Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Игры на развитие памяти и внимания для младших школьников 1-4 класса

Игры на развитие внимания и памяти у детей начальной школы

Что лежало?

Оборудование: 7 - 10 различных небольших предметов.

Ход игры

Ведущий раскладывает на столе эти предметы. В течение 30 с. игрок рассматривает и старается запомнить все предметы. Затем их накрывают плотной тканью, а участник игры должен ответить, что он видел на столе.

Выигрывает тот, кто угадает все предметы.

Что пропало?

Оборудование: 5 - 8 карточек с изображенными на них различными предметами.

Ход игры

Ведущий раскладывает на столе карточки. Один из игроков подходит к столу, в течение 30 с внимательно рассматривает их, а затем отворачивается. Ведущий в это время должен убрать одну или две карточки. Участник игры должен посмотреть на оставшиеся карточки и сказать, какие из них исчезли.

Выигрывает тот, кто правильно назовет исчезнувшие карточки.

Цепочка

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все игроки рассаживаются по кругу. Ведущий перечисляет одному из участников игры цепочку действий, которые он должен последовательно выполнить. Например: «Встань, подойди к шкафу, достань книгу, подойди к столу, положи ее на край стола, открой на странице 26, прочитай 5-ю строчку сверху» и т. д. Если во время выполнения задания участник игры запутался, он отдает свой фант ведущему.

По окончании игры участники, отдавшие свои фанты, выполняют любые несложные задания остальных участников.

У кого что?

Оборудование: Лист ватмана, карточки с надписями.

Ход игры

На ватмане с левой стороны необходимо написать в столбик слова: лошадь, корова, курица, свинья, кот, рыба, рак, крокодил. На столе нужно разложить карточки с надписями: рога, грива, перья, пятачок, усы, чешуя, клещи, пасть.

Участники в течение 10 с должны смотреть на ватман, запоминая расположение надписей. Затем ведущий закрывает надписи. После этого он предлагает развесить карточки, лежащие на столе, на соответствующие места.

Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки и карточки разместит правильно.

Увидел, услышал — запомни!

Оборудование: Листы бумаги, ручки или карандаши.

Ход игры

Все игроки должны сесть вокруг стола. Первый игрок записывает на листе бумаги 5—7 однозначных чисел, а затем один раз четко их произносит. После этого каждый игрок должен написать их в том же порядке на своем листе. Продиктовавший числа проверяет у остальных порядок их перечисления.

Затем его сосед, написав 5—7 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 5—7 с и убирает листок. После этого каждый записывает эти числа на своем листе, и вновь происходит проверка.

Затем один за другим играющие записывают по 6—8 однозначных, 3—5 двузначных, 2—4 трехзначных числа, показывая или называя числа остальным участникам игры, для того чтобы они их запомнили и написали.

Выигрывает тот игрок, который не сделает ни одной ошибки.

Запомни и нарисуй

Оборудование: У каждого участника игры должно быть несколько листов бумаги и цветные карандаши.

Ход игры

Один из игроков, отойдя в сторону, быстро чертит на листе 2 линии разного цвета и в течение 7 с показывает остальным участникам свой рисунок.

Цель — максимально точно скопировать показанное изображение.

Затем другой игрок за несколько секунд создает свой рисунок, а другие — копируют его по памяти.

Игра может продолжаться до тех пор, пока все участники не выступят в качестве художников. Рисунки должны с каждым разом становиться чуть сложнее.

Выигрывает тот, кто точнее всех скопирует изображение.

Движение по памяти

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Два игрока чертят на полу или на земле одну зигзагообразную линию. Один должен начертить линию длиною в 2 м, другой — продолжить эту линию еще на 2 м.

После этого они в течение 1 мин изучают ее, чтобы хорошо запомнить. Цель игры — пройти по всей линии из одного конца в другой сначала с закрытыми глазами, а затем — спиной вперед. Один из игроков может двигаться по линии, а другой — громко считать, сколько раз он изменил направление и сошел с нее. После этого они меняются ролями.

Выигрывает тот, кто ни разу не сошел с линии.

Запомни фигуры

Оборудование: Доска, мел.

Ход игры

Ведущий рисует на доске одну за другой (стирая поочередно) 7 простых геометрических фигур. Каждая из них должна демонстрироваться не более 7 с, а затем на ее месте надо нарисовать новую фигуру.

(Равносторонний треугольник; квадрат; окружность, вписанная в квадрат; окружность, описанная вокруг равностороннего треугольника; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю; окружность с крестом внутри; маленький круг внутри большого; крест и т.п.)

Участники игры, внимательно изучив все фигуры, должны в течение 5 мин на листе бумаги нарисовать их по памяти.

Выигрывает тот, кто изобразит больше фигур.

Игру можно и усложнить. Для этого нужно разделить всех участников на две команды и устроить соревнование, какая из них быстрее и точнее на память и внимание выполнит задание.

Отстучим ритм

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди участников игры выбирается водящий.

Шел крокодил.

Трубку курил.

Трубка упала

И написала:

«Шишел, мышел, вышел!»

Он должен «выбить» ладошкой по колену определенный ритм. Остальные участники игры должны без ошибок воспроизвести тот же ритм, а последний игрок должен повторить его в обратной последовательности, затем все должны повторить то же самое. Игру можно провести несколько раз, причем для каждой новой игры подбирается другой ритм. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Что стереть?

Оборудование: Доска, мел.

Ход игры

На доске с помощью мела ведущий рисует забавную рожицу. Затем вызывается участник, который закрывает глаза и начинает стирать элементы рисунка в той последовательности, в которой просит ведущий, например: сначала подбородок, затем правое ухо, затем левый глаз и т. д.

Выигрывает тот, кто правильно сотрет названные элементы.

Посмотри и повтори

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Два участника игры становятся лицом друг к другу. Один на 5 с принимает какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, другой участник должен точно ее повторить. Затем они могут поменяться ролями. Выходят еще две пары ребят и становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 4 с каждый определенную позу, а затем возвращаются в исходное положение. Любой участник другой пары по знаку ведущего должен продемонстрировать эти позы одну за другой. Затем пары вновь меняются местами.

Победителями считаются пары, которые точно воспроизвели позы.

Продолжить игру можно таким способом: три пары могут выйти против трех, четыре — против четырех и т. д.

Восстанови рисунок по памяти

Оборудование: Для этой игры нужно заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие листочки по количеству участников игры с таким же количеством клеток, как и большой. На большом листе нужно зачеркнуть несколько клеток в разных местах.

Ход игры

Суть игры заключается в том, что играющие в течение 1 мин должны запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист сворачивается, зачеркнуть на своих листах те же самые клетки.

Выигрывают те участники игры, которые смогли справится с этим заданием без ошибок.

При желании игру можно усложнить: зачеркнуть клетки на большом листе разными цветами.

В этом случае участники игры должны будут запомнить, какие клетки зачеркнуты и какого они цвета.

Не зевай, вспоминай

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется, но ведущий должен предварительно подготовить вопросы для участников. Вопросы могут быть следующие: «Сколько этажей в нашем доме?», «Какого цвета шторы в школе?» и т. д. Конечно, ведущий должен сам знать ответы на свои вопросы.

Ход игры

После этого ведущий задает эти вопросы участникам игры и предлагает им максимально точно дать ответы.

Выигрывает тот игрок, который даст больше правильных ответов.

Рисование по описанию

Оборудование: Лист бумаги, ручка, карандаши или фломастеры.

Ход игры

Ведущий рисует на листе бумаги какой-нибудь простой рисунок, например дом с окнами, из трубы которого идет дым, рядом с домом клумбу с цветами, забор.

Ведущий показывает рисунок одному участнику игры, а затем прячет изображение. Тот, кто увидел картинку, шепотом рассказывает второму участнику, что на ней изображено. Второй тоже шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картинки тот, кто будет ее рисовать. То, что нарисовал последний участник игры, сравнивается с самой картинкой, после чего можно оценить, насколько правильно и точно участники пересказали друг другу сюжет картинки.

Выигрывает тот, кто правильно нарисовал картинку.

Сыр-бор

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники игры садятся по кругу. Первый игрок называет любое слово, например «сыр». Второй называет слово предыдущего и объявляет свое, например «бор», и т. д.

Каждый последующий игрок должен перечислить все предыдущие слова в том порядке, в котором они были названы, и добавить новое слово.

Игрок, запутавшийся и допустивший много ошибок, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.

Вспоминаем руками

Оборудование: 10 различных предметов.

Ход игры

Ведущего выбирают из участников игры с помощью считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы сейчас хотим играть:

«Да» и «нет» не говорить —

Все равно тебе водить.

Он раскладывает на столе 10 предметов, которые участникам нужно запоминать в течение 30 с. После этого ведущий завязывает одному из игроков глаза, называет 2 предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив при этом их новое расположение. Нужно попытаться безошибочно положить руки на те предметы, которые называл ведущий. Если участник правильно справился с заданием, ему предлагается поменять местами следующие 2 предмета, если нет — он выбывает из игры.

Побеждает в этой игре тот участник, \ \Р который смог переложить большее количество предметов по сравнению с другими.

Волшебные пуговицы

Оборудование: 2 одинаковых набора пуговиц, в которых все пуговицы должны быть разными, игровое поле, разделенное на клетки. Для начала достаточно 4 или 6.

Ход игры

В этой игре принимают участие двое. Перед игроками кладут оба набора. Для начала достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. Каждый игрок кладет пуговицы на клетки своего поля. Первый игрок располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20—30 с), и накрывает поле листом бумаги.

Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их расположение.

Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Словесный портрет

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Из участников игры выбирается ведущий:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Он будет художником. «Художник» внимательно смотрит на всех участников игры, выбирает человека, которого будет «рисовать» . После этого ведущий отворачивается и начинает описывать этого игрока. Например: «Это девочка, у нее темные волосы, карие глаза, она носит юбку» и т. д. В это время все остальные участники должны догадаться, чей погрет описывает «художник».

Игрок, который первым дал правильный ответ, становится ведущим — «художником», игра продолжается.

Чтобы усложнить игру, можно предложить ведущему не описывать одежду выбранного игрока, а рассказать о его привычках, увлечениях.

Выигрывает тот, кто угадает, о ком идет речь.

Дверной глазок

Оборудование: Для игры необходимо подготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверного глазка.

Ход игры

Играть лучше всего группой в 4—5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый передвигает лист в течение 1 мин. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его.

В заключение игры верхний лист снимается, ведущий объявляет победителя, который правильно и подробно описал рисунок. Он и сменяет ведущего.

Вспомни лицо

Оборудование: Фотографии разных людей с подписанными именами.

Ход игры

Ведущий показывает участникам игры эти фотографии. Всем участникам нужно будет вспомнить имена людей, изображенных на фото, после того как подписи к ним уберут. Выигрывает тот, кто угадает все имена.

Запоминайка

Оборудование: Дописать правильно.

Ход игры

Ведущий раскладывает пары карточек по большому прямоугольнику рубашкой вверх. Участники игры по кругу вытягивают по одной карточке и в течение 5с пытаются найти её пару среди других. Если они не справляются с заданием, то кладут карточку обратно, а если задание успешно выполнено, забирают карточки себе.

Побеждает в этой игре тот участник, который собрал больше парных карточек, чем другие.

Вспомни фигуру

Оборудование: Для этой увлекательной игры понадобится 10— 30 счетных палочек или спичек, лист бумаги.

Ход игры

Ведущий складывает из палочек фигуру, дает время внимательно ее рассмотреть и через 2—4 с закрывает фигуру листом бумаги. Участники игры должны за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить ее из палочек в точном соответствии с образцом.

Выигрывает тот, кто правильно выложит фигуру.

Скороговорки

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Ведущий произносит скороговорки и просит участников игры повторить их за ним наизусть. Желательно, чтобы предлагаемые скороговорки содержали такое количество слов, которое увеличивалось бы в прогрессии от 4 до 7 и более.

1. Наш Полкан попал в капкан (4 слова).

2. Везут Сенька с Санькой Соньку на санках (5 слов).

3. Три свиристели еле-еле свистели на ели (6 слов).

4. Грабли — грести, полозья — ползти. Метла — мести, весла — везти (8 слов).

5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть (6 слов).

Выигрывает тот, кто правильно повторит все скороговорки.

Вспомни овощи и фрукты

Оборудование: Листы бумаги с написанными на них буквами или карточки.

Ход игры

Ведущий называет участникам игры разные буквы алфавита и просит вспомнить, названия каких овощей и фруктов начинаются с этих букв.

Например:

«М» — морковь, манго, малина;

«Л» — лук, лимон;

«П» — помидор, патиссон, персик;

«К» — картофель, киви и т. д.

Чтобы разнообразить игру, можно предложить ее участникам называть на заданные буквы города, животных (диких и домашних), виды транспорта и т. д.

Выигрывает тот, кто назовет больше слов.

Кукольный театр

Оборудование: Матрешка.

Ход игры

Ведущий показывает участникам игры матрешку в разобранном виде и предлагает разучить стихотворение, так чтобы каждый участник запомнил по одному куплету. После этого ведущий собирает матрешку и просит игроков всех вместе разобрать ее. При этом каждый игрок должен наизусть прочитать доставшийся ему куплет.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

 

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

 

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

 

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

 

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая Куколка пузатая,

 

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой — седьмая,

А в седьмой — восьмая.

 

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

 

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас?» — у них мы спросим,

И ответят куклы: «ВОСЕМЬ!»

Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.

Скульптор

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Один из участников — ведущий — выходит из комнаты или поворачивается спиной к остальным. Игроки в это время принимают самые разные положения и замирают.

После того как все будут готовы, ведущий входит в комнату или поворачивается по команде одного из игроков и за 20 с старается запомнить, кто в каком положении находится.

После этого он вновь выходит из комнаты или отворачивается от участников, а игроки принимают произвольное положение или встают прямо. Задача ведущего — восстановить позу каждого участника.

Если ведущему это удалось, он становится игроком, а среди участников выбирается новый ведущий.

Важное задание

Оборудование

Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Ведущий дает игрокам задание, просит их внимательно его выслушать и запомнить следующее: «Сходите к Петрову Ивану Сергеевичу, возьмите у него статью, которая называется «Экономическое развитие стран третьего мира в современном мире». Статью нужно сразу же отнести по адресу: ул. Советская, д. 125, корпус 2, кабинет 459, пятый этаж, вторая дверь направо по коридору».

После этого ведущий одному из участников игры задает вопросы:

1. В кабинет под каким номером нужно отнести статью:

594, 945 или 459?

2. Кабинет расположен налево или направо по коридору?

3. Как зовут профессора, у которого нужно забрать статью, называющаяся: «Экономическое развитие стран третьего мира в современном мире» и т. д.

Можно придумать самые разные истории с заданием, самое главное — чтобы они были запутанными и с большим количеством цифр.

Выигрывает тот, кто правильно ответит на все вопросы.

В каких словах спряталась буква?

Оборудование: Лист бумаги со словами: КВАДРАТ, ПЫЛЕСОС, ЗАБОР, ТОРТ, ЛУНА, СТУЛ, ВИЛКА, КВАРТИРА, КОРРИДА, ФИГУРИСТ.

Ход игры

Ведущий зачитывает участникам эти слова. После этого он просит одного из участников игры вспомнить и назвать те из них, в которых встречалась буква «Р». Выигрывает тот, кто правильно назовет слова.

Кто спросил?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди участников игры с помощью считалки выбирается водящий.

Жили-были три чертенка

И два маленьких котенка.

Им велели дружно жить,

А тебе идти водить.

Все игроки встают полукругом, водящий встает перед ними, поворачивается к ним спиной и закрывает глаза. Игроки по очереди должны задавать вопросы водящему. Он должен назвать того, кто задал вопрос, по имени, а затем ответить на вопрос. Задача водящего — узнать игрока, который к нему обратился, по интонации и голосу.

По ходу игры игроки могут менять интонацию, тембр голоса, использовать в вопросах слова и выражения, которые в обычном разговоре они не употребляют. Кого узнали, тот становится водящим.

Бег на месте

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все игроки встают в круг. Водящий произносит вслух 2 не связанных между собой слова, например, «ящик» и «кошка». Следующий участник придумывает образ, соединяющий второе слово с первым, например: «Рыжая кошка забралась в деревянный ящик». Затем второй участник называет новое слово, например «яблоко». Третий игрок должен связать второе слово с третьим какой-то фразой (например: «Рыжая кошка ест большое яблоко») и называть свое слово. Следующий связывает это слово с предыдущим и т. д.

Так игра идет по кругу. В любой момент водящий может дать команду «стоп» и попросить того, на ком остановилась игра, повторить всю цепочку слов «ящик», «кошка», «яблоко» и т. д.

Игрок, не справившийся с заданием, выбывает из игры, и игра начинается с самого начала.

Посмотри и напиши

Оборудование: На большом листе бумаги надо нарисовать большой квадрат, поделенный на 9 маленьких, а в каждом маленьком квадрате — 9 разных предметов.

Каждый участник игры должен получить по такому квадрату, нарисованному на небольших листках.

Ход игры

Все игроки в течение 2 мин рассматривают рисунок на большом листе бумаги, затем каждый на своей карточке должен написать названия тех предметов, которые он запомнил, причем названия нужно писать именно в той клетке, в которой на большом листе располагается предмет.

Выигрывает тот, кто правильно запишет все названия предметов.

Увидел – запомнил – записал

Оборудование: Каждому участнику игры необходимо раздать листок бумаги и ручку. На ватмане нужно написать следующие сочетания букв:

АИНРТГБДЩ

ФСМЫВЖЗХКЦ

ОТЮЭЪК

ЭБРИЕАКУЙЧЯФ

ЬОТГНЕУЦ

Ход игры

Всем игрокам нужно в течение 1 мин внимательно посмотреть на эти буквы и постараться запомнить порядок их расположения, после чего они должны воспроизвести все 4 ряда букв на своих листочках за 1 мин и 40 с.

Как только время выйдет, участники игры должны отложить ручки и проверить, насколько каждый из них правильно выполнил задание.

Ошибками считаются лишняя буква, пропуск букв, а также буква, поставленная не на свое место.

Выигрывает тот, кто записал все буквы правильно и допустил минимум ошибок.

Чудесный мешочек

Оборудование: 15-20 предметов различной формы, величины, цвета, изготовленных из разных материалов, мешок.

Ход игры

На полу нужно разложить эти предметы. В течение 1 мин все участники игры должны внимательно рассмотреть предметы и запомнить их. Затем ведущий складывает их в мешок и просит игроков ответить на вопросы о предметах:

— Какой формы был брелок?

— Какого цвета был карандаш?

— Сколько заколок лежало на полу?

Выигрывает тот участник, которому удастся называть больше правильных ответов.

На вопрос отвечай, но имени не называй!

Оборудование: Мяч.

Ход игры

Водящий бросает мяч по кругу, задавая каждому участнику один и тот же вопрос: «Как тебя зовут?» Участникам игры называть свое имя нельзя, но нужно быстро придумать прозвище, которое будет соответствовать характеру игрока или его внешности. Например, девочка с рыжими волосами — солнышко, непослушный мальчик — озорник и т. д.

Тот, кто ошибется и назовет свое имя, выбывает из игры.

Поиск буквы

Оборудование: Для проведения этой игры понадобятся вырезки из любых печатных текстов (старых и ненужных книг, газет, журналов и т. д.), а также карандаши или ручки.

Ход игры

Всем участникам игры раздаются листочки с вырезками из печатных изданий и предлагается в течение 5 мин найти и зачеркнуть все встретившиеся в этом тексте буквы «А» (указать можно и любую другую букву). При этом нужно сообщить участникам игры, что зачеркивать можно разные буквы: и маленькие, и заглавные, в названии текста или статьи, в фамилии автора.

Эту игру можно усложнить, предложив участникам по- разному отмечать найденные буквы, например одну обводить в кружочек, а другую — в треугольник, одну зачеркивать, а другую — отмечать галочкой.

Участники, которые не сделали ни одной ошибки и правильно отметили буквы, считаются победителями.

Что летает, а что нет?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все игроки располагаются по кругу. Ведущий встает в центре. Он называет какой-либо летающий предмет, игроки в это время должны поднять руки вверх. Если ведущий назвал нелетающий предмет, игроки должны присесть.

Выигрывает тот, кто был самым внимательным и не сделал ни одной ошибки.

Важные детали

Оборудование: Предметы: книга, игрушка, часы, сумка и т. д.

Ход игры

Водящий выбирает любой предмет. Он на несколько секунд показывает его участникам игры.

Причем показывать предмет нужно так, чтобы все игроки смогли хорошо его рассмотреть.

Затем водящий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной, но важной детали этого предмета. Например, если это были часы, можно спросить, который час они показывали, а если это была книга — что было написано на корешке и т. д.

Все игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ.

Выигрывает тот, кто правильно назовет деталь спрятанного предмета.

Повторяйте — не зевайте

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники игры становятся в кружок, среди них выбирается водящий.

Раз, два, три, четыре,

Кто у нас живет в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я — вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех начну считать опять.

По его команде «левая нога» участники должны поднять левую ногу вверх, «правое ухо» — дотронуться до правого уха, «правая рука» — поднять правую руку вверх и т. д.

Выигрывает тот, кто выполнил все задания без ошибок.

Секретное послание

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди игроков с помощью считалки нужно выбрать водящего:

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Выходи поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Все остальные игроки рассаживаются на стулья. Водящий выходит на середину комнаты и рисует в воздухе контуры геометрических фигур или пишет цифры, буквы и даже короткие слова. Остальные игроки должны внимательно наблюдать, чтобы определить, что изобразил водящий.

Тот игрок, который правильно назвал фигуру или букву, становится водящим, и игра продолжается.

Запретное движение

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Водящий показывает участникам игры движение, которое нельзя повторять, например нельзя хлопать в ладоши. Затем он начинает показывать разные движения руками и ногами, в том числе запретное. Тот, кто ошибся и повторил запретное движение, выбывает из игры.

Победителем считается тот, кто ни разу не ошибся.

Будь внимательным при счете

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все игроки рассаживаются по кругу. Они заранее должны условиться о том, какие числа им нельзя называть при счете. Например, нельзя называть число 4. Любой из игроков открывает счет, а за ним по часовой стрелке все начинают один за другим быстро называть порядковые номера, пропуская те, которые исключены по условиям игры. Игрок, который ошибется, выходит из игры, а следующий за ним играющий начинает игру сначала, с единицы. Как только счет дойдет до 30, можно считать в обратном порядке, соблюдая те же условия игры.

Во время игры нельзя допускать, чтобы игра замедлилась, все должно происходить в быстром темпе. Как только кто-то из игроков задумался или запнулся, начинает считать следующий за ним игрок, а предыдущий выбывает из игры.

Когда останутся два игрока, между ними можно провести финальную битву, которая поможет определить победителя.

Слушай хлопки

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Играющие должны ходить по кругу. Если ведущий хлопнет в ладоши один раз, игроки должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие должны возобновить ходьбу.

Игрок, который допустит ошибку, выбывает из игры.

Тень

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники игры делятся на пары. Первый игрок в паре начинает изображать самые разные движения, например то, как он ест суп, купается в реке, смотрит в зеркало и т. д.

Второй игрок в паре — это «тень» первого. Он должен неотступно следовать за первым игроком и с максимальной точностью повторять каждое его движение. Если «тень» в течение 1 мин не сделает ни одной ошибки, она получает 10 баллов, а за каждое неправильное движение 1 балл снимается. Затем игроки меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не примут в ней участие. По итогам подсчитываются баллы и выявляется победитель.

Внимательный разведчик

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники игры замирают в разных позах. Водящий запоминает позы играющих, их одежду и выходит на 1 мин из комнаты. В это время игроки должны осуществить какие-либо изменения в своих позах и одежде. Затем водящий входит в комнату. Его задача — вернуть все в прежнее состояние.

Если водящий точно заметил все изменения, в награду игроки могут исполнить какое-нибудь его несложное желание. Если ему этого сделать не удалось, он продолжает водить.

Кого нет и как он был одет?

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди играющих выбирается водящий, ему завязываются глаза.

Один из участников игры выходит из комнаты. Водящий должен снять повязку, осмотреть всех присутствующих в комнате, назвать игрока, который отсутствует, и подробно описать, какая на нем была одежда.

Медленная физкультура

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Играющие становятся полукругом, водящий показывает им различные физкультурные движения, которые они повторяют, отставая все время от него на одно движение: когда водящий показывает первое движение, все стоят смирно, при втором движении водящего участники игры повторяют его первое движение и т. д.

Игрок, который ошибается, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не совершил ошибки.

Веселое стихотворение

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники игры после недолгого совещания выбирают какое-либо известное всем небольшое стихотворение.

Затем каждый игрок по очереди должен рассказать это стихотворение, ни разу не сбившись. Остальные участники в это время должны шуметь, рассказывать анекдоты, стараясь всячески отвлечь рассказчика. Если он сбивается, то игроки громко считают до трех. Не продолжил рассказчик читать стихотворение дальше — проиграл. Затем рассказывать это же стихотворение начинает другой участник игры.

Игру можно немного усложнить, предложив каждому участнику читать только по одной строчке стихотворения. Первый говорит первую строчку, второй тут же должен подхватить вторую и т. д. В то время как кто-то читает свою строчку, остальные игроки ему всячески мешают. Если игрок не может вспомнить свою строчку, сбивается, он выбывает из игры.

Победителем объявляется самый внимательный рассказчик стихотворения.

Только это цвет

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники рассаживаются в кружок. Выбирают какой-нибудь цвет, например желтый. «Буква Б», — объявляет водящий, а затем называет имя игрока. Участник, которого выбрал водящий, должен за 1 мин попытаться назвать 10 предметов желтого цвета, названия которых начинаются на букву «Б».

Если игрок справляется с заданием, он получает 1 балл, а водящий называет уже другую букву и имя другого участника.

Игру можно немного усложнить. Участник, которого выбрал водящий, должен за 1 мин назвать как можно больше предметов на заданные букву и цвет.

Выигрывает тот, кто назовет предметы.

Сам я промолчу, ответить соседа попрошу

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

В этой игре на вопросы, которые заданы одному игроку, должен отвечать другой.

С помощью считалки нужно выбрать водящего:

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «С»!

Остальные участники должны сесть на стулья в два ряда напротив друг друга. Обязательно парами.

Во время игры водящий должен идти между рядами и задавать вопросы то одному, то другому, но не по порядку, а неожиданно. Отвечать же на заданный вопрос должен сидящий напротив.

Например:

— Ты любишь балет?

— Да, балет он просто обожает, но сам танцевать не умеет!

Если водящий будет задавать вопросы в быстром темпе, то кто-нибудь из участников игры обязательно совершит ошибку и ответит либо за себя, либо замешкается, не успеет ответить на вопрос, который будет задан его напарнику.

Тот, кто ошибется, становится водящим.

Удачливый сыщик

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди участников игры выбирается водящий.

Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Он будет «сыщиком». На 2—3 мин он выходит из комнаты.

Оставшиеся участники игры рассаживаются в кружок, и каждый после небольшого совещания выбирает себе определенный цвет.

Заходит «сыщик» и говорит: «Я знаю, что в комнате произошло ограбление и было украдено дорогое кольцо с бриллиантом. Мне известно, что это кольцо находится у Зеленого». Игрок, который выбрал зеленый цвет, должен, не мешкая, отозваться: «Нет, вы не правы, кольца у меня нет. Но я точно знаю, что оно у Фиолетового». «Это не так — тут же должен сказать Фиолетовый, — кольца с бриллиантом у меня нет. Оно у Серого» и т. д.

Отзываться игроки должны достаточно быстро. Если участник игры, чей цвет назвали, зазевался или игрок назвал цвет, который в игре не принимает участие, он проигрывает и становится ведущим.

Найди ошибку в тексте

Оборудование: 2 любых текста.

Ход игры

Все участники делятся на две команды. Каждая из команд должна выбрать какой-нибудь текст, можно из любого школьного учебника.

В тексте нужно выделить предложение и убрать в нем только одно, но важное слово, без которого смысл этого предложения сразу же искажается или теряется.

Участники команд должны переписать текст и поменяться им. Играющим нужно найти ошибку и исправить ее. Сделать это часто бывает непросто, особенно если отрывок взят из знакомого всем учебника.

Никто не выигрывает?

Печатаем предложение

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди участников игры нужно выбрать ведущего.

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее возьмет,

Тот и вон пойдет.

Он должен распределить между остальными игроками буквы алфавита. Если игроков немного, каждому нужно раздать по 2—4 буквы.

Все игроки встают полукругом. Ведущий громко и четко произносит какую-нибудь небольшую фразу, например:« Наступило долгожданное лето». Игроки начинают «печатать» первое слово: сначала на шаг вперед выходит буква «Н» и снова отступает назад, затем делает шаг буква «А» и возвращается обратно и т. д.

Участник игры, который ошибся или пропустил свою очередь, выходит из игры.

Чтобы разнообразить игру, ведущий перед ее началом может сказать, что некоторые буквы в клавиатуре испорчены.

В этом случае игрок с «поломанной» буквой не должен выходить вперед, а свою очередь в слове он может отметить хлопком в ладоши.

Помоги цыпленку

Оборудование: Картинка с лабиринтом и ручка.

Ход игры

Цыпленок очень хочет помочь зайчику раскрасить черепаху. Но вот беда, перед ним запутанная дорожка. Помогите цыпленку добраться до зайчика.

Можно играть вдвоем. Кто быстрее пройдет лабиринт — выигрывает.

 

Помогите человечку

Оборудование: Картинка с лабиринтом и ручка.

Ход игры

Помогите человечку добраться до флага.

Кто быстрее пройдет лабиринт, тот выигрывает.

Клубочки

Оборудование: Картинка с лабиринтом и ручка.

Ход игры

Все клубочки в этом лабиринте переплелись одной длинной ниточкой. Пройдите по лабиринту от одного кружка до другого, передвигаясь по ниточке между клубками.

Можно играть вдвоем. Кто быстрее пройдет лабиринт, тот выигрывает.

Телефон

Оборудование: Картинка с лабиринтом и ручка.

Ход игры

Попробуйте выяснить, как сигнал, входящий в телефон, доходит до трубки телефона.

В эту игру можно также играть вдвоем. Кто быстрее пройдет лабиринт — выигрывает.

Успей взять приз!

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Водящий вызывает для игры 2 - 3 игроков, которые очень желают получить приз. Водящий читает текст:

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я цифру 3,

Приз немедленно бери.

 

Однажды щуку мы поймали,

Внутри рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых... 7.

 

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи.

Возьми и на ночь повтори разок-другой,

а лучше... 10.

 

Мечтает парень закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: раз, два, ... марш!

Однажды поезд на вокзале мне ... 3 ч пришлось прождать....»

Если ребята не успели взять приз, его забирает водящий со словами: «Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать!»

Приз достается тому, кто первым его возьмет.

Воры и сыщики

Оборудование: Листы, на которых написаны цифры 1 или 2. Таких листов должно быть одинаковое количество.

Ход игры

Всем участникам игры раздаются листы с цифрами. С помощью считалки нужно выбрать водящего — самого главного «вора».

За морями,

За горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Он должен выйти за дверь. Тем временем в помещении нужно спрятать какой-либо предмет. Задача водящего — найти его. Делать он это должен при помощи игроков-«воров» (тех ребят, у которых на листах написана цифра 1), они должны подсказывать ему только глазами. Задача «сыщиков» (тех, у кого на листах стоит цифра 2) — следить за играющими и найти «воров».

Игра заканчивается тогда, когда найден спрятанный предмет или когда «сыщики» поймали всех «воров».

Заколдованные слова

Оборудование: Листы с набранным текстом, которые надо заготовить заранее, ручки или фломастеры.

Ход игры

Ведущий раздает участникам игры листочки бумаги и дает игрокам задание. «Посмотрите на свои листочки, на них написан текст, который может показаться на первый взгляд просто набором букв, но это не так, в нем заколдованы слова. Вам нужно за 2 мин постараться отыскать все слова и подчеркнуть их».

ЙЦТРОЬФАКТШЛЬКНТСОЛНЦЕЩЗВЯЪЬ-

УМНПЧЭДОМГВРТЧЬБЮЦРРОАПЛЯЖЭРШЛТЙКЕЛТ

 

ВБСЛОВЫИКХЖОНОВОСТЬЙКШХФПДЭ-

ЯТБЮРАБОТАОПВФЧМЬКЖОНЬШЕУЦЙВААОДЛФТСЯ

 

ЖЪЦНШЗЛПВФЯИТЬОКНОРФИТЮСЯС-

ЛЖВЦВЕТОКЙКНЩЛРВФМТЬЙЩНГЫЛЖЭЯТЮЬТИМЯЪГ

 

ЙФПРЖЧТЫЭБЮЯУКЛОПНЙФАПЖЯЧАШКАЙХШЬСВФЯТА-РЕЛКАКАШХЪЭФРЛСТЬЯЛФЙЭЙФТЮ

 

ФДЖЛЕНТАРЖЫРАСБЧЯНОЧЬЙЩЗЫРЛЭ-

ЯВСХЙЫЖВЕСНАГХЪЭФРОСЮЯФУТБОЛЭЖЫЧТБЮС

 

БМИСХЪЫСЛЕДСТВИЕВЖКНИПГОЬМА-

ЖЭБЗЬСЧЗТОПОРХДБМПШОЖСЕКЧЗРСНЕГРИСЯЪЖБ

 

ЙЫСКПТРУЧКАНОБЩЖЭХВСТНОЛМЧЯ-

ЧИСЛОХЛТМСГШОЪЭЦВОСЛОВОЗРВСЬНКПБЗЛЫЙЦ

 

ПТРЛБОГОНЬЗЛТМГШЪЮЦВИЬЮНЕЦП-

ТСАЛЮТХДМНОЮЦЛХЛЫЪГОРОДЗДТГПСЙЪЮСДНММ

 

ВКЖХЭЪДОРОГАЯИНАЯЩСЖЦВМОБЛА-

КОШДЮЗЭУВМДАТАЙФЯОЮЗЭХЛТМРШЕАЧКОМАРШЛЗ

 

ВЧЬДЗШАЧНКВЯЫУГПИЬЛЩУАИРНЕЬБЛ- КЛЯКСАШДЗЛИСАНКВЧЫПОЛЕТЩРАСЧВЕНГДЛЬ

Подсказка. В тексте заколдованно 30 слов. За 2 мин нужно было найти слова: ФАКТ, СОЛНЦЕ. ДОМ, ПЛЯЖ, НОВОСТЬ, РАБОТА, КОНЬ, ОКНО, ЦВЕТОЧЕК, КЛОП, ЧАШКА, ТАРЕЛКА, ЛЕНТА, НОЧЬ, ВЕСНА, ФУТБОЛ, СЛЕДСТВИЕ, ТОПОР, РУЧКА, ЧИСЛО, СЛОВО, ОГОНЬ, САЛЮТ, ГОРОД, ДОРОГА, ОБЛАКО, ДАТА, КОМАР, КЛЯКСА, ПОЛЕТ.

Выигрывает тот, кто найдет больше всего слов.

Дни недели

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Среди игроков выбирается водящий.

Он называет дни недели. Если водящий назвал будний день, игроки должны хлопнуть в ладоши, а если выходной — никаких движений быть не должно. Игрок, который ошибся и хлопнул в ладоши тогда, когда был назван выходной день, выбывает из игры.

Водящий должен в быстром темпе называть дни недели и следить за тем, чтобы игроки не ошибались.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Сантики-фантики

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Все участники игры встают в круг. Выбираются 2 водящих. Первый водящий выходит за дверь. Второму нужно незаметно для первого водящего менять жесты, которые должны подхватывать все играющие, под слова: «Сантики-фантики, лим-пом-по». Остальным игрокам нужно постараться не выдать глазами второго ведущего и быстро менять за ним жесты.

Если первый водящий с трех попыток не угадал того, кто меняет движения, он должен отдать «творческий фант», т. е. спеть, станцевать и т. д.

Игру можно повторять, но каждый раз водящие должны быть новые.

Выигрывает тот, кто смог продержаться дольше всех и не выдать второго водящего.

Хамелеон

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Водящий выбирается среди игроков:

Бегал заяц по болоту

Он искал себе работу

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Он начинает рассказ о хамелеоне. Водящий должен рассказать, что хамелеон — это ящерица, которая умеет менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится в данный момент. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Затем водящий начинает задавать вопросы игрокам: какого цвета станет хамелеон, если будет сидеть на белой кирпичной стене, на зеленой траве, на сером камне, О/ на шахматной доске и т. д.

Все игроки должны отвечать по очереди и быстро. Игру можно усложнить: водящий может не называть цвет предмета, на котором сидит хамелеон, например: на траве, на асфальте, на соломе, на черепичной крыше и т. д.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Посмотрите и зачеркните

Оборудование: Листы бумаги, на которых нарисована таблица, в которой в несколько рядов изображены знакомые всем предметы или геометрические фигуры.

Ход игры

Ведущий раздает участникам игры листы с таблицами. Он предлагает им за 1 мин зачеркнуть, например, все елочки или звездочки.

Выигрывает тот участник, который лучше всех справился с заданием.

Дорисуйте

Оборудование: Листы бумаги, на которых изображены предметы с недостающими элементами.

Ход игры

Ведущий раздает участникам игры эти листы.

Он предлагает в течение 40 с дорисовать то, чего не хватает на рисунке. Например, машина — без колеса, цветок — без лепестка, собака — без уха и т. д.

Выигрывает тот, кто правильно дорисует недостающие элементы.

Найди букву

Оборудование: Листы, на которых в произвольном порядке написаны буквы:

е х в к р д ж с к в ц б л ж ц ч х т й я ю ь в ъ с ч ш н п й ы м т к

л з ъ ж ю к б о е у й ф ч я с п г щ х д к ь и ъ э ю б р к г п с з л у

в е к р ш к е в х в а е с х с а е х к в с к х е а о с н а с г д ж т

ц п а я к ф ш л ъ т к в о д о в я з ж л а т б к и ю х у е д э с я н о

з б х к к н т к р о с а з к л ж ю с х р п к ф х л а т я х к с э б к т.

Ход игры

Ведущий раздает участникам игры листы с буквами и просит игроков подсчитать, сколько раз среди этих букв встречается буква «к». При этом ведущий должен предупредить участников игры, что водить пальцем по строчкам, а также подчеркивать, зачеркивать или как-то помечать буквы нельзя.

Победит тот игрок, который быстрее всех справится с заданием.

Подсказка. Буква «к» встречается в тексте 20 раз.

Назови последнее слово

Оборудование: Специального оборудования для этой игры не требуется.

Ход игры

Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из игроков и просит повторить последнее слово. Если участник игры был невнимателен и не запомнил его, он получает штрафное очко.

Побеждает тот, у кого меньше штрафных очков.

Похожие статьи:

Словесные игры для детей 9-10-11 лет

Игры с буквами и словами, 1-2 класс распечатать задания

Игры на бумаге для младших школьников

Игры со словами для начальной школы, 3-4 класс

Игры со словами для школьников 5-9 классов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!