Конкурс головоломок для младших школьников 2-3 класса
Внеклассное занятие для учащихся начальной школы «В поисках сбежавших головоломок»
Цель: развитие внимания, нестандартного мышления, творческого воображения.
Оборудование: у учителя — таблица к головоломке № 1; у учащихся — цветные карандаши, тетрадь в клетку, спички.
Учитель. Ребята, ко мне обратилась знакомый библиотекарь с просьбой о помощи. Дело в том, что случилась неприятность: из детской библиотеки сбежала книга с головоломками. Она была в единственном экземпляре и пользовалась спросом. Но прошедшим летом никто из читателей не поинтересовался ею ни разу. Оно и понятно: лето было жаркое, и все свободное время юные читатели старались провести где-нибудь поближе к природе, к воде. Но начался учебный год, и они вновь просят эту книгу. Однако головоломки обиделись, почувствовали себя летом никому не нужными и сбежали, оставив записку. Вот она.
Учитель показывает карточку.
Запись зашифрована, то есть представляет собой головоломку. Давайте попробуем ее расшифровать. Догадайтесь, каким «ключиком» надо воспользоваться.
Самостоятельная работа.
Дети записывают расшифрованный текст в тетрадях. Проверка.
Ответ. «Мы никому не нужны! Отправляемся на остров Вечного Лета. Прощайте». Читаем снизу вверх справа налево.
Я предлагаю отправиться на остров Вечного Лета и отыскать там сбежавшие головоломки. Может быть, они согласятся вернуться.
Чтобы оказаться в краю, где плещутся волны теплого моря, где растут пальмы, цветут магнолии и где много-много солнца, достаточно воспользоваться никогда не подводящим нас воображением. Закрываем глаза... Крекс-пекс-фекс!.. Открываем глаза. Мы на острове Вечного Лета! Остров со всех сторон окружен морем. Пройдемся вдоль берега. Справа море — голубое, чистое и ласковое; слева — куда ни кинь взгляд — пальмы, лианы, кокосы, бананы.... А под ногами светлый теплый песок. Ух, жарко! Нужно искупаться. А что это там плещется на волнах? Подплывем поближе. Вот это удача! Малюсенький плотик, на нем — раскрытая книга, а рядом, кверху животиками, лежат человечки с большими головами, тоненькими ручками и ножками — загорают. На плотике возвышается флаг с надписью:
ООООЛЛМКГВИ
Что это за слово? Может, кто-нибудь уже догадался?
Ответ. ГОЛОВОЛОМКИ. Переставляем «рассыпавшиеся» буквы.
Ах вот оно что! Головоломки специально себя зашифровали, чтобы окружающие голову ломали в догадках, кто перед ними. Ребята, нарисуйте хотя бы одну головоломку, как вы ее себе представляете.
Дети рисуют. Обмен впечатлениями.
Здравствуйте, головоломки! Мы специально прибыли на остров Вечного Лета, чтобы уговорить вас вернуться в библиотеку, ведь детям так не хватает вас!
Головоломкин. Неужели специально за нами? Мы ведь тоже скучаем без ребят. Нам стало обидно, что они позабыли о нас на все лето. И вот решили сбежать на этот остров. Пусть и читатели почувствуют, что им плохо без нас.
Учитель. Читатели уже почувствовали — жизнь без головоломок скучна. А мы с радостью готовы решать их хоть прямо сейчас. Ну-ка, откройте нам страницу потрудней!
ГОЛОВОЛОМКА 1
Мы посмотрим на таблицу
И на ней увидим лица,
Лица незнакомые —
Грустные, веселые...
А теперь попристальней
На них, дружок, взгляни.
Какой закономерности
Подчинены они?
Ответ. В каждом горизонтальном ряду есть по одному лицу круглой, овальной и квадратной формы, у лиц разной формы головные уборы, разной формы носы, рты и глаза.
Учитель закрывает одно из лиц и просит детей нарисовать спрятанное лицо в тетради, предварительно проверив наличие в своем ответе закономерности.
ГОЛОВОЛОМКА 2
Есть «лишнее» понятие
Буквально в каждой строчке.
Вы, хорошо подумав,
Отметьте его точкой.
1. Береза, дерево, клен, тополь, рябина.
2. Сложение, умножение, слагаемое, деление, вычитание.
3. Горький, горячий, кислый, сладкий, соленый.
4. Осадки, дождь, снег, иней, град.
5. Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.
ГОЛОВОЛОМКА 3
Нужно выложить из спичек
Разные предметы.
Спичкам строгий счет вести
Следует при этом.
Выложите: а) вазу из 8 спичек; б) конверт из 8 спичек; в) елочку из 9 спичек; г) башню из 9 спичек.
ГОЛОВОЛОМКА 4
Пословицы-двойняшки
В списке вы найдите,
От английской к русской
Стрелку проведите.
Английские:
УМНЕЕ ВСЕГО МОЛЧАНИЕ.
НЕ ОДЕЖДА ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА.
И ХОРОШИЙ СТРЕЛОК МОЖЕТ
ПРОМАХНУТЬСЯ.
У СТРАХА ДЛИННЫЕ НОГИ.
ВЕТРА СЕТЬЮ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Русские:
РЕШЕТОМ ВОДЫ НЕ НАНОСИШЬ.
И НА МАШКУ БЫВАЕТ ПРОМАШКА.
СЛОВО — СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО.
ТРУС И ТАРАКАНА ПРИНИМАЕТ ЗА ВЕЛИКАНА.
ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ.
Ответ. Умнее всего молчание. Слово — серебро, молчание — золото.
Не одежда делает человека. По одежке встречают, по уму провожают.
И хороший стрелок может промахнуться. И на Машку бывает промашка.
У страха длинные ноги. У страха глаза велики. Ветра сетью не поймаешь. Решетом воды не наносишь.
Объясняется смысл пословиц.
ГОЛОВОЛОМКА 5
Чтоб слова известные
Суметь расшифровать,
Таблицу умножения
Отлично надо знать.
Код
Подсказка. Чтобы вместо числа, например, 4, вставить букву, надо посмотреть в код и подумать, как путем умножения одного из чисел вертикальной строки на одно из чисел горизонтальной строки получить 4. Только если умножить 2 на 2. Их пересечением является буква С. И так далее.
Ответ. СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Так говорят об очень умном, выдающемся, талантливом человеке.
Головоломки. А вы, ребятки, молодцы. Головоломки щелкаете, как орешки! Мы согласны вернуться в библиотеку, но с условием: вы не будете про нас забывать, в том числе и летом.
Учитель. Ребята, вы согласны с условием? Тогда мы все вместе покидаем остров Вечного Лета.
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Похожие статьи:
Игры и конкурсы для школьников на праздники
Развивающее занятие для детей 8-10 лет. Конспект
Интеллектуальная игра для 1-2 классов
Игра «Детективное агентство», 3-4 класс
Игра путешествие по природным зонам нашей Родины в начальной школе