Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Животноводство в нашем крае, 4 класс. Окружающий мир. Конспект урока

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Животноводство в нашем крае» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: сформировать представления учащихся о еще одной отрасли сельского хозяйства — животноводстве; ознакомить детей с отраслями животноводства.

Формируемые УУД: познавательные — извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, раздаточный материал для опроса и изучения новой темы; толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Кроссворд

1. Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос. (Кукуруза.) 2. Полевая культура, в народе называется «второй хлеб». (Картофель.) 3. Из зерен этого растения получают крупу пшено. (Просо.) 4. Круглый овощ, краснеющий к осени. (Томаты.) 5. Из зерен этого растения варят гречневую кашу. (Гречиха.) 6. Из муки, полученной из зерен этого растения, пекут батоны и плюшки. (Пшеница.) 7. Это растение — родственник лесной клубники. (Виктория.) 8. Маленький овощ с острым вкусом и резким запахом, обладающий противомикробным действием. (Чеснок.) 9. Это растение цветет в июле, а при выращивании в теплицах — в начале марта. Разновидности: ...-травянка, ... Фишера. (Гвоздика.) 10. Полевое растение, из зерен которого изготавливают муку. (Рожь.) 11. Это растение украшает букеты школьников 1 сентября. (Гладиолус.) 12. Полевое растение — лакомство лошадей. (Овес.) 13. Растение, получившее свое название от персидского слова «тюрбан» — чалма, гордость цветоводов. (Тюльпан.) 14 Растение с крупными желтыми плодами. (Тыква.) 15. Плоды этого кустарника бывают черными и красными. (Смородина.) (Ключевое слово в выделенных клетках: растениеводство.)

- Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы, цветоводы. (Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овес, пшеницу; овощеводы — томаты, чеснок, тыкву; цветоводы — гвоздику, гладиолус, тюльпан.)

- Какими растениями занимается такая отрасль, как плодоводство? (Смородина, садовая земляника.)

2. Тест

1. Основными отраслями растениеводства являются:

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство      +

в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство

2. Село дает городу:

а) продукты питания     +

б) продукцию для заводов и фабрик

в) продукцию для ткацких фабрик

3. Главными зерновыми культурами являются:

а) картофель, томаты, лен

б) овес, ячмень, рожь, пшеница     +

в) лук, репа, подсолнечник

4. К овощным культурам относятся:

а) морковь, петрушка, томат    +

б) капуста, абрикос, персик

в) вишня, баклажан, патиссон

5. К сельскохозяйственным профессиям относятся:

а) ткач, металлург, геолог

б) агроном, комбайнер, овощевод    +

в) цветовод, археолог, инженер

6. Масло получают из семян:

а) гречихи и ячменя

б) проса и овса

в) подсолнечника и льна     +

3. Словарный диктант

• Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур. (Полеводство.)

• Овощ с вытянутым оранжевым корнем. (Морковь.)

• Второе название томата. (Помидор.)

• Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан. (Капуста.)

• Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зеленый продолговатый плод. (Огурец.)

• Вьющееся растение, имеющее плоды в виде стручка и круглые семена. (Горох.)

• Полевая культура, богатая крахмалом. (Картофель.)

• Ягодная культура с плодами красного цвета. (Земляника.)

4. Сообщения учащихся

(Конкурс сообщений на тему «Культурные растения моего края».)

- Чье сообщение было самым подробным и интересным? |

III. Самоопределение к деятельности

— Только ли растения разводит человек? (Человек разводит и животных.)

— Как называется эта отрасль? (Животноводство.)

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Животноводство в нашем крае».)

— О чем хотите узнать на уроке? (Каких животных разводит человек? Из каких отраслей состоит животноводство? Чем занимается каждая отрасль? Каких животных объединяет? Какие породы разводят? В чем их ценность для человека? Как развивается животноводство в нашем крае?)

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

— Из каких слов состоит слово «животноводство»? (Животных разводить.)

— Найдите толкование слова «животноводство» в словаре С.И. Ожегова. (Животноводство — отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел и др.)

— Каких животных разводит человек? (Ответы детей.)

2. Работа с загадками

— Узнайте животных.

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

 

Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)

 

Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

 

Среди двора стоит копна —

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

 

— Эй, куда, борона?

— Берегись, наскочу, лбом ухвачу! (Коза.)

 

Лежит под плетнем и крутит хвостом.

Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)

 

Лежит кучка поросят,

Кто ни тронет — завизжат. (Пчелы.)

— К какой группе животных их отнесем? (Домашние.)

3. Работа в группах

Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнили животных, а вывели множество новых пород. В настоящее время еще одной отраслью сельского хозяйства является животноводство.

- Животноводство — это большая отрасль, и она делится на несколько частей. С помощью учебника узнайте, какие это отрасли. (Разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство.)

— Познакомимся с различными отраслями животноводства. Как будем работать? (В группах.)

Работу будем вести четырьмя группами, каждая группа получит для работы все необходимое.

Задания для первой группы

1. Карточка с названием отрасли: разведение крупного и мелкого рогатого скота.

2. Рисунки и фотографии данных животных, «На молочной ферме», «Выпас отар на пастбище».

Источники: учебник (с. 197), география края.

Задания для второй группы

1. Карточки с названиями отраслей: свиноводство, коневодство.

2. Рисунки и фотографии «На свинокомплексе», «Конезавод». Источники: учебник (с. 198—199), география края.

Задания для третьей группы

1. Карточки с названиями отраслей: кролиководство, птицеводство.

2. Рисунки и фотографии «Кролиководство», «Работа птицефабрики», «На птицеферме».

Источники: учебник (с. 199—201), география края.

Задания для четвертой группы

1. Карточки с названиями отраслей: рыбоводство, пчеловодство.

2. Рисунки и фотографии «В рыбоводном хозяйстве», «На пасеке».

Источники: учебник (с. 201—202), география края.

Карточка с планом ответа (для всех групп)

1. Название отрасли.

2. Чем занимается отрасль, ее особенности.

3. Получила ли развитие в нашем крае.

(Проводится работа в группах. Каждая группа в рабочей тетради выполняет свое задание (с. 89).)

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

(Представители каждой группы делают сообщение. Проводится обсуждение в классе. По ходу выступлений ученики выполняют задание 1 на с. 89 рабочей тетради.

В список отраслей животноводства можно добавить оленеводство (см. дополнительный материал к уроку), звероводство (разведение ценных пушных зверей).)

За работу отраслей животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, скотники, свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыбоводы, пастухи и многие другие люди разных специальностей.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Беседа

— В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете, почему? (Наша страна расположена в разных природных зонах, значит, есть разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах разная растительность и разные животные.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 90.

(Взаимопроверка.)

Игра «Узнай по описанию»

(Каждая группа получает карточку с одним из слов: пасека, птицефабрика, пастбище, конный завод. Задача: дать описание объекта, не называя его. Остальные должны угадать слово.)

Игра «Подумай, отгадай»

• Отрасль животноводства, занимающаяся разведением кур, уток, гусей. (Птицеводство.)

• Человек, ухаживающий за пчелами. (Пчеловод, пасечник.)

• Домашний родственник зайца. (Кролик.)

• Доктор животных. (Ветеринар.)

• С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

• С пухом, а не птица. Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

• Она необходима лесникам, пастухам, пограничникам и даже полицейским. (Лошадь.)

• Человек, который сопровождает животных на пастбище. (Пастух, чабан.)

• Цех, где разводят кур. (Инкубатор.)

• Как называют стадо овец? (Отара.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

- Что нового узнали о домашних животных?

- Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

- Что дает наш край стране?

- Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 195—203 учебника.

2. Выполнить задание 3 на с. 91 рабочей тетради.

3. Подготовить защиту выбранного проекта.

Дополнительный материал

Куры

Домашних кур начали разводить 4 тыс. лет назад. За это время они стали очень сильно отличаться от своих родоначальников — диких кур. В настоящее время влесах Индии встречаются дикие банкивские куры — родоначальники домашних кур. Голос у этих птиц был пронзительный. Они кричали вечером, провожая солнце, а на рассвете снова горланили. Древние люди решили, что эти птицы будят солнце. Назвали этих птиц солнечными и принесли домой. Солнечных птиц тогда очень уважали, их боялись убивать и есть. За ними ухаживали, сытно кормили. Птицы становились все крупнее и толще и несли все больше яиц. Постепенно они стали домашними.

Коровы

Предки коров не сохранились. Известно, что предками коров были похожие на них животные — древние туры. Водились когда-то на земле крупные свирепые туры. На туров охотились из-за вкусного мяса. 400 лет назад была уничтожена на охоте последняя самка дикого тура. Приручить тура было невозможно — они поднимали на рога охотника вместе с конем. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. С годами они становились смирными, паслись около дома на зеленом лугу, перестали бояться человека. Молока они давали совсем мало. Так мало, что оно считалось лекарством и лакомством. Пить его полагалось, разбавляя водой. Люди заботились о коровах, хорошо их кормили, и коровы давали все больше молока.

Лошади

Домашние лошади — потомки дикой лошади (Пржевальского) и тарпана, который еще в начале прошлого столетия водился в степях Европы. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М. Пржевальским. Лошадей издавна разводили и использовали для перевозки грузов, верховой езды, выполнения различных работ. С развитием транспорта, появлением на полях мощных сельскохозяйственных машин лошади потеряли свое былое значение.

Северные олени

Оленеводство — древняя отрасль хозяйства районов Крайнего Севера. Летом оленьи стада кормятся в тундре, а зимой перекочевывают ближе к лесу. Мясо северного оленя отличается высокой питательностью, а молоко — высокой жирностью. Из шкур вырабатывают мех, замшу, шьют удобную одежду, шапки, рукавицы, обувь. Шерсть используют в мебельной промышленности. Из сухожилий делают прочные нитки для сшивания меха. Рога и копыта используют для приготовления клея.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!