Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру «Права ребенка», 4 класс

Урок по правовому воспитанию в начальной школе. Тема: «Имею право на...»

Цель: познакомить с основными правами, свободами, их практическим применением в жизни (по Конвенции о правах ребенка).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок - мы будем говорить о ваших правах и свободах.

Более 10 лет назад представители многих стран мира собрались вместе и пришли к выводу: у взрослых права есть, а у детей нет. Это несправедливо! Именно тогда и появился на свет главный детский документ - Конвенция о правах ребенка.

Что такое конвенция? Это соглашение, договор по какому- либо вопросу. Для того чтобы обеспечить каждому ребенку, всем детям необходимые условия для выживания, развития, защиты и активного участия в жизни общества.

Документ большой, в нем изложено большое количество ваших прав, но мы остановимся лишь на некоторых, самых важных для нас, младших школьников.

II. Работа по теме урока.

Знакомство с основными правами.

а) Право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на их заботу.

Итак, вы появились на свет и уже воспользовались своим правом на жизнь. В первые же дни ваши счастливые мама и папа дают вам имя и оформляют самый первый документ в вашей жизни - свидетельство о рождении (показывает), где записано ваше имя, фамилия, отчество, где и когда вы родились, кто ваши родители и самое главное - что каждый из вас является гражданином Российской Федерации.

б) Право на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней, охрану здоровья, бесплатное медицинское обслуживание.

Маленький гражданин растет, развивается на радость своим родителям, которые проявляют о нем постоянную заботу, и конечно, самую большую нагрузку несет мама.

В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается День матери. Не забудьте поздравить своих мам и пожелать им всего самого доброго.

С момента вашего появления на свет вы уже пользуетесь своим правом на бесплатное медицинское обслуживание, а помогают вам осуществить это право люди самой гуманной профессии на земле, люди в белых халатах - врачи.

Сегодня у нас в гостях наш школьный доктор. Ей слово.

Выступление школьного педиатра.

Учитель. Я присоединяюсь к пожеланиям нашего доктора. Не болейте, занимайтесь спортом, закаляйтесь. Вы - будущее нашей страны, нашего общества, которому нужны здоровые и душой и телом люди.

Стук в дверь, вбегает Буратино.

Учитель. О-о, кто это? Вы узнали? Скажите, ребята, как его зовут?

Дети. Буратино!

Буратино. Ребята, здравствуйте! А куда это я попал?

Дети. В школу!

Буратино. Ну наконец-то я вас нашел. Возьмите меня к себе, мне так хочется учиться.

Учитель. Буратино, дружок, мы бы рады, но вот ведь в чем дело: здесь учатся с первого сентября, а ты еще в детском садике не был. Давай договоримся, ты побудешь нашим гостем, а на следующий год ты придешь в школу в 1-й класс.

Договорились? Ну и хорошо.

Буратино садится за парту.

Молодец, Буратино, своим желанием учиться он напомнил нам, что пора переходить к следующему, очень важному праву.

в) Право на образование и в первую очередь бесплатное начальное образование.

С сентября этого года вы пользуетесь этим правом: бесплатно учитесь, имеете бесплатные учебники и бесплатное питание. Вы скоро научитесь писать, считать, хорошо читать.

У каждого из вас наверняка есть любимый предмет, любимый литературный герой, но на первом месте остается все-таки сказка. Вы любите сказки? Назовите свои самые любимые.

Дети называют сказки.

Буратино (выкрикивает с места). Меня, меня послушайте! Я тоже очень люблю сказки, но читать пока не умею. Прочитайте, пожалуйста, мою любимую сказку. Она у меня с собой.

Буратино несет книгу.

Дети. Буратино - наш гость, а отказывать гостям неприлично. Почитаем?

Читают сказку о Красной Шапочке в сокращенном варианте.

г) Право на защиту от оскорблений, грубого обращения, любого вида насилия.

Охотники помогли Красной Шапочке и ее бабушке, спасли им жизнь. Но это в сказке, а в жизни бывает очень много ситуаций, когда нам нужна защита. Кто защитит вас от хулиганов, воришек, драчунов? К кому можно обратиться? Где искать защиты? Эти вопросы мы адресуем старшему инспектору отдела милиции.

Выступление инспектора.

В Конвенции о правах ребенка так записано: никто не имеет права обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, а тем более лишать жизни.

Вы имеете право на защиту, инспектор это особо подчеркнул, но никогда и нигде не забывайте о том, что вы и сами не должны никого обижать и оскорблять. «Уважайте друг друга, живите дружно!» - так сказал еще один сказочный герой Кот Леопольд, прочитав Конвенцию о правах ребенка.

д) Право на отдых, досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях, культурной и творческой жизни.

Учитель. Ребята, вы, наверное, устали?

Дети. Да!

Учитель. И поэтому все встали. Давайте вместе с вами воспользуемся правом на отдых, игры, развлечения. Поиграем? Поохотимся за львом? Г остей тоже приглашаем.

Проведение игр: «Мы охотимся за львом», «Времена года».

Учитель. Ребята, вы имеете право на участие в различных кружках и секциях, в КТД класса, школы, Дома творчества. Но все это делать надо только после занятий в школе, во внеурочное время. Помните, что ваш главный труд сегодня - это учеба. Недаром в народе говорится: «Делу время - потехе час»; «Сделал дело - гуляй смело».

III. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, мы сегодня познакомились с основными вашими правами, изложенными в главном детском документе - Конвенции о правах ребенка. В нашей школьной и районной детской библиотеке есть очень хорошие книги и о других ваших правах. Вы можете почитать эти книги. (Демонстрация книг.)

Мы еще и еще раз будем возвращаться к этому документу о правах детей, но самое главное, о чем хотелось бы сказать, завершая наш разговор, - следующее: все мы, и взрослые и дети, имеем не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живем, учимся, трудимся. Давайте будем помнить об этом всегда и везде.

Автор: Л. И. Рудченко

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!