Конспект музыкально – художественной деятельности «Чудеса в осеннем лесу» для детей подготовительной группы
Автор: Есакова Ирина Владимировна, музыкальный руководитель, МК ДОУ ЦРР детский сад № 10, г. Павловск, Воронежской области
Описание материала: Предлагаю вам материал музыкально – художественной деятельности для детей подготовительной группы (6-7лет) по теме «Развитие познавательной активности посредством театрализованной деятельности». Это конспект познавательной деятельности, направленный на развитие интереса к театрализованной деятельности, умения находить нужные выразительные средства (жесты, мимику, эмоции, тембр голоса) для создания образа героев сказки, знакомство с разными видами кукол (платковые, ростовые, штоковые, варежковые).
Актуальность темы.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. Вот поэтому я, занимаясь с детьми театральной деятельностью, знакомлю их с разными видами театра, разными видами кукол. Детям очень интересно водить куклу, будь это ростовая кукла или кукла би-ба-бо. Особенно нравится озвучивать своих героев, придумывать им тексты, а порой и целые диалоги. В показанной музыкально – художественной деятельности я стремилась показать как с помощью театральных постановок можно развивать звуковысотный слух, интонационную речь . Как это происходит? Сначала выбираются понравившиеся куклы, а затем сочиняется новая сказка или берётся авторская, иногда переделывается на новый лад (как это сейчас модно), конечно же, совместно с детьми. Затем сами ребята придумывают характер своему герою, и то, как он будет говорить, с какой интонацией, каким тембром. Принимаются любые вариации. Я ищу возможность воплотить в реальность все пожелания и предложения детей. И вот так в процессе бесед, предложений, споров, обсуждений мы приходим к единому мнению, и герой приобретает свою индивидуальность.
Приходит на ум одна из древних китайских пословиц: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, творческих способностей, самостоятельности старших дошкольников в организации театрализованной деятельности.
Задачи:
· Закрепить у детей основы кукловождения в разных видах кукольных театров (театр платковых, ростовых, варежковых, штоковых кукол);
· Развивать умения находить нужные выразительные средства (жесты, мимику, эмоции, тембр голоса) для создания образа героев сказки;
· Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
· Формировать умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности по развитию звуковысотного слуха ребёнка;
· Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности, предоставлять возможность экспериментировать с кубиком «Эмоции» при создании образа;
· Воспитывать навыки театральной культуры, артистические качества, творческий потенциал детей, прививать любовь к театру.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».
Материалы: Кубики разного цвета, с наклейками названия звуков (В-высокие, С- средние, Н – низкие); картинки с героями сказки (заяц, медведь, лиса, ёж, ворона, девочка) с наклеенным двойным скотчем; бумажные кубики «Эмоций», на которых изображены разные эмоции.
Ход МХД
Дети входят в зал.
1. Музыкальное приветствие: игра «Здравствуйте».
- Ребята, давайте поздороваемся со всеми присутствующими и друг с другом.
Все становятся, поочерёдно дают левую руку рядом стоящему, называя имя, здороваются. В конце поднимают все руки и вместе произносят «Здравствуйте все, добрый день!»
- Ребята, сегодня мы с вами покажем для наших гостей творческую сказку «Под дождём» (по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибком») Знаете такую сказку? (Ответы детей). Но сначала ответьте на мой вопрос: что делают артисты, актеры, прежде чем выступить на сцене? Показать спектакль? (Ответы детей).
- Правильно, репетируют, вот этим мы сейчас с вами и займёмся. Так как работать мы будем с куклами для каждого из вас важно знать, что для каждого актёра-кукловода важно развитие рук и пальцев. Давайте сейчас с вами разомнём немножко наши ручки.
2. Упражнение «Листопад» (для развития мышц рук).
Ветер по лесу летал Качают руками вверху вправо – влево.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, Считают листики, загибая пальчики.
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзы золотой.
Вот последний лист осинки Выполняют движения кистями рук.
Ветер бросил на тропинку.
Вот рябинка у тропинки, Потряхивают кистью рук.
Кисти алые горят,
А девчонки и мальчишки
Их сорвать скорей спешат. Имитируют сбор ягод.
Много брать мы их не будем Грозят пальцем.
Мы про птичек не забудем. Имитируют руками взмахи крыльями.
Зимой в гости прилетят,
Их ждёт гостинец от ребят. Поглаживают грудь.
3. Упражнение «Лесные музыканты» (для развития голоса, тембрового слуха).
- Молодцы, немного размялись, но для настоящего артиста-кукловода не менее важна техника речи и развитие голоса. Сейчас мы этим и займёмся. Повторяйте за мной песенки зверей.
Расшумелись в лесу Зайки:
Взяли в лапки балалайки.
Балалайки трещат,
Зайки весело пищат.
Поют в высоком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ПИ» (нота «Ля» 1 октавы).
Им прокаркала Ворона:
Эй, возьмите на пол тона
Вы пониже для меня.
Хочу песню спеть и я.
Поют в низком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «МИ» (нота «Ми» 1 октавы).
Ей Лисичка говорит:
«Умоляю, помолчи
Со своим фальшивым «МИ».
Зайки, ну-ка заиграйте,
Я сейчас спою для вас».
Поют в среднем регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ЛЯ» (нота «Соль» 1 октавы).
«Эй, кума, остановись,
Подожди не торопись!»
Лисе Мишка прорычал...
«Будет так, как я сказал!»
Поют в низком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ПА» (нота «До» 1 октавы).
А Ворона осерчала.
Песню петь она не стала.
Лишь сказала:»Кар-кар-кар»
Просто форрррменный кошмарррр!
4. Игровая мотивация «Узнай чей голосок?» (на развитие звуковысотного слуха).
- А теперь, ребята, скажите, какие вы знаете звуки по высоте? (Ответы детей: высокие, средние, низкие).
- Вот у меня здесь карточки с изображением героев нашей сказки: Девочка, Заяц, Медведь, Лиса, Ёжик, Ворона.
- Как вы думаете, голосам каких героев соответствуют высокие звуки? (Вариант: ёжик, заяц). Ответы детей.
- А голосам каких героев соответствуют средние звуки? (Вариант: лиса, девочка). Ответы детей.
- Голосам каких героев соответствуют низкие звуки? (Вариант: медведь, ворона). Ответы детей.
5. Модель «Дом звуков» (продуктивная деятельность).
– А теперь я закреплю карточки на кубики, и мы с вами построим дом для наших звуков, правильно располагая этажи: низкие звуки – нижний этаж, т.д. Дети выполняют задание.
- Посмотрите, какой у нас получился замечательный дом! И живут в нём герои нашей сказки, каждый на своём этаже.
- Вот теперь, озвучивая свою куклу в сказке, не забудьте, каким голосом вы будете говорить.
А ещё обратите внимание на эмоциональный образ своего персонажа, на его настроение.
6. Тренинг. «Эмоциональный образ».
- Я принесла вам волшебные кубики – кубики «Эмоций», на каждой его стороне изображена разная эмоция. Посмотрите и назовите мне эти эмоции. (Дети рассматривают кубик и называют виды эмоций).
- Наши гости ещё не видели сказки и не знают героев. А вы уже очень хорошо изучили их. Скажите, настроение ваших героев будет одинаковым на протяжении всей сказки или оно будет меняться? (Ответы детей).
- Внимательно посмотрите на кубик и найдите ту эмоцию, которая подходит к настроению вашего персонажа в начале сказки, объясните свой ответ. Дети выстраивают кубики перед зрителями.
А теперь покажите эмоцию вашего героя в конце сказки. Ответы детей.
- Ну что же, теперь, когда отрепетировали, с озвучиванием и настроением персонажей определились, можно показать нашу сказку. (Дети уходят за кулисы).
- А пока артисты готовятся, мне бы хотелось вам прочесть стихотворение.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
- Итак, декорации на сцене, артисты готовы.
Занавес открывается, сказка начинается …
Творческая сказка «Под дождём» (по мотивам авторской сказки В. Сутеева «Под грибком»).
Действующие лица: Воспитатель – автор.
Дети-кукловоды: Заяц, Лиса, Медведь (ростовые куклы);
Ворона (варежковая кукла);
Ёжик (штоковая кукла):
Катя, Осень, Подружка (платковые куклы).
Автор: В лес осенний мы попали,
За природой наблюдали.
Что узнали мы, расскажем.
Что увидели, покажем.
Скачет Зайчик.
Заяц: Холодеет с каждым днём,
Очень зябко под дождём.
Весь дрожу я, весь промок,
Как осиновый листок.
Мне бы домик, да посуше, -
Там согрел бы лапки, уши. Апчхи!
Выходит девочка и раскрывает зонтик.
Автор: Тут раскрылся очень кстати
Зонт в руках у нашей Кати.
Катя: Залезай под зонт, малыш,
Согреешь лапки – убежишь!
Вбегает Лиса.
Лиса: Зонтик ваш такой чудесный,
Нам втроём не будет тесно!
Катя: К нам, лисичка, поспеши,
Хвост пушистый подсуши.
Выходит Медведь.
Медведь: Добрый день вам!
Все: Здравствуй, мишка.
Медведь: Угощаю всех вас шишкой.
Все: Спасибо!
Медведь: Можно мне под зонтик влезть?
Нос и уши обогреть?
Лиса: Ой-ой-ой!
Очень уж велик твой рост!
Ты помнёшь мой пышный хвост!
Катя: Хватит места под зонтом,
Нам не тесно вчетвером!
Летит Ворона.
Автор: Тут из леса вдруг летит
Крикунья хрипловатая,
Окраска сероватая,
Повадка вороватая,
На весь лес она кричит:
Ворона: Я под дождиком летала,
Всюду зёрнышки искала.
Крылья, хвост отяжелели,
Я летаю еле-еле…
Я известная персона,
А зовут меня ворона. Карр! Карр! Карр!
Катя: К нам, Ворона, ты лети!
Хватит места всем пяти.
Выходит Ёжик.
Ёжик: Я самый сильный ёж в лесу,
Любую тяжесть донесу!
Я даже взрослому ежу
Пример коль надо покажу!
Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Я трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Дождь застал меня в пути,
Надо крышу мне найти.
Катя: И ежу под зонтом
Место мы всегда найдём!
Катя выглядывает из-под зонтика.
Катя: Вот дождик перестал!
Закрывает зонт.
Заяц: Ну, тогда я поскакал!
Убегает.
Лиса: До свиданья, мне пора,
Там в лесу моя нора!
Убегает.
Медведь: Ну и мне пора в дорогу,
Спать пойду в свою берлогу.
Уходит.
Ворона: Полечу тогда и я,
До свидания, друзья!
Карр-карр!
Ёжик: Побежал тогда и я,
Ждёт меня моя семья.
Катя: (машет всем рукой) До свидания, зверята!
Вышло солнышко опять –
Можно всем идти гулять.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора
Осень: Ты обо мне, а вот и я!
Привет осенний принесла.
Не виделись мы целый год,
За летом следом мой черёд.
За то, что помогла зверятам,
Тебя не знаю, как благодарить.
Я столько совершу чудес,
Пойду, озолочу весь лес.
Дам бусы красные рябинкам,
Берёзкам – жёлтые косынки.
Ковёр на землю постелю,
Ежову норку утеплю.
А ещё я предлагаю
Всем сейчас потанцевать.
Пусть музыка звучит сейчас,
Я приглашаю вас на вальс!
Катя: Эй, подружка, выходи вместе с нами попляши.
Автор: Не услышала подружка,
Но ведь это не беда.
Осень и девчушка Катя
Стали вместе её звать.
Катя, Осень: Эй, подружка, выходи вместе с нами попляши.
Выходит Девочка. Танец кукол «Вальс».
Автор: Хорошо, когда дружны
Медведи и ежи.
Дружат звери, дружат птицы,
Волки, зайцы и лисицы.
Им всем в лесу совсем не тесно,
А вот вместе - интересно!
Пусть будет Мир среди зверей,
И жить всем будет веселей!
Выходят все герои, поклон.
Похожие статьи:
Конспект тематической музыкальной деятельности в подготовительной группе «В мире звуков»
Конспект занятия по конструированию из бросового материала в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Сюрпризы осени»
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»
Конспект НОД в подготовительной группе. В стране Доброты