Способы деления родителей на микрогруппы
Часто на родительских собраниях, на занятиях с детьми дошкольного возраста используется такая форма организации, как работа в мини- группах (подгруппах, командах).
Способов деления на мини-группы много. Важно, чтобы они не создавались по принципу «кому я симпатизирую, с тем и буду рядом». Как и дети, родители в течение учебного года должны поработать в команде с каждым родителем.
Работа в мини-группах — это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику родительского собрания, методического мероприятия, тренинга, занятия. Иногда даже способ деления может быть сам по себе упражнением, нести некую содержательность и возможность для обсуждения.
Очень полезно до проведения мероприятия продумать способы деления родителей на микрогруппы для выполнения каких-либо заданий.
Варианты деления взрослых на микрогруппы
При входе в помещение каждый участник берет на столе жетон (например, квадратик красного, зеленого, желтого или синего цвета) и занимает согласно избранному цвету место в одной из четырех микрогрупп.
Деление по признаку. Вызывается один участник, которому дается задание разделить группу на определенное количество подгрупп по какому- либо признаку. Причем он может и не называть принцип, по которому делил группу.
Клад. Для разделения на группы используется емкость с сыпучим веществом (песком, крупой), в котором спрятаны фишки или какие-либо одинаковые мелкие предметы нескольких видов (по количеству групп).
Найди партнеров по геометрической фигуре (команды «Треугольники», «Квадраты»), цвету («Перед каждым из вас лежит цветная карточка. Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету карточки»).
Найди общее. Родители берут по одной заранее приготовленной карточке, которые расположены на подносе изображением вниз. Команды образуются из тех, у кого изображение, например, животных, имеющих рога (крылья) и т. п.
Собери пословицу. Родителям раздаются фрагменты пословицы, одна из которых написана одним цветом, а другая — другим. Нужно собрать пословицу, в результате получится несколько групп родителей, в зависимости от количества пословиц.
Собери части одного целого. Например, по принципу цветика-семицветика, по обобщающему понятию и т. п.
Сложи картинку. Все участники получают по одной карточке с фрагментом изображения. Нужно сложить изображение. Таким образом образуются команды. Члены каждой придумывают название своей команды и девиз, соответствующий тематике игры.
Листок. Предлагаем каждому родителю с подноса взять по одному осеннему листу: команда 1 — клены, 2 — березы, 3 — рябины.
Осенний лес. Эта техника подходит для тех случаев, когда возникает необходимость того, чтобы участники разделились на группы и подготовили какие-либо презентации. Листочки с написанными на них темами для презентаций раскладываются на полу в разных местах. Участники ходят по комнате, знакомятся с записями. А далее «голосуют ногами» — какую тему им интересно было бы проработать, к той и становятся. Может случиться так, что у одной темы окажется пять участников, у второй — три, а у остальных — никого. Этой ситуации не стоит бояться. Такое действие создает ощущение уникальности происходящего и индивидуального подхода тренера к работе с группой, а это очень хорошо.
Времена года. Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол — те, кто родился весной, в другой — те, кто родился летом, и т. д.
Карты. Здесь возможно несколько вариантов. Если нужны две группы, то можно делить по доставшемуся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти и т. д.
Выбор лидера. Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся капитанами и начинают по очереди набирать себе членов команды. То есть один выбирает одного участника, затем второй, затем третий. После этого первый капитан выбирает себе второго участника, затем второй капитан выбирает себе второго участника и т. д.
Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.
Нити. Для образования пар ведущий зажимает в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.
Выбор ведущего. По детской считалочке; по спичке, зажатой в кулаке: кому достанется короткая, тот и ведущий, и т. д.
Похожие статьи:
Визитная карточка воспитателя детского сада
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Оценка развития детей дошкольников 2- 3 лет
Презентация детского сада для родителей
Зачем нужны праздники для детей