Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Сценарий интеллектуальной конкурсной программы для старшеклассников

Конкурсная программа для школьников 9-11 классов и студентов «Дорогами тысячелетий»

В конкурсе могут принять участие от двух до четырёх команд. Сцена может быть украшена плакатами с пословицами:

• Если хочешь изучить великую истину, начинай с азбуки. (Японская)

• Сперва «Аз» да «Буки», а там и науки. (Русская)

• Буквы кривые, да смысл прямой. (Русская)

• С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. (Русская)

• Учить — ум точить. (Русская)

Ведущий: Человечество не знало письма на протяжении большей части своей истории. Долгими путями шло оно к нему и только несколько тысячелетий назад стало применять для записи речи знаки.

Принято считать, что это произошло в четвёртом тысячелетии до нашей эры. То есть люди используют письмо более шести тысяч лет.

Первым шагом на далёком и трудном пути к современному письму было использование предметов. Если индейское племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё, стрелу или томагавк. Каждому ясно, что такой подарок пахнет кровью. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу.

У разных народов для письменной передачи информации использовались свои знаки. Так, у северных народов нож остриём вверх означал голодное существование, а остриём вниз — сытую жизнь. Сочетание нескольких знаков обозначали какое- то понятие. Так, в шумерском языке применялись следующие сочетания:

• Хлеб + рот = есть

• Глаз +собака = злой

• Птица + яйцо = рождать

Попробуйте догадаться, что обозначали в китайском языке следующие сочетания:

• Женщина + ребёнок = ? (Любить)

• Ухо + дверь = ? (Подслушивать)

• Клинок + сердце = ? (Терпеть)

• Женщина + крыша = ? (Мир, тишина)

• Женщина + женщина = ? (Ссора)

• Человек + слово = ? (Откровенный)

• Поле + сила = ? (Юный)

Когда люди ещё не умели писать, они составляли из предметов целые письма. Скифы, населявшие в древности южную Россию, однажды отправили персидскому царю Дарию птицу, мышь, лягушку и стрелы. Высокомерный царь решил, что скифы отдаются ему с водой и землёй вместе. А стрелы означают, что скифы сложили перед персами своё оружие. Однако советник Дария Горбий совсем по-другому прочёл ультиматум скифов:

«Если вы, персы, как птицы, не улетите на небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами».

Случилось невероятное. Крупнейшее мировое государство Дария-1 потерпело позорное поражение. Победили авторы «предметного» ультиматума — скифы и их царь Иданфирс.

Да, трудно было читать «предметные письма». И вы можете в этом убедиться сами.

(Ведущий приглашает по одному человеку от команды. Им показывают рисунок, где изображён надгробный камень на могиле одного из североамериканских индейцев. Ребята должны пофантазировать и «прочесть» знаки на этом камне. Их истории оцениваются по пятибалльной системе. На подготовку даётся время. После проверки этого задания ведущий рассказывает, как истолковал эти знаки один из индейцев.)

«Звали человека, вероятно, Быстроногий Олень или что-нибудь в этом роде. Он прославился как охотник на лосей — об этом говорит нарисованная ниже голова лося. Он участвовал во многих походах и сражениях, число которых обозначено чёрточками. Последняя война продолжалась два месяца — изображены две луны и топорик-томагавк. В этой войне он и погиб, о чём рассказывает нам перевёрнутый олень, нарисованный под двумя лунами».

Ведущий: Пиктографию, то есть письмо посредством рисунка, учёные считают первоначальным способом письменного выражения мыслей. Пиктограмма изображала только законченную мысль без членения на отдельные элементы (части речи). Позднее за каждым понятием и конкретным предметом закрепился знак-рисунок. Из них составлялась запись.

Система таких знаков — идеография — была упорядочена в масштабе государств.

Долго бились учёные над разгадкой таинственных рисунков, которыми испещрены стены древних египетских храмов и пирамид. Но в 1799 году солдаты Наполеона Бонапарта, копая окопы около египетского города Розетты, наткнулись на огромную плиту с надписью на двух языках — греческом и египетском. Французский учёный-египтолог Жан Шампольон (годы жизни 1790-1832), сопоставляя буквы и знаки, сумел разгадать египетские иероглифы. На это ему потребовалось двадцать три года. Так, прочитав имя царя Птолемея (по-гречески Птолмейес), он сумел прочитать и ещё одно царское имя. Какое?

(Ребятам предлагается посмотреть на рисунок и попробовать прочесть, подставляя вместо знаков известные буквы в имени Птолемей, имя царицы «Клеопатра».)

Картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, обозначающие понятия, а потом для увеличения скорости письма в буквы. Как происходило это изменение, очень наглядно показывает нам написание цифр (рис. 7).

Древнее египетское письмо выглядело так, как современные детские головоломки. Вот, например, нарисованы последовательно дом, окно, собака, карандаш и арбуз. Надо взять от этих слов первые буквы, и получится новое слово. Какое? (Доска).

А если нарисованы:

• Медведь, ухо, жук? (Муж)

• Колесо, ракета, очки, табурет? (Крот)

• Лук, улитка, носок, арфа? (Луна)

• Топор, рыба, утка, дым? (Труд)

Вот так писали египтяне, передавая иероглифами согласные буквы, гласные они не обозначали никак.

(Ведущий предлагает ребятам египетским способом прочитать мужские имена, глядя на рисунок)

(Ответ: 1. Иван. 2. Семён. 3. Харитон. 4. Геннадий. 5. Дмитрий. 6. Матвей. 7. Вениамин. 8. Константин.)

Ведущий: Наряду с иероглифами существовала узелковая грамота. Её придумали инки, жители Южной Америки. На толстую верёвку привязывались цветные шнурки, а на них завязывались узелки.

 Чёрный узел означал смерть, белый — серебро или мир; красный —• войну; жёлтый — золото; зелёный — хлеб. Неокрашенные узлы обозначали числа. Значение имели форма и толщина узлов, их близость к верёвке. Мудрёная это была грамота, и знали её только жрецы. Писали люди бусами и раковинами. А в Вавилоне и Персии придумали клинопись. Разгадал значение чёрточек и уголков на глиняных табличках немецкий учёный Георг Фридрих Гротефенд (годы жизни— 1775-1853).

(Ведущий предлагает командам отгадать, какая буква нашего алфавита написана клинописью. Он по очереди показывает командам карточки с изображениями букв. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.)

Затем ребятам предлагают прочитать фразу, написанную чёрточками. Какая команда быстрее даст правильный ответ, та и получит один балл.

(Ответ: «Кто в тереме живёт».)

Древние народы относились к письменности с благоговением, как к некоему чудодейственному искусству. Изобретение письма они приписывали своим главным богам. Вавилоняне нарекли создателем письма и счёта бога мудрости Набу, сына творца Вселенной Мардука; древние египтяне — бога мудрости Тота. Оба бога назывались властителями человеческих судеб, которые они записывали «палочкой рока». Древние китайцы почитали как создателя письма божество с лицом дракона Цан Цзе; индусы — Брахму; древние германцы — бога Одина, создавшего, по их поверью, руны — письмо-магию. Древние греки считали изобретателем числа, меры и азбуки бога Гермеса, который будто бы научил этому искусству людей.

Но настоящими творителями чуда письма были, конечно же, люди. Титаническую работу проделало человечество, пройдя от рисунка для передачи мысли до самой мелкой «дольки» — обозначения звука.

На основе египетских логограмм, состоявших из одного звука, финикийцы создали первый алфавит. Он состоял из двадцати двух букв, которые означали лишь согласные звуки или слоги, состоящие из согласного и гласного звуков. Произошло это во втором тысячелетии до нашей эры.

Финикийский алфавит был заимствован греческой и арамейской письменностями. Великая историческая заслуга греков состоит в том, что они выделили гласные звуки, введя для них в алфавит специальные знаки. Это произошло в первом тысячелетии до нашей эры. В масштабе тысячелетий схема развития письма выглядит так:

Пиктограмма -> идеограмма слог -> буква.

Сегодня известно около четырёхсот видов письменности. И каждая живая, меняющаяся система письма — это причудливое сочетание различных способов закрепления некогда сказанного.

Разные народы имеют свои особенности в написании букв и расположения их на бумаге.

(Ведущий показывает ребятам плакаты.)

Плакат №1 (Так надо читать китайскую книгу.)

Плакат №2 (А вот так — арабскую)

Плакат №3

Можно писать по-другому (То есть примерно вот так):

Ведущий: У азбуки, которой пользуемся мы с вами, греческие истоки. Изобретение в 863 году нашей эры азбуки для славян приписывается Кириллу. Он заимствовал из греческого алфавита буквы и добавил к ним ещё.

Помимо кириллицы у славян была ещё одна азбука — глаголица, но она была распространена в основном в Западной Европе.

А кириллица лежит в основе современных русского, болгарского, сербского, украинского и белорусского алфавитов.

На Руси память о братьях Кирилле и Мефодии чтили всегда. Благодарные ученики сначала составили жизнеописание Кирилла, а потом и «Житие Мефодия».

Алфавит на Руси с течением времени менялся. 29 октября 1710 года в России был введён новый гражданский алфавит по указу Петра Первого.

Его буквы отличались строгостью начертания и вовсе не напоминали причудливую и витиеватую старославянскую вязь. Кроме того, из азбуки исчезли буквы «омега», «пси» и «кси». Император сгоряча замахнулся было и на «иже», «ферт» и «ижицу», но такая резкая реформа встретила отчаянное противодействие. Три последние буквы вместе с «ятью» и твёрдым знаком в конце слов просуществовали вплоть до реформы 1918 года.

10 октября 1918 года была проведена ещё одна реформа орфографии русского языка. Из алфавита «изгонялись» буквы «ять», «фита», «i» («и десятеричное»), вместо них следовало писать, соответственно, «е», «ф», «и». Также упразднялся твёрдый знак на конце слов — отныне его разрешено было использовать лишь в качестве разделителя. Из типографий даже начали изымать соответствующие литеры, и сразу встал вопрос: чем же заменить разделительный твёрдый знак? Пришлось использовать вместо него апостроф: «под'ём», «об'единение», «с'езд».

Будет ли алфавит меняться в дальнейшем, мы не знаем. Это покажет время. А пока мы полностью согласны со словами академика Бориса Александровича Рыбакова: «Письменность обессмертила мысль человека. Изобретя письмо, человек стал общаться как с современниками, так и с далёкими потомками; упрочилась связь времён и поколений...».

Дорогами тысячелетий прошла наша Земля, а вместе с ней человек разумный с величайшим своим изобретением — письменностью.

Далее ведущий может напомнить ребятам, что люди придумали огромное количество игр с буквами. И все эти игры тренируют мышление, память, внимание.

Описание возможных игр и конкурсов.

Весёлый алфавит

1 Вариант. По одному человеку от команды поют по памяти русский алфавит на мотив грузинской песни «Сулико».

2 Вариант. По одному человеку от команды читают алфавит по карточке с интонацией, которую диктуют предложенные знаки препинания.

Примеры карточек:

АБ? ВГ? ДЕЁЖЗ!

И... К... Л... МН?

ОПРСТ? УФ! ХЦЧ!

Ш, Щ,Ъ,Ы,Б... ЭЮЯ!

АВБ! ГДЕЁЖЗ!

ИКЛ? МН? ОПРСТ!

УФХ... ЦЧ... ШЩ?

Э... Ю... Я...

Аукцион

Между командами проводится аукцион слов, которые начинаются на первую и заканчиваются на последнюю буквы алфавита. (Например: ария, армия, ассамблея, академия, астрономия, ахинея и так далее.)

Перевертыши

Ведущий читает слова слева направо, ребята (по одному - два человека от команды) должны произнести слово правильно.

СУБЕР — ребус

ОВОЛС — слово

ОМЬСИП — письмо

АЖЕВЕН — невежа

ТИВАФЛА — алфавит

СУРИПАП — папирус

АГИНК — книга

КОТИВС — свиток

АКЕТОИЛБИБ — библиотека

АЦИНАРТС — страница

АТОМАРГ — грамота

Замена

Заменить в следующих словах одну букву, чтобы получилось название животного или насекомого.

(Ведущий показывает одну карточку за другой. Кто из ребят (по одному человеку от команды) быстрее назовёт изменённое слово, тот и получит один балл.)

Воск (волк), мот (кот), ода (оса), тир (тур), лес (лев), гол (вол), щит (кит), роза (коза), казан (кабан), обод (овод), вонь (конь), горка (норка).

Подстава

На плакате написаны окончания слов. К ним следует приставить впереди три любые буквы, чтобы получилось другое слово.

Это возможные ответы:

Задание выполняется в течение тридцати секунд. Затем проверяется, сколько слов написала каждая команда.

Слова-синонимы

Надо написать слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Выполняется, как и предыдущее задание.

Закономерность

Ведущий показывает карточки по одной всем командам. Какая команда первой поймёт закономерность и даст правильный ответ, та и получает один балл.

Прятки

Найти в квадрате двадцать три спрятанных слова. (По диагонали читать нельзя!)

(Ответ: ус, дед, иск, ком, кот, мот, пуд, суд, суп, ток, том, атом, диск, кекс, кета, писк, пуск, скат, скот, доска, каток, дискотека, оксид)

Анаграммы

Необходимо поменять буквы в словах так, чтобы получились новые слова.

Капот (топка)

Карат (карта)

Скала (ласка)

Шакал (шкала)

Апорт (тропа)

Канал (накал)

Адрес (среда)

Сенат (стена)

Тавро (автор)

Кабан (банка)

Аванс (саван)

Пантомима

Приглашаются по одному человеку от команды. Им вручаются карточки с четырёхбуквенными словами. Надо показать своим телом каждую букву, чтобы команда могла прочитать слово.

Конкурс проводится на время. Можно предложить показать следующие слова: грот, корм, торт, воск, танк, игра, нота, лиса.

Зулусская песня

По одному человеку от команды исполняют песню, заменяя все гласные:

Первый — на «о»

Второй — на «и»

Третий — на «у»

Четвёртый — на «я»

Грамматическая арифметика

Ведущий читает «пример», команды называют слово:

• Чистый - ый + о + тело - о = ? (чистотел)

• Часть - ь + ушко - о + а = ? (частушка)

• Чудеса - а + ный = ? (чудесный)

• Автор - р + матрац - рац = ? (автомат)

• Парк - к + овод - д + з = ? (паровоз)

• Космос - ос + ы = ? (космы)

• Мак - к + липа - па + на = ? (малина)

• Лев + койка - ка = ? (левкой)

• Кабан - ан + лук = ? (каблук)

• Корь - ь + идол - л + р = ? (коридор)

• Ква + рак - ак + тира = ? (квартира)

• Кот + ёлка - ка = ? (котёл)

• Кедр - др + росинка = ? (керосинка)

• Ежи - и + е + вика = ? (ежевика)

Наборщик

Из слова «грамотей» составить на время не менее десяти слов.

(Варианты: гром, герой, гора, гам, рота, рот, метр, море, тема, метро, ром, мор, ром и так далее.)

Из одного слова — двенадцать

Из букв, входящих в слово «ботаника» надо образовать двенадцать новых слов. Ведущий может давать подсказки:

1. Дикая свинья (кабан).

2. Музыкальный звук (нота).

3. Крупное учреждение, где хранятся деньги (банк).

4. Тонкая скрученная пряжа (нитка).

5. Водоросли, плавающие в стоячей воде (тина).

6. Лента, скрученная в виде нескольких переплетающихся петель (бант).

7. Стеклянный сосуд (банка).

8. Трава, приносящая вред здоровью (табак).

9. Греческая богиня победы (Ника).

10. Брёвна или толстые палки, настилаемые на балки (накат).

11. Цветной шнурок по краю или шву одежды (кант).

12. Греческая богиня ночи (Никта).

Вспоминая кириллицу

Ведущий предлагает ребятам, глядя на рисунок с кириллицей, назвать слова после прочтения им названий букв.

• Наш, он, рцы, аз (нора)

• Како, рцы, он, твёрдо (крот)

• Буки, рцы, аз, твёрдо (брат)

• Ха, люди, есть, буки (хлеб)

• Покой, он, червь, твёрдо, аз (почта)

• Земля, мыслите, есть, иже (змей)

• Твёрдо, ук, мыслите, аз, наш (туман)

• Ферт, он, наш, аз, рцы (фонарь)

• Червь, есть, люди, он, веди, есть, како (человек)

После подведения итогов этого конкурса можно прочитать ребятам стихотворение Натальи Петровны Кончаловской:

В старину учились дети —

Их учил церковный дьяк, —

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

 

А да Б как Аз да Буки.

В как Веди, Г— Глагол,

И учитель для науки

По субботам их порол...

Поле чудес

1-е задание:

Отгадать, как называли египтяне человека, который писал на папирусе краской с помощью тростниковой палочки. (Скриба)

2-е задание:

Как называлась заострённая стальная палочка, с помощью которой греки писали на покрытых воском дощечках? (Стиль)

3-е задание:

Как называли на Руси монаха, который переписывал церковные книги? (Писец)

4-е задание:

Как называется учёный — знаток древних рукописей? (Палеограф)

Ребусы

Новгородская грамота

Знаменитая новгородская грамота, написанная на бересте (найдена на Холопьей улице в 1951 году) сначала поставила историков в тупик. Действительно, что же здесь написано?

Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т

Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А...

(Если читать буквы не подряд, а сверху вниз, то получится: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита...», то есть «Незнающий писал, не думающий показал, а кто это читает...». Конец грамоты не сохранился. Пусть ребята придумают его сами.)

Составить слова

• В которые входят только гласные А и У (утка, ура, рука, щука, луна, дурак, купаж и так далее).

• В которых только гласная О (носорог, поворот, колобок, около, огород, поток, роток, кот и так далее).

• С гласными А, И, О (ботаника, мозаика, кинозал, агитатор, пианино, розарий и так далее).

• С согласными К, Л, Н (лунка, кулон, клён, наклон, локон, клон, клин, колун и так далее).

• С согласными Р, С, Т (строй, сеттер, терраса, трасса, рост, трос, трасса и так далее).

Викторина «Загадочные буквы»

1. Какую букву русского алфавита считают самой дорогой в мире и почему?

(«Ъ» — ер. После реформы 1918 года её перестали печатать в конце слов, оканчивающихся на согласную, так как никакой существенной смысловой роли она не играла, а на её печатание тратилось очень много краски, бумаги и олова для литеров. Михаил Васильевич Ломоносов писал об этой букве: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо».)

2. Среди тридцати тысяч букв в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Полтава» эта буква встречается только трижды, а в «Сказке о попе и работнике его Балде» вообще нет ни одной этой буквы. О какой букве русского алфавита идёт речь?

(Буква «Ф». В «Сказке о царе Салтане» она встречается только три раза, и все три раза в одном и том же слове «флот».)

3. «И краткое» — это гласный или согласный звук?

(«И» — согласный звук. Длительно голосом мы его произнести не можем.)

4. На какую букву в нашей стране начинается больше всего фамилий? (На букву «К»)

5. На какую букву начинается в России меньше всего фамилий? (На букву «Щ»)

6. Какая буква для турок самая обычная в начале слова, а для нас очень редкостная? (Буква «Ы»)

7. Республика Абхазия с 1864 по 1921 года была частью России и называлась Сухумский округ. Письменность абхазов создана на основе русского алфавита, и все слова, начинающиеся с согласной буквы, русские, но с обязательным прибавлением впереди одной и той же гласной буквы из русского алфавита. Произнесите вслух абхазские названия.

(Буква «А». Амагазин, абазар, аболъница, амешок, апостель, авода...)

8. С какой буквы начинаются в нашем языке только пять русских слов?

(С буквы «А». Русские слова «авось», «ага», агу», «аз», азбука». Все остальные слова, начинающиеся с «А», иностранного происхождения.)

9. В поэме Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

... Все дружбу прекратили с ним.

Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьёт одно

Стаканом красное вино;

 

Он дамам к ручке не подходит;

Всё «да» да «нет»; не скажет "да-с"

Иль «нет-с». Таков был общий глас.

Что означала эта странная буква «с»?

(Это таинственное «с» — всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь», «сударь» — в «с». Этим «с» сопровождалось каждое обращение младшего по чину и сану к старшему, более важному чиновнику.)

10. Эта буква содержится в 12500 русских словах, в 2500 фамилиях граждан России, во многих тысячах географических названий России и мира. Однако её вытеснила из текстов внешне похожая, но совершенно другая буква — в связи с бурным развитием типографской деятельности, так как при типографском наборе её напечатание вызывало дополнительные материальные затраты. Межведомственная комиссия по русскому языку приняла решение законодательно закрепить использование этой буквы в типографских текстах. О какой букве идёт речь? (Буква «Ё»)

Сыщики

Найти на рисунке:

• все буквы русского алфавита по порядку. (На время представитель каждой команды ищёт по восемь-десять букв, идущих подряд;

• заданную ведущим букву. (Очко присуждается тому, кто первым показал предложенную ведущим букву.)

Занимательное сложение

Ведущий показывает всем командам карточки, на которых написана буква и в скобках некое понятие, которое надо вспомнить, чтобы получилось то слово, которое организатор игры называет устно. Например: На карточке написано Л + (имя) =. Ведущий говорит: «Музыкальный инструмент». Правильный ответ «Лира». Та команда, которая даст ответ быстрее соперников, получает один балл.

Э + (подъёмник) = отражающая поверхность (Экран)

П + (насекомое) = предлог для чего-нибудь (Повод)

X + (хищник) = помещение для скота (Хлев)

М + (суп) = насекомое (Муха)

Г + (цветок) = атмосферное явление (Гроза)

М + (музыкальный инструмент) = имя (Марфа)

Б + (часть бильярдного стола) = одежда (Блуза)

М + (змея) = родственник (Муж)

С + (занятие) = грызун (Сурок)

Ж + (транжир) = жадина (Жмот)

Д + (часть окна) = театральный жанр (Драма)

А + (часть собраний сочинений) = элемент (Атом)

У + (плохая оценка) = медицинская процедура (Укол)

С + (любитель мышей) = домашнее животное (Скот)

Начала и концы

Между командами проводится аукцион слов, которые начинаются и заканчиваются одной и той же буквой. Например: сеанс, топот, дрозд, рупор, казак, наган, шалаш, соус, наклон, кок и так далее.

Задание можно усложнить, предложив ребятам называть слова, которые начинаются и заканчиваются одним и тем же слогом. Например: канарейка, магма, картошка и так далее.

Второй (сложный) вариант можно немного подготовить, то есть дать время на обдумывание.

Измени приказ

Надо превратить приказ в существительное, добавив к каждому слову все три буквы.

• Вой! — Войско

• Иди! — Идиома

• Мой! — Мойшик

• Пей! — Пейзаж

• Спи! — Список

• Три! — Тритон

Похожие статьи:

Игры по по русскому языку с ответами, 9-10-11 класс

Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников по русскому языку

Конкурс знатоков русского языка для школьников старших классов

Интеллектуальная игра ко Дню рыбака для школьников старших классов с ответами. Сценарий

Сценарий конкурсной - игровой программы по безопасности для школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!