Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Есенин «Поет зима - аукает...»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Есенин «Поет зима - аукает...», «Береза»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина; дать понятие метафоры; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: портрет С. Есенина, сборники его стихов; визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева.
III. Речевая разминка
- Представьте стихотворение «жужжащим» чтением. Попробуйте услышать фамилию русского поэта.
В этом имени — слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет,
Что-то есть в нем
От русских песен —
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь — рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты...
- О какой фамилии идет речь? (Предположения детей.)
- Прослушайте следующие строчки:
Только скажут —
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты...
Н. Браун
- Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)
- Прочитайте с разной интонацией (с удивлением, восхищением, весело, сердито, вопросительно, утвердительно).
- Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
- Определите тему и цели урока.
- Да, сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина.
V. Работа по теме урока
Стихотворение «Поет зима — аукает...»
(Учитель читает стихотворение на с. 195.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели? (Примерный ответ. Над лесом плывут облака, метелица стелется по двору, воробышки жмутся к окну, замерзли.)
- Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?
- Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен.)
- Прочитайте следующие три строки. Какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение.)
Олицетворение — поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа: зима — аукает, с11°кает; с тоской глубокою плывут облака.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
— Прочитайте строчки о метелице и воробышках.
— Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
— Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы — написать о метели, холодной вьюге или о воробышках? (Примерный ответ. Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Стенка, стенка, потолок.
Электрический звонок.
Дзинь! Хозяин дома? — Дома!
Гармошка готова? — Готова!
Можно поиграть? — Можно!
И все дружно — себя щекотать!
VII. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение «Береза»
(Учитель читает стихотворение на с. 196—197. Можно включить фоном красивую музыку.)
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Чем это стихотворение напоминает сказку?
— Как вы понимаете подчеркнутые выражения? (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Перечитайте стихотворение и определите, есть ли здесь метафоры. (Ответ. Три строки из второго четверостишия, две последние строки из третьего, последняя строка четвертого.)
— Для чего поэт употребил метафоры? (Для создания образа.)
— Есть ли здесь другие выразительные средства языка — сравнения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает — олицетворения.)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
— Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на уроке?
— Что вы узнали о поэте?
— Что такое метафора и олицетворение?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Береза».
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»
Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи
Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»
Нет комментариев. Ваш будет первым!