Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Игры на развитие восприятия у младших школьников

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия у детей 6-11 лет

Что изменилось?

Оборудование: Предметные картинки или любые предметы.

Ход игры

Ведущий выставляет перед игроками на столе предметы или игрушки (не менее 5 для старших дошкольников и не менее 8 для младших школьников), они должны в течение 1 мин запомнить их расположение.

После этого игроки отворачиваются, а ведущий в это время должен поменять 2—3 предмета местами. Игроки должны определить, что изменилось.

Острый глаз

Оборудование: Банка, тарелка или кастрюля, плотный лист бумаги, ножницы.

Ход игры

Участникам игры предлагается в течение 2 мин рассматривать какую-либо банку, тарелку или кастрюлю, при этом предметы брать в руки нельзя. Затем каждый из игроков должен взять лист бумаги и ножницы и попытаться вырезать крышку для рассматриваемого предмета, так чтобы она максимально точно совпала с его отверстием в натуральную величину.

Выигрывает тот игрок, который наиболее точно вырежет из бумаги крышку.

Вспомни и назови

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не Требуется.

Ход игры

Среди играющих выбирается ведущий, которой дает остальным игрокам задания:

— назовите 5 предметов, которые больше легкового автомобиля;

— назовите 5 предметов, которые меньше блюдца;

— назовите 7 предметов красного, зеленого, желтого, голубого цветов;

— назовите все предметы в комнате, которые имеют форму окружности, прямоугольника, квадрата и т. д.;

— назовите все предметы в комнате, которые меньше вашего мизинца.

В игре выигрывает тот игрок, который назвал максимальное количество предметов и ни разу не сделал ошибки.

Потрогай и назови

Оборудование: 5—8 любых предметов.

Ход игры

Ведущего можно выбрать среди игроков:

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать —

Нам водилку выбирать!

Он должен разложить на столе несколько предметов и накрыть их какой-нибудь непрозрачной тканью. При этом важно помнить, что игроки не должны знать, какие предметы находятся под тканью.

После этого каждый игрок должен подойти к столу, выбрать какой-либо предмет и, ощупав его через ткань, назвать.

Если он догадался, ему начисляется 1 балл. В игре побеждает тот игрок, который первым наберет 5 баллов.

Знакомые звуки

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Водящий дает каждой паре задание, так чтобы остальные игроки не слышали его:

— озвучить собаку, которая лает далеко за забором;

— показать кошку, которая мяукает;

— изобразить шум дождя за окном;

— воспроизвести шум далекого прибоя и т. д.

Каждая пара демонстрирует выполнение задания, а остальные игроки должны угадать, какое задание им было дано.

Угадай, что это?

Оборудование: Для этой игры можно использовать самые разнообразные предметы (ключи, перо, карандаш, ластик, кольцо, яблоко, лимон и т. д.) или небольшие игрушки.

Ход игры

Один из игроков закрывает глаза и вытягивает в сторону руку. Подглядывать при этом нельзя, поэтому, чтобы не было соблазна, игроку лучше завязать глаза.

Игра может проводиться в несколько этапов.

Этап 1

Игрок протягивает руку ведущему тыльной стороной вверх. Ведущий кладет на ладонь какой-либо предмет, предлагает игроку угадать, что это такое, и просит точнее описать предложенный предмет. Если игрок справился с заданием, ему начисляется 1 балл.

Этап 2

Если участнику игры не удалось сразу угадать предмет, процесс повторяется и ведущий снова кладет на ладонь игрока этот же предмет.

Если тот опишет и точно назовет предмет, ему начисляются 2 балла.

Этап 3

Если и со второй попытки сделать этого не удалось, игроку разрешается в течение 5 с ощупывать предмет, но не подсматривать. Если игрок описал его и назвал, ему начисляется 1 балл, а если нет — он выбывает из игры.

Побеждает тот игрок, который получил наибольшее количество баллов.

Представь себе

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Ведущий предлагает всем играющим в течение 1 мин представлять какой-либо предмет или образ, а затем каждый играющий должен описать то, что он представил: какой формы этот предмет, какого размера, цвета, для чего нужен и т. д. Остальные игроки должны внимательно выслушать выступающего и угадать, какой предмет он себе представил.

Тот игрок, который угадал, продолжает игру дальше.

Угадай у кого?

Оборудование: Пуговица и шнурок.

Ход игры

Шнурок нужно продеть в пуговицу и связать концы. Игроки должны сесть в круг, у одного из играющих на коленях лежит пуговица со шнурком. В центре круга — водящий.

Игроки должны незаметно от водящего передвигать пуговицу от одного игрока к другому (вовсе не обязательно это делать в одном направлении). При этом может звучать музыка. Водящий внимательно следит за перемещением пуговицы. Как только музыка останавливается — прекращается перемещение пуговицы. Водящий должен угадать, у кого из игроков сейчас в руках находится пуговица.

Если ведущий угадал, он меняется местами с тем игроком, у которого была пуговица.

Какое что бывает?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди играющих выбирается ведущий, который задает вопросы:

Первенчики,

Другенчики,

Круги-друг,

Вон!

Остальные игроки должны ответить на них. Например, ведущий может задать такие вопросы:

1) что бывает высоким?

2) что бывает низким?

3) что может быть высоким?

4) что бывает узким?

5) какие предметы могут быть круглыми?

6) какие предметы имеют квадратную форму?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, твердым, мягким и т. д.

Все игроки могут писать ответы на листочках или называть слова вслух. Самое главное — ответы не должны повторяться.

Где будильник?

Оборудование: Будильник.

Ход игры

Все участники игры выходят из комнаты. Водящий прячет большой, громко тикающий будильник. Игроки возвращаются в комнату и начинают искать будильник по звуку. Нашедший шепчет об этом водящему на ухо и молча садится на стул или на пол. Игрок, который остался последним, выполняет задание творческого характера — читает стихотворение, поет песню или танцует.

Угадай, кто сказал

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Участники игры рассаживаются в ряд. К ним спиной садится водящий, рядом с водящим — помощник. Помощник начинает по одному подзывать игроков, не называя имен. Участники игры за спиной водящего голосом изображают какое-нибудь животное. Водящий должен угадать, кого он изображает. Если угадал, то меняется с игроком местами.

Ясновидящий

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди участников игры с помощью считалки выбирается водящий.

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

На диване ехал слон.

Кто не верит — выйди вон!

Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Водящий должен ощупать одежду каждого из участников игры, стараясь запомнить наощупь характерные особенности ткани. После этого водящему нужно обязательно назвать имя каждого участника.

На 1 мин водящему развязывают глаза и разрешают ознакомиться с внешним видом одежды участников игры. Затем глаза завязывают снова, а остальные играющие в это время меняются местами.

Снова ощупывая одежду каждого участника игры, водящий должен точно определить, кто перед ним стоит.

Представь и опиши вкусы

Ход игры

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Водящий просит каждого игрока представить, ощутить и описать следующие вкусы:

— вкус свежих огурцов, смешанных с медом;

— манную кашу с корицей;

— клубнику со сливками;

— виноград с гвоздикой (специя);

— горячий шоколад с бананом и т. д.

Каждый участник игры должен настолько правдоподобно выполнить свое задание, чтобы остальные участники почувствовали этот вкус.

Тайнопись

Оборудование: Небольшие листочки с написанными на них буквами.

Ход игры

Игроки делятся на две команды. Заранее нужно приготовить записки с буквами. Их нужно свернуть в трубочки и перемешать. Последние игроки обеих команд должны одновременно взять по одной записке и прочитать про себя написанную на листочке букву. Что это за буква, игроки своей команде сообщать не должны, а листочки с заданиями им следует отдать первым игрокам команды соперников.

Последний игрок, не произнося вслух ни слова, рисует пальцем задание-букву на ладони предпоследнего игрока. Тот поворачивается к следующему и тоже рисует на его ладони букву.

После того как буква будет нарисована на ладони первого игрока, он должен громко назвать ее.

В игре побеждает та команда, которая правильно передала букву от последнего игрока первому и сделала это быстрее команды соперников.

Розыск!

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

В эту игру интереснее играть, если участников не менее 5 человек. Среди игроков выбирается ведущий:

Эна, бена, раба,

Квинтер, финтер, жаба.

Эна, бена, рес,

Квинтер, финтер, жес!

Он говорит: «Я разыскиваю друга. У него зеленые глаза, светлые короткие волосы, он любит играть в машинки и войну и не любит молочный суп». Остальные игроки в это время должны догадаться, о ком идет речь, и назвать имя разыскиваемого. Тот, кто правильно угадал, становится ведущим и начинает описывать другого игрока.

Если в эту игру играют дошкольники, им можно предложить описать одежду, в которую одет разыскиваемый игрок.

Старый телефон

Оборудование: Листочки, на которых написаны фразы-задания.

Ход игры

Участники игры делятся на две команды. Ведущий дает последнему игроку каждой команды по листочку, на котором написана фраза-задание. По команде ведущего игроки разворачивают листок, читают фразу и шепотом передают ее следующему игроку.

Громко говорить нельзя. Ведущий должен следить за тем, чтобы фраза произносилась только шепотом. Побеждает та команда, которая сможет правильно передать слово первому игроку.

Игру можно усложнить, передавая по цепочке задание, которое должен выполнить первый игрок. Как только он получит задание, громко его произносит и выполняет.

Король тишины

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди игроков выбирается ведущий «король».

На златом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Мак-Дак и три утенка,

Выходи, ты будешь Понка.

Он сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него таким образом, чтобы хорошо его видеть. Жестом руки «король» вызывает одного из игроков. Тот встает, бесшумно направляется к «королю» и садится у его ног, чтобы стать «министром». Во время этого перемещения участники игры внимательно слушают.

Если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т. д.), «король» отсылает его на место жестом руки. «Король» и сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют «первым министром», который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший «король» может объявить, что он должен быть заменен и приглашает «министра» сесть на его место).

Вспомни вкусы

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди участников игры с помощью считалки нужно выбрать водящего:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си,

Села кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

Он предлагает игрокам вспомнить и назвать:

1) 5 кислых фруктов;

2) 6 сладких блюд;

3) 5 продуктов, горьких на вкус, и т. д.

Пятерки

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Игрокам раздаются листы бумаги и ручки. Ведущий предлагает написать на листах бумаги слово из пяти букв (каждый участник выбирает любое слово, но обязательно из 5 букв). Это О/ слово нужно написать по вертикали. Первая буква слова у всех игроков должна быть одинаковая, например «стол»:

С

Т

О

Л

После этого нужно написать в ряды новые слова, у которых тоже по 5 букв, как и в первом слове. Первая буква этих слов — буква задуманного слова, написанного вертикально. Например:

С е т к а

Т а п к и

О л о в о

Л о ж к а

Победителем считается тот игрок, который за определенное время напишет таких «пятерок» как можно больше.

Только с этими буквами

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Водящий выбирает несколько согласных букв и записывает их на листке бумаги. Затем он дает игрокам задание: придумать слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Заданные буквы можно менять местами, добавлять к ним и другие буквы.

Цепочка

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Водящий выбирает несколько согласных букв, записывает их на листке бумаги. Всем остальным участникам игры он предлагает придумать больше слов, которые включали бы в себя все эти буквы. При этом он должен объяснить, что буквы можно менять местами, а также добавлять к ним другие согласные и гласные.

Например, водящий предлагает буквы «к», «л», «м». Участники игры могут составить следующие слова: молоко, молоток, калмык и т. д.

Кругосветное путешествие

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Участники игры становятся в круг. Водящий говорит: «Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Что с собой возьмем?» Следующий игрок спрашивает: «А на какую букву?» Ответ: «На букву «С».

Первый участник игры начинает и говорит: «Берем собаку!», другой называет санки и т. д.

Если на эту букву названо уже много слов, водящий говорит: «Ура! Первая палуба уже занята! Нужно заполнять следующую, на букву “К”!»

Тот участник игры, который замешкается или не сможет назвать слово на нужную букву, выходит из игры.

Бесконечное стихотворение

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Ведущий предлагает участникам игры бесконечные стихотворения, которые должны строиться «по кольцу» и напоминать змею, кусающую свой собственный хвост. Например:

Еду я и вижу мост.

Под мостом ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост.

Положил ее на мост:

Пусть ворона сохнет.

На мосту ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

Пусть ворона мокнет и т. д.

Выигрывает тот игрок, который сочинит самое смешное и длинное стихотворение.

Любопытный

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди участников игры с помощью считалки выбирается ведущий — «любопытный».

Куколка, балетница,

Воображала, сплетница,

Ниточка, иголочка,

Ти-ти — улети.

Милая красавица,

Скорей выходи!

Ведущий начинает по очереди обращаться к каждому играющему с вопросами: кто?, с кем?, зачем?, откуда и т. д. Играющие должны давать ему ответы, причем начиная с заданной буквы.

Например, объявлено, что надо отвечать только с буквы «В»: «Кто? — Вова.

Когда? — Во вторник. С кем? — С волком. Откуда? — С войны» и т. д.

Тот, кто ответит на вопрос не с той буквы или замешкается, выполняет любое творческое задание.

Какой, какая, какое?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Участники игры делятся на команды. Ведущий называет какой-нибудь предмет, а участники команд по очереди называют его признаки.

Например:

Море — глубокое, широкое, соленое, синее, теплое и т. д. Проигрывает та команда, которая не могла назвать признак.

Словесный бой

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Эта игра напоминает морской бой, вот только вместо кораблей каждый из игроков должен написать на своем игровом поле одно слово из пяти букв, два — из четырех, три — из трех.

Слова нужно располагать по клеточкам вертикально или горизонтально. При этом они могут перекрещиваться между собой, если у них есть одна общая буква.

Если нападающий игрок попал в занятую клетку, его противник должен назвать обнаруженную букву. В этом случае у нападающего есть еще один ход.

Побеждает в словесном бое тот, кто первым разгадает все загаданные слова противника.

 

Словарное лото

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Это достаточно интересная игра. Ведущий предлагает игрокам одно длинное слово, из которого за 5 мин нужно составить как можно больше разных слов. При подведении итогов следует учитывать только правильные и существующие слова. Если у нескольких участников игры встречаются одинаковые слова, они вычеркиваются.

Выигрывает тот игрок, который написал больше всего оригинальных слов. Если их число одинаковое, выигрывает тот, у кого слова длиннее.

Лесенка из слов

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Ведущий предлагает участникам игры записать на своих листочках одну и туже букву, например «Д». Под буквой нужно написать слово из двух букв, причем начинаться оно обязательно должно с буквы «Д», ниже — из 3, 4 и так далее букв. Например:

Д

ДО

ДОМ

ДВОР

ДВЕРЬ

ДОМИНО

Или

С

СО

СОМ

САЖА

СИТРО

СКАЗКА

Или

ДОРОГА

ДЕТВОРА

ДРОВОСЕК

ДЕЛЕГАЦИЯ

ДЕГУСТАТОР

В игре побеждает тот, кто за условленное время (10 мин) смог построить самую высокую лестницу.

Что делать?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все игроки становятся в кружок. Ведущий начинает фразу, а игроки по очереди должны ее продолжить. Например:

1) белка — играет, спит, запасает корм, прыгает, щелкает орешки и т. д;

2) чайник — греется, кипит, свистит и т. д.;

3) машина — гудит, едет, сигналит, везет, переезжает и т. д.

Игру можно немного усложнить. Ведущий предлагает участникам назвать как можно больше предметов на одно действие:

1) светит — солнце, лампочка, свеча, фонарь и т. д.;

2) едет — велосипед, поезд, машина, самокат и т. д.;

3) тает — снег, мороженое, лед и т. д.

Выигрывает тот участник, который даст больше правильных ответов.

Говорим по кругу

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

После небольшого совещания игроки выбирают какую-нибудь фразу, например: «Весной зацвел прекрасный розовый куст». После этого, начиная с первого игрока, эту фразу должен произнести каждый игрок по очереди. Причем каждый участник должен произносить эту фразу с новой интонацией.

Если участник игры не может придумать ничего нового, он выбывает из игры, и так продолжается до тех пор, пока не останется несколько (3—4) победителей. Между ними тоже можно провести импровизированное соревнование, которое поможет выявить настоящего победителя.

Балда

Оборудование Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Чтобы поиграть в эту игру, требуется нарисовать квадрат размером 5x5, другие размеры квадрата также допустимы.

В среднем ряду нужно написать слово, которое займет весь этот ряд (рис. а).

Далее играющие должны по очереди добавлять по одной букве, так чтобы составлялись новые слова. Слова могут читаться в любом прямом направлении. Например, первый игрок, поставив букву О над буквой Д, получил слово ОДА (рис. б).

Второй игрок может добавить букву С, и получится слово СОДА (рис. в).

За каждую добавленную букву игроку начисляются очки — столько, сколько букв в новом слове.

Игра заканчивается тогда, когда все поле заполнено или один из игроков не может придумать новое слово.

Как сказать ласково?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все игроки становятся в круг, ведущий — в центре. Он указывает на игрока и называет предмет, а участник должен назвать этот предмет ласково. Например, туча — тучка, дождь — дождик, собака — собачка и т. д.

За каждое неправильно сказанное слово игрок выполняет творческое задание (поет, читает стихи, танцует и т. д.) или сам становится ведущим.

Вверх-вниз

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Ведущий предлагает участникам игры какое-нибудь слово, например, «ананас» и просит их записать его сверху вниз, чуть ниже — его же, но снизу верх:

А

Н

А

Н

А

С

 

С

А

Н

А

Н

А

К каждой букве нужно написать слово, которое состояло бы не менее чем из четырех букв, например так:

А — Абрикос;

Н — Ножницы;

А — Альпинист;

Н — Наперсток;

А — Арбуз;

С — Слойка.

 

С — Собака;

А — Антракт;

Н — Нитки;

А — Апельсин;

Н — Наездник;

А — Атракцион.

Выигрывает тот участник игры, который быстрее всех напишет слова.

На одну букву

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Каждый участник чертит на своем листе бумаги таблицу. В заголовки колонок вставляются собирательные множества — в зависимости от уровня знаний и интересов участников. Это могут быть города и страны, реки и имена, фильмы и книги, артисты и писатели, спортсмены и политики, растения и животные.

Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит «про себя», другой его останавливает. После этого участникам игры надо заполнить таблицу словами, начинающимися с выбранной буквы — по одному слову на каждую графу.

В случае если эта буква уже использовалась или сложна для подбора слов, с нее начинающихся, в качестве начальной буквы выбирается следующая по алфавиту.

На заполнение таблицы отводится 5—10 мин.

При подсчете результатов одинаковые слова у разных участников либо не засчитываются, либо засчитываются за пол ответа.

Выигрывает тот, кто заполнит максимальное число колонок и наберет больше всего баллов.

Кто больше?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди игроков нужно выбрать водящего.

Он должен называть слова, с которыми остальные участники игры должны придумать предложения. При этом игроки не должны повторять того, что уже придумали друзья.

Тот, кто быстро и правильно составит предложение, получает 1 балл.

Например, водящий сказал: «Сочный апельсин». Игроки могут составить следующие предложения: «Из сочного апельсина отжали вкусный сок», «На дереве вырос сочный апельсин» и т. д.

В игре побеждает тот игрок, который наберет наибольшее количество баллов.

Превращения

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

Участники игры выбирают слова с одинаковым количеством букв.

Заменяя по одной букве каждым ходом (дым — дом — сом — сон), нужно составить цепочку слов — от первого к последнему.

Выигрывает тот участник, который быстрее всех превратит одно слово в другое за меньшее количество ходов.

Угадайте загаданное слово

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Перед началом игры каждый из игроков должен загадать слово из пяти букв, в котором все буквы должны быть разными. Каждый участник должен угадать слово, задуманное соперником.

Для этого игроки поочередно называют друг другу слова произвольной длины.

В ответ на тестовое слово игрок сообщает, сколько букв из названного слова имеется в его задуманном. Если слово угадано, игра заканчивается.

Например, задумано слово МЕТЛА, а названо слово КОМЕТА. Ответом будет 4, так как буквы М, Е, Т, А содержатся в слове МЕТЛА. Если бы было названо слово ТЕТКА, то ответом было бы также 4, так как буква Т встречается два раза и считается каждый раз.

Победитель игры определяется по числу заданных вопросов. Кто угадал слово с меньшего числа вопросов, тот и выиграл, а при равенстве количества вопросов устанавливается ничья.

Я был в зоопарке

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Для игры понадобятся карточки с буквами и слогами и фишки. Играть можно и вдвоем, и веселой компанией. Участникам игры нужно раздать карточки с буквами или все карточки разложить стопкой на столе, для того чтобы игроки по очереди подходили к нему и брали карточки.

Первый игрок берет карточку с буквой и говорит: «Я был в зоопарке и видел...» Участник должен назвать какое-нибудь слово, начинающееся с буквы, указанной на его карточке. Называть можно не только имена существительные.

Например, игрок достал карточку с буквой «с». Он говорит: «Я был в зоопарке и видел слона, синий шар, сороку» и т. д.

Если для игры используются карточки со слогами, то вовсе не обязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.

Составь предложение

Оборудование: Листочки бумаги и ручки.

Ход игры

На большом листе бумаги нужно начертить круг и разбить его на секторы. В каждом секторе следует написать предлоги — «в», «на», «под», «над», «с» и т. д. В центре круга нужно установить вращающуюся стрелку.

Участники игры по очереди вращают стрелку. На какой предлог она укажет, с ним и нужно составить предложение.

Скажи по-другому

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Водящий должен назвать любое предложение, но с прилагательными и наречиями. Например: «Машина быстро ехала по шоссе». А затем он предлагает участникам игры представить, что все прилагательные и наречия исчезли из нашего языка, но мысль все равно нужно как-то выразить. Поэтому игрокам нужно придумать свой вариант той же фразы, но с другими словами. При этом ни одно слово из начального предложения не должно повторяться.

Выигрывает тот игрок, который составит больше всего предложений.

Найди картинку к букве

Оборудование: Старые книги и журналы с картинками.

Ход игры

Для этой игры понадобятся старые журналы и книги с картинками.

Среди участников игры выбирается водящий.

Эни-бэни-рики-паки,

Турба-урба-сентибряки.

Может, выйдет — может, нет,

В общем — полный Интернет.

Он загадывает какую-нибудь букву, открывает любую картинку и предлагает остальным участникам игры найти на картинке любой предмет на загаданную букву.

Выигрывает тот участник игры, который найдет на загаданную букву больше предметов.

История

Оборудование: 10 карточек со словами или картинками предметов.

Ход игры

Игрокам нужно составить предложение, в котором были бы использованы все слова из предложенных карточек. Например, на карточках написаны слова: «лес», «цветы», «опушка», «девочка», «грибы», «корзина». Участник игры может составить такое предложение: «Девочка собирала в лесу грибы в большую корзину, а на опушке леса увидела много ромашек».

На карточках можно писать не только существительные, но и прилагательные, глаголы.

Чтобы усложнить игру, можно предложить участникам сочинить историю с использованием всех предложенных слов.

Магазин

Оборудование: Детское лото с картинками и карточки с буквами.

Ход игры

К лото можно добавить и другие картинки, которые нужно вырезать из старых журналов. Все картинки из лото и журналов нужно разложить на столе, а карточки с буквами и слогами сложить в небольшую коробочку или сумку.

Из участников игры выбирается ведущий:

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит — выйди вон!

Он будет «продавцом».

Ведущий-«продавец» по очереди подзывает к себе участников игры — «покупателей». Они достают из сумки карточки с буквами и слогами и ищут среди картинок на столе ту, которая подходит им — предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого имеется такой слог.

Если игрок-«покупатель» не находит нужной картинки, он уходит из магазина без «покупок».

Выигрывает тот игрок, который наберет больше всего «покупок».

В чем причина?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Один из участников игры придумывает какую-нибудь необычную ситуацию. Например: «Гуляя утром в парке, я увидел, что там исчезли все скамейки». Остальным игрокам нужно быстро придумать объяснение для этого события. Они могут быть обычными и житейскими, какими-нибудь фантастическими и не совсем обычными («Скамейки обиделись на то, что их портят, и улетели на далекую планету скамеек»).

В игре побеждает тот игрок, который придумает больше всего различных причин, причем чем они будут разнообразнее, тем лучше.

Кто летит на Луну?

Оборудование: Вырезанная из плотной бумаги или картона ракета, карточки с буквами.

Ход игры

Для игры нужно вырезать из плотной бумаги или картона ракету с прорезанными окошками. В окошки можно вставлять карточки с буквами. Например, в них можно вставить буквы А, П, Л, И, С, Е, О и предложить участникам игры назвать животных, которые решили лететь на Луну.

Игрокам, чтобы назвать этих животных, нужно будет составить из предложенных букв слова.

Футбол слогами

Оборудование: Мяч.

Ход игры

Все игроки садятся за стол по кругу. Ведущий катит по столу любому игроку мяч и называет какой-нибудь слог, а тот должен добавить к этому слогу свой, так чтобы получилось слово. Например:

— Ко — мар, — са, — тенок, — рабль.

— Са — молет, — поги, — мовар.

— Де — рево, — вочка, — ти.

Придумай рифму

Оборудование: Листы бумаги, ручки.

Ход игры

Все игроки сидят за столом. Водящего выбирают из игроков с помощью считалки:

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы,

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода — из народа,

Выходи из хоровода.

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец!

Он предлагает остальным участникам игры придумать и записать на листах бумаги рифмы для слов и словосочетаний: полосатая пижама, солнце, дождь, окно, стакан воды, роса, любимая бабушка, чайник, горячий чай, матрос, кофе с лимоном, ватрушки и т. д.

Побеждает тот, кто придумает больше всего рифм.

Чтобы немного усложнить игру, водящий может предложить участникам сочинить небольшие стихи с использованием этих слов. Например:

Любимая бабушка чайник согрела,

Ватрушки и булки она испекла.

История наоборот

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Ведущий определяет тему рассказа (она должна быть одна для всех), например: «Как я провел вчерашний день». Остальные игроки должны сочинить небольшой рассказ на заданную тему, но рассказать свою историю наоборот, т. е. начиная с последнего предложения и заканчивая первым.

Например: «Я лег спать, умылся, почистил зубы, принял душ, поиграл в игру, поужинал и т. д.».

Нежные слова

Оборудование: Воздушный шар.

Ход игры

Игроки рассаживаются за столом по кругу. Водящий выбирается из участников игры с помощью считалки:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

— Приходите все на чай!

— Сколько чаек? Отвечай!

Он произносит нежное слово и передает воздушный шар своему соседу. Тот тоже произносит другое нежное слово и передает шарик дальше.

Тот игрок, который не смог придумать слова, выходит из игры.

Придумай и назови слово

Оборудование: Теннисный мячик.

Ход игры

Среди участников игры выбирается водящий:

Сива, ива,

Дуба, клен,

Шуга-юга,

Вышел вон!

Остальные игроки рассаживаются за столом. Водящий катит мяч одному из игроков и называет любое местоимение. Игроку нужно поймать мяч и быстро назвать слово, которое бы подходило к данному местоимению.

Например, она — машина, он — кофе, оно — молоко и т. д.

Как тебя зовут?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Участники игры садятся за стол по кругу. Водящий дает каждому игроку какое-нибудь смешное имя: Пузырек, Метелка, Ручка, Шарик, Самосвал и т. д.

После этого водящий начинает задавать самые разные вопросы. Отвечая на них, игроки должны повторять только «свое имя-слово» (пузырек, метла и т. д.). Отвечать на вопросы игроки должны быстро, не задумываясь.

При ответе на вопрос ни в коем случае нельзя смеяться. Другие игроки смеяться могут, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать очень серьезно, даже улыбаться нельзя.

Водящий обращается к тому, кого он назвал Пузырек, и предупреждает:

Кто ошибется,

Тот попадется!

Кто засмеется,

Тому плохо придется!

После этого водящий начинает спрашивать:

— Ты кто?

— Пузырек.

Ведущий показывает на волосы играющего и спрашивает:

— А это что у тебя?

— Пузырек!

Водящий показывает на нос:

— А это что?

— Пузырек!

— А что ты ел сегодня на завтрак?

— Пузырек! И т. д.

Выигрывает тот игрок, который при ответах на вопрос ни разу не улыбнулся и не засмеялся.

Угадайте моего друга

Оборудование: Карточки с изображением животных.

Ход игры

Ведущий раскладывает карточки на столе. Участники игры по очереди подходят к столу и выбирают по одной карточке, так чтобы ее не видели остальные игроки. Своим животным участники игры должны придумать имена.

После этого водящий предлагает игрокам за 5 мин составить небольшой рассказ о жизни животного.

Например, участник игры выбрал картинку с кошкой, назвал ее Марусей. Затем он начинает рассказать о ней: «Моя Маруся живет в деревне, она маленькая и очень ласковая. Она любит молоко и сметану, но может съесть и рыбу...» и т. д.

Остальные игроки должны угадать, о каком животном идет речь.

Зашифрованная подсказка

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди игроков нужно выбрать водящего:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Выплывает белый месяц,

А за месяцем луна,

Мальчик девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

А я сяду и поеду,

Я поеду в Ленинград,

Покупать себе наряд.

Он будет и добытчиком шифровки для подсказки, и отгадчиком. Его нужно попросить выйти на 1 мин из комнаты. Тем временем остальные участники игры должны загадать какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из 4—5 букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например «стул», «ложка», «парус» и т. д.

Водящий-отгадчик возвращается в комнату, игроки просят его отгадать задуманное слово. Сразу он, конечно, не отгадает, но игроки должны ему помочь, т. е. как-то подсказать, но сделать это не прямо, а каким-нибудь запутанным способом, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Например, загаданное слово «лимон». Отгадчику оно, конечно, неизвестно.

— Прошу вас подсказать мне первую букву, — обращается он к играющим. Ведь просить подсказку — это его право.

Подсказать отгадчику могут три любых игрока, но каждый может сделать это по-своему. Первая буква загаданного слова «л», но как же подсказать ее, прямо не называя? Сделать это можно очень просто.

Три игрока должны поочередно произнести по одному какому-нибудь слову, в состав которого входит буква «л». Например, один назовет слово «лампа», другой — «ложка», третий — «вилка». Во всех трех словах повторяется буква «л». Отгадчик должен выделить эту букву и запомнить ее.

— Давайте вторую букву! — говорит он.

Трое других играющих подсказывают вторую букву такими словами: «игла», «нитка», «история». Выделив трижды повторяемую в них букву «И», отгадчик также старается ее запомнить.

Если отгадчик будет очень внимательным, не запутается в подсказках и назовет загаданное слово, он может сам выбрать нового водящего, чтобы продолжить игру. А если задуманное слово он отгадать не сможет, то продолжает водить.

Приставочки

Оборудование: Листы бумаги и ручки.

Ход игры

Водящий задает участникам игры слова и просит их подобрать к ним подходящую приставку, так чтобы получилось новое слово. Новые слова нужно записать на листках бумаги.

Например, рвать — нарвать, сорвать, вырвать и т. д.

Побеждает тот игрок, который составит больше всего новых слов.

Отвечай быстро!

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди игроков выбирается ведущий.

Стакан, лимон —

Выйди вон.

Он называет три прилагательных, которые обозначают различные характерные свойства какого-либо предмета — цвет, вкус, размер и т. д.

Игрок, на которого укажет ведущий, должен быстро назвать предмет, подходящий по этим признакам.

Например:

Сладкий, желтый, липкий... (мед);

Варим суп и компот

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники должны разделиться на две команды. Одна команда будет «варить суп» (называть овощи), а другая — «компот» (называть фрукты и ягоды). Слова обе команды должны называть по очереди.

Побеждает та команда, которая назовет больше слов на свою тему.

Добавь буквы

Оборудование: Листочки бумаги с заранее написанными на них словами.

Ход игры

Участники игры сидят за столом. Один из игроков берет листок бумаги с написанным словом, читает его про себя и называет любую букву из этого слова. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея при этом в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием.

Игроки продолжают, таким образом, постепенно, по очереди удлинять буквосочетание.

Побеждает тот игрок, который сможет назвать все загаданное слово полностью.

В ходе игры каждый игрок может «блефовать», т. е. добавлять букву, слова с которой он не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово (если тот не сможет этого сделать, он проигрывает), либо сам продолжает такую игру, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Этот вариант сложный, при котором часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

Запретная буква

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь за партой?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п.

Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употреблять буквы, которая по уговору объявлена запрещенной.

Например, запрещенной объявлена буква «А». Водящий должен постараться подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы «А» было бы затруднительно. «Как тебя зовут?» — спросит он, девочку, которую зовут Аня.

Конечно, она не может назвать своего имени, поэтому ей придется ответить шутливо, например: «Я не могу припомнить!»

Тогда водящий может с таким же неожиданным вопросом обратиться к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы.

Победителем считается игрок, ни разу не попавший в ловушку и использующий быстрые и находчивые ответы.

Переставь слоги или звуки

Оборудование: Листочек бумаги и ручка.

Ход игры

Водящий называет игрокам слова, предлагает поменять в них местами слоги и записать новое слово: лок — кол, мод — дом, зако — коза, бары — рыба и т. д.

Постепенно игру можно усложнить и предлагать игрокам слова с большим количеством букв: банка — кабан; волос — слово; марка — рамка; капал — палка; насос — сосна; колос — сокол; майка — кайма.

Что внутри?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Ведущий называет предмет или место, а участники игры в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места:

дом — стол;

шкаф — свитер;

холодильник — кефир;

тумбочка — книжка;

магазин — покупатели.

Распутай слова

Оборудование: Предметные картинки на каждое из слов.

Ход игры

Ведущий раскладывает перед игроками картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а игроки по очереди должны найти соответствующую картинку и назвать слово правильно.

Например, ба-со-ка — собака, по-са-ги — сапоги, саф-лет-ка — салфетка, мо-са-лет — самолет и т. д.

Соревнование телефонистов

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Игроки делятся на две команды и рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает какую-нибудь достаточно сложную скороговорку и сообщает ее (шепотом на ухо) первым участникам команд.

По сигналу ведущего первые игроки в ряду начинают передавать ее на ухо вторым, вторые — третьим и так далее до последнего участника команд.

Последний игрок, получив «телефонограмму», должен встать и громко и четко произнести скороговорку.

Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой произнесет ее правильно.

Похожие статьи:

Игры с буквами и словами, 1-2 класс распечатать задания

Игры на бумаге для младших школьников

Словесные игры для детей 9-10-11 лет

Игры со словами для школьников 5-9 классов

Игры со словами для начальной школы, 3-4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!