Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников по русскому языку
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся старших классов. Конкурсная-игровая программа «В начале было слово»
В конкурсе принимают участие две команды.
Ход мероприятия
Ведущий: Есть удивительная наука — филология. Её название буквально переводится с греческого как «любовь к слову». Нет наук любви к математике или биологии, или географии. А есть наука «любви к слову». Наверное, это не случайно. Ведь без слов не было бы ни одной науки.
Первые попытки объяснить, как появился человеческий язык, относятся к далёким временам: народы древнейших цивилизаций имели на этот счёт своё мнение, которое дошло до наших дней в виде мифов и легенд. Вот как сказители одного из старейших народов Южного Китая описывают историю первых людей на Земле:
Но недвижны были люди —
Положили их под солнце,
Там семь дней они лежали
И тогда лишь научились
По земле ходить и бегать.
Как дышать — не знали люди, —
Духи людям рты раскрыли
И вдохнули в них дыханье.
Но хо1пя дышать умели,
Речь ещё не знали люди —
Им кричали громко духи, —
Люди следом повторяли.
Но и слов ещё не знали
Говорить им стали духи,
Обучать словам их стали.
Говорить умели люди,
Но как петь, они не знали...
В основе древних мифов — уверенность в божественном происхождении языка, которая обычно сводилась к простому тезису: бог создал язык и научил людей пользоваться им. Причём первые уроки преподносил он сам или его помощники. Ими, как показывают сказания, могли быть духи. Греки считали, что язык дан Гермесом — вестником богов. Античные учёные попытались пересмотреть мифы и выстроить систему взглядов на происхождение языка. Диодор Сицилийский считал так:
«Что же касается перворождённых людей, то о них говорят, что они вели беспорядочный и звероподобный образ жизни... Так как на них нападали звери, то они стали взаимно помо- гат и совместными действиями добились успеха. Собираясь же вместе вследствие страха, они мало-помалу стали познавать знаки, подаваемые ими друг другу. Вначале голос их был бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они стали говорить членораздельно и в общении друг с другом стали устанавливать словесные символы относительно каждой из вещей, и таким образом они создали самим себе привычную речь обо всём существующем. А поскольку такие объединения людей образовывались по всей обитаемой Земле, то не один язык возник у всех людей, так как каждая из групп составляла слова, как ей пришлось». Как видим, эти слова, написанные древним философом, звучат поразительно современно.
Язык — величайший дар человечеству. Именно поэтому его изучают столько наук:
Лингвистика (от латинского lingua — «язык») — наука о языке, языковедение, языкознание.
Фонетика (от греческого phone — «звук») изучает способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.
Графика (от греческого grapho — «пишу», «черчу») устанавливает соотношения между буквами алфавита и звуками речи.
Орфография (от греческого orthos — «прямой, правильный» + grapho — «пишу») определяет и регулирует единообразное написание морфем, слов и их форм.
Орфоэпия (от греческого orthos — «правильный» + epos «речь») формирует правила образцового литературного произношения.
Фразеология (от греческого phrasis — «выражение» + logos «понятие», «слово») изучает устойчивые сочетания слов.
Синтаксис (от греческого syntaxis — «составление») изучает законы соединения слов и строения предложений.
Пунктуация (от латинского punctum — «точка») регулирует правильную расстановку знаков препинания в предложении.
Стилистика (от греческого stylos — «стерженёк для письма») определяет особенности употребления единиц языка в разных стилях речи.
Этимология (от греческого etymon — «истина» + logos — «учение») изучает происхождение слов.
И сегодня мы приглашаем к участию в Лингвистическом конкурсе юных филологов:
1-й конкурс. Вопросы о словах
1. Полвека назад в японском языке употребляли шестнадцать слов для обозначения местоимений «вы» и «ты». Нынешние японцы используют девять слов для обозначения понятий «отец» и «дочь», семь — для обозначения понятий «сын» и «муж», и одиннадцать слов употребляется для обозначения понятия «жена». А какое слово японцы вообще стараются не произносить?
(Это слово «нет». Оно считается грубым. Вместо этого говорят: «Да, мы, согласны полностью с вами, однако ввиду обстоятельств это было бы, может быть, сложновато, хотя...» Собеседник должен воспринять это как отказ и перестать настаивать.)
2. Это было в 1526 году. Португалец Жоржеш Менезиш совершал многомесячное плавание по островам Пряностей и Тихому океану. Корабль огибал западный конец безымянного острова, и капитан поинтересовался у стоявшего рядом малайского купца, что это за земля и какие люди на ней живут. «Какие люди? Да дикари! Чёрные и кучерявые». Так и стал весь народ этого острова называться «кучерявыми». А как это слово звучит по-малайски?
(«Папуа» — «кучерявый». А людей называют папуасами.)
3. Простота этой игры наводит на мысль, что она придумана в весьма отдалённые времена и пришла к нам от индусов или греков. А вот своё название она получила от латинских выражений «восхвалим господа» и «благодарение господу». Что это за игра?
(Домино. Игра в домино разрешалась в католических монастырях и религиозных общинах, а всякое дело там начиналось, как известно, с восхваления «имени божьего». И когда игрок выставлял первую кость, он произносил «бенедикамус домино» — «восхвалим господа». Или же: «домино гратиас» — «благодарение господу». Отсюда и получилось в сокращении «домино».)
4. Выражение «малиновый звон» — стройный звон колоколов — к малине никакого отношения не имеет. Так откуда же пришло к нам это словосочетание?
(Оно произошло от названия бельгийского города Малин (ныне Мехелен, с ударением на первом слоге, в провинции Антверпен.) Главной достопримечательностью города считается древний собор Сент-Ромбаутскерк, всемирно известный звоном своих колоколов.)
5. Какая ягода получила своё название благодаря алой окраске ягод, напоминающей цвет раскалённого металла? (Калина)
6. Средневековые циркачи, показывая свои номера с превращениями, в самый важный момент представления выкрикивали «волшебные» слова и тем самым совершали страшный безбожный поступок: передразнивали католических священников. Какие же слова они говорили?
(Фокус-покус. Священники в те далёкие времена во время мессы ежедневно совершали «чудо», якобы превращая на алтаре вино в кровь, а хлеб — в тело Христово. При этом они громко провозглашали таинственные латинские слова «Хок э cm корпус меум» (значащие: вот тело моё). В этот момент и совершалось «чудо». Скоморохи, сами ни во что не верившие, чтобы произвести пущий эффект на зрителей, горланили похожие заклинания, звуками напоминающие «настоящие слова».)
7. В начале восемнадцатого века это слово употреблялось в значении «ограда, стена, забор». А уже в первой половине двадцатого века оно употребляется в значении «надёжная защита, твердыня». Оно звучало в Гимне Советского Союза как определение «Отечества нашего свободного». О каком слове идёт речь?
(Оплот. «Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот».)
8. Какое слово перешло из христианской терминологии в армейский язык и стало «боевым»?
(Крещение. «Боевое крещение» — это первое участие в бою.)
9. В русский язык это французское слово пришло в конце восемнадцатого века. Первоначально так называли срочную почту, доставлявшую письма, донесения специальными посылками, которые сменяли друг друга в пути в определённых пунктах. Когда в спорте ввели новый вид соревнований со сменой участников команды, оно обрело новую жизнь уже в спортивном мире. Сейчас оно означает ещё и «преемственность в каком-то деле». Что это за слово?
(Эстафета. «Эстафета поколений». «Эстафета славы».)
10. Род пехоты в армиях европейских стран семнадцато- го-двадцатого веков получил своё название от французского слова «граната». Первоначально так называли солдат-гранатомётчиков, появившихся в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.). Сейчас этим словом называют человека высокого роста и могучего телосложения. Как бы вы назвали такого человека, учитывая всё вышесказанное?
11. Сначала (в девятом-одиннадцатом веках) это слово обозначало «союзника; товарища по клятве; воина, давшего присягу». В семнадцатом веке так называли всех скандинавов. В девятнадцатом веке этим словом стали называть скупщика всякой всячины, разъезжающего по деревням. В настоящее время так называют постороннего человека, приглашённого для помощи или, вообще всякого постороннего человека, работающего по найму. Вспомните это слово.
1.12. Дикарём в семнадцатом веке называли человека, принадлежащего к племени, которое находилось в первобытном состоянии. В первой половине девятнадцатого века у этого слова появляется значение «удаляющийся от людского общества, застенчивый человек». А как такого человека называли до девятнадцатого века?
2-й конкурс. Сложные слова
Командам предлагается на время написать как можно больше слов, составленных из:
1. Наречия и прилагательного (многодневный, многовековой, сверхчувствительный, многоуважаемый, вялотекущий, вперёдсмотрящий, быстродействующий, чистопородный, простонародный, вечнозелёный и так далее).
2. Сокращенного прилагательного и существительного (культпоход, партбюро, политинформация, загранпаспорт, электрошок, универмаг, автостанция, трампарк, исполком, штрафбат и так далее).
3-й конкурс. Лингвистическая арифметика
Ведущий читает примеры на сложение или показывает их на плакатах. Команды должны заменить слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным:
• (Мера веса, равная 16 кг) + (Новогоднее дерево) = Порода собаки
Ответ: Пудель
• (Любимое слово вороны) + (Главная карта в колоде) = Головной убор
Ответ: Картуз
• (То, против чего нет приёма) + (Нервное подёргивание) = Кусочек
Ответ: Ломтик
• (Наказание) + (Неглубокое место) = Сорт конфет
Ответ: Карамель
• (Алкогольный напиток) + (Атмосферные осадки) = Фрукт
Ответ: Виноград
• (Чем является кислород) + (Хвойное дерево) = Антилопа
Ответ: Газель
• (Главная песня страны) + (Часть света) = Учебное заведение
Ответ: Гимназия
• (Нота) + (Костяные наросты на голове у некоторых животных) = Путь
Ответ: Дорога
• (Нота) + (Конечность) = Рыба
Ответ: Минога
4-й конкурс. Работа над ошибками
Героиня книги Натальи Нестеровой «Сделайте погромче» Нина преподает с иностранным студентам русский язык. Ей приходится проверять весьма забавные работы своих учеников.
Командам выдаются тексты, ребята должны исправить все ошибки (грамматические и лингвистические).
Первой команде. «Аднажды меня заболел выступающий боль и пришло хныкание. Я боялся доктор местами которыми в детстве проникали уколы. Но русский доктор была нежный и я возвысился. Доктор много хорошо писи мне рецепт. В аптеке я плачит в касса и дают любезные пилюли. Теперь я здоровый и похожий крупный рогатый скот».
Второй команде. «Сосинение «В магазине». Я всегда лублу разные ботинки. Поэтому меня пошла в магазин и отуфлил- ся. Потом я силно хотел поедать продукты еды. Я прибыл в магазин для мяса, колбасы, сарделек и других сисок. Русская еда мне лубовна. Особенно пелмень и океанская рыба в снегу. После пищного магазина моя пошла товарить блюки и другие рубашки. Очень дарагая поэтому я не купленный и только кусать коленки».
5-й конкурс. Слова те же, смысл другой
По одному игроку от команды получают текст — отрывок из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Они должны прочитать его выразительно, учитывая все знаки препинания.
Первой команде.
Не думайте. Коль мы не угодим,
Что может быть. У нас желанья мало
Искусством скромным вас занять своим.
Вот нашего конца сейчас начало.
Мы не жалеем своего труда
Вас оскорблять. Не входит в наши цели
Вас развлекать. Явились мы сюда
Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,
Актёры здесь. Их стоит показать,
Чтоб вы узнали всё, что надо знать.
Второй команде.
Не думайте, коль мы не угодим,
Что может быть у нас желанья мало
Искусством скромным вас занять своим.
Вот нашего конца сейчас начало.
Мы не жалеем своего труда.
Вас оскорблять не входит в наши цели,
Вас развлекать явились мы сюда.
Не с тем, чтоб вы об этом пожалели,
Актёры здесь. Их стоит показать,
Чтоб вы узнали всё, что надо знать.
6-й конкурс. Какая связь?
В конкурсе принимают участие по одному-два человека от команды. Они должны немного подумать и сделать доклад на тему: «Какая связь между этими словами?».
Можно предложить ребятам следующие пары слов:
• чёрт и чёрточка;
• гусь и гусеница;
• халат и халатность;
• спид и аспид;
• амёба и амбиция;
• мат и математика.
7-й конкурс. Объясни иностранцу
Один-два человека от команды получают карточки, на которых написано по одному слову. Это глаголы в неопределённой форме. Ребята немного думают, а потом объясняют значение этих глаголов ребятам своей команды. Чем меньше времени на объяснение затратит игрок, тем выше балл он получит.
Можно использовать следующие слова: отличиться, чваниться, насупиться, расхлябаться, выпендриваться, тусоваться, прикалываться, угорать.
8-й конкурс. Аукцион слов
Ведущий напоминает ребятам, что большинство слов, начинающихся на буквы А, Э, Ф — это заимствованные из других языков слова. А вот звука, обозначаемого буквой «Щ», нет ни в греческом, ни в латинском, ни в английском, ни в немецком, ни во французском, ни в ... Это специфически славянский звук.
Командам предлагается принять участие в аукционе слов, начинающихся на буквы Э, Ф или Щ.
Команда, затруднившаяся назвать очередное слово, выбывает из этого конкурса.
9-й конкурс. Пословицы — синонимы
Каждая команда получает карточку с иностранной пословицей. Надо назвать её русский эквивалент:
• Шумерская. «Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот».
(Хочешь мира — готовься к войне.)
• Шумерская. «Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову».
(Из огня да в полымя.)
• Английская. «Посоветуйся со своей подушкой».
(Утро вечера мудренее.)
• Японская. «Торчащий гвоздь забивают по самую шляпку».
(Бешеной собаке хвост рубят по уши.)
10-й конкурс. Путаница
В конкурсе участвуют по одному игроку от команды. Ведущий зачитывает нелепую фразу, составленную из половинок известных пословиц. Игроки должны назвать правильно и первую, и вторую пословицы. Если обе названы правильно, игрок получает два балла, если только одна — один балл.
• Шило в мешке ногам покоя не даёт.
(Шило в мешке не утаишь. Дурная голова ногам покоя не даёт.)
• Один за всех, а семеро с ложкой.
(Один за всех, а все за одного. Один в поле с сошкой, а семеро с ложкой.)
• Снявши голову — голому рубашка.
(Снявши голову, по волосам не плачут. С миру по нитке — голому рубашка.)
• Не было ни гроша, так черти накачали.
(Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не было печали, так черти накачали.)
• Что посеешь, того не вырубишь топором.
(Что посеешь, то и пожнёшь. Что написано пером, не вырубишь топором.)
• Что с возу упало, то у пьяного на языке.
(Что с возу упало, то пропало. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.)
• Была бы спина, а мясо нарастёт.
(Была бы спина, найдётся и вина. Были бы кости, а мясо нарастёт.)
• Не верь речам, полезай в кузов.
(Не верь речам, верь своим очам. Назвался груздём — полезай в кузов.)
11-й конкурс. Старые пословицы на новый лад
Ведущий произносит новую шутливую пословицу, команды должны вспомнить её старый вариант.
• Готовь сноуборд летом, а виндсёрфинг зимой.
• На воре и шапка моя, и куртка.
• Кто рано встаёт, тот всех достаёт.
• Один с вонючей палочкой, семеро с зажигалочкой.
• Баба в воду — Ихтиандру легче!
• Не так страшен чёрт, как его Малевич.
• Семь раз отпей, один раз облей.
• Не суйся в воду возле химзаводу.
• Что посеешь — фиг найдёшь.
• По прикиду встречают, по понятиям провожают.
• Мал воротник, да давит.
• Чья бы гитара бренчала, а твоя бы молчала.
• В доме шпиона не говорят о вербовке.
• И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память.
• Любишь кататься — люби и катайся.
• Дарёному коню кулаками не машут.
• Неточность — вежливость снайперов.
• У семерых козлов и волк без глазу.
• Будешь много знать, не дадут состариться.
• Мёртвых бояться — в морг не ходить.
• Не плюй в кошелёк — пригодится за товар расплатиться.
• Взялся за гуж — не забудь сходить в душ.
• Назвался груздём — лечись дальше.
• Одна голова хорошо, а с туловищем лучше.
12-й конкурс. Субстантивация
Ведущий напоминает ребятам, что переход прилагательных и причастий в существительные называется субстантивацией (от латинского слова substantive — существительное).
Для примера можно привести слова «портной» и «мастеровой». Ещё в семнадцатом веке они встречались в своей первоначальной роли прилагательных-определений. Тогда говорили «портной швец» или «портной мастер», «мастеровой человек».
Командам на выполнение задания даётся время. Они должны за одну-две минуты написать на листах как можно больше прилагательных и причастий, ставших существительными.
(Возможные ответы: русский, ведущий, золотой, водяной, городовой, раненый, прохожий, учёный, штрафной, одиннадцатиметровый, пьяный, влюблённый, покойный, глухонемой, новорождённый, больной, выходной, постовой, ссыльный, рабочий, заключённый и так далее.)
13-й конкурс. Синонимы
Ведущий показывает командам карточки, на которых написаны определения. Надо найти синоним словам, стоящим за скобками:
• карточная игра (....) стержень с резьбой — (винт)
• залив (....) часть лица — (губа)
• лес (....) химический элемент — (бор)
• скамья (....) магазин — (лавка)
• кабина (....) сеча — (рубка)
• шалость (.... ) болезнь — (проказа)
• собака (....) прейскурант — (такса)
• гримаса (....) снаряд — (мина)
• собака (....) кожа — (лайка)
• должность (....) воздержание от пищи (пост)
• овраг (.....) опорный брус (балка)
• металл (....) кожа (хром)
• супружество (....) изъян (брак)
• животное (....) монах (лама)
• битва( )ругань (брань)
• родник (....) отмычка (ключ)
• ткань (...) состояние вещества (газ)
• рыба (....) наклонная поверхность (скат)
• насыпь (...) вращающийся стержень (вал)
• часть одежды (....) грузоподъёмный механизм (ворот)
• животное (....) нежность (ласка)
• самовольный уход (....) молодая ветка (побег)
• предлог (....) ремень узды (повод)
14-й конкурс. Концы и начала
Командам предлагается подобрать самостоятельное слово, которое бы подходило для окончания первого слова и начала второго:
• ме (...) олад (шок)
• прик (..) ья (лад)
• апо (....) б (стол)
• ам (...) ан (бар)
• кес (...) ет (сон)
• по (...) арь (ток)
• беге (...) ор (мот)
• пи (...) ок (лот)
• вам (...) амида (пир)
• контр (...) ив (акт)
• у (...) ова (гол)
• свир (...) ник (ель)
• ро (...) еха (пот)
• рас (...) ос (кол)
• го (...) кот (бой)
• сна (...) овой (ряд)
• пе (...) ол (сок)
• та (...) ат (пир)
• бал (...) еда (бес)
• дик ( ) ец (образ)
• са (...) он (рай)
• ковер (...)лета (кот)
• каб (...) ошко (лук)
• с (...) окно (тол)
• га (...) рель (мак)
• г (...) ожа (рог)
15-й конкурс. И кто-то, и что-то
Ведущий предлагает командам вспомнить имена мифологических героев, которые в современном языке приобрели новые значения:
1. И древнегреческий бог солнца, покровитель земледелия, наук и искусств, и красивая крупная дневная бабочка с круглыми чёрными и красными пятнами на белых или бледно- жёлтых крыльях, и американский космический корабль. (Аполлон)
2. И древнеримская богиня любви и красоты, и вторая от Солнца планета. (Венера)
3. И римский бог войны, и шоколадный батончик. (Марс)
4. И древнеримский мифологический герой, обладавший необыкновенной физической силой, и овсяная каша. (Геркулес)
5. И дитя бога неба и богини земли, посягнувший на власть самого Зевса, и нагревательный прибор, и лёгкий, тугоплавкий, прочный металл. (Титан)
6. И древнегреческий бог неба, и радиактивный химический элемент, и планета Солнечной системы. (Уран)
7. И древнегреческий властитель Ливии — сын Посейдона (бога морей) и Геи, который был непобедим, пока соприкасался с матерью-землёй Геей, и грузоподъёмный транспортный турбовинтовой самолёт. (Антей)
8. И семь дочерей титана Атланта, и созвездие, и (в единственном числе) группа талантливых, выдающихся поэтов, политических деятелей, военачальников. (Плеяда (ы))
9. И лидийская девушка, искусная рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве, и паук. (Арахна)
10. И дочь эфиопского царя, спасённая от чудовища Персеем, и созвездие, и туманность. (Андромеда)
11. И греческая богиня-целительница, дочь Асклепия, и средство от любой болезни. (Панацея)
12. И прекрасный греческий юноша, сын беотийского речного бога Кефиса и нимфы Лириопы, и цветок. (Нарцисс)
16-й конкурс. Один из четырёх
Ведущий зачитывает четыре определения к слову. Команды должны выбрать правильное и поднять карточку с соответствующей буквой.
1. Эвмфемизм:
A. Устаревшее выражение.
Б. Форма иносказания. +
B. Ругательство.
Г. Язык жестов.
(Эвмфемизм — форма иносказания, более мягкое слово или выражение вместо резкого: «человек почтенного возраста» вместо «старик» или «не сочиняйте» вместо «не врите».)
2. Тавтология:
A. Излишнее повторение. +
Б. Цветистое выражение.
B. Звукоподражание.
Г. Ненормативная лексика.
(Тавтология — излишнее повторение тех же или близких по смыслу слов: «Самым наилучшим образом» или всем известное «Масло масленое».)
3. Верлибр:
A. Неизменяемая форма.
Б. Слово-паразит.
B. Жаргон.
Г. Нерифмованные стихи. +
(Верлибр — свободный стих, нерифмованные поэтические строки: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё!» — Михаил Юрьевич Лермонтов)
4. Пуризм:
A. Обогащение словарного запаса.
Б. Борьба с заимствованиями. +
B. Коверканье звуков.
Г. Канцеляризм.
(Пуризм — борьба с иноязычными заимствованиями. Во времена В.Г. Белинского были возражения против употребления иноземного слова литература, вытеснившего словесность и письменность.)
5. Императив:
A. Значение слова.
Б. Логические ударение.
B. Повелительное наклонение. +
Г. Шаблон.
(Императив — повелительное наклонение глагола, повеление или побуждение к совместному действию: послушайте, пойдёмте.)
6. Аббревиатура:
A. Падежная форма.
Б. Сложносокращённое слово.+
B. Перевёртыш.
Г. Созвучие гласных.
(Аббревиатура — слово, образованное из начальных букв или элементов исходного словосочетания, например: НЭП, ООН, УВД, ГАИ, КПРФ...)
7. Вербальный:
A. Вульгарный.
Б. Грамматически правильный.
B. Описательный.
Г. Словесный. +
(Вербальный — облечённый в словесную форму, устный. Например: вербальный договор — договор, заключённый на словах.)
8. Варваризм:
A. Противоречие.
Б. Брань.
B. Иностранное слово, воспринимаемое как чужеродное. +
Г. Неправильное ударение.
(Варваризм — иностранное слово, воспринимаемое как чужеродное, имеющее специфическую сферу употребления: драйв.)
9. Флексия:
А. Краткая форма.
Б. Основа слова.
В. Окончание. +
Г. Образ.
(Флексия — окончание слова: роза, розой.)
10. Контекст:
A. Логически законченный отрывок. +
Б. Искусственный язык.
B. Скрытый смысл.
Г. Официальный стиль.
(Контекст — законченная в смысловом отношении часть текста, в пределах которого становится ясным смысл. Вырванное из контекста выражение может быть истолковано иначе.)
11. Калькирование:
A. Передразнивание.
Б. Способ словообразования. +
B. Грамматическая ошибка.
Г. Бессвязный пересказ.
(Калькирование — способ образования новых слов путём буквального перевода структуры иностранного слова: имя Золушка произошло от французского Cendrillion (Cendre — зола).)
12. Аллитерация:
A. Звуковой повтор. +
Б. Сравнение.
B. Рифма.
Г. Вежливая форма.
(Аллитерация — звуковой повтор одинаковых согласных, придающих особую выразительность художественному тексту: «чуждый чарам чёрной чёлн» — Константин Дмитриевич Бальмонт.)
13. Инверсия:
А. Ошибка в пунктуации.
Б. Заимствование.
В. Изменение порядка слов. +
Г. Устойчивое выражение.
(Инверсия — изменение обычного порядка слов. Используется для выделения определённого слова или для придания предложению особого смысла: «Одна я в театр не пойду». Любимый приём Владимира Владимировича Маяковского.)
14. Гипербола:
A. Высокий стиль.
Б. Преувеличение. +
B. Эмоциональное высказывание.
Г. Ударный слог.
(Гипербола — образное преувеличение, усиливающее выразительность высказывания. «Мы уже сто лет не виделись».)
15. Омоним:
A. Цитата.
Б. Новый термин.
B. Одинаково звучащие слова с разным значением. +
Г. Модное словечко.
(Омоним — слова, одинаковое звучащие, но с разным значением: ключ (к двери и родник).)
16. Этимология:
A. Избитое выражение.
Б. Изучение сленга.
B. Стиль речи.
Г. Происхождение слова. +
(Этимология — происхождение слова; его родственные отношения с другими словами этого или другого языка.)
17. Оксюморон:
A. Сочетание противоречивых понятий.
Б. Шутливое четверостишие.
B. Неполное предложение.
Г. Смешение стилей. +
(Оксюморон — намеренное сочетание противоречивых понятий: «живой труп», «убогая роскошь».)
Пока жюри подводит итоги конкурса, стоит напомнить ребятам, как важно бережно относиться с тончайшей материей языка. И для того, чтобы острее почувствовать эту необходимость, можно зачитать перлы из школьных сочинений:
• Линолеум на полу постелил папа, очень похожий на паркет.
• Неожиданно я увидел чей-то топот.
• Санька потёр карандашом лоб и постучал им по столу.
• У него были голубые глаза с родинкой на правой щеке.
• К берегу подплыл баркас, и девочка бросилась ему на шею.
• На переменах мы катались по перилам с первого на третий этаж.
• Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.
• На берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось всё наоборот.
• Денис повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза.
• Некрасов был прикован к постели раком.
Похожие статьи:
Интеллектуальные гонки для старшеклассников с ответами. Сценарий
Интеллектуальная игра ко Дню рыбака для школьников старших классов с ответами. Сценарий
Сценарий интеллектуальной конкурсной программы для старшеклассников
Игры по по русскому языку с ответами, 9-10-11 класс
Конкурс знатоков русского языка для школьников старших классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!