Прогулки в июле в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Летние прогулки в июле. Подготовительная группа. Конспекты
Прогулка №1
Наблюдение за небом
Цели: обратить внимание детей на красоту летнего неба - на его голубизну, чистоту, на облака; объяснить детям, что небо - это воздух, который окружает нашу землю; им дышат люди, животные и растения.
Поговорки и пословицы: «Июль - макушка лета, декабрь - шапка зимы»; «Июль - краса лета, середка цвета».
Стихотворения:
ИЮЛЬ
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
Дидактическая игра «Что это такое?».
Подвижная игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».
Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.
Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего.
Ведущий.
Здравствуйте, дети!
Где вы были,
Что вы делали?
Дети.
Где мы были, мы не скажем,
А что делали - покажем.
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
Наблюдение за солнцем
Цели: дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир; формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что с каждым днем становится жарче. Наступил самый жаркий месяц. Сравнивает с Детьми, когда бывает особенно жарко - утром, днем или вечером. Обращает внимание, что солнце особенно сильно припекает днем. В это время затихают птицы. Им тоже жарко, и они стремятся спрятаться в листве деревьев.
Воспитатель вместе с ребятами прослеживает путь солнца по небу до того места, куда оно прячется.
Приметы: во время восхода солнца духота - к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Лето в холодке сидит, зимой наплачется».
Стихотворения:
СОЛНЫШКО
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко
Загадки:
Колобок, Колобок, золотистый бок,
За елки нырнул, там крепко заснул.
А к утру проснулся - на весь мир улыбнулся! (Солнышко.)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Русская народная игра «Большой мяч».
Труд на участке. Вместе с воспитателем навести порядок на участке группы и возле него, помочь детям младшей группы в уборке их веранды.
Прогулка №2 «Наблюдение и рассматривание одуванчика»
Цели: закреплять знания о строении одуванчика; воспитывать бережное отношение к этому растению; развивать речь ребенка, наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги; уточнить представления о последовательности роста и развития растений.
На открытом солнечном пространстве найти одуванчики. На полянке можно встретить все стадии роста и развития растения. На что похожи желто-оранжевые головки одуванчика? (На солнце.) Одуванчики так любят солнышко, что не отводят от него восторженного взгляда. Взойдет солнышко на востоке - одуванчики на восток смотрят, поднимается в зенит - одуванчики поднимают головки кверху, приближается к закату - одуванчики «не спускают с него глаз».
Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня желтые огоньки уже гаснут.
Перед дождем одуванчик сжимается, и парашютики удерживаются на месте, не разлетаются. В дождь все семена упали бы возле материнского растения и не разлетелись на большое расстояние.
Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись - к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты - дождя не будет.
Поговорки и пословицы: «От доброго корня и поросль добрая»; «Не беречь поросли, не видеть и дерева».
Стихотворения:
ОДУВАНЧИК
Золотое солнышко
Прямо у дорожки.
Листья-треугольнички
На зеленой ножке.
Озорной, веселый мальчик –
Это рыжий одуванчик.
И. Полянский
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Дидактическая игра «Назови растение с нужным звуком».
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
Прогулка №3 «Наблюдение за мухами»
Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения).
Рассмотреть с детьми муху. У нее огромные глаза, почти на всю голову. Ими муха великолепно видит, поэтому подобраться к ней незамеченным нелегко. Усики у нее короткие, пушистые. Мушиный рот напоминает хоботок, через него муха легко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твердой, то через хоботок муха выпускает капельку слюны и размягчает ее. Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.
Мухи - очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Мухи являются источником многих тяжелых инфекционных болезней. Поэтому в доме всегда должна быть чистота.
Многие насекомые уничтожают мух: хитрый паук плетет свои сети и терпеливо ждет в укромном уголке, когда в них попадет неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и тут же в воздухе съедают их. Любят мух лягушки, жабы, ящерицы.
Приметы: комаров много - дождь завтра будет; рано просыпаются мухи - к хорошей погоде; комары летают роем - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Жужжала муха, дождалась паука»; «Где муха ни летала, а к пауку попала».
Стихотворения:
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки.
В природе все они важны.
Природе нашей насекомые нужны!
Загадки:
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Подвижная игра «Пятнашки».
Дидактическая игра «Летает - не летает».
Русская народная игра «Стадо».
Прогулка №4
Рассматривание листьев на деревьях
Цель: обратить внимание на деревья, вспомнить их строение.
Лист состоит из листовой пластинки и черешка. Рассмотреть с детьми лист катальпы. Лист очень большой, и на нем хорошо видны прожилки, по которым по листу проходят питательные вещества и вода. Лист прикреплен к ветке черенком, который мягкий и гибкий, что при ветре не дает листу отрываться от дерева.
Приметы: летом на деревьях появляются желтые листья - осень будет ранней; листья желтые на деревьях рано появились - быть ранней весне.
Поговорки и пословицы: «Сломать дерево - секунда, вырастить - года»; «Не бывать ветке толще ствола».
Стихотворение «Дерево, трава, цветок».
Загадки:
Уселись на ветках весной пичужки
И что-то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь - исчезла вся стая. (Листья.)
Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».
Подвижная игра «Совушка».
Рассматривание многообразия листьев на деревьях
Цель: продолжить наблюдение за многообразием листьев, сравнивая листовую пластинку подорожника и клена.
Можно заметить, что листья отличаются не только по размерам, но и по краям листовой пластинки. У подорожника они гладкие, тогда как у крапивы, тополя, клена они зубчатые. Еще листья бывают простые и сложные, когда на одном черенке расположено несколько листочков.
Стихотворения:
ИЮЛЬ
В этот месяц, что ни год,
Над землей жара плывет.
И не зря в кусты забился
Первый заячий приплод.
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Лист.)
Дидактическая игра «Найди себе пару».
Русская народная игра «Волк».
Прогулка №5
Цели: продолжать расширять кругозор; прививать любознательность, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Слушание звуков природы
Обратить внимание детей на звуки (разговор ребят, щебетание воробьев, воркование голубей под крышей). Некоторые звуки слышны сплошным гулом, так как они издаются в отдалении: шум проезжающих машин, включенное где-то радио.
Представить себе, что было бы, если бы все звуки исчезли. Для этого закрыть плотно уши на минуту. Окружающий мир потерял свое многообразие звуков.
Приметы: в июле тучи простираются по небу полосами - будет дождь; если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
Поговорки и пословицы: «Июль - макушка лета, устали не знает, все прибирает»; «В июле на дворе пусто, а в поле густо».
Стихотворения:
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь?».
Подвижная игра «Кот на крыше».
Ощущение запахов в природе
Обратить внимание детей на запахи, которые выделяют растения. Мы замечаем приятно пахнущие цветки – ландыш, сирень, розу, пион. Но многие растения содержат пахучие вещества и в других его частях - коре, листьях, корнях. Чтобы этот запах ощутить, необходимо растереть растение в ладонях.
Найти в уголке сада мяту. Аккуратно срезать несколько ее листочков и потереть их между пальцами, чтобы ощутить своеобразный аромат. Вспомнить с детьми, как хорошо пахло на улице, когда цвели весной абрикосовые деревья, а затем сирень. Многие растения издают столь тонкий аромат, что нос человека не ощущает его, зато прекрасно распознают насекомые и летят к этим цветам.
Стихотворение «Если я сорву цветок...».
Дидактическая игра «Что это?».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Прогулка №6
Наблюдение за бабочкой-беляночкой
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, питания, размножения); воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять и беречь.
На огороде понаблюдать за полетом бабочек над посадками. Очень распространены бабочки-белянки. У них белые крылья с пятнами разных окрасок. Самая крупная из них - капустная белянка. Кончики ее передних крыльев черные, а нижние крылья желтоватые. Белянок часто можно видеть летающими над овощными растениями - капустой, репой, редиской. Что же они ищут? Ведь цветов там нет.
Покажите детям нижнюю часть листа капусты после того, как здесь летала бабочка. Дети увидят на листе яйца, которые она отложила. На других листах из яиц, отложенных несколько дней назад, уже вывелись гусеницы.
Приметы: вода чиста как никогда - к дождю.
Стихотворения:
БАБОЧКА
Тонкие нежные крылья
Словно цветов лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью.
На тельце ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.
Загадки:
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки.)
Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжит».
Подвижная игра «Стоп!».
Наблюдение за гусеницей бабочки-беляночки
Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, питания, размножения).
Вместе с детьми в огороде на капустном листе найти гусениц бабочки. Они сине-зеленого цвета с тремя желтыми продольными полосками и черными точками. Гусеницы жадно грызут капустный лист, и вскоре от него останутся одни крупные жилки. Они постоянно едят, их челюсти не перестают работать все время, пока насекомое находится в стадии гусеницы. Гусеницы бабочек-белянок наносят ощутимый вред посадкам овощных культур. Птицы любят лакомиться гусеницами бабочек, и в этот период стаями кружатся над посадками. Через некоторое время гусеницы сплетают вокруг себя кокон и затем превращаются в настоящую бабочку.
Стихотворения:
ГУСЕНИЦА
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна...
Просыпайся, соня-сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
В. Егоров
Загадки:
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать все ж не может. (Гусеница.)
Дидактическая игра «Отгадайте, что за насекомое».
Подвижная игра «Шоферы».
Прогулка №7
Наблюдение за ласточками
Цели: продолжать знакомить с многообразием птиц; расширять представления о жизни птиц летом; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память; учить самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Обратить внимание на поведение ласточек. У ласточек стремительный полет, его легко отличить от полета других птиц. Перед дождем ласточки летают низко над землей. Почему? (Ласточки питаются насекомыми, схватывая их на лету. В сухую погоду насекомые летают высоко. А перед дождем во влажном воздухе крылышки насекомых впитывают влагу и делаются тяжелее, поэтому они и летают у самой земли, за ними и опускаются ласточки.)
Поговорки и пословицы: «Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает»; «По крупице птица собирает, а сыта бывает».
Стихотворения:
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет.
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Дидактическая игра «Да - нет».
Подвижная игра «Стайка».
Труд на участке. Вместе с воспитателем на огороде поправить грядки, выполоть сорняки, взрыхлить и полить растения.
Наблюдение за полетом птиц
Цели: расширять представления о жизни птиц, об их повадках; учить распознавать птиц по полету.
Обратить внимание детей на птиц, вспомнить, каких птиц мы встречаем в нашем городе, каких птиц видели на дачах, в лесу. Чем птицы отличаются от других живых существ? Как по характеру полета можно определить птицу? (У ласточки W стрижа стремительный полет, у вороны - неторопливый; есть птицы, которые парят над землей (орел, сокол и др.).)
Опыт. Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист - медленно планируя?
Вывод: гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного летать.
Воспитатель раздает детям перышки для наблюдения за свободным парением.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Русская народная игра «Пчелки и ласточка».
Прогулка №8
Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растительному миру.
Рассматривание подорожника
Дети сами ищут подорожник по широким, округлым листьям на длинных черешках с цветочной стрелкой и колосковым соцветием. А еще есть прикорневые листья в виде розетки. Напомнить детям, почему его называют «подорожник» - растет по дороге, то есть вдоль дороги. Подорожник очень целебен. При порезах, царапинах или ожогах его надо прикладывать к ране. Осенью из тугих колосков подорожника выпадают клейкие семена, которые с кусочками земли пристают к ногам человека, к копытам животных и таким образом разносятся.
Приметы: пала роса с вечера - к ясному дню.
Поговорки и пословицы: «От доброго корня и поросль добрая».
Стихотворения:
ЛЕТО
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
Загадки:
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Рассматривание корневой системы подорожника
Напомнить детям беседу о подорожнике и попросить вспомнить части растения (корень, стебель, лист, цветок). Выкопать подорожник полностью с корнем и рассмотреть с детьми корневую систему подорожника - мочковатый корень. Выкопать молодое деревце со стержневым корнем. На примере показать детям различие корней. Объяснить название «мочковатый» - мочка и «стержневой» - стержень. У корня подорожника множество мелких, тоненьких корней, растущих из одной точки. У стержневого корня - один большой корень, главный, а из него растут маленькие, тоненькие придаточные корешки.
Стихотворения:
Шагаешь берегом реки
Или лесной дорожкой –
Везде встречаешь ты в пути
Растенье... подорожник.
Загадки:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник.)
Дидактическая игра «Узнай по интонации».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Прогулка №9
Наблюдение за росой
Цели: продолжать знакомить с природными явлениями; формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями.
Утром на траве, листьях деревьев можно увидеть капельки воды - это роса. При охлаждении ночью влага из воздуха конденсируется на поверхности почвы, растений и образуются капельки росы. Особенно обильные росы выпадают в конце июля - августе, когда ночью становится гораздо прохладнее, чем днем.
Опыт «Испарение воды».
В блюдце налить немного воды и поставить его на солнце. Перед уходом в группу посмотреть количество воды. Вода на солнце испарилась, так же как капли росы испарились с растений.
Приметы: если летом ночью не было росы, днем будет дождь; пала роса с вечера - к ясному дню.
Поговорки и пословицы: «Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды»; «Июль косит и жнет, долго спать не дает».
Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Загадки:
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем. (Роса.)
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».
Рассматривание лекарственных растений (календула)
Цели: продолжать расширять знания о лекарственных растениях; дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора; формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.
Обратить внимание на клумбу с ярко-оранжевыми цветами. Узнать, помнят ли дети, что это за цветы (календула, ноготки). Рассмотреть растение. Оно относится к семейству сложноцветных, так как цветок состоит из соцветия, в котором 2 вида цветков - по центру и каемочкой. Календула относится к лекарственным растениям. Цветки собирают, сушат и используют как противовоспалительное, ранозаживляющее, бактерицидное средство.
Приметы: частые туманы обещают урожай грибов.
Поговорки и пословицы: «Отломленная ветка к дереву не прирастет».
Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Дидактическая игра «Не зевай».
Подвижная игра «Красочки».
Прогулка №10
Наблюдение за ростками на огороде
Цели: закреплять знания об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло); способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растительному миру.
Осматривая грядки на огороде, воспитатель отмечает изменения, которые происходят с растениями. Появились новые листочки, вместо цветков - завязь, появились новые усики и т. д. Вспоминает с детьми названия овощных культур, которые посажены на грядках. Спрашивает, для чего надо ухаживать за посаженными растениями: поливать, окучивать, пропалывать, следить за вредителями. Напоминает, что только с помощью труда человека, культурное растение (то есть посаженное руками человека) (в данном случае овощные культуры) выживает и дает плоды.
Приметы: сильные росы - на хороший урожай; урожайное лето предвещает холодную зиму.
Поговорки и пословицы: «Июль — месяц ягод, зеленая страда».
Стихотворение С. Маршака «Июль».
Загадки (время года):
Луг совсем как ситцевый,
Всех цветов платок –
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака. (Летом.)
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Подвижная игра «Картошка».
Наблюдение за ростками в цветнике
Цели: научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту; воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений.
Обратить внимание на растения цветника: утром они свежие, упругие; уходя с прогулки, посмотреть, как цветы поникнут от жары, а к вечеру опять поднимаются. Осматривая цветник, отметить появление новых цветов. Предложить детям назвать их. Определить, какие из них хорошо пахнут, какие расцвели раньше, какой самый высокий цветок, какой самый низкий. Вспомнить название некоторых из них (ноготки, золотой шар, космея). Воспитатель рассматривает вместе с детьми цветок - его форму (на что похож), цвет, дает понюхать. Потом предлагает отыскать на клумбе тот или иной цветок. Дети должны научиться отличать эти растения среди других.
Стихотворение «Если я сорву цветок...».
Загадки:
Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названьем... (анютины глазки).
Дидактическая игра «Назови три предмета».
Подвижная игра «Повар».
Прогулка №11
Наблюдение за полетом насекомых
Цель: углубить и обобщить представления о насекомых и способах их передвижения.
Воспитатель обращает внимание детей на насекомых. Предлагает понаблюдать за ними. Они могут ползать, бегать, прыгать, лететь. Ползают все насекомые. Очень своеобразно передвигается гусеница бабочки-пяденицы. Она упирается в грунт передними ножками, выгибает дугой спину и подтягивает заднюю часть тела к передней. Затем, отталкиваясь задними ножками, вытягивает тело вперед и таким образом «шагает». Хороших бегунов среди насекомых немного. Самые быстрые среди насекомых, пожалуй, муравьи. Среди насекомых есть отличные прыгуны. Кузнечики, отталкиваясь сильными задними ногами, совершают прыжки длиной более десяти метров. Количество крыльев у насекомых различное: у бабочек, перепончатокрылых, жуков - четыре крыла, у мух, комаров - два.
Самые искусные «пилоты» среди насекомых - стрекозы, они могут долго парить на одном месте, планировать, совершенно не махая крыльями, мгновенно поворачиваться и почти вертикально взмывать вверх. При использовании фигур «высшего пилотажа» у стрекоз передние и задние пары крыльев работают независимо одна от другой. Комары делают до 500 взмахов в секунду. Тонкий надоедливый звук, который издает комар, это не писк, как многие думают, а шум его крыльев.
Приметы: если пчелы роем гудят на цветущей рябине - завтра будет ясная погода; рано просыпаются мухи - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Пчелка мала, а и та работает». Стихотворение В. Егорова «Гусеница».
Загадки:
Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит - кричит, а сядет - молчит.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)
Дидактическая игра «Летает - не летает».
Подвижная игра «Перенеси предметы».
Наблюдение за жуком-долгоносиком
Цель: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения).
В уголке леса найти жучка-долгоносика. Это мелкие жучки, голова у них втянута в головотрубку и напоминает миниатюрный хоботок.
Рассматривая жуков, отметить характерное строение их тела: на крыльях твердые выросты - надкрылья, которые закрывают перепончатые крылья; у них есть усики, шесть ног. Пусть дети понаблюдают, как питаются жуки: они уничтожают остатки растений, насекомых.
Насыпать песок на лист бумаги и пустить долгоносика и муравья или другого жучка, которого удастся поймать. Рассмотреть следы на песке, сравнить между собой. Потом обязательно положить насекомых на место, откуда их взяли.
Загадки:
Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук.)
Дидактическая игра «Что я видел в лесу».
Цель: упражнять в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц, насекомых и т. д.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка стульчик. Это «лес», «озеро», «пруд». Сюда отправляется «путешественник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду по лесу и вижу...». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «Зайца»... При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя повторяться. Идет второй ребенок и называет насекомых, третий птиц и т. д. Победитель считается тот, кто дошел до стульчика первым или прошел дальше.
Подвижная игра «Жмурки».
Прогулка №12 «Рассматривание цветов»
Цели: воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; сформировать у детей убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо охранять и беречь.
Обратить внимание детей на клумбу с лилиями. Из-за их длинного стебля лилии всегда сажают внутрь клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво из-за более низких цветов у периферии цветника. Рассмотреть растение. Очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую розетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают не только оранжевые, но и снежно-белые, тигровые (испещренные черными пятнами), зеленовато-белые с фиолетовым отливом внутри. Корень у лилии - луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, - они большие и оранжевые (посчитать их), большие черные тычинки (посчитать их), с пыльцевыми мешочками на кончиках, в середине один высокий пестик.
Продолжать наблюдение за цветами на клумбах, например, рассмотреть бархатцы. Сравнить их с лилией и между собой (если есть два вида бархатцев - низкорослые и обычные), найти отличия и сходство. Попытаться найти составные части цветка (у бархатцев соцветие корзинка). Рассказать детям о том, что цветы сажают специально, чтобы они своей красотой радовали глаза людей. Если их сорвать, они очень быстро засохнут.
Стихотворения:
Теплый, длинный-длинный день.
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц? Подскажи-ка.
ЦВЕТЫ
Весной и летом там и тут
На радость всем цветы цветут:
В лесу лесные, в поле полевые –
Душистые, красивые, живые,
Поэтому не рву цветы, А ты?!
Дидактическая игра «Назови три предмета».
Подвижная игра «Садовник».
Опыт с цветком.
В начале прогулки сорвать один цветок, а в конце посмотреть, что с ним стало. Цветок завял - погиб. Сравнить его с красивыми цветами на клумбе.
Вывод. Растение без воды погибнет.
Подвижная игра «Что растет в лесу?».
Прогулка №13
Наблюдение за муравьями
Воспитатель подходит к маленькому муравейнику, где копошатся муравьи, рассматривает с детьми насекомых.
Муравьи очень чистоплотны. Они усердно наводят чистоту внутри гнезда и вокруг муравейника. Кроме того, они часто прочесывают и прочищают щетками ножек дыхальца, особенно после путешествия за пределы муравейника. Больше всего муравьи заботятся о чистоте своих усиков, которые являются органами обоняния и осязания. На голени передних ног у муравьев есть специальные гребни, между щетинками которых они проталкивают свои усики. После сухой чистки муравьи проводят еще и влажную; своим языком они вылизывают, скребут и моют поверхность тела, очищают себя от приставших частиц пыли и грязи.
Опыт. На пути следования цепочки муравьев положить маленькое препятствие - щепочку или веточку. Муравьи с упорством будут переползать ее или огибать и возвращаться на свою тропинку.
Приметы: когда летом муравьи наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Стихотворение «Муравейник».
Загадки:
Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи.)
Дидактическая игра «Что кому нравится?».
Цель: уточнить знания о том, чем питаются отдельные насекомые.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет насекомое, ребенок должен сказать, чем оно питается.
Подвижная игра «Удочка».
Наблюдение за мухой-жигалкой
Цели: узнавать и называть уже известных насекомых, показать новых (муха-жигалка); учить различать и называть насекомых; воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
Обратить внимание детей на мух. Эти мухи «кусаются»- У мухи острый хоботок, она им прокалывает кожу, «кусает» человека. Поведение ее отличается от поведения комнатной мухи. Жигалка все время придерживается затемненных мест, сидит под столом, стульями, поэтому и «кусает» она чаще за ноги. Комнатная муха просто надоедает нам, садясь на руки, ноги, пищу, тарелки. Муха-жигалка, как и комнатная муха, часто посещает помойки и мусорки и является рассадником болезней.
Приметы: рано просыпаются мухи - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Жужжала муха, дождалась паука». Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Загадки:
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.)
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Подвижная игра «Караси и щука».
Труд на участке. Вместе с детьми полить цветы, напомнить им, как надо лить воду, как направлять струю, чтобы не смыть обитателей цветников: на цветах живут различные насекомые, и, поливая цветы сверху, мы смываем их и многие гибнут в воде.
Прогулка №14 «Наблюдение за воробьями»
Цели: развивать интерес и любовь к природе; расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания; обогащать словарный запас; учить анализировать устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Приглядеться к воробьям. Оказывается, воробьи-то разные. Существуют городские (домовые) и полевые воробьи. Самка Домового воробья окрашена невзрачно и выглядит однотонно, серо-бурой; взрослый самец окрашен довольно ярко: через глаз проходит черная полоска, в черный цвет окрашены и подбородок, и горло, и верхняя часть груди, и клюв. Шапочка на голове, Щеки, надхвостье и бока серые. Спинка пестрая. Молодые птенцы своей окраской сходны с самкой. Воробьи - неутомимые летуны, а по земле передвигаются пружинистыми прыжками или попеременно переставляя ноги.
В середине лета воробьи успевают вывести потомство. Если насекомых много, то за лето птицы успевают вывести до трех выводков. Бесформенное гнездо они забивают ветошью, соломой, паклей. Оба родителя одинаково проявляют заботу о потомстве, иногда отец даже помогает высиживать яйца. В кладке от 3 до 5 сероватых или зеленоватых размытыми пятнами яиц. Птенцы вылупляются голыми или слабо опушенными. Малыши выкармливаются в гнезде, после вылета из гнезда они какое-то время держатся рядом, но повзрослев, начинают самостоятельную жизнь. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлей; летом и осенью они клюют зернышки и семена растений. Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев. Поймать воробья - дело нелегкое, даже кошки редко лакомятся этими птицами, у них быстрая реакция на опасность и хорошая память.
Приметы: воробьи веселы, подвижны, драчливы - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «В июле хоть разденься, но все легче не будет»; «Июль - краса лета, середка цвета».
Стихотворение И. Демьянова «Воробей».
Загадки:
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей.)
Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Подвижная игра «Гуси-лебеди».
Дидактическая игра «Назови трех птиц».
Цель: упражнять детей в классификации птиц.
Ход игры. Воспитатель называет детям птиц. «Птицы перелетные», - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ласточка, стриж, жаворонок». «Птицы зимующие»... «Птицы леса»...
Подвижная игра «Охотники и утки».
Прогулка №15 «Наблюдение за ветром»
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, ветер, дождь, снег, туман); развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.
Из окна можно установить, есть ли ветер, какой он - слабый или сильный, объяснить, по каким признакам об этом узнали (качаются ветви деревьев - сильный ветер, слегка колышутся | травинки - слабый). Ветер бывает разный: летом он теплый, осенью и зимой - холодный, пронизывающий. Летом он прохладно обдувает тело. Зимой и осенью от него хочется поскорее спрятаться.
Во время прогулок предложить детям помолчать и прислушаться к звукам природы. Поделиться своими впечатлениями.
Опыт «Воздух невидим».
Цель: доказать, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод. Воздух невидим, но он может передавать запахи.
Приметы: небо на закате светло-розовое или золотистое - к хорошей погоде; ветер меняет направление по часовой стрелке и к вечеру утихает - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Весна красная, а лето страдное».
Стихотворения:
ИЮЛЬ
В этот месяц, что ни год,
Над землей жара плывет.
И не зря в кусты забился
Первый заячий приплод.
Дидактическая игра «Кто больше знает».
Подвижная игра «Не оставайся на полу».
Дидактическая игра «Расскажи без слов».
Подвижная игра «Ловишки с приседанием».
Прогулка №16
Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Рассматривание разнообразия стеблей (стволов)
Обратить внимание детей на плетущийся виноград. Рассмотреть его части, найти стебель - он плетущийся. Объяснить детям, что стебли бывают не только прямостоячие, как у деревьев, кустарников, лилий, тюльпанов, но и плетущиеся, и ползучие, как у вьюна, плюща, дикого винограда, арбуза, дыни и т. д.
Приметы: много желудей на дубу - к теплой зиме.
Стихотворение «Дерево, трава, цветок».
Загадки:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
Дидактическая игра «Где что растет?».
Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут на участке детского сада. Если растут, дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин...)
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, сосна, алыча, тополь.
В конце игры подводят итог, кто назвал больше деревьев.
Подвижная игра «Ловишки на одной ноге».
Рассматривание растительного мира
Воспитатель просит оглядеться вокруг, полюбоваться окружающей красотой, назвать виды растений и показать их. У входа в детский сад растут основные представители растительного царства (кусты, деревья, травы). Найти основные части растений (ствол (стебель), листья, корни, ветки, у цветущих - цветы). Назвать и показать их (береза, дикий виноград, сирень, жасмин, бархатцы и т. д.). Найти различные формы, их отличия. Рассмотреть, состояние растений. (Все они выглядят здоровыми, листья зеленые, потому что много света, тепла, воды.)
Загадки:
Уселись на ветках весной пичужки
И что-то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь - исчезла вся стая. (Листья.)
Дидактическая игра «Кто же я?».
Подвижная игра «Космонавты».
Прогулка №17 «Наблюдение за пчелами»
Цель: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, способы передвижения, и защиты от врагов).
Обратить внимание на то, как пчелы перелетают от одного Цветка к другому. Понаблюдать за этими насекомыми. Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами. С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. У пчелы есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета, с их помощью она переносит Пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Сильные Челюсти пчелы - их называют жвалами - помогают насекомому размягчать воск. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
Пчела может больно ужалить, если ее потревожить. В ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Поэтому надо быть очень осторожными рядом с пчелами, чтобы не стать невольно виновниками смерти этого замечательного, трудолюбивого насекомого.
Приметы: если пчелы роем гудят на цветущей рябине, завтра будет ясная погода; перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
Поговорки и пословицы: «Пчелка мала, а и та работает»; «За пчелкой пойдешь, до меда дойдешь».
Стихотворения:
ПЧЕЛКА
Работать малой пчелке
Нисколечко не лень,
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
На много километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
Н. Мигунова
Загадки:
Над цветами кто летает, сок цветочный собирает,
В домик свой его несет, из него готовит мед? (Пчела.)
Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила, а зовут ее... (пчела).
Дидактическая игра «Повторяйте друг за другом».
Цель: развивать внимание, память.
Ход игры. Играющий называет любое слово (животное, насекомое, птицу). Второй повторяет названное слово и добавляет свое. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Дидактическая игра «Да или нет?».
Прогулка №18 «Наблюдение за вороной»
Цели: развивать интерес и любовь к природе; формировать реалистическое представление о птицах; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания; пополнять словарный запас.
Ворона - птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны целыми днями разыскивают себе пищу на дворах, обследуя мусорные ящики, помойки, свалки. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге. Подойдя к куче с пищевыми объедками, вороны ворошат ее и извлекают клювом слежавшиеся, нередко обледеневшие картофельные очистки, селедочные головки, кости с остатками мяса, куски хлеба и другие съедобные пищевые отбросы. Найдя подходящий для себя корм, ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что под дается обработке клювом с помощью лап.
Ворона так названа за черный цвет оперения, который по- старинному называется «вороной». Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. В природе, за пределами города, ворона поедает различных насекомых (жуков, муравьев), а также грызунов, птенцов, яйца различных птиц, ящериц, лягушек, рыб, молодняк домашней птицы. Из растений вороны предпочитают зерна культурных злаков, семена ели, полевого вьюнка. Зимой питаются в основном отбросами.
Приметы: вороны летают стаями и непрерывно каркают - к дождю.
Стихотворение Е. Трутневой «Лето».
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы) (1-й вариант).
Подвижная игра «Охотники и утки».
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы) (2-й вариант).
Подвижная игра «Замри».
Прогулка №19 «Определение погоды по приметам»
Цели: формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; закрепить знания о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; учить понимать закономерности явлений природы; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
Рассказать детям, что сотни лет подмечали люди, что происходит в природе перед ненастьем и какой будет урожай при тех или иных природных явлениях. Примечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы, запоминали закономерности, происходящие в природе из года в год. Писать люди не умели, поэтому все передавалось из уст в уста. Эти приметы передавались от деда к внуку в устной речи - приметах и пословицах. Люди знали, что, если птицы низко летают, быть дождю, петухи долго распевают - к дождю, поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме, куры рано садятся на насест - надо ждать мороза. И чем выше они садятся, тем сильнее он будет, дневной снежок - не лежок (первый прочный снег выпадает ночью).
Приметы: лето бурное - зима с метелями; лето дождливое - зима снежная, морозная.
Поговорки и пословицы: «В июле жарко, а расставаться с ним жалко»; «В июле солнце ликует».
Стихотворение А. Плещеева «Сельская песня».
Загадки:
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника.
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке...
Как зовется время это?
Угадать нетрудно... (лето)!
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Наблюдение за защитными приспособлениями насекомых
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида и способом защиты от врагов.
Бабочки очень хорошо маскируются от врагов. Они, сложив вертикально крылья, поворачиваются по отношению к солнцу так, что тень превращается в незаметную линию, либо распластываются, прижавшись к стволу дерева или листу, окрашенному так же, как наружная поверхность их крыльев.
Яркая окраска павлиноглазок является предупреждающей, как бы говорящей, что насекомое опасно или несъедобно. У этой бабочки на крыльях большие крупные пятна, похожие на немигающие глаза. Бабочка раскрывает крылья, и перед птицей предстает существо с «глазами»-кружочками. Сначала птица бы удивилась, потом испугалась и, конечно, не стала бы трогать бабочку.
Стихотворение «Бабочка».
Загадки:
Солнце печет, липа цветет,
Рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)
Дидактическая игра «Что происходит в природе?».
Подвижная игра «Лягушки».
Прогулка №20
Наблюдение за разнообразием животного мира
Цели: продолжать расширять кругозор; воспитывать чувства сопереживания и сопричастности природе, бережному отношению к растительному и животному миру; развивать устную речь, внимание, мышление.
На прогулке дети перечисляют увиденных представителей Животного мира.
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; лягушки квакают - перед дождем.
Стихотворение И. Сурикова «Ярко солнце светит».
Загадки:
На травинке возле ног заметался огонек,
Но недолго он горел - вместе с ветром улетел. (Светлячок.)
Дидактическая игра «Что растет в лесу?».
Подвижная игра «Горелки».
Наблюдение за теми, кто обитает на дереве
Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления о деревьях и их обитателях: показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов; формировать представления об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Дерево - это своеобразный дом, в котором живут разные жильцы.
- Как вы думаете, кто может жить на березе? (Птицы, насекомые.)
Воспитатель вместе с детьми тихо подходит к дереву и находит сидящих или прилетающих птиц. Для птиц дерево не только жилище, но и столовая. Птицы находят семена, плоды и насекомых, а насекомые, растительную пищу и личинки других насекомых. На дереве встречаются грибы-трутовики. Их корни (грибница) врастают в кору и ствол дерева и питаются за счет соков самого дерева. Но ведь у дома есть еще и подвал. У нашего дерева это корни. Кто может жить в земле на корнях? Конечно, насекомые и их личинки. А также мельчайшие микроорганизмы и бактерии. Даже после того, как дерево состарится и умрет, на его стволе останутся насекомые, которые будут питаться древесиной и жить в ней и под ней до тех пор, пока совсем не уничтожат ее, не оставив ничего.
Стихотворение «Дерево, цветок, трава».
Загадки:
Где сладко, там она кружит, как пчела.
Она и жалит, и жужжит, как пчела.
И попадается в компот, как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела. (Оса.)
Дидактическая игра «Повторяйте друг за другом».
Подвижная игра «Замри».
Похожие статьи:
Прогулки в июне в подготовительной группе по ФГОС с целями
Прогулки в августе в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!