Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»
Окружающий мир, 4 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России
Цели: проверить знания и умения поданному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений; дать представление о равнинах и горах; ознакомить с равнинами и горами на территории России.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — формулировать собственные высказывания; регулятивные — формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность), определять причины неудач.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки с названиями: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай и Саяны, кроссворд, план выступления группы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Тест
1. Что внесено в Список Всемирного наследия?
а) Белое море
б) озеро Байкал +
в) Баренцево море
2. Какой объект не относится к культурному наследию?
а) Тадж-Махал
б) афинский Акрополь
в) водопад Виктория +
3. В какой строке перечислены растения и животные, занесенные в Красную книгу?
а) кречет, стерх, краснозобая казарка
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка +
в) зубр, филин, женьшень
4. Почему озеро Байкал включено в Список Всемирного наследия? Найди «лишнее».
а) это самое красивое место на Земле +
б) 2/3 животных и растений, обитающих в озере, встречаются только там
в) в озере содержится 1/5 часть всей пресной воды на Земле
5. Отметь примеры правильного отношения человека к природе.
а) вырубка лесов
б) выброс отходов производства в водоемы
в) создание лесопарковых зон +
(Учитель может использовать задания теста 3 «Сокровища Земли. Охрана природы» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)
2. Кроссворд
(Для разгадывания кроссворда учитель может организовать работу в парах или группах или дать индивидуальное задание.)
1. Международная экологическая организация. (Гринпис.)
2. Объект Всемирного природного наследия, находящийся в России, — озеро ... . (Байкал.) 3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры — Всемирное ... . (Наследие.) 4. Национальный парк Африки. (Серенгети.) 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. (Экология.) 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. (Красная книга.)
7. От каждого человека зависит ... нашей планеты. (Будущее.)
8. Московский ... — Всемирное культурное наследие. (Кремль.)
9. Гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света. (Мавзолей.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: настоящее.)
3. Сообщения учащихся
— Каково же состояние нашей природы в настоящее время? Почему природа нуждается в защите? (Рассуждения детей.)
— О каком животном из международной Красной книги вы подготовили сообщение?
(Заслушать сообщения детей. Если желающих выступить много, можно поработать в группах.)
Игра «Ты — мне, я — тебе»
— Ребята, сформулируйте вопрос по разделу «Земля и человечество». Задайте его классу.
(Ученики самостоятельно формулируют вопрос, задают его классу, выбирают отвечающего.)
4. Проверочная работа
— Проверим себя и оценим свои достижения.
(Ученики работают на с. 28 рабочей тетради. Выполняют задания на с. 206—209 учебника. По «Страничкам для самопроверки» оценивают свою работу. Можно провести взаимопроверку.)
III. Самоопределение к деятельности
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны родней!
— Почему в целом свете нет родней страны? (Высказывания детей.)
— Прочитайте название нового раздела. («Природа России».)
— Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики работают по с. 57.)
— А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (Горы.)
Как называют большое пространство ровной поверхности? (Равнина.)
— Предположите тему урока. (Равнины и горы России.)
— Что узнаем по данной теме?
(Ученики читают текст на с. 60 учебника, отвечают на вопросы.)
Основные формы земной поверхности: горы, равнины, овраги, холмы. Различаются по высоте и площади. Части холма и горы: вершина, склон, подошва (подножие).
— Что вам хотелось бы узнать по теме урока? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
- Отгадайте загадку.
Голубым цветом, а воды нету.
Зеленым цветом, а листвы нету,
Коричневый цвет, а на гору не влезть,
Белый цвет, а не заледенеешь. (Географическая карта.)
— Посмотрите на физическую карту России на с. 58—59. Какие цвета вы на ней видите? Пользуясь подсказкой в нижнем левом углу, расскажите, что обозначает каждый цвет на карте.
(Ответы учеников. Учитель предлагает найти объекты, указанные в задании 1 на с. 60 учебника. Названия этих объектов учитель может выписать на доску. Ученики работают в парах, помогая друг другу.)
2. Работа в группах
Узнаем об этих объектах подробнее, поработав в 6 группах. Каждая группа получает карточку с названием географического объекта, о котором будет читать и рассказывать: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай и Саяны.
(Ученики берут карточку и готовятся рассказать о своем объекте по с. 61—63 учебника.)
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
— Поделитесь новыми знаниями.
(От каждой группы выступают по одному желающему.)
План выступления
1. Место расположения данного объекта (показ на карте).
2. Что можно о нем рассказать?
(Группы договариваются о порядке выступления. Учитель дополняет рассказы детей, используя дополнительный материал (видеосюжеты, слайды).)
Восточно-Европейская равнина. Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток — около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской.
Западно-Сибирская равнина. Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот и рек. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Найдем в нашем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведем опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Я выливаю на поверхность воду, и она растекается по столу. Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.
Среднесибирское плоскогорье. Плоскогорье — место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. Площадь Среднесибирского плоскогорья — около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги.
Уральские горы. Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая — 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.
Кавказские горы. Кавказ часто делят на Северный Кавказ и Закавказье, границу между которыми проводят по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, занимающему центральное положение в горной системе. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторождения нефти и природного газа.
Горы Алтай и Саяны. Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высокая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия.
Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м — гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина — около 1000 км, высота до 3491 м — гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Алтаем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян находится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово- пихтовые леса.
VI. Физкультминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Выполним задания 1,2 на с. 29.
(Взаимопроверка.)
2. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
— Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.)
— Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).)
— Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их.
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики по цепочке дополняют предложение.)
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 60—65 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 3—5 в рабочей тетради на с. 32—33.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Пустыни. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!