Основы развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
Мелкая моторика — тонкие движения кистей и пальцев рук — необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества.
Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
— в связи с развитием познавательных способностей;
— речи;
— движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками — условие познания ребенком предметного мира.
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М.М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
А.В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в "орудие орудий", ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета».
Характерный признак произвольности движений, формирующихся в системе орудийных операций, — возможность постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились.
П.Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как и рукой; предмет становится как бы простым ее удлинением. Такие действия можно условно назвать ручными. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия. П.Я. Гальперин наметил стадии овладения орудийными операциями:
— 1-я — повторение однотипных движений, «целенаправленные пробы». Дети настойчиво «охотятся» за одной какой- либо игрушкой;
— 2-я — подстерегание. Ребенок как бы «стережет» появление определенных положений орудия, хотя еще не владеет приемами;
— 3-я — навязчивое вмешательство. Ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета, активно и настойчиво вмешивается в процесс поисков;
— 4-я — объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.
Полученные в исследованиях П.Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка зарождаются интеллектуальные реакции, наглядно-действенное мышление в его наиболее простых и первичных формах.
Основной путь в овладении предметной деятельностью — совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.
Взрослый организует действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий. Смысловой центр ситуации, в которой усваиваются предметные действия, — взрослый и совместная деятельность с ним; действие должно производиться так, как показал взрослый. Именно на этой основе своеобразно ритуализируется порядок выполнения действий, в процессе которых их образец реализуется и производит постоянное подравнивание под образец. Ребенок сначала выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета, лишь затем начинает осваивать операционально-технический состав действия внутри образца. Таким образом, отдельные движения не просто приспосабливаются к орудию, а включаются в заданную схему действия.
Иными словами, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, носителем которого выступает взрослый.
Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений, подражание, прямое обучение, обучение по словесной инструкции, метод самостоятельных проб.
Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте — методы подражания и пассивных движений.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение движений, действий другого человека. Дошкольники посредством подражания усваивают предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое зависит от характера самого действия.
В развитии подражания существенную роль играет речь, вторая сигнальная система, однако специфическая особенность рассматриваемого процесса — наличие наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без посредства имитационного образа. Оно отсутствует у новорожденного и появляется лишь у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.
На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод пассивных движений, поскольку у младенцев 3—4 мес. образовать временные связи с помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты. В 4—6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений.
В зависимости от сложности стоящих перед ребенком задач некоторые элементарные навыки вырабатываются быстрее путем подражания, чем методом пассивных движений.
Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые действия. Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независимыми от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Движение рук в дошкольном возрасте развивается постепенно: на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания, и уже после начинают складываться повторные и цепные движения.
Характер ориентировочно-исследовательской деятельности изменяется в процессе онтогенеза и на разных генетических ступенях в образовании двигательных навыков.
При выполнении различных упражнений кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Похожие статьи:
Методики раннего обучения детей математике
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Нет комментариев. Ваш будет первым!