Конспект урока по окружающему миру «Новое время: встреча Европы и Америки», 4 класс
Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Новое время: встреча Европы и Америки» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цели: ознакомить учащихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями; научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать единство с окружающим миром.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, лента времени, выставка книг о Великих географических открытиях, у каждого ученика по три карточки с буквами А, Б, В, портреты великих мореплавателей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
I. Блицопрос
• Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья? (1000 лет.)
• Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва.)
• Какие религии получили распространение в Средние века? (Ислам, буддизм, христианство, иудаизм.)
• Назовите здания для молитв у христиан. (Христианские церкви и соборы.)
• У мусульман? (Мусульманские мечети.)
• У буддистов? (Буддистские храмы.)
• У иудаистов? (Синагога.)
• Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (Рыцарь.)
• Где жили рыцари? (В замках.)
• Какое место выбирали для строительства замков? (Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки.)
• Чем был окружен замок? (Рвом с водой.)
• Где можно было согреться в таком жилище? (У камина.)
• Для чего проводились рыцарские турниры? (Для развлечения.)
• Когда было изобретено книгопечатание? (В 1445г.)
• Кто его изобрел? (Немец Иоганн Гутенберг.)
• Как назывались металлические буквы? (Литеры.)
• Как работали на печатном станке? (Вручную.)
2. Разминка
(Во время разминки ученики стоят около своих мест, у каждого ученика в руках три карточки с буквами А, Б, В. Учитель читает вопрос и предлагает три варианта ответа на него. Каждый ученик поднимает карточку с той буквой, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу.)
1. Древний мир — это время появления:
а) первых людей
б) первых цивилизаций +
в) первых деревень
2. Египетское государство возникло на берегу реки:
а) Евфрат
б) Ганг
в) Нил +
3. Средние века — это эпоха:
а) между первобытностью и Древним миром
б) между Древним миром и Новым временем +
в) между первобытностью и Новым временем
4. В средневековых государствах большинство населения жило:
а) в городах
б) в пещерах
в) в деревнях +
5. Это слово первоначально означало «всадник»:
а) варвар
б) трубадур
в) рыцарь +
3. Тест
(Учитель может использовать задания теста 8 «Мир древности. Средние века» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)
Игра «Верно — неверно»
— На своих партах вы видите листы с пятью утверждениями. Если вы соглашаетесь с утверждением — ставите знак «+», если нет — знак «—».
1. История первобытного мира — самая длинная в истории человечества. (+)
2. Первобытный мир называют «детством человечества». (+)
3. Древний мир — эпоха рождения первых цивилизаций. (+)
4. Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)
5. В Средние века большинство людей жили в городах. (—)
— Обменяйтесь листами с соседом по парте, проверьте его работу и оцените, воспользовавшись слайдом с правильным ответом и нормами оценок.
(Проверка и оценивание работы соседа.)
Игра «Найди лишнее»
• Христианство, ислам, буддизм, сфинкс. (Сфинкс. Все остальное — религии.)
• Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген. (Рим — один из древнейших городов мира. Остальные города были основаны в Средневековье.)
• Башня, ров, бойницы, крепостные стены. (Ров. Все остальное — составные части замка.)
4. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 1 нас. 7. Кому понравился рисунок соседа?
(Лучшие работы продемонстрировать всему классу.)
III. Самоопределение к деятельности
— Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?
— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»? (1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2. Недостаточно знакомое, малоизвестное.)
— Как вы думаете, почему Новое время так назвали? (Предположения детей.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Новое время: встреча Европы и Америки».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
IV. Открытие нового знания
Работа по учебнику
С. 22
— Проверим наши предположения по учебнику. На с. 22 самостоятельно найдите ответ на вопрос: почему Новое время так назвали? (Новое время — эпоха возникновения нового общества, великих технических достижений, появления новых предметов, облегчающих жизнь людей, Великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)
Новое время называют эпохой Великих географических открытий. Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдет речь в стихотворении.
Незадачливый моряк
Плыл на запад, но никак
Он земли не достигал,
Компас свой не раз ругал.
Плыл он в Индию упорно,
И приплыл он наконец
В земли, где народ-творец
Он индейцами назвал,
Только в точку не попал.
— Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию?
— В чем заключалось его открытие?
(Дети высказывают свои предположения.)
С. 23—24
— Что об этом рассказывает наш учебник? Прочитайте. Поделитесь новой информацией.
(Учитель рассказывает о Колумбе. См. дополнительный материал к уроку.)
Более подробно о Колумбе и его путешествии можно узнать из книг, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Показ книг.)
— Каких путешественников вы еще знаете? Познакомимся с некоторыми из них на с. 24 учебника. (Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев.)
(Учитель показывает портреты великих мореплавателей.)
— Зачем люди отправлялись в путешествия? (Открывали новые земли, новые пути, материки, осваивали новые просторы.)
— Только ли великих путешественников подарило Новое время миру? (Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей.)
— Каких знаменитых людей Нового времени вы знаете? (Итальянские художники Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.)
— Какие картины этих художников вы видели? («Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «МонаЛиза» Леонардо да Винчи.)
- Какие произведения Жюля Верна вы знаете? («Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров».)
(См. дополнительный материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 25
— Что еще оставило нам Новое время? Узнаем об этом на с. 25. (Технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.)
(Заслушать выступления заранее подготовленных учеников с сообщениями об изобретении телефона, лампочки, фотографии, самолета и др.)
VII. Применение новых знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 2 на с. 9.
(Ученики работают в группах. Коллективная проверка.)
— Выполняя задание 4 на с. 10, подберите к словам «повозка», «возок» синоним. (Телега.)
— Назовите первое слово названия произведения А. Дюма. (Граф.)
— Расшифруйте название технического изобретения, сделанного в XIX в. (Телеграф.)
— Что вы можете рассказать об этом изобретении?
(См. дополнительный материал к уроку.)
— Ответьте на вопрос задания 5 на с. 10. (Санкт-Петербург.)
2. Викторина
1. Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (Новое время.)
2. Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (История Нового времени продолжалась 400 лет.)
3. Какую эпоху историки называют Новым временем? (XVI-XIX вв. — это время выдающихся географических открытий.)
4. Назовите знаменитых людей Нового времени. (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Даниэль Дефо, Жюль Верн, Христофор Колумб, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.)
5. Какое открытие сделал Колумб? (Открыл Америку.)
6. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан? (Доказал, что Земля имеет форму шара.)
7. А Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории? (Открыли Антарктиду.)
8. Какие технические изобретения были сделаны в XIX в.? (Пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.)
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Почему Новое время так назвали?
— Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся по сей день?
Эпохи сменяют друг друга: за первобытным миром следует Древний мир, за ним — Средневековье, а потом наступает Новое время.
— Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени?
Интересные сведения об этой эпохе вы можете почерпнуть из «Энциклопедического словарика школьника».
— Не возникло ли желание жить в таком обществе?
IX. Рефлексия
(У каждого ученика на парте изображение контура лица человечка.)
— Подумайте о том, как прошел сегодняшний урок, был ли он полезен вам, все ли было понятно, интересно. Постарайтесь отразить свои эмоции в рисунке лица человечка. Покажите, что вы чувствуете.
(Демонстрируют рисунки.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 22—27 учебника.
2. Выполнить задания 1,3, 6 на с. 9—10 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Ошибка, ставшая новым открытием
До конца своих дней Колумб не знал, что он открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию, которую европейцы называли «страной сказочных богатств». Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности. Между прочим, пряности (ароматные приправы — корица, гвоздика, перец) в Европе называли «музыкой обеда» — они придавали пище особый, неповторимый вкус. Ценили пряности на вес золота.
На карте хорошо видно, что кратчайший путь в Индию из Европы проходит по суше (показ на карте). Но сухопутное путешествие долгое, трудное и опасное. Морским путем перевозить товары было намного легче и быстрее, но на пути европейских мореплавателей лежала Африка. Ее надо обходить, а это во много раз удлиняло путь.
Еще в древности некоторые ученые предполагали, что Земля имеет форму шара. Значит, если плыть все время в одном направлении, то в конце концов можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток, а на запад. Он надеялся приплыть в Индию «с другой стороны». На пути Колумба оказалась земля, которую он принял за Индию. Он и назвал ее Индией, а население — индейцами.
Но действительно ли Америка раньше не была известна людям? Оказывается, еще за 500 лет до рождения Колумба викинги — древние жители Скандинавского полуострова — уже приплывали на своих ладьях в Северную Америку. А китайские моряки еще раньше викингов посещали берега
Выходит, Америка была открыта задолго до Колумба, просто люди забыли об этом своем открытии на долгие годы. Да и сам Колумб не считал, что он открыл новую землю — он был уверен, что нашел «западный» путь в Индию.
И только после смерти Колумба итальянский путешественник Америго Веспуччи доказал, что открытые Колумбом земли, — новый материк. Вот его-то именем — Америго — и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Южной Америки — Колумбия.
Экспедиции
Фернан Магеллан был португальцем. 20 сентября 1519 г. 5 кораблей вышли из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненная Земля, позже названный именем Магеллана. (Показ на карте Магелланова пролива.)
На южной стороне пролива увидев огни костров, Магеллан назвал эту землю Огненной. (Показ на карте.)
28 ноября 1520 г. три корабля вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода, и Магеллан назвал океан Тихим. Почти четыре месяца продолжалось это нелегкое плавание. Запасы продуктов кончились, начался голод. Многие умерли от цинги. 6 сентября 1522 г. «Виктория» вошла в устье Гвадалквивира. На борту осталось лишь 17 испанцев из 265, отправившихся в путешествие.
Так закончилось первое кругосветное плавание. Его главный результат: доказана шарообразность Земли. Впервые европейцы пересекли самый большой океан, названный Магелланом Тихим. Экспедиция выяснила, что океаны занимают значительно большую площадь, чем суша. Колумб и его современники считали, что моря и океаны — лишь незначительная часть поверхности Земли.
В 1819—1821 гг. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен был начальником экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал Михаил Петрович Лазарев. Выйдя 4 июня 1819 г. из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро.
Оттуда Беллинсгаузен отправился прямо на юг и открыл три острова. Двигаясь далее на юг, насколько позволяли льды, достиг 69° ю. ш. Затем в феврале и марте 1820 г. шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней) — широтами, где до того еще никто не плавал. Из Австралии экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и в ноябре опять отправилась в южнополярные моря. 10 января 1821 г. под 70° ю. ш. и 75°з. д. Беллинсгаузен встретил сплошной лед и вынужден был пойти на север, открыл остров Петра I и берег Александра 1.
Таким образом, помимо немалого числа островов, русские моряки открыли целый континент — Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по справедливости считается одной из самых важных в истории географических открытий.
Рафаэль Санти (1483—1520)
Итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил его жизнеутверждающие идеалы. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1500—1520) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495—1497) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», ок. 1503).
Даниель Дефо (1660—1731)
Писатель, политический деятель. Основатель английского реалистического романа. Приключенческий роман «Робинзон Крузо» (1719), восславивший труд и волю к жизни, породил многочисленные литературные подражания (робинзонаду).
Жюль Верн (1828—1905)
Французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики. Автор многочисленных (около 70) научно-фантастических, приключенческо-географических и социально-утопических произведений, в том числе романов «С Земли на Луну» (1865), «Дети капитана Гранта» (1867—1868), «Двадцать тысяч лье под водой» (1869—1870), «Таинственный остров» (1875), «Пятнадцатилетний капитан» (1878). Некоторые научные идеи Ж. Верна оказались впоследствии воплощенными в жизнь.
Технические изобретения Нового времени
Паровоз — локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 гг. (Дж. Стефенсон). В России первый паровоз построен Е.А. и М.Е. Черепановыми (1833—1834).
Пароход — судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной (турбинные пароходы называют обычно турбоходами). Первый пароход «Клермонт» построен в 1807 г. в США Р. Фултоном. В России один из первых пароходов «Елизавета» (для рейсов между Санкт-Петербургом и Кронштадтом) сооружен в 1815 г.
Фотография. Основоположники фотографии — изобретатели Л.-Ж.-М. Дагер (1839) и Ж.-Н. Ньепс (Франция), У.-Г.-Ф. Толбот (1840—1841, Великобритания). Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868—1869, Франция).
Телеграфная связь, передача на расстояние дискретных (буквенно-цифровых) сообщений — телеграмм — с обязательной записью их в пункте приема; осуществляется электрическими сигналами, передаваемыми по проводам и (или) радиосигналами. Основы телеграфной связи были заложены в 1832—1844 гг. работами П.Л. Шиллинга, Б.С. Якоби (Россия), С. Морзе (США).
Телефонная связь обеспечивает ведение устных переговоров между абонентами, удаленными друг от друга практически на любое расстояние. Начало телефонной связи было положено в 1876 г. изобретением телефонного аппарата А.Г. Беллом (США) и созданием первой телефонной станции (1878, Нью-Хавен, США).
Автомобиль. Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769—1770 гг., с двигателем внутреннего сгорания — Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885—1886 гг.
Метрополитен — вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Первая линия метрополитена (3,6 км) построена в Лондоне (1863). С 1868 г. метрополитен действует в Нью-Йорке. Старейшее метро на европейском континенте — будапештское (1896), венское (1898) и парижское (1900). Впоследствии было построено в Мадриде, Берлине, Барселоне, Афинах, Стокгольме, Осло, Токио, Сеуле и других городах.
В России первая линия метрополитена была введена в строй в Москве в 1935 г.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!