Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс
Разработка урока. Окружающий мир в 4 классе на тему «Мир глазами историка». УМК «Школа России»
Цели: сформировать представление об окружающем мире с точки зрения историков и представление об истории как науке, изучающей длинный путь развития человечества; познакомить с летосчислением.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)
• Когда это было? И как ученый назвал свое творение? (В 1492 г. Свою модель он назвал «земное яблоко».)
• Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америки, в то время они еще не были открыты.)
• О чем идет речь?
Глобус делит ровная
Линия условная:
Выше — север, ниже — юг.
Назови границу, друг. (Экватор.)
Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка — ... (город).
2. Сообщения учащихся
(Чтение сочинений на тему «Какой я представляю Землю, глядя на глобус (географическую карту)». Сообщения о рекордах Земли (задание 4 на с. 15 рабочей тетради).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте, о чем речь.
Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
И вовеки не наскучит! (История.)
— Что вам известно об этой науке?
— Как называют ученых, которые занимаются данной наукой? (Историки.)
На уроке представим себя учеными-историками.
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир глазами историка».)
Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: «я расскажу вам интересную историю...» или «со мной приключилась занятная история...». Что же такое история, предстоит сегодня выяснить.
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, делать выводы, рассуждать, высказывать свою точку зрения и т. д.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
Выполнение заданий в рабочей тетради
(Можно работать в группах или по рядам.)
- Предлагаю выполнить задание 2 на с. 16 рабочей тетради. Следует не просто найти и записать определение, но и рассказать что-то новое. Первый ряд ищет определение слова «история» на с. 30—31 учебника, второй — «исторический источник» на с. 31—32, третий — «археология» на с. 32—33.
(Страницы учебника для каждого ряда учитель записывает на доске. Заслушать выступления представителей групп.)
В жизни каждого человека происходит множество событий, одно за другим, они и составляют биографию (жизнеописание) любого из нас. Мы, живущие сегодня, те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после нас, — все вместе мы составляем человечество. У него тоже есть биография — это история, о которой мы сегодня начнем разговор.
История — очень древнее слово. В переводе с греческого оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».
— Какое определение этого слова дано в словаре С.И. Ожегова? (История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.)
Часто историю называют памятью народа. Изучая историю, мы узнаем, как жили наши предки, чем мы похожи на них и чем отличаемся, какие происходили события в прошлом. Ученые- историки работают в архивах, музеях, библиотеках, изучают документы, оставшиеся от минувших эпох.
Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней оседает слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, села, города. Ученые сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки — извлекают из земли вещи древних людей, все, на чем сохранились следы их деятельности. Этих ученых называют археологами, а науку о древности — археологией. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.
Все, что может рассказать о прошлом: рукописи, монеты, сказания, пословицы, — называют историческими источниками. Дошедшие до нас памятники ценны, и многие предметы старины хранятся в музеях.
Первым российским музеем стала Кунсткамера (в переводе «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1714 г. За 300 лет существования музея в нем собрано огромное количество экспонатов, диковинок из разных концов света, рассказывающих о том, как выглядят люди из разных стран, каковы их занятия и обычаи. Петровская Кунсткамера — это небольшая часть Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.
— Итак, вот основные определения, которые нам следует запомнить.
История — наука, изучающая прошлое человеческого общества. Летопись — подробный рассказ о событиях.
Архив — хранилище документов.
Исторические источники — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Археология — наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 3 на с. 17.
(Проверка: 1 — «—»; 2 — «—»; 3 — «+»; 4 — «+»; 5 — «+»; 6 — «+»; 7 — «—».)
— Обсудите с соседом по парте задание 4 на с. 17. Запишите примеры исторических источников.
2. Работа по учебнику
С. 34
— Предлагаю рассмотреть вопрос 3 рубрики «Обсудим!».
Археологические разведки являются надежным средством как поисков отдельных памятников, так и изучения сложных археологических остатков. Возможности авиаразведок включают выявление курганов и могил, планировки поселений и могильников, систем укреплений и оросительных каналов и поиски многих других видов древностей.
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VII. Подведение итогов урока
- Представьте, что мы перенеслись в далекое будущее с помощью машины времени. Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живем?
— Что такое история?
- Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? (Археологию.)
VIII. Рефлексия
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— Где можно применить новые знания? (Высказывания детей.) (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 29—35 учебника.
2. Выполнить задание 5 на с. 18 рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России
Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Пустыни. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!