Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Занимательное занятие по математике, 2-3 класс

Занятия по математике для младших школьников

1. Как появились цифры.

В былые времена у всех народов существовал только ручной счет: единицу показывали одним пальцем, двойку — двумя, пятерку — пятерней. Когда доходило до 10, люди складывали обе пятерни. Если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лежа, порой — стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной, палечный счет, так и писались — стоя: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XX, XL.

А в наших нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица, остальные улеглись набок. Двойка — это две лежащие палочки, только от быстрого письма соединенные между собой косым росчерком; тройка — три лежащие на боку палочки с двумя косыми росчерками. Пятерка — это как бы очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем и согнутыми остальными.

Недаром же наши слова «пять» и «пясть», что по-древнерусски значит «кисть руки», так похожи друг на друга. Четверка — это соединенные в крестик 4 палочки.

Эти первые пять цифр — самые главные, потому что из них составляются все остальные.

О том, что у большинства народов цифры изображались палочками, лучше всего рассказывает единица. В разных странах ее писали по-разному, но всюду она была похожа на нынешнюю единицу.

Шло время, у людей появилась азбука. И тогда у многих народов цифры стали изображать буквами.

Среди римских цифр, которыми до сих пор обозначают главы в книгах и которые еще порой пишут на часах, тоже встречаются буквы. Ими обозначают большие числа: римское L — 50, С — 100, Д — 500, М — 1000.

2. Занимательные задания развивающего характера.

1. Как из трех пятерок сделать 0? 5 5 5 = 0

2. В поезде дальнего следования пассажиру выдали 3 прямоугольника и квадрат. Что ему выдали?

3. Как с помощью 2 палочек одинаковой длины на письменном столе составить квадрат? Палочки не ломать! (Положить на угол.)

4. На каникулах ребята приехали в Минск, и их расселили на разных этажах гостиницы. За обедом между двумя из них состоялся такой разговор:

— На каком этаже ты живешь?

— Я на четвертом. А ты?

— А я на втором, и это лучше, потому что нет лифта.

— Зато я тренируюсь, не выходя из гостиницы. Знаешь, во сколько раз лестница на 4 этаж длиннее твоей — на 2-й?

— Во сколько?

— А ты подумай.

А как вы думаете?

5. Продолжите числовой ряд: 18 20 24 32 ?

Ответ. 48. Числа возрастают сначала на 2, потом на 4, на 8, на 16.

6. Вставьте недостающее число.

Ответ. 5. Большее число равно сумме меньших.

7. Вставьте пропущенное число. 4 5 7 11 19 ... ?

Ответ. 35. Числа возрастают на 1, 2, 4, 8, 16.

8. Трое школьников отправились в сад снимать яблоки. По дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните ответ.

Ответ. Трое. Двое шли из сада, им навстречу.

9. Задача художника.

Сколько треугольников в первом квадрате? Сколько квадратов во втором квадрате?

Ответ: 24 - треугольника; 26 - квадратов

10. Кто быстрее сосчитает?

У Тани было на 10 копеек больше, чем у Кати. Таня одолжила Кате 9 копеек. Попробуйте без бумаги и карандаша сосчитать и ответить: у кого теперь больше стало денег и на сколько?

Ответ. У Кати стало на 8 копеек больше.

Похожие статьи:

Задачи в стихах для устного счета, 3 класс

Занимательные задачи по математике с ответами для 2-3 класса

Математические фокусы для детей начальных классов

Внеурочное мероприятие по математике, 1 класс

Математические сказки для начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!