Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок игра по окружающему миру, 4 класс. Природные зоны России

Разработка урока. Окружающий мир в 4 классе. Обобщающий урок-игра «Природные зоны России». УМК «Школа России»

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений.

Формируемые УУД: познавательные — понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; коммуникативные — отвечать на вопросы; регулятивные — адекватно оценивать собственные достижения; личностные — осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Оборудование: музыкальные записи, карточки-задания, листы контроля, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», карточки с названиями станций, маршрутные листы.

Ход урока

I. Игра

(Слово учителя.)

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо многое знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я уверена, все по плечу,

Ведь я вас четвертый год учу.

И надеюсь, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

(Класс делится на группы по пять человек следующим образом: пять открыток разрезают каждую на пять частей, каждый берет одну часть, а затем ученики собираются в группы, сложив рисунок-открытку. Выбирают капитанов. Капитаны команд выбирают карты (маршрутные листы) для своей группы. В игре пять станций: «Географическая», «Ботаническая», «Зоологическая», «Экологическая», «Игровая».)

Маршрутные листы для групп (порядок станций)

1. «Географическая», «Зоологическая», «Ботаническая», «Игровая», «Экологическая».

2. «Зоологическая», «Ботаническая», «Игровая», «Экологическая», «Географическая».

3. «Ботаническая», «Игровая», «Экологическая», «Географическая», «Зоологическая».

4. «Игровая», «Экологическая», «Географическая», «Зоологическая», «Ботаническая».

5. «Экологическая», «Географическая», «Зоологическая», «Ботаническая», «Игровая».

(Пять столов с названиями станций расположены в разных местах классной комнаты, за ними сидят пять ответственных (можно пригласить родителей или подготовить детей). На каждой станции каждый член группы получает карточку-задание и работает самостоятельно. Всем группам дается одинаковое время, по истечении которого карточки сдают, и группы переходят на следующую станцию. Ответственные проверяют сданные карточки и выставляют количество баллов (верных ответов) в листы контроля.)

Станция «Географическая»

- Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Наша страна омывается водами трех океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно-Сибирское плоскогорье. «Каменным поясом земли Русской» называют Кавказские горы. Самая длинная река России — Волга, а самое глубокое озеро — Онежское. Только одна большая река — Енисей — несет свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная — субтропики, самая большая — зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра. (Ответ. Наша страна омывается водами трех океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. «Каменным поясом земли Русской» называют Уральские горы. Самая длинная река России — Обь, а самое глубокое озеро — Байкал. Только одна большая река — Волга — несет свои воды в Каспийское море. На территории страны шесть природных зон. Самая северная — зона арктических пустынь, самая большая — зона лесов, холодная тундра и жаркая пустыня.)

Станция «Зоологическая»

- Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой названия животных и зон обитания. (Ответ. Арктика - кит, тюлень, тупик; субтропики — богомол, косуля, дельфин; тундра — лемминг, северный олень; степи — кобылка, суслик; зона лесов — рысь, глухарь; пустыни — корсак, ушастый еж, скарабей.)

кит                                                                                   рысь

богомол                             арктическая пустыня         суслик

косуля                                субтропики                         дельфин

лось                                    тундра                                корсак

лемминг                              степи                                 глухарь

кобылка                              зона лесов                         ушастый еж

северный олень                 пустыни                              скарабей

тупик                                                                               тюлень

Станция «Ботаническая»

- Узнайте растение по описанию, запишите название.

• Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайник.)

• У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб.)

• Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью «раздевается» на зиму. (Лиственница.)

• Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель — живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые, с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан.)

• Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель.)

• Это травянистое растение с корнем «метелкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль.)

• У этого растения твердый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул.)

Станция «Игровая»

(На выбор предлагаются «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», игра «Узнай меня» или разгадывание загадок.)

• Нами питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки.)

• Я — птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайра.)

• Хозяин Арктики. (Белый медведь.)

• В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц.)

• Что за дерево стоит?

Ветра нет — оно дрожит. (Осина.)

 

• Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (Комар.)

 

• Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

 

• Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох.)

 

• Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

 

• Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

Станция «Экологическая»

— Разгадайте кроссворд.

1. ... лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (Вырубка.) 2. ... земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. (Распахивание.) 3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, вызывают их ... (Загрязнение.) 4. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается (Поверхность почв.) 5. Неумеренное ... приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (Орошение.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: браконьер.)

II. Итог игры

(Подсчитывают общее количество баллов у каждой группы - так выявляют победителя. Также ведется индивидуальный подсчет баллов — определяется «Знаток природы». Награждение: личные призовые места (медали); групповые призовые места. По результатам игры каждый ученик может получить отметку в зависимости от количества набранных баллов.)

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России

Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!