Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Тютчев «Чародейкою Зимою»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою...»; совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях; прививать любовь к родной природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворения; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: портрет Ф. Тютчева, сборники его стихов; визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадку, отгадайте ее. (Валенки.)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в школу,
днем — домой.
В. Волина
— Прочитайте загадку с разной интонацией.
III. Проверка домашнего задания
1. Чтение наизусть понравившихся отрывков из стихотворений.
2. Чтение составленного рассказа о первом снеге.
IV. Постановка целей урока
— О каком времени года мы читаем произведения?
— Прочитайте выражения (пословицы и приметы) и объясните их смысл.
• Белый снег на черную землю, и то к лицу.
• Больше снега на полях — больше хлеба в закромах.
• Первый снег выпадает — сорок дней до зимы.
- Какое из них можно отнести к следующему стихотворению?
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала,
Снегом заботливо город одела
И просветлела от доброго дела.
Е. Аксельрод
V. Физкультминутка
Вышли детки на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
VI. Работа по теме урока
1. Стихотворение Ф. Тютчева
(Учитель читает стихотворение на с. 194.)
- Что вы представили, слушая это стихотворение?
- Проведем маленькую словарную работу.
Бахрома — тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, кистей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Мещет — от слова «метать» — бросать, кидать.
- Замените близкими по значению словами:
• немою — ...
• околдован —...
• ослепительной красой —...
3. Самостоятельное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подумайте, можно ли утверждать, что это стихотворение передает любовь поэта к своей Родине, к ее природе? Обоснуйте свое мнение.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Рассказ учителя о Ф. Тютчеве
- Мы уже убедились, что автор любил природу, свою Родину. Пришло время узнать о нем побольше.
Материал для учителя
Федор Иванович Тютчев (1803—1873) родился в культурной стародворянской семье среднего достатка. Отец, Иван Николаевич Тютчев, стремившийся к служебной карьере, был радушным, гостеприимным
и добросердечным хозяином. Мальчик испытал сильное влияние матери, Екатерины Львовны (урожденной Толстой), женщины умной и впечатлительной. Он рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. Под влиянием своего учителя приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация (древнеримский поэт).
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какое стихотворение мы читали на уроке?
— Кто его автор?
— Что нового вы узнали?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Нет комментариев. Ваш будет первым!