Прогулки в августе в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Летние прогулки в августе. Подготовительная группа. Конспекты
Прогулка №1
Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям.
Рассматривание березы
Подойти к березе. Полюбоваться красотой кроны, послушать, как над головой шуршит листва, через нее пробиваются лучи солнца. Береза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Ее называют березонькой белоствольной, русской красавицей. Березе посвящено много стихотворений, песен, сказок. Береза очень полезна. Из почек изготовляют лекарство, из листьев - желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Березовые почки любят птицы. Из древесины делают фанеру, мебель, лыжи.
Приметы: капельки росы утром висят на кончиках листьев - к дождю.
Стихотворение «Березка».
Загадки:
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
Дидактическая игра «Лесник».
Подвижная игра «Лягушки».
Труд на участке. Вместе с воспитателем полить цветники и огород. Напомнить детям, как надо держать лейки, чтобы не обрызгать себе ноги и правильно полить растения. В цветнике на цветах живет множество насекомых, которых можно смыть водой, а некоторые даже погибнут от ее напора.
Рассматривание ствола березы
Рассмотреть ствол березы. Прикоснуться ладонями к стволу, какой он на ощупь. Снизу он темный, а по белой коре рассыпаны темные пятна. Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой, трогательной, нежной. Оказывается, в бересте березы находится красящее вещество белого цвета - бетулин. Белый цвет коры защищает дерево ОТ перегрева.
Из древесины березы делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из коры можно сделать Различные поделки: корзинки, коробочки. Еще береза является домом для многих живых существ. (Попросить детей вспомнить Жильцов, обитающих на деревьях.)
Приметы: из берез течет много сока - к дождливому лету. Поговорки и пословицы: «Нет дерева на свете, что не шевельнул бы ветер».
Стихотворения:
БЕРЕЗА
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
А. Прокофьев
Загадки:
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Береза.)
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Подвижная игра «К названному дереву беги».
Прогулка №2
Наблюдение за стрекозой
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; расширить знания об особенностях внешнего вида, общих признаках и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие связи между особенностями внешнего вида и способами передвижения; обогащать словарный запас.
Стрекоза - хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. Усики у стрекозы короткие, почти незаметные. Это значит, что обоняние у этих насекомых слабое и большой роли в жизни не играет.
Приметы: если в первую неделю августа стоит постоянная погода, то зима будет долгой и снежной; какие первые три дня, таков весь август
Стихотворения:
СТРЕКОЗА
Стрекоза над речкой тихой
И порхала, и кружилась,
А потом на лист плавучий
Осторожно опустилась.
Точно сделала посадку
На зеленую площадку.
Видел я ее полет-
Настоящий вертолет!
Загадки:
Над рекою он в полете, этот чудо-самолетик.
Над водой парит он гладкой, на цветке его посадка. (Стрекоза.)
Дидактическая игра «Хорошо - плохо».
Подвижная игра «Песенка стрекозы».
Наблюдение за птицами
Цели: учить замечать, что меняется в поведении птиц, делать логические выводы; воспитывать доброе и чуткое отношение к природе.
Обратить внимание на поведение воробьев, ворон, голубей и горлинок, которые обитают вблизи территории детского сада. К вечеру гомон утихает, птицы, налетавшись за день, готовятся ко сну. Одни только воробьи не могут угомониться до самой темноты. Они снуют по улице среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья - дело нелегкое.
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; если птицы вьют гнезда на южной стороне деревьев или домов, то будет холодное лето.
Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Подвижная игра «Рыбак и рыбки».
Прогулка №3
Наблюдение за богомолом
Во время исследования уголка сада в траве можно найти богомолов - оригинальных насекомых серого или зеленого цвета,
Приметы: жуки носятся с громким жужжанием - к хорошей погоде; рано просыпаются мухи - к хорошей погоде.
Загадки:
В дверь взойдет, в трубу вылетит. (Лето.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (насекомые).
Цель: закреплять знания детей о многообразии насекомых Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, кто такие насекомые. Я сейчас буду называть насекомых и других живых существ вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
Башкирская народная игра «Липкие пеньки».
Наблюдение за растениями на огороде
Цели: уточнить представления о названиях, форме, вкусе, цвете овощей; развивать речь; активизировать словарный запас, внимание и память, логическое мышление.
Напомнить, какие овощи посажены на грядках. Рассмотреть соседние грядки, что на них растет. Сравнить плоды на разных растениях. Чем отличаются? На одном растении могут быть плоды разной спелости, значит, разного размера, цвета.
Воспитатель сравнивает два вида овощей на разных грядках, объясняет детям, что это разные сорта одного и того же вида.
Задание: найти новые плоды, листья, усики, появление из бутонов новых плодиков, появление новых цветов.
Приметы: какие первые три дня, таков весь август; в первую неделю августа постоянная погода - быть снежной, долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «Август - разносол, всего вдоволь»; «На зимний стол август готовит разносол».
Стихотворения:
АВГУСТ
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными набит.
С. Маршак
Загадки:
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке?».
Подвижная игра «Огурцы».
Цели: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.
Ход игры. Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют
Вырастали на грядке Дети ходят в колонне.
Зеленые прядки, Переход в полуприсед.
Прятались в них огурцы. Приседают.
А солнце пригрело, Встают, поднимают руки вверх.
Вмиг пожелтели. Руки опустили.
Но в бочке они хороши!
После слова хороши дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов.
В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.
Прогулка №4
Рассматривание цикория
Цели: продолжать знакомить с растениями, воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; сформировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять и беречь.
Воспитатель обращает внимание на красивое растение - цикорий обыкновенный. Голубые соцветия радуют взор. Рано утром они открываются навстречу солнцу, а днем закрываются. После многократных наблюдений за жизнью растений делают вывод, что растения растут на определенных местах, в определенных условиях. Одни любят солнце, другие - тень, одни любят влажную почву, другие - сухую. Цикорий любит солнечные места. Это многолетнее растение.
Приметы: смородина сильно запахла - к дождю; вянут цветки чистотела - к дождю.
Стихотворение «Цветы».
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Караси и щука».
Игра-забава «Успей подхватить».
Наблюдение за тучами
Цель: продолжать учить наблюдать природные явления и устанавливать причинно-следственные связи между ними.
Воспитатель обращает внимание детей на небо. Оно все чаще бывает серым, покрыто тучами, быстро передвигающимися по нему. (Тучи - это облака, сливающиеся вместе в темную массу.)
Вспомнить причину быстрого движения туч.
- Чем тучи отличаются от облаков? (По цвету, по размерам, по структуре; из туч часто идет дождь, тогда как облакам для этого надо сначала собраться вместе и превратиться в тучи.)
Приметы: перед ненастьем во время восхода в небе видны багровые тучи - к ветру; солнце садится в багровые тучи - завтра будет ветер.
Поговорки и пословицы: «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь»; «В августе до обеда - лето, после обеда - осень».
Стихотворение «Тучи».
Загадки:
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков течет вода.
Спрячемся получше от дырявой... (тучи).
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Башкирская народная игра «Стрелок».
Прогулка №5
Наблюдение за растениями-барометрами
Цели: формировать наблюдательность и умение определять погоду по народным приметам, устанавливать причинно- следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; учить понимать закономерности явлений природы; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
Воспитатель рассказывает детям, что сотни лет подмечали люди, что происходит в природе перед ненастьем. Примечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. Эти приметы передавались от деда к внуку. Перед дождем цветки вьюна полевого плотно закрываются и широко раскрываются после. Если цветки полуприкрыты, ожидается пасмурная погода без дождя или с небольшим дождем. Если цветки вьюнка раскрываются в пасмурную погоду, дождя не будет и можно ждать улучшения погоды, перед ненастьем поникают нежные цветки чистотела, закрывают свои Цветки ноготки (календула).
Приметы: перед дождем складываются листья клевера; перед дождем цветы маргаритки поникают.
Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Дидактическая игра «Ищи».
Подвижная игра «Не попадись!».
Наблюдение за растениями-часами
Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.
Раньше, когда у людей не было часов, они определяли время при помощи животных и растений. Петухи начинали петь перед восходом солнца - значит пора вставать. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по расписанию. Это зависит от того, какие насекомые - дневные или ночные - их опыляют. Такие растения называют «природными часами». Но эти часы работают исключительно в солнечный день. В дождливую погоду на них полагаться нельзя.
К 5 часам утра открывает свои соцветия цикорий обыкновенный;
к 6 - одуванчик, тюльпан;
к 8-9 часам утра открываются соцветия у бархатцев, календулы, вьюнка;
к 3-м часам дня многие цветы закрывают свои венчики.
Задание: Найти некоторые цветы на участке и понаблюдать за ними.
Стихотворения:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Варгун
Загадки:
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
Игра-забава «Считайте ногами».
Прогулка №6
Цели: учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, голубя (в полете, на земле); расширять знания о жизни птиц, об их повадках, питании.
Наблюдение за полетом птиц
Поговорки и пословицы: «Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни».
Стихотворение С. Маршака «Август».
Дидактическая игра «Как сказать по-другому?».
Подвижная игра «Стайка».
Наблюдение за голубем
Воспитатель обращает внимание детей на птиц. Вспоминает с детьми общий вид голубей. Летом голуби собирают пищу на земле, срывая ягоды или плоды с веток или выкапывая пищу ногами из земли, как это делают домашние куры.
Приметы: птицы ощипываются - к дождю.
Стихотворения:
ГОЛУБИ
Стали голуби прилетать,
Стали голуби ворковать,
Голуби стучатся в окно,
Просят им насыпать зерно.
Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)».
Прогулка №7 «Рассматривание ивы»
Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим Растениям.
Обратить внимание на пень, оставшийся от старой ивы. Рассмотреть его. Попробовать посчитать количество годичных колец.
Каждое кольцо - это год жизни дерева. Чем больше колец, тем толще дерево и тем оно старше. По кольцам также можно определить, засушливый был год или нет. От пня хорошо отделяется кора ивы, и под ней множество насекомых, для которых пень - дом родной. Вокруг пня дети заметят много молодой поросли. Это молодые деревца, которые начали расти от старого корня. Он достает питательные вещества и воду из глубины, тем самым питает молодые деревца. Если их не ломать, то через несколько лет пень разрушится насекомыми, а молодые деревца вырастут в настоящие деревья. Только поднимутся не все, а одно-два, так как им не будет хватать света и питательных веществ.
Во время обхода участка детского сада воспитатель обращает внимание детей на молодую поросль возле пня ивы (это молодые деревца, которые выросли из корней старого дерева). Корни снабжают поросль питательными веществами и водой. Такую же поросль можно наблюдать у березы, тополя, вербы.
Приметы: с листа ивы падают капли - будет дождь; ветки сосны и ели перед дождем поникают.
Загадки:
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива.)
Тонкая красавица косы распустила,
Зеленые веточки до земли спустила. (Ива.)
Дидактическая игра «Путешествие».
Подвижная игра «Вратарь».
Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, точность движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок.
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Взрослый:
Раз, два, три,
Справа (слева, прямо) мяч смотри!
Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись».
Подвижная игра «Что растет в лесу?».
Труд на участке. Совместно с воспитателем сделать лунку вокруг пня ивы и молодой поросли и залить ее водой. Впоследствии ухаживать за молодыми деревцами, наблюдая их рост.
Прогулка №8
Наблюдение за дождем
Цель: продолжать знакомить детей с явлениями природы.
Рассказать детям о дожде, какой он бывает: мелкий, моросящий, бывает сильный (ливень), идет в разном направлении, бывает косой, прямой.
Спросить у детей, какой дождь сейчас? Во время наблюдения подвести к пониманию причины разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Спросить детей о значении дождя для растений.
Приметы: лето дождливое - зима снежная, морозная.
Поговорки и пословицы: «Дождливое лето хуже осени»; «Ранний дождь озолотит, а поздний - разорит».
Стихотворение Т. Днепровской «Летний дождь».
Загадки:
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «Ключи».
Наблюдение за дождевым червем
Цели: продолжать знакомить с многообразием животного мира планеты; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Стихотворения:
КОРНИ
Царства темного жильцы
Ползут во все концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают.
Дидактическая игра «Что это такое?».
Подвижная игра «Напои лошадку».
Цель: развивать ловкость движений.
Ход игры. Ребенок становится на расстоянии 4-5 метров от игрушки лошадки. Ему дают в руки ведерки и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и «напоить» ее из ведра (поднести ведерко к морде лошади).
Прогулка №9
Наблюдение за погодой (приметы)
Цели: формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; закрепить знания о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки на данную тему.
Воспитатель обращает внимание детей на изменения, происходящие в природе: стало прохладно по ночам и утрам, на небе чаще появляются облака, деревья начинают желтеть. Все это говорит о том, что приближается осень.
Найти приметы осени в природе.
Приметы: перед ненастьем во время зари, особенно утром, в небе видны багровые тучи; если летом ночью не было росы, то будет дождь.
Поговорки и пословицы: «В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит»; «В августе зима с летом борются».
Загадки:
Зеленеют луга, в небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето, всех зовет купаться... (лето).
Дидактическая игра «Хлопки».
Цель: развивать количественные представления.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду считать до 10 и как только произнесу число десять, все должны хлопнуть в ладоши. При произнесении других чисел хлопать не надо». Дети вместе с педагогом считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2-3 раза проводит игру правильно, затем начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые повторили движение и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть за кругом.
Подвижная игра «Охотники и утки».
Труд на участке. Вместе с ребятами соседнего участка собрать песок возле песочницы и перекидать его обратно, выбирая мусор и палочки.
Учить работать слаженно, радоваться выполненному заданию, видеть результаты своего труда.
Наблюдение за солнцем
Цели: развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; расширять представление о многообразии неживой природы (солнце, небо, облака и т. д.).
Особенно жарко бывает днем, когда солнце стоит высоко. Утром и вечером солнце ниже, поэтому не так жарко.
Продолжать наблюдать за временем восхода и захода солнца. Отметить место, куда заходит солнце. Летом бывает самый длинный день в году.
Приметы: во время восхода солнца духота - к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Худо лето, когда солнца нету».
Стихотворение И. Сурикова «Ярко солнце светит».
Загадки:
Не огонь, а больно жжет;
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце.)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Игра-забава «Необычные жмурки».
Прогулка №10 «Наблюдение за бабочками»
Цель: расширить знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; активизировать память и внимание- обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление.
Бабочки - насекомые яркие и удивительно красивые, недаром их называют летающими цветами, а древние римляне так и полагали, что бабочки - это оторвавшиеся от цветков лепестки. Бабочки относятся к отряду чешуйчатокрылых, они покрыты тонкими мельчайшими чешуйками. У бабочек прекрасное зрение. Пара их глаз состоит из множества простых глазков. Очень хорошо развито у бабочек обоняние. Рот бабочки - спирально закрученный прозрачный хоботок. Когда бабочка пьет капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения.
Личинка бабочки - это гусеница. Взрослая бабочка никогда не растет: она всю жизнь остается такой, какой вышла из куколки. А гусеница растет.
Бабочки кормятся нектаром или растительным соком, часть видов совсем не питается, продолжительность таких бабочек составляет несколько часов или суток. Они живет за счет запасов, накопленных гусеницей.
Приметы: пчелы над черемухой и рябиной - к хорошей погоде.
Стихотворение «Бабочка».
Загадки:
Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен, так хорош,
Но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)
Балерина пляшет, вся искрится блестками,
Над цветками машет лепестками пестрыми. (Бабочка.)
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Подвижная игра «Бабочки, лягушки и цапли».
Цель: развивать подражательные движения.
Ход игры. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Необычные жмурки».
Прогулка №11
Сбор семян цветов
Цели: научить любоваться растущими цветами; видеть и воспринимать их красоту; воспитывать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений; обучить сбору созревших семян для посадки на следующий год.
Рассмотреть цветы и уже появившиеся семена. На каждом виде цветов свои семена. Показать детям уже созревшие семена, которые можно собирать, и еще не подсохшие. Вспомнить способы распространения семян и определить, какой способ подходит для этих цветковых растений.
Приметы: перед дождем не раскрывают своих цветков роза, ноготки; утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю.
Стихотворение «Если я сорву цветок?».
Загадки о растениях.
Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Подвижная игра «Ловушка».
Игра-забава «Узнай по звуку».
Рассматривание одуванчика
Цели: закреплять знания о строении и назначении одуванчика; воспитывать бережное отношение к одуванчикам.
Одуванчики неприхотливы к условиям произрастания. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Воспитатель снимает пушистую головку одуванчика и показывает, что под каждым зонтиком из колосков есть плотная семянка. Семена одуванчика легко прорастают, поэтому этих цветов много кругом.
Стихотворение И. Полянского «Одуванчик».
Загадки:
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок,
И остался стебелек. (Одуванчик.)
Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Подвижная игра «Гуси-лебеди».
Прогулка №12
Наблюдение за кузнечиком
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска на примере кузнечика).
Попытаться поймать кузнечика под банку, чтобы не повредить руками хрупкое тельце (после рассматривания отпустить). Тело у него удлиненное, на голове выпуклые глаза и длинные, загибающиеся назад усики. Ноги очень своеобразные - «коленками назад». Кузнечик может быстро ползать и прыгать. Цветом кузнечик под цвет окружающей его травы, так что его не сразу и заметишь. (После наблюдений попросить детей сделать вывод, на что же похож кузнечик.) Он живет в траве и сам похож на траву по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить. Кузнечики любят солнце. По утрам, лежа на солнце, они «принимают солнечные ванны», поворачиваясь с одной стороны на другую. Питаются кузнечики мелкими насекомыми и растительной пищей.
Приметы: перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят; если муравьи прячутся в кучку - жди сильного ветра, дождя, грозы.
Стихотворение «Кузнечик».
Загадки:
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Дидактическая игра «Назови животное, растение с нужным звуком».
Подвижная игра «Где мы были - не скажем».
Защитные приспособления насекомых
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида и способом защиты от врагов.
Бабочки очень хорошо маскируются от врагов. Они, сложив вертикально крылья, поворачиваются по отношению к солнцу так, что тень превращается в незаметную линию, либо распластываются, прижавшись к стволу дерева или листу, окрашенному так же, как наружная поверхность их крыльев. Яркая окраска павлиноглазок является предупреждающей, как бы говорящей, что насекомое опасно или несъедобно.
Пожалуй, нет более кровожадных шестиногих разбойников, чем богомолы. Они нападают на насекомых больше себя ростом, а также с аппетитом поедают друг друга. На добычу богомолы набрасываются исподтишка, поджидая ее умело замаскировавшись. Они маскируются под листья, сучки, кору деревьев и даже под камушки. Окраска самая разнообразная: зеленая, коричневая, желтая, розовая - и всегда подходящая под цвет окружающих предметов.
Приметы: комары летают роем - к хорошей погоде; чуть свет вылетают пчелы - к хорошей погоде.
Стихотворение Н. Мигуновой «Пчелка».
Загадки:
В этот месяц, что ни год,
Все вокруг к себе зовет:
Сад - отведать сочных яблок,
Помидоров - огород. (Август.)
Дидактическая игра «Какое время года?».
Подвижная игра «Угадай, что поймал».
Прогулка №13
Наблюдение за березой
Цели: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.
Спросить у детей, что они знают о березе, о ее строении, какую пользу она приносит.
Приметы: из берез течет много сока - к дождливому лету.
Поговорки и пословицы: «Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь»; «Лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку».
Стихотворение «Березка».
Загадки:
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Береза.)
Дидактическая игра «Правда или нет?».
Подвижная игра «Угадай, какой наш дом?».
Цель: описать деревья и найти их по описанию.
Ход игры. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.
Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из детей дает описание: называет цвет ствола, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах.
Рассматривание травы
Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к ним; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растительному миру.
Воспитатель обращает внимание детей на растительный покров земли, на разнообразие растительного мира.
Рассмотреть травянистые растения - внешний вид, разнообразие. Найти части растения, обратить внимание, что растения уже отцвели и дали семена, многие травы высыхают. Трава становится желтой. Осенью наземные части высохнут и отомрут, тогда как корень останется в земле зимовать, чтобы весной прорасти новой травинкой.
Стихотворение «Я иду по зеленому лугу».
Дидактическая игра «Какое время года?».
Игра-забава «Успей подхватить».
Прогулка №14
Наблюдение за солнечным зайчиком
Цель: расширять представления о многообразии неживой природы; расширять кругозор детей; развивать любознательность.
Понаблюдать за солнечным зайчиком, поиграть с ним. Обратить внимание, как лучи солнца ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней, как солнечные зайчики.
Опыт «Передача солнечного зайчика».
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.
Ход опыта. В солнечный день дети рассматривают солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поставить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Дети на опыте убеждаются в правильности слов воспитателя.
Приметы: солнце садится не в тучи - быть хорошей погоде; утренняя заря золотистая, солнце показалось не из облаков - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Лето в холодке сидит, зимой наплачется».
Стихотворение Я. Коласа «Песня о весне».
Загадки:
Кто входит в окно и не ломает его? (Солнечные лучи.)
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Наблюдение за солнцем
Цели: расширять кругозор; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; воспитывать любознательность.
Отметить вместе с детьми, что стало очень тепло, они ходят в одних трусиках, а днем надевают на головы панамки. Обратить внимание, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а утром и вечером тени длинные.
Экспериментальная деятельность.
Предложить потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, выяснить разницу между предметами.
Стихотворение «Солнце отдыхает».
Загадки:
Большой подсолнух в небе, цветет он много лет.
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Солнце.)
Дидактическая игра «И я».
Игра-забава «Считайте ногами».
Прогулка №15
Сбор семян цветов
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Вспомнить способы распространения семян. Закрепить умение собирать семена цветов.
Стихотворения:
ЛАНДЫШИ
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари,
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
Загадки о растениях.
Дидактическая игра «Что вокруг нас?».
Подвижная игра «Охотник и зайцы».
Труд на участке. Вместе с воспитателем продолжать сбор семян цветов. Учить аккуратно собирать семена, наклоняя растение. Отличать созревшие семена от недозрелых.
Наблюдение за небом и облаками
В теплые дни во время отдыха на прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за ним. Вспомнить предыдущие наблюдения за облаками и ответить на вопрос, чем облака отличаются от туч.
Приметы: облака движутся с севера на юг - к ясной погоде; туман после рассвета довольно быстро превращается в низкие слоистые облака - к ненастью.
Стихотворение С. Маршака «Август».
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Подвижная игра «Пузырь».
Прогулка №16
Цель: продолжать знакомить с многообразием природного мира.
Наблюдение за паучками на клумбах
Обратить внимание детей на паучков на клумбе (поговорить о пауках, которые чаще всего встречаются в данном регионе, например: «Пауки относятся к классу паукообразных, очень близкому насекомым. В наших краях наиболее распространены
Приметы: если пауков видно много - надо ждать хорошей погоды; если паук выходит из гнезда и делает новую паутину - к хорошей погоде.
Стихотворения:
ПАУЧОК
У паука восемь длинных лапок,
И бегает он по кружевной паутине,
На ниточке тонкой спускается на пол,
А может, поднявшись, сидеть на картине.
Для мух у него в паутинке-ловушке
Всегда наготове липкие сети,
Так он защитить помогает от мушек
Сахар, печенье, конфеты в буфете.
Загадки:
Ниток много-много,
А в клубок не смотаешь,
Одежды себе не шьет,
А ткань всегда ткет. (Паук и паутина.)
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
Дидактическая игра «Стук да стук, найди слово, милый друг».
Дидактическая игра «Что вокруг нас?».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Подвижная игра «Ловушка».
Прогулка №17
Наблюдение за солнцем и долготой дня
Цели: продолжать учить наблюдать природные явления и устанавливать причинно-следственные связи между ними; развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца.
Обратить внимание на солнце. Какое оно сегодня - тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомнить, какое оно было вчера. Как оно греет (уже не так как в начале лета, дети уже не бегают босиком, так как по утрам земля холодная, а днем прогревается мало).
Отметить путь солнца утром, днем и вечером по ориентирам. Сделать вывод, что солнце все позже встает, а вечером раньше заходит, дни уменьшаются.
Приметы: багровые зори - к ветру; во время восхода солнца духота - к ненастью.
Стихотворения:
ДО БУДУЩЕГО ЛЕТА
Уходит тихо лето, одетое в листву,
И остаются где-то во сне иль наяву:
Серебряная мушка в сетях у паука,
Невыпитая кружка парного молока,
И ручеек стеклянный, и теплая земля,
И над лесной поляной жужжание шмеля...
Т. Собакин
Загадки про солнце.
Дидактическая игра «Говори, не задерживай».
Подвижная игра «Дети и волк».
Наблюдение за красотой окружающей природы
Цели: учить видеть и описывать красоту пейзажа; расширять словарный запас; развивать умения устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца, устанавливать зависимость между состоянием погоды, растительным миром и бытом людей (наступает осень, по утрам прохладно, люди надевают кофты, листья желтеют).
На прогулке полюбоваться красотой природы: ощутить разнообразие звуков и запахов; обилие цветовой гаммы в цветниках; на небо приятно смотреть, на его прозрачную голубизну, на медленно проплывающие белые ажурные облака; на начинающие желтеть и краснеть кроны деревьев и кустарников.
Попросить детей перечислить осенние месяцы и приметы наступающей осени, постараться найти некоторые в окружающей нас природе.
Стихотворение С. Маршака «Август».
Загадки о природе.
Дидактическая игра «Это правда или нет?».
Подвижная игра «Считайте ногами».
Прогулка №18
Наблюдение за облаками (перистыми)
Цели: расширять представление о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, и т. д.); учить видеть и описывать красоту пейзажа; расширять словарный запас; развивать творческое воображение; воспитывать умение любоваться природой, чувствовать ее красоту.
Рассмотреть перистые облака, от них тени на земле не бывает. Они располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. На что они похожи?
Приметы: облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится.
Поговорки и пословицы: «Август - собериха, всего припасиха».
Стихотворение С. Михалкова «Облака».
Дидактическая игра «Вспомни разные слова».
Подвижная игра «Красочки».
Наблюдение за облаками (кучевыми)
Цели: расширять представление о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, и т. д.); учить детей видеть и описывать красоту пейзажа, расширять словарный запас, развивать творческое воображение, воспитывать умение любоваться природой, чувствовать ее красоту.
Рассмотреть на прогулке кучевые облака, они хорошо заметны весной и летом. На что они похожи? Они двигаются довольно быстро и дают то очень светлые, то очень темные тени. Облака эти крупные с четкими очертаниями. Обычно кучевые облака бывают только днем, а к вечеру исчезают.
Приметы: облака движутся с севера на юг - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Зимой морозы, а летом грозы».
Стихотворение «Ах какое облако!».
Дидактическая игра «Дополни предложение».
Подвижная игра «Жмурки».
Прогулка №19
Наблюдение за изменениями в природе
Цели: формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; закрепить знания детей о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки.
Обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе: стало прохладно по ночам и утрам, на небе чаще появляются облака, деревья начинают желтеть... Все это говорит о том, что приближается осень.
Задание: найти приметы осени в природе.
Приметы: ветер меняет направление по часовой стрелке и к вечеру утихает - к хорошей погоде; словно кумачом затянут горизонт на востоке, и из-за него показывается красный диск - к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь».
Стихотворения:
Вот и лето прошло-пролетело,
Сколько радости было в нем.
Сколько счастья, тепла и света
Было в радостном лете том.
Подвижная игра «Мышеловка».
Наблюдение за разнообразием семян
Цели: обобщить представления детей о росте и развитии растений; закрепить знания о семенах и их разнообразии.
Семена могут быть разной окраски, разного размера и формы, также имеют разные приспособления для распространения. Почему плод клена называют двукрылаткой? (Состоит из двух частей, каждая имеет крыло.)
Вынуть семя из плода, вскрыть и показать детям, что внутри него находится зародыш дерева - миниатюрные зеленые листочки. Из семечка вырастет весною молодое деревце. Понаблюдать, как падает крылатка (она бесшумно вращается, поэтому долго держится в воздухе), а при ветре далеко отлетает от дерева (способ распространения семян).
Семена клена, вяза, березы, одуванчика распространяются при помощи ветра. Семена лопуха, череды цепляются за одежду человека и за шерсть зверей. Семена подорожника прилипают к подошве обуви. Птицы тоже переносят семена на большие расстояния. Если бы созревшие семена падали возле матери, они погубили бы друг друга, им не хватило бы пищи, места. Поэтому они разлетаются как можно дальше.
Приметы: в августе дуб желудями богат - к урожаю; много желудей на дубу - к теплой зиме.
Загадки:
Все детки на ветках с рожденья в беретках.
С дерева упадут - береток не найдут. (Желуди.)
Дидактическая игра «Какое время года?».
Подвижная игра «Где звук?».
Прогулка №20 «Рассматривание растений на огороде»
Цели: вызвать у детей радость от результатов собственного труда; закрепить представления о том, как выращивают урожай.
Рассмотреть на огороде различные виды овощей, что уже созрело и можно собирать, какие овощи еще требуют времени
Приметы: гроза в августе - к долгой осени.
Стихотворения:
В огород пойдем, урожай соберем.
Мы морковки накопаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Н. Нищева
Загадки про овощи.
Подвижная игра «Огурцы».
Подвижная игра «Картошка».
Дидактическая игра «Где что можно делать?». Игра-забава «Что изменилось?».
Похожие статьи:
Прогулки в июне в подготовительной группе по ФГОС с целями
Прогулки в июле в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!