Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру «Русская икона. Андрей Рублев», 4 класс

Урок окружающего мира в начальной школе. Тема: Русская икона. Андрей Рублев

Цели урока: формировать представление о Древней Руси до XVIII века, о русском искусстве; развивать устную речь, интеллектуальную культуру обучающихся; воспитывать интерес к истории Родины; стимулировать обучающихся заниматься исследовательской работой по предмету.

Оборудование: иллюстрации икон, иконы, выставка домашних письменных работ обучающихся на тему «Что я знаю об иконе»; диск с записью духовной музыки, сборник иллюстраций произведений искусства иконописи из коллекции Третьяковской галереи, раздаточный материал (тексты для работы в Приложении 1 и тестовые задания в Приложении 2).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня наш урок посвящен культуре Древней Руси до XVIII века. Мы поговорим с вами о строительном мастерстве, о русских иконах и о великих мастерах русских.

II. Проверка домашнего задания.

Опрос проводится в игровой форме. Ключевые слова по пройденной теме записаны на карточках разного цвета (язычники, христианство, князь Владимир, впервые, зодчество, мозаика, фрески). Карточки открываются по одной, и обучающиеся рассказывают, с чем связано каждое из этих слов. Выстраивается полная картина предпосылок возникновения на Руси искусства иконописи.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока «Искусство Древней Руси до XVIII века. Русская икона». В ходе урока мы многое узнаем из истории нашей Родины, иконописи, а сейчас ответим на следующие вопросы:

1. Что такое икона?

2. Как и что изображали на иконах?

3. Кто были первые иконописцы?

4. Есть ли место русской иконе в нашей жизни?

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя.

К описанию искусства Древней Руси очень подходят слова «впервые», «первое», так как государство русское только зарождалось. В 988 году, когда Русь приняла христианство, перед молодым государством, не имевшим развитых художественных традиций, открылась возможность приобщения к наиболее высокой в ту пору в Европе культуре и наиболее совершенному искусству. Сразу после приобщения к восточнохристианскому миру Киевская Русь стала верной ученицей Византии в области архитектуры, прикладного искусства, книжности, музыки. Русские мастера перенимали как художественные законы византийского искусства, так и многообразные технические приемы непосредственно от греков, прибывших на Русь из Константинополя.

Первые памятники русской иконописи известны с XII века. Происходя из разных художественных центров, они едины по стилю и прямо следуют византийской традиции. Возможно, что многие из них были исполнены греческими мастерами. Феофаний Грек - великий византиец, сыгравший огромную роль в становлении русской иконописи. Он приехал в Киев уже зрелым художником. Живопись его неповторима. Все его произведения связаны с настенной живописью: размеры очень велики, образы огромны (далее рассказ ведется параллельно с показом иллюстраций). Изображения, как правило, статичны, фигуры представлены фронтально, прямо обращенными к зрителю, в их позах нет ничего случайного. Особенно подчеркнуты глаза - крупные, пристально направленные на молящихся. Образы эти обращены сразу ко всем, находящимся в храме. Они не рассчитаны на индивидуальное, длительное постижение их человеком. Их отличает большая и спокойная внутренняя сила. Краски этих икон насыщенные и звонкие, сочетаются с обилием золота, использованного в качестве фона, золото разбросано по всей иконе в виде золотых линий на одеждах Богоматери и Христа, в волосах архангелов. Сюжеты икон очень просты по построению и доходчивы. Среди икон этого времени есть такие, которые выполнены с использованием контрастных цветов, например «Поклонение кресту», здесь чувствуется влияние местных мастеров, сыгравших свою роль в дальнейшем развитии иконописи на Руси.

Рублев Андрей - русский живописец (около 1360-70 - около 1430), крупнейший мастер московской школы живописи. Участвовал в создании росписей и икон соборов. Произведения его отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия, гармонии и совершенства. Несмотря на «возраст» более 5000 лет, иконы Андрея Рублева до сих пор продолжают удивлять и восхищать людей. Самым значительным его произведением является икона «Троица». Три ангела на иконе олицетворяют мир согласия и взаимной любви. Художник Андрей Рублев - один из первых русских мастеров иконописи. Иконопись - это вид живописи. А что же такое икона? На этот и на другие вопросы, записанные на доске, вы найдете ответы в текстах, которые прочтете на карточках. Работаем в паре и готовимся пересказать прочитанный материал в паре сменного состава.

2. Самостоятельная работа.

Учитель раздает карточки с текстами (Приложение 1) по одной на парту. Каждому ряду свой текст. Дети читают тексты, обсуждают в паре. Затем используется методика «пары сменного состава», и учащиеся меняются парами. Задача вновь образованной пары - поделиться уже полученными сведениями. После этого пары меняются в третий раз. И в третий раз обучающиеся проговаривают новый материал. (Во время этой работы тихо звучит музыка.)

Вопросы записаны на доске. По ним проводится опрос. Выслушиваются и добавления, и исправления.

Звучит духовная музыка в исполнении хора мальчиков.

Учитель. Существует легенда. Однажды художник решил написать портрет Иисуса Христа и обратился к нему с такой просьбой. Но как художник ни старался, у него ничего не получалось. И тогда Иисус Христос взял белый «плат», накинул себе на лицо, и на белом полотне отразился лик спасителя. Таким мы его видим на иконах.

Тихая музыкальная пауза.

Во время звучания музыки учащимся предлагается представить, что бы они изобразили на иконе, если бы им пришлось ее создавать. Затем выслушиваются ответы учащихся.

3. Рефлексия.

Учитель раздает каждому учащемуся тестовые задания, определяет время выполнения задания (Приложение 2). Затем учащиеся меняются работами и проверяют выполненные задания по данному на доске ключу. Шкала оценок подсказывает им, какую оценку они должны поставить.

4. Заключительный этап работы.

Учитель читает письменную работу, где говорится об иконах, которые передаются из поколения. Дети рассказывают об иконах, которые есть у них дома, их происхождении, значении в семье.

V. Подведение итогов.

Вручение медалей с символикой «Умница» учащимся, проявившим себя в устной работе.

Домашнее задание.

Подготовить рассказ об иконах, которые хранятся дома, их происхождении, значении. Перевести на современный язык характеристику иконописца: «Подобает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы...»

Приложение 1

Карточка 1

Иконопись - особое искусство изображения. Слово «икона» так и переводится с греческого языка - «образ», «изображение». Обычно на иконах изображали лики Христа, Богоматери, святых. На Руси Иисуса Христа часто называли Спасом - от слова «спаситель». Икона - это не натюрморт, не пейзаж и не портрет. Это объект молитвы, священный предмет. Икону писали по дереву специально изготовленными красками. Величайший русский художник - иконописец Андрей Рублев жил 500 лет тому назад. Одно из самых чудесных произведений иконописи «Троица» написал Андрей Рублев.

Карточка 2

Как ты думаешь, случайно ли художник выбирает краски такого цвета: ярко-красный, белый, черный?

Оказывается, каждый цвет в иконописи имеет свое значение. Например, белый цвет - символ чистоты и святости, черный - символ горя, смерти и страдания. Слово «красный» в древнерусском языке означало не цвет, а красоту (помнишь выражение «красна девица»?). Когда говорили о красном цвете, то употребляли слова «червленый», «багряный». Они передавали на иконах цвет огня и крови.

Карточка 3

Ты помнишь, что в 988 году произошло важное событие в жизни народа славянского государства - Русь приняла христианство. Во время богослужений в храмах мужской хор исполнял различные музыкальные произведения. Такая музыка называлась и называется духовной. В этих музыкальных произведениях воспевались Бог, Богоматерь и их добрые дела. Песнопения посвящались и важным событиям, которые происходили в государстве. Например, славились победы русских воинов над врагом, поминался умерший знатный человек.

Приложение 2

Тестовые задания к уроку по теме «Искусство Древней Руси до XVIII века. Русская икона»

(по предмету начальной школы «Окружающий мир»)

1. Иконопись

2. Икона

3. Ярко-красный

а) архитектура

б) живопись     +

в) музыка

г) театр

а) пейзаж

б) натюрморт

в) портрет

г) священный предмет   +

4. Андрей Рублев

а) архитектор

б) книгопечатник

в) художник    +

г) летописец

5. «Троица»

а) воспевает природу

б) воспевает подвиги богатырей

в) воспевает Иисуса Христа и его добрые дела    +

г) воспевает труд русского народа

6. Духовная музыка а) музыка для громкого слушания

б) музыка для оркестров

в) для сопровождения балетной партии

г) песнопения, звучащие в храмах во время богослужения   +

7. Спас

а) Иисус Христос         +

б) Святой Георгий

в) Богоматерь

г) Святой Петр

Шкала оценок:

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

Оценивать карандашом и написать фамилию, кто поставил оценку.

Автор: Г. В. Данилова

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России

Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!