Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Отечественная война 1812 года. Школа России

Интегрированный урок: окружающий мир - внеклассное чтение. Тема: Отечественная война 1812 года

Цели: сформировать представления учащихся о войне 1812 года, с помощью художественных и музыкальных произведений прочувствовать эту эпоху; развивать познавательный интерес, умение делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем мы опять

По истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

II. Сообщение темы урока.

- Прослушайте фрагмент музыкального произведения Римского-Корсакова «Марш» из оперы «Млада».

- Какая музыка звучала?

На доске написаны слова: тревожная, грозная, радостная, ликующая, торжественная, решительная, печальная, веселая, взволнованная.

И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся. В эпоху начала XIX века, время очень тревожное и грозное.

III. Работа по теме урока.

Учитель. В конце XVIII века к власти во Франции пришел человек необычайной судьбы - Наполеон Бонапарт. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил в 16 лет военную академию в Париже. В 24 года он уже был генералом, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором Франции. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала, в результате чего Наполеон стал властелином Европы. Но ему хотелось завоевать мир. «Через три года я буду господином всего мира... Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон.

Наполеон собрал 600-тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

В самом деле, все предвещало французам успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость.

И в 1812 году огромное французское войско вторглось на российскую территорию и стало с боями продвигаться в глубь страны.

Работа с картой.

- Рассмотрите карту: синими стрелками показало наступление армии Наполеона, а красными - движение русской армии.

- Какой вывод вы можете сделать?

Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200-тысячные войска. Но с первого дня против страшного неприятеля простой народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов. Русская армия отступала.

В это время, опасное для России, командующим русскими войсками был назначен князь Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов был известен еще при Екатерине Великой. Он отличался храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. Наполеон знал Кутузова, вел с ним бой под Австрией и из-за его хитрой и искусной тактики называл его старой лисицей. Теперь Кутузову 67 лет, но он еще бодр и активен. Солдаты с радостью встретили его. «Едет Кутузов бить французов», - звучало среди солдат. Все с нетерпением ждали боя.

1. Самостоятельная работа с текстом.

На расстоянии около 100 км от Москвы Кутузов решил дать Наполеону битву, несмотря на то что русских было 100 тысяч, а французов 130 тысяч.

- Прочитайте текст «Бородинская битва».

- Почему битва называется Бородинская?

- Что интересного вы узнали о Бородинской битве?

2. Работа с произведением М. Лермонтова «Бородино».

Учитель. На преданиях о войне 1812 года выросло не одно поколение русских людей. Многие художники, писатели, поэты, музыканты посвятили этому знаменательному событию свои произведения. Замечательные иллюстрации вы видите в своем учебнике. Л. Н. Толстой написал роман «Война и мир», С. Прокофьев - оперу «Война и мир». А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М. Лермонтова «Бородино».

1) Прежде чем мы начнем читать, посмотрим на значение малоизвестных слов.

Работа со словарем.

Бивак - стоянка войск.

Драгун - солдат (офицер) армии.

Кивер - высокий головной убор.

Лафет - станок для пушки.

Редут - полевое укрепление.

Улан - солдат (офицер) конницы.

Хват - ловкий, удалой человек.

2) Чтение «цепочкой» (под музыку Скрябина «Этюд революционный»).

3) В чем основная мысль этого произведения?

Учитель. Битва происходила в тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

- Почему Кутузов принял решение отдать Москву?

Выслушиваются ответы учащихся.

- Наполеон, войдя в пустую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны еще не было, она только начинается.

Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Наполеон ясно увидел поражение своей армии и через 6 недель бросился вспять.

И здесь наступила очередь русских атаковать.

- Прочитайте, кто помогал русской армии гнать Наполеона?

- Почему война 1812 года называется Отечественной?

Звучит музыка: «Венгерский танец» Брамса.

- Какую музыку мы слышим сейчас?

- Что вы представляете, слушая эту музыку? (Радость, ликование! Русские победили! Они дошли до Парижа!)

IV. Подведение итогов урока.

• Проверочное тестирование.

1. Во Франции в конце XVIII века к власти пришел полководец...

а) Багратион;

б) Наполеон;    +

в) Барклай де Толли.

2. Французская армия вторглась в Россию...

а) в 1821 году;

б) 1818 году;

в) 1812 году.       +

3. Армия Наполеона насчитывала...

а) 130 000;        +

б) 200 000;

в) 600 000.

4. Армия русских насчитывала...

а) 100 000;       +

б) 200 000;

в) 600 000.

5. Главнокомандующим русскими войсками был назначен...

а) М. И. Кутузов;                +

б) А. В. Суворов;

в) Ф. Ф. Ушаков.

6. Бородинская битва произошла...

а) 26 января 1812 года;

б) 26 августа 1821 года;

в) 26 августа 1812 года.                     +

7. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а) оставить Москву;                 +

б) дать еще одно сражение;

в) признать Наполеона победителем.

8. Война 1812 года называется Отечественной потому, что...

а) главное сражение произошло под Москвой;

б) на войну поднялся весь народ;                            +

в) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

9. В честь победы над Наполеоном был построен в Москве...

а) Петропавловский собор;

б) Храм Христа Спасителя;                  +

в) Спасско-Преображенский собор.

• Оценивание работ.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка», 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «Звездное небо», 4 класс. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Проверка знаний по разделу «Земля и человечество»

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Лес и человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Моря, озера и реки России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!