Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»
Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: видео- или аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года»; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
Д. Кедрин
— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)
— Прочитаем с интонацией удивления.
— Прочитаем с утвердительной интонацией.
— Прочитаем с интонацией раздражения.
— С интонацией восхищения.
— С веселой интонацией.
— А сейчас прочитаем выразительно.
III. Введение в тему урока
— Какое время года описано в стихотворении?
— Найдите в этом стихотворении приметы осени.
— Какие еще признаки осени вам известны?
Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем выразительно читать, разгадывать загадки.
IV. Работа по теме урока
1. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои тексты об осени. (Выступления детей.)
2. Осенние загадки
(Загадки даются на карточках).
— Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух. (Дети читают загадки, отгадывают их.)
1. Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)
2. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер.)
3. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Что за желтый снегопад?
Это просто... (листопад).
4. Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.)
5. Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)
V. Физкультминутка
Вороны
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
(Громко.)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
(Громко.)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар!
(Тихо.)
(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Первичное чтение стихотворения
(Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Да, оно очень красивое. Какие картины осени вы представили?
— О какой поре осени рассказывает поэт?
2. Словарная работа
Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.
— Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.)
Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).
3. Работа со средствами выразительности
— Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
— Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)
— Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.)
4. Выразительное чтение стихотворения
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел, который мы начали изучать сегодня?
— Кто автор стихотворения?
— Как бы вы озаглавили его?
Домашнее задание
Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 68).
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Физкультминутки для 1-3 класса
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Физкультурные паузы для начальных классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!