Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Отечественная война 1812 года. Школа России
Интегрированный урок: окружающий мир - внеклассное чтение. Тема: Отечественная война 1812 года
Цели: сформировать представления учащихся о войне 1812 года, с помощью художественных и музыкальных произведений прочувствовать эту эпоху; развивать познавательный интерес, умение делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II. Сообщение темы урока.
- Прослушайте фрагмент музыкального произведения Римского-Корсакова «Марш» из оперы «Млада».
- Какая музыка звучала?
На доске написаны слова: тревожная, грозная, радостная, ликующая, торжественная, решительная, печальная, веселая, взволнованная.
И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся. В эпоху начала XIX века, время очень тревожное и грозное.
III. Работа по теме урока.
Учитель. В конце XVIII века к власти во Франции пришел человек необычайной судьбы - Наполеон Бонапарт. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил в 16 лет военную академию в Париже. В 24 года он уже был генералом, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором Франции. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала, в результате чего Наполеон стал властелином Европы. Но ему хотелось завоевать мир. «Через три года я буду господином всего мира... Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон.
Наполеон собрал 600-тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»
В самом деле, все предвещало французам успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость.
И в 1812 году огромное французское войско вторглось на российскую территорию и стало с боями продвигаться в глубь страны.
Работа с картой.
- Рассмотрите карту: синими стрелками показало наступление армии Наполеона, а красными - движение русской армии.
- Какой вывод вы можете сделать?
Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200-тысячные войска. Но с первого дня против страшного неприятеля простой народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов. Русская армия отступала.
В это время, опасное для России, командующим русскими войсками был назначен князь Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов был известен еще при Екатерине Великой. Он отличался храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. Наполеон знал Кутузова, вел с ним бой под Австрией и из-за его хитрой и искусной тактики называл его старой лисицей. Теперь Кутузову 67 лет, но он еще бодр и активен. Солдаты с радостью встретили его. «Едет Кутузов бить французов», - звучало среди солдат. Все с нетерпением ждали боя.
1. Самостоятельная работа с текстом.
На расстоянии около 100 км от Москвы Кутузов решил дать Наполеону битву, несмотря на то что русских было 100 тысяч, а французов 130 тысяч.
- Прочитайте текст «Бородинская битва».
- Почему битва называется Бородинская?
- Что интересного вы узнали о Бородинской битве?
2. Работа с произведением М. Лермонтова «Бородино».
Учитель. На преданиях о войне 1812 года выросло не одно поколение русских людей. Многие художники, писатели, поэты, музыканты посвятили этому знаменательному событию свои произведения. Замечательные иллюстрации вы видите в своем учебнике. Л. Н. Толстой написал роман «Война и мир», С. Прокофьев - оперу «Война и мир». А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М. Лермонтова «Бородино».
1) Прежде чем мы начнем читать, посмотрим на значение малоизвестных слов.
Работа со словарем.
Бивак - стоянка войск.
Драгун - солдат (офицер) армии.
Кивер - высокий головной убор.
Лафет - станок для пушки.
Редут - полевое укрепление.
Улан - солдат (офицер) конницы.
Хват - ловкий, удалой человек.
2) Чтение «цепочкой» (под музыку Скрябина «Этюд революционный»).
3) В чем основная мысль этого произведения?
Учитель. Битва происходила в тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.
- Почему Кутузов принял решение отдать Москву?
Выслушиваются ответы учащихся.
- Наполеон, войдя в пустую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны еще не было, она только начинается.
Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Наполеон ясно увидел поражение своей армии и через 6 недель бросился вспять.
И здесь наступила очередь русских атаковать.
- Прочитайте, кто помогал русской армии гнать Наполеона?
- Почему война 1812 года называется Отечественной?
Звучит музыка: «Венгерский танец» Брамса.
- Какую музыку мы слышим сейчас?
- Что вы представляете, слушая эту музыку? (Радость, ликование! Русские победили! Они дошли до Парижа!)
IV. Подведение итогов урока.
• Проверочное тестирование.
1. Во Франции в конце XVIII века к власти пришел полководец...
а) Багратион;
б) Наполеон; +
в) Барклай де Толли.
2. Французская армия вторглась в Россию...
а) в 1821 году;
б) 1818 году;
в) 1812 году. +
3. Армия Наполеона насчитывала...
а) 130 000; +
б) 200 000;
в) 600 000.
4. Армия русских насчитывала...
а) 100 000; +
б) 200 000;
в) 600 000.
5. Главнокомандующим русскими войсками был назначен...
а) М. И. Кутузов; +
б) А. В. Суворов;
в) Ф. Ф. Ушаков.
6. Бородинская битва произошла...
а) 26 января 1812 года;
б) 26 августа 1821 года;
в) 26 августа 1812 года. +
7. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
а) оставить Москву; +
б) дать еще одно сражение;
в) признать Наполеона победителем.
8. Война 1812 года называется Отечественной потому, что...
а) главное сражение произошло под Москвой;
б) на войну поднялся весь народ; +
в) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.
9. В честь победы над Наполеоном был построен в Москве...
а) Петропавловский собор;
б) Храм Христа Спасителя; +
в) Спасско-Преображенский собор.
• Оценивание работ.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»
Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России
Нет комментариев. Ваш будет первым!