Оценка развития детей дошкольников 2- 3 лет
Методика оценки уровня развития младших дошкольников
Систематический контроль позволяет выявить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании работы с детьми учесть не только программу воспитания, но и фактический уровень развития и поведения детей группы.
Опираясь на особенности психического развития детей раннего возраста, разработанные Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной, необходимо учитывать следующие аспекты.
1. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни ребенок контролируется ежемесячно, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода.
2. У маленького ребенка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние его здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому контроль проводится одновременно за состоянием здоровья детей, их развитием, поведением и намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы с детьми.
3. Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, что сказывается на дальнейшем ходе развития ребенка. Это так называемые ведущие линии развития.
Так, на втором году жизни — четыре периода развития: 1 год 1 мес. — 1 год 3 мес.; 1 год 4 мес. — 1 год 6 мес.; 1 год 7 мес. — 1 год 9 мес.; 1 год 10 мес. — 2 года. В каждом периоде выделяются шесть основных линий развития:
1) понимание речи;
2) активная речь;
3) сенсорика;
4) игра в действия с предметами;
5) движения;
6) навыки самостоятельности.
На третьем году жизни — два периода развития: 2 года 1 мес. — 2 года 6 мес.; 2 года 7 мес. — 3 года. В каждом из них контролируются:
1) активная речь;
2) сенсорика;
3) развитие игры и действий с предметами;
4) изобразительная деятельность;
5) конструктивная деятельность;
6) развитие общих движений;
7) формирование навыков самостоятельности.
Помимо психического развития необходимо контролировать также поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, индивидуальные особенности, черты личности ребенка.
Отклонения в поведении ребенка могут быть результатом неправильных педагогических мер со стороны воспитателей или симптомами заболеваний. В этом случае воспитателю необходимо проконсультироваться с врачом.
Воспитатели группы должны обсуждать приемы, используемые в работе с детьми, и своевременно рекомендовать их родителям.
Поведенческие моменты, на которые при проведении контроля следует обратить внимание
1. Настроение ребенка: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Спокойное — положительно относится к окружающим, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
Раздражительное, возбужденное — эффективные вспышки возбуждения, может вступать в конфликт с окружающими, наблюдаются озлобленность, крик.
Подавленное — вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
Неустойчивое — быстро переходит от одного настроения к другому, может быть весел, смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты и может быть замкнутым.
2. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность. Засыпание — быстрое, медленное (более 10—15 мин), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями. Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный. Продолжительность сна — короткий, длительный, соответствующий возрасту.
3. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
4. Характер бодрствования: активный, малоактивный.
Малоактивный — не всегда занят, активная деятельность перемежается с бездеятельным состоянием.
Пассивный — преобладает бездеятельное состояние.
5. Индивидуальные особенности, черты личности ребенка: контактен, доброжелателен ко взрослым и детям, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и др.; познавательные способности: проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучается, проявляется достаточно устойчивое внимание; обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Методы контроля нервно-психического развития детей и их поведения
В процессе контроля нервно-психического развития детей могут быть использованы следующие методы.
1. Беседа с матерью (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по мере посещения дошкольного учреждения).
2. Наблюдение за ребенком в группе (выявляет особенности поведения ребенка).
3. Диагностика психического развития (выявляет уровень нервно- психического развития ребенка). От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала, в определенной ситуации, которая максимально приближается к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребенком. Взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность, что он выполнит задание. Однако поведение взрослого при применении метода диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, а только умело выявлять уже сформированные умения, не подсказывая. Ребенок, как правило, ждет оценки со стороны взрослого, и если он хорошо справился с заданием, нужно похвалить малыша.
Оценивая уровень нервно-психического развития на втором году: в 1 год 3 мес., 1 год 6 мес., 1 год 9 мес., 2 года, а на третьем году: в 2 года 6 мес. и 3 года — воспитатель выявляет уровень развития по всем линиям и заносит в карту развития ребенка. Если ребенок не справляется с заданием по какой-либо линии своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его развития по этой же линии, но на возрастной период ниже. При условии совпадения результатов данные проставляются в карте и отмечается, что тот ребенок задерживается в развитии по этой линии на один эпикризный срок.
Уровень развития движения определяется на занятиях по гимнастике, во время выполнения режимных процессов: еды, одевания, раздевания.
Помимо обычного повседневного наблюдения за поведением детей, которое воспитатель отмечает в дневнике группы при передаче
С целью эффективного планирования оздоровительно-воспитательной работы, проведения индивидуальной работы с детьми необходима дифференцированная оценка уровня развития детей, т.е. определение группы развития. При этом учитываются степень опережения или задержки в развитии ребенка.
К первой группе относят детей с нормальным развитием. Когда все показатели соответствуют календарному возрасту или опережают его.
Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году отставание на 1 квартал, на третьем году — на полугодие).
В третью группу относят детей с более глубокой задержкой в развитии — на два эпикризных срока.
В четвертую — с еще большей задержкой — на три эпикризных срока.
Порядок определения групп развития.
1. Группу развития определяет линия с наибольшей задержкой в развитии.
2. Степень в группе развития определяется по количеству линий с задержкой при условии, если задержка равномерна (на один или два эпикризных срока).
3. В том случае, если задержка или опережение не одинаковы, не гармоничны, определяется степень негармоничности (верхнегармоничное, негармоничное, нижнегармоничное).
Примеры: ребенку 1 год 6 мес.
Уровень развития
1. Понимание речи — 1 год 6 мес.
2. Активная речь — 1 год 3 мес.
3. Сенсорика — 1 год 3 мес.
4. Игра и действие с предметами — 1 год 6 мес.
5. Движения — 1 год 6 мес.
6. Навыки — 1 год 6 мес.
При условии задержки у ребенка двух показателей на один эпикризный срок по уровню развития его относят ко второй группе. Два показателя задерживаются равномерно на один эпикризный срок. Следовательно, определяется первая степень задержки и отмечается кратко: вторая группа, первая степень.
Ребенок такого же возраста — 1 год 6 мес.
Уровень развития
1. Понимание речи — 1 год 6 мес.
2. Активная речь — 1 год.
3. Сенсорика — 1 год 3 мес.
4. Игра и действие с предметами — 1 год 6 мес.
5. Движения — 1 год 6 мес.
6. Навыки — 1 год 6 мес.
У ребенка также задерживаются в развитии два показателя. Самая глубокая задержка в активной речи, на два эпикризных срока, т.е. этот показатель говорит о третьей группе развития. Второй показатель (сенсорика) задерживается лишь на один эпикризный срок, следовательно, задержка неравномерна. Указывается негармоничное — нижнегармоничное развитие третьей группы.
Таким образом, первый ребенок может заниматься в своей возрастной группе, посещая специальные индивидуальные занятия по развитию речи и сенсорике, соответственно своему уровню. Кроме того, во время свободной деятельности ребенок требует индивидуального общения со взрослым.
Второй ребенок нуждается в специальных индивидуальных заданиях по развитию речи, а врач должен проконсультировать его у психоневролога и получить специальное заключение и назначения. Если ребенку исполнилось три года, его желательно проконсультировать у логопеда.
Организация контроля за развитием ребенка в ДОУ
Воспитатель группы проводит диагностику нервно-психического развития под руководством и контролем старшего воспитателя, ведет наблюдение за поведением ребенка. Старший воспитатель анализирует нервно-психическое развитие детей раннего возраста по группам развития, совместно с воспитателем намечает индивидуальную работу с детьми. Врач дает общую оценку физическому состоянию ребенка, определяет его группу здоровья.
Результаты оценки уровня нервно-психического развития ребенка заносятся в карту. Заводится одна карта на второй и третий год, на одной стороне которой отмечается развитие и поведение ребенка второго года, на другой — третьего.
Для проведения диагностики нервно-психического развития детей старший воспитатель подбирает материал, который используется в повседневной жизни. Хранится он в методическом кабинете или группе и распределен по возрастам (1 год 3 мес., 1 год 6 мес., 1 год 9 мес., 2 года, 2 года 6 мес., 3 года).
Для удобства пользования этим материалом к нему прилагаются рекомендации, раскрывающие методику работы. В начале месяца намечаются сроки выявления уровня развития ребенка. Одновременно выявляется не более двух линий в развитии. Например, речь и сенсорика.
Проведя комплексную оценку состояния здоровья ребенка, врач и старший воспитатель передают свои назначения родителям и воспитателям группы, на основании чего составляется перспективный план воспитательно-оздоровительной работы в группе, календарный план занятий, индивидуальная работа с детьми.
Не менее одного раза в квартал следует проводить анализ динамики развития детей. Для этого фиксируется уровень развития ребенка на начало учебного года (в конце сентября), т.е. выявляются группы развития детей. Затем сравниваются уровни развития детей в текущем и предыдущем кварталах, планируется корригирующая работа в группе. В конечном счете, сравниваются уровни развития дошкольников на начало и конец учебного года. Условно количество всех детей принимается за 100%, и высчитывается в процентном отношении число детей I, II, III групп развития.
Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей позволяет своевременно наметить план оздоровительно-воспитательных воздействий.
Методики выявления уровня развития детей 2 года
Понимание речи
Понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребенка.
Методика: ребенок может быть в группе с другими детьми, все сидят полукругом, взрослый — напротив. Он сначала рассказывает одну часть истории, задает детям два вопроса, затем продолжает рассказ и снова задает два вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять, надела шапку, падьто, ботинки, спустилась по лесенке и вышла на улицу». Вопрос воспитателя: «Кто пошел на улицу гулять? Что Машенька надела?»
Ребенок должен ответить на вопросы взрослого.
Таким образом детям читается весь рассказ до конца.
Активная речь
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика: ситуация естественная, игра, режимные процессы.
Сенсорика
Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета на однородных предметах.
Материал: три пары варежек (красного, синего и зеленого цвета).
Методика: взрослый кладет перед ребенком варежки в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя, затем дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти ей пару.
Ребенок должен правильно по образцу подобрать все три цвета.
Игра и действие с предметами
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
Материал: кукла-голыш, губка, полотенце, кирпичик (вместо мыла), ванночка.
Методика: взрослый кладет перед ребенком игрушки и говорит: «Кукла грязная, вот мыло, ванночка, полотенце». Ребенок последовательно производит действие с куклой: сажает ее в ванну, берет кирпичик, трет губкой, моет части тела, вытирает полотенцем, т.е. все предметы должны использоваться по назначению.
Движения
Перешагивает через препятствие чередующимся шагом.
Материал: две палки длиной 40 см.
Методика: на расстоянии 20 см перед ребенком положены палки. Взрослый предлагает перешагнуть через них. Если малыш не понимает задания, взрослый показывает движения.
Навыки
Частично надевает одежду (туфли, шапку). Ситуация естественная: во время одевания на прогулку ребенку предлагают самостоятельно, без помощи взрослого, надеть ботинки, шапку.
2 года 6 мес.
Активная речь
Говорит предложениями (более грех слов). Появляются вопросы: «Где? Куда?»
Задание 1
Методика: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему. Важно, чтобы ребенок хотя бы один раз употребил предложение из трех и более слов.
Задание 2
Методика: взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у детей во время режимных процессов, в самостоятельной деятельности. Задает вопросы: «Где? Куда?»
Сенсорика
Подбирает по образцу объемные геометрические формы. Подбирает к образцу-эталону по цвету разнообразные предметы четырех основных цветов.
Задание 1
Материал: два комплекта геометрических форм (куб, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) одного цвета.
Методика: один комплект форм дается ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из форм и просит показать такую же.
Задание 2
Материал: цветное лото, в котором четыре карточки, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), и восемь карточек с изображением знакомых предметов (зеленый листочек, огурец, или красный флажок, мак). Цветовая окраска предметов должна соответствовать основным цветам на четырех карточках.
Методика: взрослый раздает ребенку карточки четырех цветов, показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же цвета (цвет чередует), и спрашивает, на какой фон эту картинку надо наложить.
Ребенок должен правильно подобрать по две картинки каждого цвета.
Игра
Игра носит сюжетный характер, отображает разные сюжеты из жизни окружающих, в которых есть взаимосвязь и последовательность действий.
Материал: игрушки и атрибуты для игры в доктора, парикмахера, магазин и т.д.
Методика: в игровой комнате подобраны и расположены произвольно игрушки для нескольких сюжетных игр. Ребенок играет. Желательно, чтобы он показал в игре взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
Конструктивная деятельность
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Например, гараж, дом, стул, стол.
Материал: строительный материал, в набор которого входят различные геометрические формы (10—14 шт. по 2—3 шт. каждой).
Методика: взрослый просит ребенка построить что-нибудь. Ребенок делает одну-две простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на эти предметы.
Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20—28 см.
Материал: палка или веревка 1,5—2 м.
Методика: взрослый предлагает перешагнуть через палку или веревку, приподнятую на 20—28 см. Ребенок должен легко перешагнуть через препятствие, не задев его.
Навыки
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно.
Проверка проводится в естественных для ребенка условиях (во время одевания на прогулку, после сна). Малыш самостоятельно надевает штаны, рубашку, колготки, шапку. Во время еды ест аккуратно (не пачкает одежды, не разбрасывает пищу по столу).
3 года
Активная речь
Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: «Почему? Когда?»
Задание 1
Методика: взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую тему близкую ему. Важно, чтобы ребенок хотя бы раз употребил в своей речи придаточное предложение.
Задание 2
Методика: взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у ребенка во время кормления, одевания, самостоятельной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок хотя бы раз употребил вопрос: «Почему?» или «Когда?»
Сенсорика
Подбирает по образцу плоскостные геометрические формы и воспроизводит предмет. Называет четыре основных цвета.
Задание 1
Материал: плоскостная геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические формы одного цвета.
Методика: взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает составить соответствующий предмет, накладывая мозаику на образец.
Задание 2
Материал: восемь разнообразных предметов, по два одного цвета (например, красный кубик, красная чашка, желтый цыпленок, желтый шар и др.).
Методика: взрослый показывает ребенку поочередно один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шар?» Малыш должен правильно назвать четыре основных цвета.
Игра
Появляются элементы ролевой игры.
Задание
Материал: разнообразные сюжетные игрушки.
Методика: в игровой комнате подобраны атрибуты для нескольких сюжетных игр. Взрослый в течение 20—30 мин наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль и определяет ее словом.
Конструктивная деятельность
Появляются сложные сюжетные постройки.
Задание
Материал: строительный материал, в набор которого входят различные геометрические формы (10—14 шт., по 2—3 шт. каждой). Величина материала зависит от места игры ребенка (за столом или на полу). Можно дать дополнительно машину, мелкие игрушки.
Методика: взрослый дает ребенку строительный материал и предлагает построить, что он хочет. Малыш делает сюжетную постройку (например, гараж, дорогу к нему), играет с ней.
Изобразительная деятельность
С помощью пластилина, карандаша, красок изображает простые предметы и называет их.
Задание 1
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы длиной 4— 6 см, диаметром 1,5—2 см.
Методика: взрослый предлагает ребенку что-нибудь слепить. Ребенок лепит предмет и обязательно называет, что слепил. При этом работа должна иметь сходство с названным предметом.
Задание 2
Материал: лист бумаги размером с тетрадный, карандаши или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика: взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Малыш рисует предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с предметом.
Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 30—35 см.
Задание
Материал: палка или веревка 1,5—2 м, горизонтально приподнятая на 30—35 см.
Методика: взрослый предлагает перешагнуть через палку или веревку, приподнятую на 30—35 см.
Ребенок должен легко перешагнуть через препятствие, не задев его.
Навыки
Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Ест аккуратно. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.
Проверка проводится в естественных для ребенка условиях (во время выполнения режимных процессов).
Автор: Винникова Галина Ивановна
Похожие статьи:
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
Обучение детей младшей группы трудовым действиям
Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет
Игры на обучение счету с детьми 3-4 лет
Дидактические задания на прогулке в детском саду. Младший дошкольный возраст
Нет комментариев. Ваш будет первым!