Игра соревнование для младших школьников
Игра-соревнование для учащихся начальных классов «Лес чудес»
Цели: развивать познавательные способности ребят, коммуникативные навыки общения, любознательность; закреплять знания, полученные на уроках «Окружающий мир».
Учитель. Предлагаю провести эту игру-соревнование в теплое время года - в сентябре или в мае - на школьном дворе или в парке. Игра состоит из прохождения этапов. Конечная цель - найти «конфетное дерево» (или спрятанный «сладкий приз» - пакет с конфетами). На деревьях, кустарниках, на веранде развешиваются таблички с номером этапа и подготовленными заранее заданиями.
Команды должны проходить этапы в строгом порядке, иначе они получают штрафное время - ждут 1 или 3 минуты (по усмотрению взрослого). Направление движения команд указывается стрелками. Для каждой команды таблички должны быть определенного цвета, например, для одной команды - желтого, для другой - синего. В незаметном, укромном месте прячется приз, который должны найти дети, или заранее подготавливается «конфетное дерево» - к веточкам привязываются конфеты. Капитанам команд выдается «путевой лист», где отмечается прохождение этапа и ставится полученное количество баллов.
Организационный момент.
Деление на команды. Объяснение правил игры, выдача «Путевых листов».
Этапы игры
I. Отгадать загадки.
1. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет, резвится рыжий циркач.
Вот на лету он шишку поймал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
2. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)
3. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
4. Не огонь, а жжется. (Мороз, крапива)
5. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем, - не найдём. (Роса)
6. Не вода и не суша,
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
7. Чуток, строен и высок,
Гордо голову несет,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь ... (Олень)
8. Есть в реке работники –
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину. (Бобры)
9. Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ... (Заяц)
10. Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса)
II. Объясните пословицу.
1. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
2. Лук от семи недуг.
3. Кто не умерен в еде - враг себе!
4. У природы много помощников здоровья, надо только суметь их найти.
III. Тест.
1. Какое из этих животных не живет в Африке?
а) Слон;
б) кенгуру; +
в) зебра;
г) лев.
2. Чем питаются бабочки?
а) Медом;
б) маслом;
в) цветочным нектаром; +
г) хлебом.
3. Какое насекомое называют «муравьиной коровой»?
а) Комара;
б) осу;
в) шмеля;
г) тлю. +
4. Для чего пингвину крылья?
а) Помогают ходить;
б) помогают плавать; +
в) помогают бегать;
г) помогают ползать.
5. Какая птица может петь, как соловей, и кричать, как кошка?
а) Скворец;
б) канарейка;
в) попугай;
г) иволга. +
6. Сурков считают сонями, потому что они спят по:
а) 8 месяцев в году; +
б) 9 месяцев;
в) 10 месяцев;
г) 11 месяцев.
7. В какой части света не живут белки?
а) В Азии;
б) в Африке;
в) в Америке;
г) в Австралии. +
8. Как зимуют ящерицы?
а) Спят в норках; +
б) в дуплах деревьев;
в) в воде;
г) в снегу.
9. Чем не питаются киты?
а) Планктоном; +
б) мелкой рыбой;
в) креветками;
г) соломой.
10. Как называется дикое животное, очень похожее на собаку?
а) Рысь;
б) тигр;
в) леопард;
г) волк.
IV. Разрезанные картинки.
Каждой команде дается разрезанная картинка о природе. Ребята должны правильно и быстро ее собрать.
V. Объяснялка.
1) Каких зверей называют так и почему?
Косой, серый, косолапый, рыжая.
2) Как объясняются названия бабочек:
Крапивница (ее гусеница ест листья крапивы); лимонница (за красивый лимонный окрас).
VI. Народные приметы.
VII. Найдите животное в словах
Банка - кабан
багаж - жаба
колосья - лось
кино - кони
волна - вол
каркас - рак
кожух - жук
салон - слон
дудочка - удод
осада - оса
зонтик - кит
пион - пони
VIII. Веселый рыболов.
1. Назовите лучшее время суток для лова рыбы. (Утро и вечерняя заря)
2. В какой сезон года лучше ловить раков? (Летом)
3. Какие реки протекают в Волгоградской области? (Волга, Дон, Ахтуба, Медведица, Бузулук, Хопер, Иловля и др)
4. Какие рыбы водятся в реках Волгоградской области? (Осетр, стерлядь, белуга, карп, сом, сазан, щука, карась, судак, окунь, лещ, чехонь, ерш и др)
5. Какая рыба носит имя человека? (Карп)
6. Какая рыба носит название города? (Судак)
IX. Эрудит.
1. Стрекоза - вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками)
2. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? Может, их надо уничтожать? (Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Кроме того, змеиный яд используется в медицине)
3. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
4. Что это такое: снаружи - куча хвоинок и мелких веточек; а внутри - настоящий многоэтажный дом с улицами и перекрестками? (Муравейник)
5. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. (Божья коровка)
6. Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? (Биоочка. В своей жизни она проходит три стадии развития: кокон, гусеница, взрослое насекомое)
7. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майский, июньский)
8. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? (Пчела погибает)
9. Назовите писателей, которые писали о природе. (М. Пришвин, К. Паустовский, В. Бианки, Е. Чарушин, Ю. Шим, Н. Сладкое, В. Песков, Н. Соколов-Микитов, Б. Заходер, Л. Н. Толстой, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Лондон)
X. Кроссворд «Дары леса».
По горизонтали:
2. Невысок и коренаст,
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4. Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
5. Не балует дуб детей,
Одевает без затей.
Все из его семейки
Носят тюбетейки. (Желуди)
6. Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)
По вертикали:
1. Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и, душистая,
Попадает в кружки. (Земляника)
XII. Подведение итогов игры.
Похожие статьи:
Игры и конкурсы для школьников на праздники
Интеллектуальная игра для 1-2 классов
Игра путешествие по природным зонам нашей Родины в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!