Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России»
Тема занятия: Обобщение по разделу «Русские писатели»
Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; прививать любовь к чтению, художественной литературе.
Оборудование: карточки с отрывками из произведений этого раздела, выставка книг и портретов писателей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
Сегодня мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Русские писатели». Вспомним, о чем говорили на последних уроках.
III. Работа по теме урока
1. Игра «Доскажите слово»
1. Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою... (пряжу).
2. Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три... (года).
3. Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба... (говорила).
4. Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам... (откуп).
5. Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно,... (старче)?»
6. Воротился старик ко старухе,
У старухи новое... (корыто).
7. Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои... (сани).
8. Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее... (море).
9. Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою... (дворянкой).
2. Игра «Назовите автора»
— Соедините стрелками авторов и их произведения.
Л.Н. Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкин «Стрекоза и Муравей»
И.А. Крылов «Филипок»
3. Игра «Узнайте произведение»
Учитель приготовил карточки с отрывками из прочитанных в этом разделе произведений (конечно, на карточке не указаны автор и название). Ученик выходит к доске, выбирает карточку, читает отрывок и называет автора, название произведения.
Карточка 1
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. (Л. Толстой «Старый дед и внучек».)
Карточка 2
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: "Куда ты собрался?» — «В школу». — «Ты еще мал, не ходи», — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу. (Л. Толстой «Филипок».)
Карточка 3
Были брат и сестра - Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. (Л. Толстой «Котенок».)
Карточка 4
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».)
Карточка 5
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Карточка 6
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
(А. Пушкин «Руслан и Людмила».)
IV. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
Все мы поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Выдох, вдох,
Выдох, вдох.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
Хватит!
Выдохнуть, вдохнуть.
И теперь отдохнуть!
V. Продолжение работы по теме урока
1. Игра «Отгадайте название»
— По опорным словам составьте название произведения.
• Стрекоза, Филипок, муравей. («Стрекоза и Муравей», «Филипок».)
• Лебедь, рак, щука. («Лебедь, Рак и Щука».)
• Котенок, рыбак, рыбка. («Котенок», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Работа с учебником
(Дети выполняют задания в учебнике по усмотрению учителя.)
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?
— Какое произведение особенно запомнилось? стало любимым?
Домашнее задание
Выполнить задание 9 на с. 124.
Дополнительный материал
Проверочная работа по разделу «Русские писатели»
1. Соедините стрелками авторов и их произведения. К каждому автору допишите по одному произведению из тех, которые вы читали раньше.
А.С. Пушкин «Котенок»
«Старый дед и внучек»
«Лебедь, Рак и Щука»
И.А. Крылов «Филипок»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Вот север, тучи нагоняя...»
Л.Н. Толстой «Стрекоза и Муравей»
2. Из каких произведений эти строки? Запишите название и автора.
• «Спасибо, что правду сказал».
• «И вместе трое все в него впряглись».
• «А пред нею разбитое корыто».
• «Там русский дух... там Русью пахнет!»
• «Дети искали ее везде, но не могли найти».
• «Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
• «И кому же в ум пойдет / На желудок петь голодный...»
• «Учитель засмеялся и сказал: "Ты погоди хвалиться, а поучись"».
3. Восстановите пословицу и определите, к какому произведению она подходит.
Час, делу, а, потехе, время.
4. Выпишите крылатое выражение из басен И.А. Крылова.
5. Случалось ли вам остаться у разбитого корыта? Придумайте небольшой рассказ на эту тему.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Нет комментариев. Ваш будет первым!