!») диктует ребенку необходимость учиться принятым позитивным формам общения со взрослыми и с детьми. Бурно развивающаяся речь помогает выстраивать речевое общение. Понимание мимики, выразительных движений взрослых и сверстников способствует развитию способности к идентификации с людьми, со сказочными героями, игрушками, предметами.

По мнению М. И. Лисиной в три-четыре года у детей возникает внеситуативно-познавательная форма общения, связанная с появлением первых вопросов, с совместной познавательной (теоретической) деятельностью со взрослыми. Так как самостоятельное познание мира еще затруднено, единственный способ познания — общение с окружающими, в первую очередь со взрослыми, которым ребенок задает огромное количество серьезных вопросов о происхождении мира, человека, о причинах тех или иных явлений. Ведущим средством общения становится речь. В общении со взрослым для дошкольника важны одобрение, похвала, поощрение, уважение.

На четвертом году жизни ребенок, как и в раннем детстве, больше нуждается в общении со взрослым. С другими детьми он общается как с участниками совместной сюжетно-ролевой игры, которая совсем скоро переходит просто в беготню. Совместная деятельность с детьми строится с помощью взрослого.

С четырех лет ребенок общается со сверстниками, чтобы они оценили его умения и знания, зачастую демонстрируя позицию превосходства. Отношение к сверстникам пока еще не носит дифференцированный характер, и дети делятся на «плохих» и «хороших». Причем критерием для оценки выступает отношение взрослого (воспитателя или родителя) к этому ребенку, наличие или отсутствие замечаний и нареканий к нему. То есть репутация ребенка в группе, отношение к нему товарищей, его эмоциональное состояние во многом зависят от корректности отношения педагога.

Для детей четырех-пяти лет характерен переход к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена информацией, мнениями, демонстрации своих знаний и умений.

Дети в возрасте пяти-шести лет начинают использовать внеситуативно-личностную форму общения. Ребенка интересуют детали из жизни взрослого: где живет, сколько комнат в доме, есть ли дети и сколько им лет и т. д. Дети хотят, чтобы взрослые относились к ним серьезно, понимали их, сопереживали.

Однако с 5 — 6 лет сверстники становится очень значимыми, центральными фигурами. Дети уже признают достоинства сверстников, иногда восхищаются ими.

Развитие речи, произвольности, общее развитие ребенка, накопление личного опыта — все это делает возможным совместную самостоятельную игру между детьми. Они уже сами распределяют роли и следят за выполнением принятых ими правил игры, хотя все еще довольно часто возникают конфликты, особенно при распределении ролей.

А в шесть-семь лет дети общаются уже не только в процессе игры, но и при решении общей практической задачи [Баранова, 2006]. Одной из главных потребностей этого возраста является общение, которое реализуется посредством сюжетно-ролевой игры, — она становится более сложной, дети с ее помощью осваивают сложные взаимодействия между людьми.

Взрослый, находящийся рядом с детьми, помогает им организовать игру в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и потребностями.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период, трудно переоценить ее значение для развития ребенка (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.). Игра важна и для преодоления эгоцентризма, то есть неспособности встать на позицию другого человека. Играя вместе с другими детьми, ребенок вынужден принимать во внимание партнера, анализировать свои поступки, соотносить их с поступками и ценностями сверстников. В игре ребенок может примерить на себя роль взрослого, научиться соподчинять мотивы, следуя правилам игры и учитывая потребности других детей, освоить нормы поведения, одобряемые окружающими.

Представленные в этой главе игры направлены на развитие у дошкольников навыков общения со сверстниками, следования определенным правилам, бесконфликтного взаимодействия с партнером. Условно эти игры можно разделить на:

• игры, развивающие навыки взаимодействия с партнером;

• игры, способствующие сплочению коллектива;

• коллективные ролевые игры.

Игры, развивающие навыки взаимодействия с партнером

Дочки-матери

Возраст. От трех лет.

Цель. Ранняя социализация ребенка.

Инвентарь. Различные предметы, которые могут понадобиться для моделирования игровых ситуаций.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Это ролевая игра, моделирующая отношения в семье или другом коллективе. Распределять роли дети могут самостоятельно, но иногда им нужно помочь, например — подсказать ситуации, которые можно проиграть (готовим праздник, встречаем гостей, идем в магазин, лечим больного, путешествуем и т. д.).

Рекомендации. Наблюдая за поведением детей во время игры, можно заметить особенности их характера и поведения.

Кенгуру

Возраст. От трех лет.

Цель. Обучение двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о кенгуру, об их повадках, способе передвижения.

Содержание. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — «кенгуру» — стоит, второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача — не расцепляя рук, дойти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна).

Рекомендации. Если детям трудно выполнить задание, можно предложить им поиграть в «паровозик» в парах, где каждый ребенок — вагончик, которому надо двигаться в унисон с товарищем.

Стоп, или отгадай, кого здесь нет

Возраст. От четырех лет.

Цель. Тренировка зрительной памяти, внимания, создание положительных эмоций у участников игры.

Число участников. От десяти человек.

Инвентарь. Аудиокассета или диск с музыкой.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий включает спокойную музыку, дети двигаются по помещению (можно танцевать). Когда ведущий выключает музыку, дети останавливаются, опускаются на пол и сворачиваются калачиком. Ведущий подходит к одному из детей и дотрагивается до его плеча. Этот ребенок открывает глаза, встает и на цыпочках выходит из помещения. Ведущий снова включает музыку, дети встают и продолжают двигаться. Ведущий останавливает музыку и спрашивает детей: «Быстро дайте мне ответ, угадайте, кого нет? Его имя назовите, в группу громко позовите!» Дети определяют, кого нет, и громко зовут своего товарища.

Рекомендации. Если дети будут испытывать затруднения, им можно помочь, например — указать на особенности внешности ребенка, который вышел из помещения.

Тихий колокольчик

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие координации, концентрации внимания, создание спокойной атмосферы в группе.

Инвентарь. Колокольчик.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети сидят в кругу. Водящий берет в руки колокольчик и осторожно идет по кругу, следя за тем, чтобы колокольчик не звенел. Если колокольчик зазвенит, водящий должен остановиться, подождать, пока звон утихнет, и лишь потом продолжать движение.

Водящий подходит к ребенку, которому он хочет передать колокольчик, звонит и отдает колокольчик. Новый водящий идет с колокольчиком по кругу.

Рекомендации. Желательно организовать игру так, чтобы с колокольчиком успели пройти все ребята.

Я хочу с тобой дружить

Возраст. От четырех лет.

Цель. Проявление приязни, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта.

Инвентарь. Клубок ниток.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий говорит: «Я сейчас научу вас игре с клубочком. Когда он попадет к вам, вы обмотаете нитку вокруг пальца и передадите тому, кому захотите. Передавая клубок, нужно сказать волшебные слова:

Буду так я говорить:

— Я хочу с тобой дружить!»

Ведущий начинает игру:

«В руки я клубок возьму,

Пальчик обмотаю.

А кому его отдам —

Мы сейчас узнаем...»

Передает клубок ребенку со словами:

«Буду так я говорить:

— Я хочу с тобой дружить!»

Ребенок повторяет действия ведущего — берет в руки клубок, обматывает пальчик.

Ведущий продолжает, называя имя ребенка:

«Леночка клубок возьмет,

Пальчик обмотает.

А кому его отдаст,

Мы сейчас узнаем...»

Ребенок со словами:

«Буду так я говорить:

— Я хочу с тобой дружить!»

Передает клубок другому ребенку.

Игра продолжается, пока клубок не вернется к ведущему, который натягивает ниточку и говорит:

«Буду так я говорить:

— С вами я хочу дружить!»

Потом предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.

«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой».

Давайте поздороваемся

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Подготовка. Дети заучивают три варианта приветствия. Как только взрослый убедится, что все дети готовы, начинается игра.

Содержание. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

• один хлопок — здороваемся за руку;

• два хлопка — здороваемся плечиками;

• три хлопка — здороваемся спинками.

Разговаривать во время игры запрещается.

Рекомендации. Если детям трудно (в силу возрастных или индивидуальных особенностей) запомнить сразу несколько вариантов приветствия, взрослый по ходу игры подсказывает им.

Варежки

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие навыков сотрудничества, внимания.

Инвентарь. Варежки из плотной бумаги или картона, цветные карандаши или фломастеры.

Число участников. От восьми человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Для игры необходимо подготовить несколько пар бумажных варежек (вырезанных по контуру). У каждой пары свой узор. Количество варежек определяется по количеству игроков (число должно быть четным).

Первый этап

Каждый ребенок получает одну варежку. Задача игрока — найти свою пару (то есть варежку с таким же узором).

Второй этап

Дети, работая в парах, раскрашивают свои варежки, так, чтобы они стали одинаковыми не только по форме узора, но и по цвету.

Испорченный телефон

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие слухового внимания, навыков взаимодействия с другими детьми, создание позитивной атмосферы.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От четырех человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово и сообщает его рядом сидящему. Задача — передать слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо соседу. В конце игры первый участник произносит задуманное им слово, а последний — тот вариант, который он услышал.

Колечко на веревочке

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие навыков взаимодействия, умения наблюдать, отслеживать невербальные сигналы партнеров.

Инвентарь. Длинная веревка, кольцо.

Число участников. От шести человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. В кольцо продевают веревку, концы которой связывают вместе. Выбирается водящий. Он должен отойти в сторону. Остальные участники встают в крут, держась за веревку руками. Один из игроков накрывает кольцо рукой.

Водящий входит в середину круга. Участники перебирают веревку, незаметно для водящего передавая кольцо. Водящий следит за руками игроков и пытается отгадать, у кого находится кольцо. Если он угадал правильно, тот, у кого было кольцо, становится водящим. Если не угадал, водящий покидает круг, кольцо перепрятывается, и игра продолжается.

Мышь и мышеловка

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения взаимодействовать с товарищами, договариваться.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От десяти человек.

Участие взрослого. Необходимо.

Содержание. Дети выбирают водящего — мышку. Затем они делают «мышеловку» — встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс. Мышка стоит в кругу. Ей нужно вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», отвлечь кого- нибудь или уговорить, раздвинуть играющих или найти другие способы. Ведущий следит за тем, чтобы дети не пинались ногами, не делали больно мышке. Если он замечает, что мышка никак не может выбраться, он может попросить ребят ей помочь.

Домой!

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимания, навыков ориентации в пространстве, навыков следования инструкции.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От восьми человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети разбиваются на пары. Ведущий дает детям разные команды, дети их выполняют. Когда ведущий тихо говорит: «Домой», каждый должен быстро вернуться к своему партнеру. Примеры команд: отпрыгните от партнера! присядьте! дотроньтесь до любого деревянного предмета! домой!

Развитие игры. Более сложный вариант этой игры называется «Апельсин».

Игра отличается тем, что дети делятся на группы по три-четыре человека. Это дольки, которые могут собираться в апельсин. Команда для сбора группы: «Апельсин!»

Сто мячей

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умений распределять внимание, устанавливать контакт с окружающими.

Инвентарь. Легкие мячи по количеству участников.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий — играть молча.

Первый этап

Все участники встают в крут. В руках у взрослого мяч. Он бросает его кому-либо из детей, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Поймавший мяч перебрасывает его другому, также предварительно «связавшись» с ним взглядом, и т. д. Задача играющих — поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча.

Переход ко второму этапу возможен лишь тогда, когда участники отработают навык невербального общения при передаче мяча.

Второй этап

Игра проводится так же, как и на первом этапе, только с двумя мячами.

Смешное имя

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие выдержки, фантазии, умения общаться.

Инвентарь. Фанты (например, карточки) для каждого участника.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Игроки придумывают себе необычные или смешные имена, например: Одуванчик, Крокодил, Плюшка и т. п.

Водящий подходит поочередно к каждому игроку и задает разные вопросы. В ответ игроки могут называть только свое игровое имя. Причем делать это нужно с самым серьезным лицом, улыбаться нельзя.

Подходя к игроку, водящий предупреждает: «Кто ошибется, кто засмеется, тому плохо придется!» После этого он спрашивает:

— Как тебя зовут?

— Одуванчик!

— А что ты ешь на завтрак?

— Одуванчик!

— А на чем ты катаешься?

— На одуванчике!

И т. д.

Допустивший ошибку или засмеявшийся ребенок отдает фант и выходит из игры, а ведущий переходит к следующему игроку.

После опроса всех участников разыгрываются фанты, за каждый фант надо выполнить шуточные задания.

Рекомендации. Желательно придумывать разные вопросы, не повторяясь. Можно, например, указывать на части тела игрока или на различные предметы и спрашивать, что это такое. Задав семь-десять вопросов, водящий может переходить к следующему игроку.

Гармоничный танец

Возраст. От шести лет.

Цель. Установление контакта с партнером, развитие пространственной ориентации.

Инвентарь. Аудиокассета или дик с музыкой.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети разбиваются на пары и встают друг против друга, соприкасаясь только ладонями. Один из партнеров закрывает глаза. Под негромкую спокойную музыку ребенок с открытыми глазами делает плавные движения руками и телом — приседает, слегка отходит в сторону, движется вперед, назад... Задача ведомого — следовать за ведущим, повторять его движения, не отрывая рук.

Рекомендации. Необходимо наблюдать за тем, чтобы ведомый не становился ведущим.

Импульс

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие умений взаимодействовать с другими детьми, чувствовать состояние другого, быть внимательным к товарищу.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Необходимо.

Подготовка. Ведущий проверяет знание детьми понятий «по часовой стрелке», «против часовой стрелки».

Содержание. Ведущий и все дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий говорит детям, в какую сторону будет запускаться импульс (по часовой стрелке или против), затем довольно ощутимо сжимает руку соседа справа или слева. Тот пожимает руку своего соседа и т. д. Рукопожатие идет по кругу, пока не вернется к ведущему. После этого можно пустить импульс в другую сторону.

Развитие игры. Рукопожатие можно заменить подмигиванием, хлопком по плечу и т. д. Одновременно с движением можно произносить какой-либо звук или слово. Например, передавая рукопожатие вправо, ведущий говорит «Эх!», а влево — «Ух!». Участник, который принимает оба импульса одновременно, говорит «Хо- хо!» и отправляет рукопожатия в обе стороны обратно.

Колечко

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие внимания, ловкости.

Инвентарь. Колечко или другой небольшой предмет.

Число участников. От шести человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Выбирается ведущий. Игроки садятся в ряд и складывают руки ладонями внутрь (как будто прячут что- то). У ведущего в сложенных ладонях находится колечко.

Он проходит вдоль ряда детей, проводя своими ладонями между ладонями игроков, и старается незаметно для других участников передать кому-нибудь колечко. Когда колечко передано, ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игрок, которому досталось колечко, должен выбежать из ряда. Задача остальных игроков — не выпустить его. Если игроку с колечком удалось выбежать, он становится ведущим, если нет — игра повторяется.

Путаница с закрытыми глазами

Возраст. От шести лет.

Цель. Установление и укрепление контактов между детьми, развитие умения договариваться, действовать согласованно.

Число участников. От восьми человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети встают в круг, закрывают глаза, вытягивают правые руки вперед и начинают двигаться по направлению к центру круга. Левые руки отведены назад и в сторону. Коснувшись кого-либо правой рукой, ребенок берет его за руку, за его левую руку в это время тоже кто-то может взяться. После того как все взялись за руки, дети открывают глаза. Таким образом, получается путаница. Теперь нужно распутаться, не отпуская рук.

Рекомендации. Ведущий следит за тем, чтобы все дети взялись за руки. Можно играть под музыку.

Соседи

Возраст. О шести лет.

Цель. Развитие коммуникабельности, внимания, ловкости.

Инвентарь. Стулья.

Число участников. От девяти человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Выбирается водящий. Остальные дети делятся на пары и садятся на стулья, расставленные по кругу. Стулья расставлены так, чтобы каждая пара была немного в стороне от других. Водящий стоит в середине круга. Обращаясь к одному из детей, он спрашивает: «Саша, мила ли тебе соседка (сосед)?» Если Саша отвечает: «Нет, не мила. Подай такую-то», то дети (соседка или сосед Саши и тот ребенок, которого он назвал) меняются местами. При ответе «мила» все остаются на местах. Но если ребенок отвечает: «Всеми недоволен!» — все игроки вскакивают и быстро меняются местами. Водящий тоже стремится сесть на стул. Кто не успел занять места — становится новым водящим.

Строимся по росту

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие глазомера, умения договариваться в группе.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Необходимо.

Содержание. Ведущий предлагает детям выстроиться по росту. Выполнять задание надо молча, договариваться можно только при помощи рук.

Рекомендации. Для демонстрации понятий «выше» и «ниже» можно использовать кубики или другие игрушки. Задание можно усложнить, предложив выполнить его с завязанными глазами. Ведущий должен подбадривать детей, при необходимости — оказывать им помощь.

Похожие статьи:

Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Игры на развитие коммуникативных навыков в подготовительной группе

Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Народные игры для детей 6-7 лет в детском саду

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!