Экономическая правовая игра для школьников 8-9 класса
Экономико-эколого-правовая игра для школьников среднего звена «Мы в этом мире»
Цель: привить навыки экономической, правовой, экологической культуры; показать значимость окружающей нас действительности; активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе; воспитывать чувства коллективизма, гордости за свою страну; способствовать созданию комфортности в коллективе, выявлению лидерских качеств личности.
Из коллектива учащихся выбирается команда в количестве 8-10 человек, определяется капитан команды. Перед началом игры дается общая цель и проводится построение, на котором капитаны получают маршрутные листы с порядком прохождения этапов.
Каждая команда проходит в игре по 9 этапов. Каждый этап имеет свое название, место проведения и количество баллов, возможных для получения.
Ход игры
I. Организационный этап.
II. Прохождение командами этапов игры.
1. Экономическая азбука.
Предлагается команде за 2 минуты ответить на пять вопросов тестового задания.
Вариант I
1. Что является экономической деятельностью?
а) учеба в школе;
б) работа инженера;
в) работа плотника;
г) и то, и другое.
2. Школьники занимаются экономической деятельностью
а) только на уроках технологии;
б) в процессе изучения всех предметов;
в) изучая курс экономики.
3. Как называется выпуск дополнительных денег в обращение?
а) ремиссия;
б) эмиссия;
в) инфляция.
4. Какой стоимостью обладают деньги?
а) потребительной;
б) меновой;
в) стоимостью затрат на их изготовление.
5. По каким видам бумаг получают дивиденды?
а) по векселям;
б) облигациям;
в) акциям.
Вариант II
1. Каков максимальный срок краткосрочных государственных обязательств РФ:
а) до 3 месяцев;
б) 6 месяцев;
в) 1 года.
2. Какая из ценных бумаг дает возможность получать часть прибыли фирмы?
а) акция;
б) облигация;
в) вексель.
3. Человек, который начинает бизнес и сводит воедино для производства товара труд, землю и капитал, называется:
а) партнером;
б) менеджером;
в) предпринимателем;
г) брокером.
4. Трудовой контракт - это:
а) именная ценная бумага;
б) договор между нанимателем и работником;
в) документ на предъявителя;
г) документ на оплату труда.
5. Цены на указанные ниже товары и услуги уменьшились на 30 %. Величина спроса на какой товар или услуги и увеличится в процентах, скорее всего, в большей степени?
а) спички;
б) хлеб;
в) услуги врача;
г) услуги косметолога.
2. Ты - потребитель.
Команда получает задания, в которых предлагаются различные ситуации, обсуждает 3 минуты и предлагает вариант их решения.
1) Гражданин Волк приобрел в магазине пачку стирального порошка. Вскрыл и попытался засыпать порошок в стиральную машину. Оказалось, что порошок давно превратился в прочный кирпич, который измельчению не поддавался. Покупатель явился в магазин, предъявил чек и вскрытую пачку, потребовал вернуть деньги.
Продавец вернул деньги, но не всю сумму, а только 75 % стоимости. Причину объяснил вежливо - пачка оказалась вскрытой, часть порошка была использована. Как вы считаете, прав ли продавец?
2) Гражданка Огурцова заключила договор с фирмой, оказывающей стоматологические услуги, на изготовление протеза. Протез оказался некачественным - спустя месяц он треснул. Кроме того, с ее заболеванием установка протеза запрещена, но ее об этом не предупредили. Что ей делать?
3) Гражданин Копейкин приобрел в фирме «Каркас» набор мебели «Уют». Однако попытки собрать мебель успехом не увенчались; дверцы от шкафов и сами шкафы явно не совпадали по размерам, а некоторые необходимые детали просто отсутствовали. Покупатель потребовал у магазина привести мебель в нормальное состояние. Директор магазина предложил продавцу дать ему адрес фирмы, где он может докупить недостающие детали. Что вы посоветуете предпринять гр. Копейкину?
4) Леонид принес в ателье на реставрацию подъеденную лошадью соломенную шляпу из соломы. Приемщик заметил, что имеющаяся в ателье соломка может не подойти по фактуре и цвету. Несмотря на это, Леонид отдал шляпу. К сожалению, приемщик оказался прав. Может ли Леонид потребовать вернуть ему уплаченные за реставрацию деньги?
5) У старушки Васильевой сломался утюг. Она пошла с ним в службу быта «Великий почин», хотя сосед старушки Гарин, инженер по профессии, считал, что лучше купить новый. Работники мастерской приняли утюг на ремонт, оформив заказ.
После ремонта утюга в квартире у Васильевой произошло короткое замыкание, в результате чего, помимо самого утюга, сгорели телевизор,
холодильник и стиральная машинка. Сосед считает, что бабуля должна пойти в мастерскую и потребовать, чтобы ей все отремонтировали бесплатно. Васильева считает, что потребовать нужно чего-то другого. Что вы ей можете посоветовать?
6) Наталья Красавкина приобрела в магазине «Шарм» выходное платье. Примерив его дома с выходными туфлями, она поняла, что цвет платья не подходит к цвету туфель. Она обратилась в магазин с просьбой поменять ей платье на другое, В магазине ей отказали, мотивируя тем, что платье уже было в использовании: «Вы же его примеряли, значит, носили!» Правы ли работники магазина?
3. Реклама! Реклама!
Команда получает задание, в котором необходимо придумать и предъявить рекламу на темы:
- Не разжигайте около домов костры.
- Закрывайте двери - берегите тепло.
- Ты заплатил налоги?!
- Чубайс держит руку на рубильнике. Экономьте электроэнергию.
- Берегите воду, закрывайте краны!
- Копейка рубль бережет.
- Магазин, ларек и почту потребитель любит очень.
4. Природа и мы.
Команде предлагается принять решение в различных ситуациях.
1) Вы мэр города. На территории вашего города, на реке произошло крушение нефтеналивного судна. Какие экологические последствия могут произойти?
2) Перестройка экономики и переход к интенсивной технологии требует более активного использования отходов в качестве вторичных ресурсов. Переработка вторичного сырья позволяет снизить загрязнение окружающей среды. Вы решили создать малое предприятие по использованию отходов. Какие отходы вы будете использовать? Какую продукцию будете получать?
3) В районе находится два озера. На берегу одного из них построили гараж, а на берегу другого высыпали минеральные удобрения. В результате в первое озеро попали нефтепродукты, а во второе смывает дождями минеральные удобрения. Какие процессы начались в озерах? Чем они закончатся?
4) Вы организаторы предприятия, которое взялось за очистку малой реки. Какие мероприятия вы будете осуществлять? Где вы возьмете средства?
5) «Создание заповедников есть наш нравственный долг перед Родиной, наукой и человечеством», - писал академик И. Бородин. Поясните, почему необходимо создавать заповедники.
6) Сделайте экологический и экономический прогноз по вопросу строительства на реке Волге еще одной электростанции. В чем плюсы и минусы? Ответ обоснуйте.
5. Правовой этикет.
Команде необходимо за 2 минуты ответить на вопросы тестового задания.
Вариант I
1. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности
а) признается чуждым демократическому строю;
б) допускается в виде исключения;
в) охраняется государством.
2. Акты нарушения трудовой дисциплины называются:
а) трудовыми провинностями;
б) преступлениями;
в) дисциплинарными проступками.
3. От какого слова происходит название Уголовного кодекса:
а) «угол» - почетное место в избе;
б) «головник» - по-древнерусски убийца,
в) «голова», «головной», то есть заглавная отрасль права.
4. Среди перечисленных ниже правонарушений административными проступками являются:
а) нанесение тяжких телесных повреждений;
б) безбилетный проезд в общественном транспорте;
в) переход улицы в неположенном месте;
г) прогул в течение одной смены;
д) мелкое хулиганство;
е) злостное хулиганство;
ж) злостное неповиновение работникам милиции.
5. Какие воздействия предусмотрены трудовым законодательством для тех, кто совершает дисциплинарные проступки?
а) замечание;
б) ссылка;
в) выговор;
г) увольнение с работы;
д)строгий выговор;
е) каторжные работы;
ж) арест на 15 суток.
Вариант II
1. Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе:
а) 25 лет;
б) 30 лет;
в) 35 лет.
2. Какие характеристики теперешнего российского государства закреплены в ст. 1 Конституции:
а) демократическое;
б) социалистическое;
в) общенародное;
г) пролетарское;
д) федеративное;
е) союзное;
ж) правовое;
з) с монархической формой правления;
и) с республиканской формой правления.
3. В каком году была принята Всеобщая декларация прав человека:
а) 10 декабря 1946 г.;
б) 10 декабря 1948 г.;
в) 10 декабря 1958 г.
4. Какое понятие соответствует понятию «права человека»:
а) законы, по которым живет человек;
б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;
в) это те нормы, которые человек придумал для себя сам.
5. В российском уголовном праве необходимая оборона
а) расценивается как тяжкое преступление;
б) не считается преступлением;
в) вообще никак не учитывается.
6. Художественная.
На данном этапе ребята защищают плакаты, которые готовили заранее. Темы предлагались на выбор: экология, право, экономика.
7. Это должен знать каждый.
Командам предлагается принять решение по предложенным заданиям.
- «Голубой» патруль одной из школ обнаружил загрязнение одного из участков реки. Источником загрязнения явились сточные воды комбината по обработке кожи. Школьники сообщили о нарушении в санитарную инспекцию и органы рыбоохраны. Поскольку тяжелые последствия удалось вовремя предотвратить, к должностному лицу предприятия были приняты меры административной ответственности.
Каким наказанием была подвергнута администрация предприятия? Какова ответственность отдельных граждан? Какие меры были бы применены к нарушителям правил пользования в случае массовой гибели рыбы?
- Гражданин Дуб напал на прохожего, нанес ему тяжелые повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего член отряда юных дзержинцев Артем Попов, чтобы помешать скрыться Дубу, бросил подвернувшийся под руку деревянный брус по ходу движения велосипеда. Падая, Дуб сломал руку, был поврежден и велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Дуба. Должен ли А. Попов нести ответственность за вред, причиненный Дубу?
- Рабочий Тучкин появился на работе после обеденного перерыва в нетрезвом состоянии. Дирекция возбудила вопрос перед профсоюзным комитетом о согласии на увольнение.
Какое решение может принять профсоюзный комитет?
- Гражданин Кузяк, поссорившись со своим соседом, решил ему отомстить. Из этих побуждений он написал в органы прокуратуры письмо, в котором ложно обвинил соседа в совершении тяжкого преступления. Расследование показало, что обвинение не соответствует действительности и что у Кузяка не было никаких оснований для обвинения. Несет ли Кузяк юридическую ответственность за свои действия?
- Двое тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду, переломали мебель, игрушки. Ущерб составил 3 тысячи рублей. Кто должен нести ответственность за причиненный ущерб?
- Двоюродный брат Марии (оба живут в г. Москва) подарил ей в день свадьбы свой цветной телевизор стоимостью 6 тысяч рублей. Договор дарения в письменной форме оформлен не был. Через год, ссылаясь на материальные трудности, попросил вернуть ему телевизор.
Какое решение вынес бы суд, если бы ему пришлось рассматривать иск о возврате подарка?
- Гражданин Мороз перешел улицу на красный сигнал светофора. Гражданин Сова перебегал улицу в запрещенном для перехода месте перед движущейся автомашиной. Водитель, пытаясь избежать наезда, резко вывернул руль. В результате произошло столкновение двух автомобилей и один человек погиб. Какие правонарушения совершили Мороз и Сова? К какому виду юридической ответственности они могут быть привлечены?
8. Музыкальный.
На данном этапе команда исполняет различные песни (часть песни) о природе, экономике или праве.
9. Дальше, дальше (конкурс капитанов).
Капитанам за 1 минуту предлагается ответить как можно больше на предложенные вопросы.
- Лотерейный билет - это ценная бумага?
- Потребитель - это работник банка?
- Компетенция - круг полномочий?
- Заповедник - это охраняемая территория?
- Физическое лицо - это организация?
- Банк - это учреждение?
- Деньги - средство обмена?
- Ехидна - это животное?
- Убыток - это ущерб?
- Недвижимость - это то, что не продается?
- Реклама - это информация?
- Флора - это животные?
- Фауна - это растения?
- Премия - это зарплата?
- Экология - это наука?
- Монархия - это форма правления?
- Референдум - это опрос?
- Муравей - самое сильное животное?
- Дианис сказал: «Пришел, увидел, победил»?
- Озеро Эльтон в Волгоградской области?
- Трудовой договор - это аренда?
- Конституция - это закон государства?
- Валюта - это только йена?
- Брокер - это банковский работник?
- Приговор - это решение суда?
- Совершеннолетие в 14 лет?
- Самый ценный минерал - это рубин?
- Президент страны - это должность?
- Швейцария - это мировой банкир?
- Эмиссия - это выпуск новых денег в обращение?
III. Подведение итогов игры.
Определяются лучшие команды, отмечаются самые активные ребята на каждом из этапов. Звучит поздравление организаторов игры, вручаются грамоты и призы.
Похожие статьи:
Экономическая игра для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!