Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Прогулки в июне в подготовительной группе по ФГОС с целями

Летние прогулки в июне. Подготовительная группа. Конспекты

Прогулка №1 «Наблюдение за летними изменениями в природе»

Цели: уточнить знания о последовательности летних изменений в природе; развивать умение сравнивать различные периоды лета; формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе.

Обратить внимание детей на красоту летней природы, спросить, какие изменения произошли. (Увеличилась продолжительность дня, повысилась температура окружающего воздуха, появились насекомые, прилетели птицы, распустились листья.)

Приметы: лето дождливое - зима снежная, морозная; лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная.

Поговорки и пословицы: «Худо лето, когда солнца нету»; «Лето в холодке сидит, зимой наплачется».

Стихотворения:

ЛЕТО

Отгадай-ка время года: жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает, днем и греет, и печет;

Речка манит нас прохладой;

В лес за ягодами надо.

Землянику поспевай, не ленись да собирай;

В поле рожь шумит, как море,

Соловьи поют на зорях,

Травы сочные стоят, косари в луга спешат.

Загадки:

В этот месяц, что ни год,

Тесен птицам небосвод.

Луг - цветами, грибами - грибницы.

День быстрее трав растет.    (Июнь.)

 

Еще недавно к нам в окошко

Светила белая лепешка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки.    (Луна и месяц.)

Дидактическая игра «Что лишнее?» (1-й вариант).

Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.

Ход игры. Воспитатель называет четыре признака разных времен года:

• Птицы улетают на юг.

• Расцвели подснежники.

• Пожелтели листья на деревьях.

• Идет уборка урожая.

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Дидактическая игра «Что лишнее?» (2-й вариант).

Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.

Ход игры. Воспитатель называет четыре признака погоды разных времен года:

• Идет снег (дети надели шубы).

• Пасмурно (дети взяли зонтики).

• Льет проливной, холодный дождь (дети сидят в группе).

• Светит жаркое солнце (дети надели панамки, шорты и маечки).

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний, и называют, к какому времени года он относится.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Труд на участке. Воспитатель вместе с детьми наводит порядок на участке и возле него. Учит детей планировать свою работу, намечать последовательность действий, подбирать необходимый инструмент, оценивать результаты своего труда.

Прогулка №2

Цели: расширять кругозор; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; воспитывать любознательность.

Наблюдение за солнцем

Воспитатель отмечает вместе с детьми, что стало очень тепло, они ходят в одних трусиках, а днем надевают на головы панамки. Обращает внимание, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а утром и вечером тени длинные.

Экспериментальная деятельность.

Предложить потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером; выяснить разницу между предметами.

Приметы: во время восхода солнца духота - к ненастью; утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч — к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Красное лето никому не наскучит»; «Летом всякий кустик ночевать пустит».

Стихотворение «Солнце отдыхает».

Загадки:

Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.    (Солнце.)

Дидактическая игра «Добрые слова».

Цель: развивать словарный запас.

Ход игры. Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят.

Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнца и лета.

Подвижная игра «Волк».

Наблюдение за луной

Рассмотреть вечернее небо, чем оно отличается от дневного (чем темнее небосвод, тем ярче видны на нем поздним вечером будут звезды и луна). Попросить детей вечером из окна своего дома рассмотреть луну (месяц). Рассказать, что луна имеет несколько видов (фаз), в какой она находится в данное время. Обратить внимание на положение луны, отметить ее движение по небу, подумать, чем луна отличается от солнца, почему ее называют ночным светилом, на что похожи луна и месяц.

Приметы: луна блестит ярко, как серебристый щит - к хорошей погоде; звезды мерцают зеленоватым светом - к хорошей погоде.

Стихотворение Е. Трутневой «Лето».

Загадки:

Светлой ночью в родничок золотой упал рожок.

А затеплился рассвет, и рожка растаял след.   (Месяц.)

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь».

Цель: закрепить знания об обитателях различных стихий.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середину - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если прозвучит слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать обитателя этой среды, при слове «огонь» отбросить мяч. Ошибающийся выходит из игры.

Русская народная игра «Большой мяч».

Прогулка №3 «Рассматривание всходов деревьев»

Цели: закреплять знания о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток; воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями.

Обратить внимание детей на маленькие деревца-всходы. Их много летом. Всходы березы очень тоненькие (напомнить детям, какие крохотные семена березы видели они весной). А ростки клена не похожи на взрослое дерево - его листья узкие, длинные, первая пара листьев с зубчиками.

Приметы: капельки росы утром висят на кончиках листьев - к дождю; поздний расцвет рябины - к поздней осени.

Поговорки и пословицы: «Летний день год кормит»; «Летний день за зимнюю неделю».

Стихотворение «Деревья».

Загадки:

Летом в жару он в шубе пуховой,

В холод зимой - совершенно голый.       (Тополь.)

 

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке, свесив сережки.      (Береза.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь».

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Русская народная игра «Стадо».

Опытно-экспериментальная деятельность.

На прогулке подвести детей к тропинке, на ней не растут растения. Почему? (Растения затаптывают люди, не дают им прорасти, и изменяется структура земли, утоптанной многими ногами.) Потрогать землю руками, какая она, попробовать проткнуть палкой. Определить твердость на тропинке и рядом. На каком участке растению будет легче прорасти? Сделать вывод.

Труд на участке. Вместе с воспитателем навести порядок возле песочницы, собрать в нее разбросанный песок, почистить его от постороннего мусора.

Прогулка №4 «Рассматривание почвы и ее обитателей»

Цели: развивать познавательные и психические процессы, мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; вырабатывать умение связно излагать свои мысли.

Предложить детям рассмотреть почву под лупой, сказать, из чего она состоит. Взять образцы на разных участках, потрогать почву утром, днем, вечером, сравнить ее. Напомнить детям, что почва - это тоже среда обитания живых существ, вспомнить с ними ее обитателей, их приспособленность к житью в специфических условиях (без света).

Приметы: лето бурное - зима с метелями; сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: «В летнюю погоду заря с зарей сходится»; «Не моли лета долгого, моли лета теплого».

Стихотворение «Дерево, трава, цветок».

Загадки:

Царства темного жильцы

Ползут во все концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растеньям жизнь дают.    (Корни.)

Дидактическая игра «Охотник».

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Пустое место».

Русская народная игра «Волк».

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод. Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы

Прогулка №5 «Рассматривание цветов в цветнике»

Цели: научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту; закрепить знание названий садовых растений; воспитать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы.

Обратить внимание на красоту и разнообразие цветов, как цветы украшают наши участки. Вспомнить с детьми названия цветов, как дети сажали семена, как из них под влиянием природных факторов (вспомнить каких) появлялись всходы, а затем маленькие растения. Напомнить, как правильно надо ухаживать за цветами.

Воспитатель подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и в скверах, что их сажают для того, чтобы вокруг было красиво и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

Опыт. Запомнить с детьми, в какую сторону были обращены головки цветов, а затем сравнить с расположением вечером. Многие цветки поворачивают свои головки за солнцем, этот процесс называется фототаксисом.

Приметы: садовые ноготки к дождю закрывают цветки; утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю.

Поговорки и пословицы: «Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал»; «В июне день не меркнет».

Стихотворение Е. Серовой «Садовод».

Загадки:

Меня назвали царицей цветов

За запах, за цвет моих лепестков,

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне, колючих шипов!         (Роза.)

Дидактическая игра «Магазин “Цветы”».

Цель: учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. «Продавец» должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (полевых, садовых, комнатных), затем выдать «покупку».

Подвижная игра «Ручейки и озера».

Наблюдение за цветниками

Приметы: у мальвы цветки как будто увяли - будет дождь; если у мокрицы (звездчатки) венчики цветов не раскрываются - будет дождь.

Стихотворения:

САД

Как в саду красиво и светло.

Сколько астр на клумбе расцвело –

Набивные, махровые, пестрые,

Любят их дети и взрослые!

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Труд на участке. Поддерживать чистоту и порядок на своем участке, учить подбирать необходимый инвентарь, правильно им пользоваться. После работы используемый инвентарь приводить в порядок и класть его на место - в группу или в подсобку к дворнику.

Прогулка №6 «Наблюдение за облаками»

Цели: развивать познавательные и психические процессы, умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений, умение связно излагать свои мысли; формировать желание наблюдать за процессами, происходящими в природе; приучать детей видеть красоту окружающей природы.

Обратить внимание на красоту и яркость летнего неба. Полюбоваться удивительными облаками. Они не только плывут по небу, но и меняют форму.

Понаблюдать за тенью облаков, как она движется. Когда облака закрывают солнце, на улице сразу становится пасмурно.

Поговорки и пословицы: «В июне заря с зарей сходится»; «В июне день - с год».

Стихотворение С. Михалкова «Облака».

Загадки:

Без крыльев - летят,

Без ног - бегут,

Без паруса – плывут           (Облака.)

Дидактическая игра «Мое облако».

Подвижная игра «Ловушка».

Дидактическая игра «Сколько предметов?».

Башкирская народная игра «Волк и ягнята».

Прогулка №7 «Рассматривание всходов на огороде»

Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Обратить внимание детей на растения на грядках, вспомнить их названия, какие части растения стали больше, какие новые появились. Спросить, как ухаживать за растениями.

Приметы: если утром трава сухая, к ночи ожидай дождя.

Поговорки и пословицы: «В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут».

Стихотворения:

ИЮНЬ

Теплый, длинный-длинный день.

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка?

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Подвижная игра «Лягушки».

Стихотворение Е. Серовой «Садовод».

Загадки:

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая.        (Морковь.)

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Игра-забава «Успей подхватить».

Прогулка №8 «Наблюдение за муравьями»

Цели: углубить знание о муравьях, их образе жизни; сформировать представление об их роли в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Воспитатель вместе с детьми подходит к маленькому муравейнику, где копошатся муравьи. В процессе наблюдения воспитатель просит детей вспомнить, строение насекомого, чем питается, как передвигается.

Понаблюдать за движением цепочки муравьев, передвигающихся к муравейнику. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры. Такие капитальные работы муравьи производят весьма примитивными орудиями. Основной инструмент строителей - это жвалы (челюсти). Ими муравьи подтаскивают к гнезду веточки, иглы, ухватив их как клещами. Сомкнутые жвалы - это совок, которым строители скоблят землю и переносят сыпучие материалы. Помогают муравьям и передние ноги, ими муравьи работают как лопатами.

Опыт с муравьями.

На тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку.

Приметы: в муравейнике с утра открыты все входы, а сами муравьи интенсивно движутся - к ясной погоде; если муравьи прячутся в кучи - жди сильного ветра, дождя, грозы.

Поговорки и пословицы: «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Одним днем лето не опознаешь».

Стихотворение «Муравьи».

Загадки:

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.    (Муравьи.)

 

На полянке возле елок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион.   (Муравейник.)

Дидактическая игра «Назови животное, насекомое с нужным звуком».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель предлагает: придумать насекомых, в названии которых встречаются буквы А, К.

Кто больше назовет, тот и выиграл.

Подвижная игра «Улиточка».

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».

Подвижная игра на развитие эмоций «Зверинец».

Прогулка №9 «Наблюдение за грозой»

Цели: учить видеть и устанавливать связь одних явлений с Другими (например, во время грозы дует сильный, порывистый ветер, растения гнутся, качаются. Дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся, после грозы воздух чистый, Появляются лужи и т. д., ветер); развивать познавательные и психические процессы, умение связно излагать свои мысли, формировать понятие о различных явлениях природы; обращать внимание детей на признаки приближения грозы.

Приметы: утренний дождь - не на весь день.

Поговорки и пословицы: «Июнь грозами богат»; «Дождь с утра - не жди добра: будет осень вся мокра».

Стихотворения:

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

Жарко солнышко плыло,

Млела знойная земля.

Ночью тучка набежала,

Ждали дождика поля.

Рады, рады все травинки,

И колосья, и цветы,

Что веселые дождинки

Звонко льются с высоты.

Дождик, шумный и прохладный,

Песня, полная чудес!

На рассвете дышит жадно

Напоенный влагой лес.

Т. Днепровская

Загадки:

Подходила - грохотала,

Стрелы на поле метала.

Нам казалось - шла с бедой,

Оказалось - шла с водой.

Подошла да пролилась –

Вдоволь пашня напилась!    (Туча дождевая.)

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Подвижная игра «3амри».

Наблюдение за природой после грозы

Цели: развивать познавательные и психические процессы; учить связно излагать свои мысли, формировать понятия о различных явлениях природы.

Обратить внимание детей на то, как прекрасна природа после грозы. Воздух особенно чистый, так как капли дождя забирают с собой из воздуха частицы грязи, копоти, пыли и при грозе создается разновидность воздуха - озон, особый газ, который пахнет по-особенному.

Стихотворения:

Давайте улыбнемся!

Как хорошо вокруг!

Природа - наш хороший,

Наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик споет среди травы,

А ветер нам сыграет на клавишах листвы.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Прогулка №10

Наблюдение за радугой

Цели: развивать умение обобщать накопленные представления о природе; формировать понятия о различных явлениях; воспитывать любовь к природе, способность воспринимать красивое.

Понаблюдать за радугой после дождя. Назвать ее цвета, как можно их запомнить, определить ее форму.

Приметы: радуга после дождя стоит долго - к ненастью; радуга после дождя быстро пропадает - к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку»; «Дважды в году лету не бывать».

Стихотворение Я. Коласа «Песня о весне».

Загадки:

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост,

Я б достал рукой до звезд!    (Радуга.)

Дидактическая игра «Не ошибись».

Подвижная игра «Стайка».

Рассматривание вечернего неба

Цели: расширять кругозор; развивать умение обобщать накопленные представления о неживой природе; воспитывать любознательность.

Понаблюдать с детьми, как садится солнце и с каждой минутой становится темнее, спросить у детей, почему это происходит.

Стихотворения:

Лишь солнце погасло и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно.

Какое? Не знаю...

Но лишь добавляю, что было блестящим

И ярким оно.

Дидактическая игра «Кто больше знает».

Бурятская народная игра «Волк и ягнята».

Труд на участке. Вместе с детьми полить цветники возле участка своей группы, напомнить, как поливать цветы (под корни, не наливая воду на сами растения) поправить бордюр.

Прогулка №11 «Наблюдение за небом и облаками»

На прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за тем, как оно медленно передвигается. Пофантазировать с детьми, на что похожи облака.

Приметы: облака идут низко - возможен дождь.

Поговорки и пословицы: «Зимой морозы, а летом грозы»; «Лето пролежишь, зимой с сумою побежишь».

Стихотворение «Солнышко, покажись».

Дидактическая игра «Закончи предложение» (1-й вариант).

Подвижная игра «Шоферы».

Наблюдение за вечерним небом и облаками

Стихотворения:

ЛЕТО

Сколько запахов у лета!

Сладкий - липового цвета,

Горький - листьев тополиных,

Нежный - еле уловимый

Запах зреющей малины.

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Повар».

Прогулка №12

Наблюдение за тем, что где растет

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на Земле от состояния растительного покрова.

Воспитатель рассказывает о значении растений. Деревья и все другие растения - это удивительные творения природы, они способны сохранять солнечное тепло, а потом отдавать его. Солнечное тепло поступает в корни, ветки, стволы, листья, цветы, плоды, семена, которые служат кормом для самых разных животных. Так солнечное тепло распределяется между всеми живыми организмами на Земле. Но и этим не исчерпывается роль растений в природе. Растения защищают почвы, на которых растут, от разрушения ветрами и водой. Они сберегают полноводность рек и препятствуют наводнениям; влияют на климат, делая его более благоприятным; очищают воздух от пыли и вредных промышленных газов; создают красоту вокруг. Растениям нужны определенные условия. Некоторые любят расти на солнце (найти какие), другие предпочитают тень (найти).

Приметы: перед дождем цветы сильнее пахнут; много ягод летом - к холодной зиме.

Поговорки и пословицы: «Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь»; «Что летом родится, то зимой пригодится».

Стихотворения:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Загадки:

Наш огород в образцовом порядке.

Как на параде, построились грядки.

Словно живая, ограда вокруг –

Пики зеленые выставил.... (лук).

Дидактическая игра «Кто же я?».

Бурятская народная игра «Мышеловка».

Наблюдение за тополем и тополиным пухом

Цели: дать знания о значении зеленых насаждений в городе, для человека в частности; помочь осознать значимость каждого дерева, кустарника, травинки для природы в целом; прививать любовь к природе.

Обратить внимание на деревья, отметить деревья с гроздьями белого пуха, уточнить, что за растение, объяснить, что такое, белое, похожее на вату, свисает с ветвей, летает в воздухе и лежит на земле. Тополиный пух, поздней весной и ранним летом облетая с веток, захватывает из воздуха вредные вещества, пыльцу других растений, пыль и грязь и опускает на землю. У многих людей в это время бывает насморк и кашель: говорят, это аллергия на тополиный пух. Это неверно: у людей аллергия на грязный воздух и на пыльцу растений.

Стихотворения:

Что за странная метель?

Снег посыпал в жаркий день.

Снежинки летают,

От тепла не тают.

Лезут в глаз и в нос мне. Ух!

Оказалось, это... (пух)!

Загадки:

Летом снег. Просто смех!

Снег по городу летает.

Почему же он не тает?    (Тополиный пух.)

 

Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает, в воздухе летает.    (Тополь.)

Дидактическая игра «Отгадайте загадки».

Труд на участке. Организовывая труд детей по уборке территории, воспитатель напоминает об инвентаре, помогает распределить обязанности, контролирует выполнение трудовых поручений. Обучает после окончания работы приводить инвентарь в порядок и складывать его на место в группе или подсобке.

Прогулка №13 «Наблюдение за божьими коровками»

Цели: продолжать расширять знания о многообразии насекомых, о божьих коровках, способах защиты от врагов; прививать любовь к природе, желание сохранить все ее виды.

Предложить детям найти божьих коровок, положить их на ладонь брюшком вверх и рассмотреть: найти маленькую головку, усики и ножки, затем понаблюдать, как жуки ползают, как приподнимают и развертывают свои крылья перед полетом. Напомнить о защитной окраске божьих коровок. Спросить, у кого еще из насекомых есть защитная (маскирующая) окраска (кузнечик, кобылка и т. д.).

Коровка с двумя точками - двуточечная. С пятью - пятиточечная, с семью - семиточечная.

Жуки не все красные. Есть желтые, коричневые, разных оттенков, бронзовые, но все пятнистые - в крапинку, в горошек.

А коровками названы потому, что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Испугайте жука (возьмите, например, в руки) и увидите: на сгибах его ног появляются оранжевые капельки. Конечно, на самом деле это никакое не «молочко», а жидкость, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы. А пауки, если коровка попадается в их сети, спешат от невкусной добычи избавиться - обрывают нить и освобождают жуков. Коровки и окрашены-то так ярко, чтобы предупреждать врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!».

Наши предки, славяне, пятнистым жучкам поклонялись, связывая их облик с солнцем, дарившим жизнь, свет, урожай. Они и называли круглых, красноватых жуков «солнышком». Название «божья коровка» появилось позже.

Испокон веков люди по коровкам гадали: дождь ли пойдет или жара иссушит землю, похолодает или потеплеет. Посадит человек пятнистого жука на руку, следит за ним и приговаривает:

Божья коровка - легкая букашка,

Божья коровка - лаковые крылья,

Скажи, не тая секрет:

Холодно будет или нет?

Если жучок взлетит при слове «холодно», человек холода и ждал; если взлетит при слове «нет» - ждал тепла. А в некоторых странах верили: раздавишь случайно этого жука - жди беды.

Приметы: божья коровка, взятая в руки, быстро слетает - к ясной погоде; жуки проносятся с громким жужжанием - к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Муравей невелик, а горы копает; «Пчелка маленькая, да мед ее сладок».

Стихотворения:

Ярко солнце светит,

На дворе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все вокруг светло.

И. Суриков

БОЖЬЯ КОРОВКА

По тонкой-претонкой

Былинке так ловко,

Циркачке под стать,

Ходит божья коровка.

Друзья, посмотрите-ка,

Гляньте, подружки:

У этой букашки-то

Тоже веснушки.

Загадки:

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки.    (Божья коровка.)

Дидактическая игра «Похож - не похож».

Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».

Подвижная игра «Охотники и утки».

Прогулка №14 «Наблюдение за ветром (за его отсутствием)»

Цели: развивать способность к анализу, синтезу, самоконтролю; продолжать устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире.

Из окна можно установить, есть ли ветер, какой он - слабый или сильный, объяснить, по каким признакам об этом узнали (качаются ветви деревьев - сильный ветер, слегка колышутся травинки - слабый).

Воспитатель обращает внимание детей на отсутствие ветра на улице. Как это можно определить? (Листочки совсем не двигаются, мошкара вьется на одном месте, облака очень медленно движутся по небу.)

Опыт с надувным шариком.

Взять надувной шарик и подбросить его вверх. Он полетит в ту сторону, в которую дует ветер, и тем быстрее, чем сильнее ветер.

Приметы: северный ветер к ночи стихает; ветер порывами - к тихой погоде; лес без ветра шумит - к дождю.

Поговорки и пословицы: «Счастливы те поля, на которые летний дождь выпадет впору»; «Умножил бог лето мухами, а зиму морозами».

Стихотворение Е. Трутневой «Лето».

Загадки:

Невидимка озорной,

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит,

И куда-то он спешит.    (Ветер.)

Дидактическая игра «Природа и человек».

Подвижная игра «Рыбак и рыбаки».

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Подвижная игра «Пятнашки».

Прогулка №15 «Рассматривание молодых всходов»

Цели: провести наблюдение перед прополкой за молодыми всходами; показать детям значимость ухаживания за культурными растениями.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все растения на грядке одинаковы. Сравнивает их, просит определить отличия сорной травы от всходов культурных растений (форма и цвет листьев, высота стеблей, особенностей расположения на грядке - растет не на грядке). Те растения, которые посажены людьми, - культурные, что растет само - сорное. (Показать несколько сорняков.) Важно объяснить детям, какое влияние оказывает сорная трава на рост культурных растений (отнимает питательные вещества, влагу, загораживает от солнечного света).

Научить детей пропалывать грядки, подчеркнуть, что сорную траву надо вырывать с корнем и уносить из огорода, попросить ответить почему.

Воспитатель наглядно показывает детям, как надо вырывать сорную траву. Для опыта оставляется непрополотая делянка для наглядного примера (как только дети увидят разницу между прополотыми грядками и непрополотыми, они с воспитателем убирают сорняки).

Приметы: если в июне ночи будут теплые, можно ожидать изобилия плодов; урожайное лето предвещает холодную зиму.

Поговорки и пословицы: «Отломленная ветка к дереву не прирастет»; «От доброго корня и поросль добрая».

Стихотворения:

Как в саду красиво и светло.

Сколько астр на клумбе расцвело!

Набивные, махровые, пестрые,

Любят их дети и взрослые!

Загадки:

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней... (помидора).

 

На грядке зеленый,

А в банке соленый.   (Огурец.)

 

Без рук, без ног, но двигается.

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет.    (Растение.)

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Подвижная игра «Передал - садись».

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3-4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом -от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей.

Дидактическая игра «Это правда или нет?».

Подвижная игра «Ловишки с приседанием».

Опыт «Как огурец попал в бутылку?» (занимательный).

На огуречную грядку дети кладут прозрачную бутылку с узким горлом. В отверстие бутылки вводят маленький огурчик, который только что образовался на месте цветка. По мере роста огурец начинает занимать свободное место в бутылке и примет ее форму. Если подобрать бутылку необычной формы, можно вырастить такой же необычный огурец. В этом случае, сорвав огурец, бутылку аккуратно разрезают и огурец вынимают.

Труд на участке. Возле участка своей группы дети вместе с воспитателем пропалывают цветник, вспоминают, для чего нужно пропалывать посаженные растения. Напомнить детям, какой садовый инвентарь используется для прополки.

Прогулка №16 «Наблюдение и рассматривание одуванчика»

Цели: уточнить представления о последовательности роста и развития растений; закреплять знания о строении и назначении одуванчика (лекарственное растение); развивать наблюдательность, речь ребенка; воспитывать бережное отношение к одуванчикам.

Обратить внимание детей на яркие соцветия одуванчиков (одуванчик, это не одиночный цветок, как ирис или тюльпан, это множество цветков, собранных вместе, это соцветие. Такие соцветия у календулы, подорожника, подсолнечника и т. д.).

Напомнить детям, что одуванчик относится к лекарственным растениям. По цветку одуванчика раньше люди определяли погоду.

Когда на небе ярко светит солнце, золотые цветы одуванчика Как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучу, «луговое солнышко» тоже спрячется, с головой укроется зеленым «одеялом».

Поговорки и пословицы: «Где цветок, там и медок»; «В жаркий день всякая живность стремится в тень».

Стихотворение И. Полянского «Одуванчик».

Загадки:

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.   (Одуванчик.)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Подвижная игра «Ловишки на одной ноге».

Дидактическая игра «Найди противоположное слово».

Подвижная игра «Узнай по звуку».

Труд на участке. Вместе с воспитателем полить клумбы возле участка. Напомнить, что воду лить надо под растение и так, чтобы земля не размывалась водой.

Прогулка №17 «Наблюдение за поливом цветов»

Цели: учить детей беречь водопроводную воду; доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств; научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Воспитатель спрашивает, у детей, любят ли они купаться в ванне и под душем, умеют ли плотно закрывать кран, всегда ли следят, чтобы из крана попусту не текла вода. Воспитатель подчеркивает, что только тот умеет правильно пользоваться водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт. Нужно объяснить, что возможность пользоваться ванной, водопроводом - это великое благо. Растения мы тоже поливаем водопроводной водой (напомнить, как надо правильно поливать растения). Поэтому ее не надо расходовать без необходимости.

Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой. И, прежде чем она поступит в водопровод, ее приходится очищать. Текущая без нужды чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные очистные сооружения, которые не успевают очищать огромное количество грязной воды. Они работают на пределе. Если кран остался открытым, то не только впустую истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды и соответствующая нагрузка на очистные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но ее качество с каждым годом все ухудшается. За минуту из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель. За сутки это составляет уже 15 литров воды. А если забыть выключить шланг после полива растений, утечет просто так очень много литров. Поэтому во время полива нужно следить, чтобы вода не вытекала из лунок наружу.

Поговорки и пословицы: «Летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь».

Стихотворения:

Мы посадим тут цветы

Небывалой красоты.

Все цветочки разные –

Белые и красные,

Желтые и синие –

Все цветы красивые.

Как прекрасен каждый цвет!

Лучше нашей клумбы нет!

 

САД

Мы цветочки все польем

Жарким, ясным летним днем.

Будем мы беречь цветы,

Чтоб они всегда цвели!

Загадки:

Царства темного жильцы

Ползут во все концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растеньям жизнь дают.   (Корни.)

 

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я. Кто такая?   (Вода.)

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Подвижная игра «Стоп!».

Дидактическая игра «Кто больше знает».

Подвижная игра «Зверинец» (игра на эмоции).

Прогулка №18

Наблюдение за тенью

Цели: формировать понятия о различных явлениях, желание наблюдать за явлениями природы; углублять представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.

Загадать детям загадку:

Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.   (Тень.)

И если дети не смогут отгадать, попросить найти отгадку вокруг себя. Рассмотреть тени от различных предметов, зарисовать их: от детей на асфальте, тень от дерева, понаблюдать, как она перемещается по земле. Объяснить, с чем это связано (с движением солнца).

Приметы: солнце в туман садится - к дождю; багровые зори - к ветру.

Стихотворение С. Маршака «Июнь».

Загадки:

Мету, мету - не вымету,

Несу, несу - не вынесу.

Ночь придет - сама уйдет.       (Тень.)

Дидактическая игра «Где я был?».

Цель: учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Ход игры. Отгадайте, ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море.) А теперь вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Подвижная игра «Догони свою тень».

Цель: познакомить понятием света и тени.

Ход игры

Воспитатель. Кто отгадает загадку?

Я иду, она идет; я стою, она стоит; побегу, она бежит.  (Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение. Оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть? На что похожа?)

Запахи растений

Цели: расширять кругозор; воспитывать любознательность; приучать высказывать свои впечатления, сравнивать, выбирать образные эпитеты.

Обратить внимание детей на запахи, которые выделяют растения. Подойти и понюхать каждое растение. Все растения пахнут по-разному. Чаще всего мы замечаем приятно пахучие цветы: ландыши, сирень. Но многие растения содержат пахучие вещества не только в цветках, но и в коре, листьях, корнях. Листочки мяты, черемухи издают характерный запах. Чтобы его ощутить, необходимо растереть растения в ладонях.

Опыт «Запахи растения».

Срезанные веточки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутить запах.

Вывод: каждое растение пахнет по-своему.

Приметы: хорошо пахнет жимолость - к дождю.

Поговорки и пословицы: «Дождь вымочит, а красно солнце высушит».

Стихотворения:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли.

Загадки:

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи.   (Ромашка.)

 

Цветок с лепестками различной окраски,

С красивым названьем... (анютины глазки).

Дидактическая игра «Кто больше знает».

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Прогулка №19

Цель: продолжать устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире.

Наблюдение за дождем

Сравнить летний дождь с весенним или осенним. Какой он? (Тёплый, быстро проходящий, под ним можно гулять, не боясь простудиться). Он оказывает благотворное влияние на растительность: зелень и окраска цветов становятся ярче; при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.

Показать детям, как после теплого проливного летнего дождя наполненная влагой земля щедро расцветает всеми красками лета: ярко зеленеет листва, цветы стали еще красивее, птички весело перепрыгивают с ветки на ветку. Дождик смыл пыль с листвы, растения подняли свои верхушки.

Приметы: дождь при солнце скоро прекратится.

Поговорки и пословицы: «Дождливое лето хуже осени»; «Ранний дождь озолотит, а поздний - разорит».

Стихотворение «Дождик».

Загадки:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.       (Дождь.)

Дидактическая игра «Добавь слог».

Подвижная игра «Угадай, что поймал?».

Наблюдение за грозой

Объяснить детям, что летом часто бывают грозы. Грозовая туча состоит из заряженных электричеством капель воды. Между двумя грозовыми тучами или между тучами и землей проскальзывает электрический заряд - молния. На месте разряда воздух сильно нагревается и быстро расширяется, как при взрыве. При этом слышен звук, который мы называем громом.

Напомнить правила поведения во время грозы.

Приметы: глухой гром - к тихому дождю, резкий - к ливню; гром гремит долго и нерезко - к ненастью. Если отрывисто и продолжительно - будет ясно.

Стихотворения:

Шли над желтыми полями

Тучи, полные дождем.

Тучи стукнулись боками -

Загремел сердито гром.

Загадки:

Ледяной горох поскакал на порог.

Если землю покрыл, урожай погубил.   (Град.)

 

Огненная змейка в небе появилась.

Как она средь тучек серых очутилась?     (Молния.)

Дидактическая игра «Где что можно делать?».

Белорусская народная игра «Заяц-месяц».

Прогулка №20

Наблюдение за погодой

Цели: формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдаемыми предметами; закрепить знания детей о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Воспитатель просит описать погоду, сравнить с осенней, весенней. (Что происходит в природе? Какие явления они наблюдают?)

Стихотворения:

ИЮНЬ

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы...

На одуванчик только дунь -

И весь он разлетится.

С. Маршак

Загадки:

Солнце печет, липа цветет,

Рожь колосится, золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?    (Летом.)

Дидактическая игра «Наоборот».

Подвижная игра «Зайцы и медведи».

Наблюдение за тополем

Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям; воспитывать интерес к растениям и желание ухаживать за ними.

Подойти с детьми к тополю. Найти отличительные признаки этого дерева от других деревьев и кустарников. Найти изменения, произошедшие в нем. (Нет больше висящего белого пуха, дерево уже отцвело и теперь стоит зеленым.)

Вспомнить, почему тополь называют серебристым. (Одна сторона листа зеленая, другая серебристо-серого цвета.)

Стихотворение И. Сурикова «Ярко солнце светит».

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь».

Подвижная игра «Пустое место».

Похожие статьи:

Прогулки в августе в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС

Стихи о лете для детей 7-8-9 лет для заучивания

Прогулки в июле в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС

Конспект экскурсии в подготовительной группе летом

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!