Конспект урока по окружающему миру «Мастера печатных дел», 4 класс
Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Мастера печатных дел» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, кроссворд, тест.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Тест
Вариант 1
1. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угре?
а) Мамай
б) Батый
в) Ахмат +
2. Около какой реки происходила Куликовская битва?
а) Угра
б) Дон +
в) Волга
3. Сражение на Куликовом поле состоялось:
а) 8 сентября 1380 г. +
б) летом 1380 г.
в) 8 сентября 1480 г.
4. Главный храм на Руси:
а) Троицкий монастырь
б) Грановитая палата
в) Успенский собор +
Вариант 2
1. Русь освободилась от ордынского ига:
а) в 1480 г. +
б) в 1380 г.
в) в 1242 г.
2. При каком князе Русь полностью освободилась от ордынского ига?
а) при Иване Калите
б) при Дмитрие Донском
в) при Иване Третьем +
3. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при:
а) Иване Калите
б) Дмитрии Донском
в) Иване Третьем +
4. Объединение разрозненных княжеств — эта задача стояла в период правления:
а) Дмитрия Донского
б) Ивана Калиты +
в) Ивана Третьего
2. Тест
(Учитель может использовать задания теста 11 «Трудные времена на Русской земле» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)
3. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 1, 5 на с. 26, 28.
4. Дополнительные сообщения
(Прослушивание рассказа о Москве, составленного от имени иноземного купца, приехавшего по делам в Москву.)
5. Кроссворд
1. Богатырь, которого Сергий отправил в помощь князю Дмитрию Ивановичу. (Пересвет.) 2. Один из городов в северо- восточной части русских земель. (Тверь.) 3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV в. (Троицкий.) 4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.) 5. Поле, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.) 6. В Москву переселялись .... ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. (Купцы.) 7. Крепость, обнесенная дубовыми стенами. (Кремль.) 8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.) 9. Хан, который привел свое войско на Куликово поле. (Мамай.) 10. Мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе. (Калита.) 11. Прозвание князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле. (Донской.) 12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.) 13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)
— Итак, какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)
III. Самоопределение к деятельности
— Кого мы можем так назвать — первопечатник? Что вы об этом уже знаете? (Ответы детей.)
— Отгадайте загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга.)
— О чем же пойдет сегодня речь на уроке? (Высказывания детей.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мастера печатных дел».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Беседа «Что мы знаем?»
— Назовите материалы, из которых делали древние книги. (Глина, шелк, папирус, железо, пергамен, береста, воск.)
— Вспомните орудия для письма древних книг. (Заостренная камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила.)
— Как назывались книги, написанные пером и чернилами? (Рукописные.)
— Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)
— Какие еще мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплетчики.)
Книга — это настоящая драгоценность, над ее созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошла поговорка: книга тысячу людей учит.
— Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания. (1445 г.)
— Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг.)
— Что размещалось в наборной кассе? (Металлические буквы — литеры.)
- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги, их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота.)
2. Работа в группах
(Ученики читают задание на с. 82 учебника и выполняют его.)
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
(Выступления групп. Учитель дополняет рассказы детей.)
Первым выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к жившим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатают книги. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы.
В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но она была открыта только в 1563 г., когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года они кончили печать «Апостол». Тотчас же по выходе «Апостола» начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать из Москвы. Их радушно принял гетман Ходкевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» (1568). Любя свое дело, Иван Федоров с целью продолжения его переселился в Львов и здесь в основанной им типографии напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где он напечатал по поручению князя знаменитую «Острожскую библию», первую полную Библию на славяно-русском языке.
— Каково значение начала книгопечатания в России? (В России стало больше грамотных людей.)
Игра на внимание
• Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными.
• Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.
• Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками.
• Встаньте те, кто знает, что перочинный ножик был необходим для заточки пера.
• Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.
• Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется летописью.
• Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изготавливают из древесного волокна.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Что такое пергамен? (Материал для письма из телячьей кожи.)
— А что такое береста? (Материал для письма из коры.)
— А для чего служит бумага? (Для письма.)
— Какое общее название можно дать этим словам? (Писчий материал.)
— Запишите этот ответ в задании 1 на с. 28.
— Работая в парах, выполните задание 2. Если вы внимательно читали текст учебника, то вам легко будет разгадать кроссворд. (По горизонтали: 6. Первопечатники. По вертикали:
— Самостоятельно выполните задание 3 нас. 29. (Авторы учебников: а) Василий Бурцов, б) Мелетий Смотрицкий, в) Карион Истомин.)
— Прочитайте русскую пословицу XVII в. (Слово — ветер, а письмо — век.)
2. Мозговой штурм
1. Кто повелел открыть типографию в Москве? (Царь Иван Грозный.)
2. Где она находилась? (Около стены Китай-города.)
3. Кто был первопечатником России? (Иван Федоров.)
4. Какую первую книгу он выпустил? («Апостол».)
5. Опишите ее. (Книга имела тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Четкий шрифт, красивые заставки в виде трав, веток, шишек и листьев.)
6. Что еще напечатал Иван Федоров? (Первый русский букварь.)
7. Как он был составлен? (Составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. В букваре приводились изречения, начинающиеся на каждую букву, тексты для чтения.)
8. Где установлен памятник Ивану Федорову? (В Москве, около места, где была расположена первая типография.)
9. В каком столетии в России стало больше грамотных людей? (В XVII столетии.)
10. Кто обучался грамоте? (Не только знать и служители церкви, но и горожане.)
11. Кого обучали чаще всего? (Учились только мальчики, среди женщин было немного грамотных, это были представительницы знати.)
12. Как бедняки использовали свои знания грамоты? (За плату писали письма, составляли различные документы.)
13. Кто был автором первого русского букваря? (Василии Бурцов.)
14. Кто был автором «Грамматики»? (Мелетий Смотрицкий.)
15. Кто постигал азы премудрости много лет спустя по этим книгам? (М.В. Ломоносов.)
16. Как он называл свои первые учебники? («Врата учености».)
3. Творческое задание
— Сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Федорова о бережном отношении к книге.
(Эта работа может быть индивидуальной, групповой, парной.)
4. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
— Удалось ли достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 86 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Закончите, пожалуйста, высказывания.
• Сегодня на уроке я узнал...
• Мне очень понравилось...
• Я особенно запомнил...
• Меня удивило...
• Об этом я расскажу дома...
- Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 82—86 учебника, выполнить задания.
Дополнительный материал
Когда на Руси стали печатать книги?
Тяжелым был труд переписчика книг. Писали гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался специальным ножичком - перочинным. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской (вспомним выражение «писать с красной строки»). Не один год уходил на переписку книги. Потом листы сшивали, делали деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили.
Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, доступными, как ускорить процесс их создания. В XV в. немец Иоганн Гутенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Европе. За первые 50 лет в 260 городах Европы открылись полторы тысячи типографий (мастерских, где печатали и переплетали книги), выпустили они примерно 10 млн книг. Среди первых печатных книг было много учебников.
Когда царь Иван Грозный решил завести в Москве «печатную избу», он поручил это дело Ивану Федорову. I марта 1564 г. была выпущена в этой типографии религиозная книга «Апостол». На ее создание ушел целый год, зато вторая книга была отпечатана всего за два месяца. В 1574 г. в Львове Иван Федоров написал и отпечатал первый русский букварь — по нему долгое время дети учились грамоте.
Умер Иван Федоров во Львове в 1583 г. Там его и похоронили. Но не умерло его дело — свидетельство тому книга, которую вы держите в руках.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс
Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!