Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников по русскому языку

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся старших классов. Конкурсная-игровая программа «В начале было слово»

В конкурсе принимают участие две команды.

Ход мероприятия

Ведущий: Есть удивительная наука — филология. Её название буквально переводится с греческого как «любовь к слову». Нет наук любви к математике или биологии, или географии. А есть наука «любви к слову». Наверное, это не случайно. Ведь без слов не было бы ни одной науки.

Первые попытки объяснить, как появился человеческий язык, относятся к далёким временам: народы древнейших цивилизаций имели на этот счёт своё мнение, которое дошло до наших дней в виде мифов и легенд. Вот как сказители одного из старейших народов Южного Китая описывают историю первых людей на Земле:

Но недвижны были люди —

Положили их под солнце,

Там семь дней они лежали

И тогда лишь научились

По земле ходить и бегать.

Как дышать — не знали люди, —

Духи людям рты раскрыли

И вдохнули в них дыханье.

Но хо1пя дышать умели,

Речь ещё не знали люди —

Им кричали громко духи, —

Люди следом повторяли.

Но и слов ещё не знали

Говорить им стали духи,

Обучать словам их стали.

Говорить умели люди,

Но как петь, они не знали...

В основе древних мифов — уверенность в божественном происхождении языка, которая обычно сводилась к простому тезису: бог создал язык и научил людей пользоваться им. Причём первые уроки преподносил он сам или его помощники. Ими, как показывают сказания, могли быть духи. Греки считали, что язык дан Гермесом — вестником богов. Античные учёные попытались пересмотреть мифы и выстроить систему взглядов на происхождение языка. Диодор Сицилийский считал так:

«Что же касается перворождённых людей, то о них говорят, что они вели беспорядочный и звероподобный образ жизни... Так как на них нападали звери, то они стали взаимно помо- гат и совместными действиями добились успеха. Собираясь же вместе вследствие страха, они мало-помалу стали познавать знаки, подаваемые ими друг другу. Вначале голос их был бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они стали говорить членораздельно и в общении друг с другом стали устанавливать словесные символы относительно каждой из вещей, и таким образом они создали самим себе привычную речь обо всём существующем. А поскольку такие объединения людей образовывались по всей обитаемой Земле, то не один язык возник у всех людей, так как каждая из групп составляла слова, как ей пришлось». Как видим, эти слова, написанные древним философом, звучат поразительно современно.

Язык — величайший дар человечеству. Именно поэтому его изучают столько наук:

Лингвистика (от латинского lingua — «язык») — наука о языке, языковедение, языкознание.

Фонетика (от греческого phone — «звук») изучает способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

Графика (от греческого grapho — «пишу», «черчу») устанавливает соотношения между буквами алфавита и звуками речи.

Орфография (от греческого orthos — «прямой, правильный» + grapho — «пишу») определяет и регулирует единообразное написание морфем, слов и их форм.

Орфоэпия (от греческого orthos — «правильный» + epos «речь») формирует правила образцового литературного произношения.

Фразеология (от греческого phrasis — «выражение» + logos «понятие», «слово») изучает устойчивые сочетания слов.

Синтаксис (от греческого syntaxis — «составление») изучает законы соединения слов и строения предложений.

Пунктуация (от латинского punctum — «точка») регулирует правильную расстановку знаков препинания в предложении.

Стилистика (от греческого stylos — «стерженёк для письма») определяет особенности употребления единиц языка в разных стилях речи.

Этимология (от греческого etymon — «истина» + logos — «учение») изучает происхождение слов.

И сегодня мы приглашаем к участию в Лингвистическом конкурсе юных филологов:

1-й конкурс. Вопросы о словах

1. Полвека назад в японском языке употребляли шестнадцать слов для обозначения местоимений «вы» и «ты». Нынешние японцы используют девять слов для обозначения понятий «отец» и «дочь», семь — для обозначения понятий «сын» и «муж», и одиннадцать слов употребляется для обозначения понятия «жена». А какое слово японцы вообще стараются не произносить?

(Это слово «нет». Оно считается грубым. Вместо этого говорят: «Да, мы, согласны полностью с вами, однако ввиду обстоятельств это было бы, может быть, сложновато, хотя...» Собеседник должен воспринять это как отказ и перестать настаивать.)

2. Это было в 1526 году. Португалец Жоржеш Менезиш совершал многомесячное плавание по островам Пряностей и Тихому океану. Корабль огибал западный конец безымянного острова, и капитан поинтересовался у стоявшего рядом малайского купца, что это за земля и какие люди на ней живут. «Какие люди? Да дикари! Чёрные и кучерявые». Так и стал весь народ этого острова называться «кучерявыми». А как это слово звучит по-малайски?

(«Папуа» — «кучерявый». А людей называют папуасами.)

3. Простота этой игры наводит на мысль, что она придумана в весьма отдалённые времена и пришла к нам от индусов или греков. А вот своё название она получила от латинских выражений «восхвалим господа» и «благодарение господу». Что это за игра?

(Домино. Игра в домино разрешалась в католических монастырях и религиозных общинах, а всякое дело там начиналось, как известно, с восхваления «имени божьего». И когда игрок выставлял первую кость, он произносил «бенедикамус домино» — «восхвалим господа». Или же: «домино гратиас» — «благодарение господу». Отсюда и получилось в сокращении «домино».)

4. Выражение «малиновый звон» — стройный звон колоколов — к малине никакого отношения не имеет. Так откуда же пришло к нам это словосочетание?

(Оно произошло от названия бельгийского города Малин (ныне Мехелен, с ударением на первом слоге, в провинции Антверпен.) Главной достопримечательностью города считается древний собор Сент-Ромбаутскерк, всемирно известный звоном своих колоколов.)

5. Какая ягода получила своё название благодаря алой окраске ягод, напоминающей цвет раскалённого металла? (Калина)

6. Средневековые циркачи, показывая свои номера с превращениями, в самый важный момент представления выкрикивали «волшебные» слова и тем самым совершали страшный безбожный поступок: передразнивали католических священников. Какие же слова они говорили?

(Фокус-покус. Священники в те далёкие времена во время мессы ежедневно совершали «чудо», якобы превращая на алтаре вино в кровь, а хлеб — в тело Христово. При этом они громко провозглашали таинственные латинские слова «Хок э cm корпус меум» (значащие: вот тело моё). В этот момент и совершалось «чудо». Скоморохи, сами ни во что не верившие, чтобы произвести пущий эффект на зрителей, горланили похожие заклинания, звуками напоминающие «настоящие слова».)

7. В начале восемнадцатого века это слово употреблялось в значении «ограда, стена, забор». А уже в первой половине двадцатого века оно употребляется в значении «надёжная защита, твердыня». Оно звучало в Гимне Советского Союза как определение «Отечества нашего свободного». О каком слове идёт речь?

(Оплот. «Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот».)

8. Какое слово перешло из христианской терминологии в армейский язык и стало «боевым»?

(Крещение. «Боевое крещение» — это первое участие в бою.)

9. В русский язык это французское слово пришло в конце восемнадцатого века. Первоначально так называли срочную почту, доставлявшую письма, донесения специальными посылками, которые сменяли друг друга в пути в определённых пунктах. Когда в спорте ввели новый вид соревнований со сменой участников команды, оно обрело новую жизнь уже в спортивном мире. Сейчас оно означает ещё и «преемственность в каком-то деле». Что это за слово?

(Эстафета. «Эстафета поколений». «Эстафета славы».)

10. Род пехоты в армиях европейских стран семнадцато- го-двадцатого веков получил своё название от французского слова «граната». Первоначально так называли солдат-гранатомётчиков, появившихся в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.). Сейчас этим словом называют человека высокого роста и могучего телосложения. Как бы вы назвали такого человека, учитывая всё вышесказанное? (Гренадер)

11. Сначала (в девятом-одиннадцатом веках) это слово обозначало «союзника; товарища по клятве; воина, давшего присягу». В семнадцатом веке так называли всех скандинавов. В девятнадцатом веке этим словом стали называть скупщика всякой всячины, разъезжающего по деревням. В настоящее время так называют постороннего человека, приглашённого для помощи или, вообще всякого постороннего человека, работающего по найму. Вспомните это слово. (Варяг)

1.12. Дикарём в семнадцатом веке называли человека, принадлежащего к племени, которое находилось в первобытном состоянии. В первой половине девятнадцатого века у этого слова появляется значение «удаляющийся от людского общества, застенчивый человек». А как такого человека называли до девятнадцатого века?   (Нелюдим)

2-й конкурс. Сложные слова

Командам предлагается на время написать как можно больше слов, составленных из:

1. Наречия и прилагательного (многодневный, многовековой, сверхчувствительный, многоуважаемый, вялотекущий, вперёдсмотрящий, быстродействующий, чистопородный, простонародный, вечнозелёный и так далее).

2. Сокращенного прилагательного и существительного (культпоход, партбюро, политинформация, загранпаспорт, электрошок, универмаг, автостанция, трампарк, исполком, штрафбат и так далее).

3-й конкурс. Лингвистическая арифметика

Ведущий читает примеры на сложение или показывает их на плакатах. Команды должны заменить слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным:

• (Мера веса, равная 16 кг) + (Новогоднее дерево) = Порода собаки

Ответ: Пудель

• (Любимое слово вороны) + (Главная карта в колоде) = Головной убор

Ответ: Картуз

• (То, против чего нет приёма) + (Нервное подёргивание) = Кусочек

Ответ: Ломтик

• (Наказание) + (Неглубокое место) = Сорт конфет

Ответ: Карамель

• (Алкогольный напиток) + (Атмосферные осадки) = Фрукт

Ответ: Виноград

• (Чем является кислород) + (Хвойное дерево) = Антилопа

Ответ: Газель

• (Главная песня страны) + (Часть света) = Учебное заведение

Ответ: Гимназия

• (Нота) + (Костяные наросты на голове у некоторых животных) = Путь

Ответ: Дорога

• (Нота) + (Конечность) = Рыба

Ответ: Минога

4-й конкурс. Работа над ошибками

Героиня книги Натальи Нестеровой «Сделайте погромче» Нина преподает с иностранным студентам русский язык. Ей приходится проверять весьма забавные работы своих учеников.

Командам выдаются тексты, ребята должны исправить все ошибки (грамматические и лингвистические).

Первой команде. «Аднажды меня заболел выступающий боль и пришло хныкание. Я боялся доктор местами которыми в детстве проникали уколы. Но русский доктор была нежный и я возвысился. Доктор много хорошо писи мне рецепт. В аптеке я плачит в касса и дают любезные пилюли. Теперь я здоровый и похожий крупный рогатый скот».

Второй команде. «Сосинение «В магазине». Я всегда лублу разные ботинки. Поэтому меня пошла в магазин и отуфлил- ся. Потом я силно хотел поедать продукты еды. Я прибыл в магазин для мяса, колбасы, сарделек и других сисок. Русская еда мне лубовна. Особенно пелмень и океанская рыба в снегу. После пищного магазина моя пошла товарить блюки и другие рубашки. Очень дарагая поэтому я не купленный и только кусать коленки».

5-й конкурс. Слова те же, смысл другой

По одному игроку от команды получают текст — отрывок из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Они должны прочитать его выразительно, учитывая все знаки препинания.

Первой команде.

Не думайте. Коль мы не угодим,

Что может быть. У нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда

Вас оскорблять. Не входит в наши цели

Вас развлекать. Явились мы сюда

Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,

Актёры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали всё, что надо знать.

Второй команде.

Не думайте, коль мы не угодим,

Что может быть у нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда.

Вас оскорблять не входит в наши цели,

Вас развлекать явились мы сюда.

Не с тем, чтоб вы об этом пожалели,

Актёры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали всё, что надо знать.

6-й конкурс. Какая связь?

В конкурсе принимают участие по одному-два человека от команды. Они должны немного подумать и сделать доклад на тему: «Какая связь между этими словами?».

Можно предложить ребятам следующие пары слов:

• чёрт и чёрточка;

• гусь и гусеница;

• халат и халатность;

• спид и аспид;

• амёба и амбиция;

• мат и математика.

7-й конкурс. Объясни иностранцу

Один-два человека от команды получают карточки, на которых написано по одному слову. Это глаголы в неопределённой форме. Ребята немного думают, а потом объясняют значение этих глаголов ребятам своей команды. Чем меньше времени на объяснение затратит игрок, тем выше балл он получит.

Можно использовать следующие слова: отличиться, чваниться, насупиться, расхлябаться, выпендриваться, тусоваться, прикалываться, угорать.

8-й конкурс. Аукцион слов

Ведущий напоминает ребятам, что большинство слов, начинающихся на буквы А, Э, Ф — это заимствованные из других языков слова. А вот звука, обозначаемого буквой «Щ», нет ни в греческом, ни в латинском, ни в английском, ни в немецком, ни во французском, ни в ... Это специфически славянский звук.

Командам предлагается принять участие в аукционе слов, начинающихся на буквы Э, Ф или Щ.

Команда, затруднившаяся назвать очередное слово, выбывает из этого конкурса.

9-й конкурс. Пословицы — синонимы

Каждая команда получает карточку с иностранной пословицей. Надо назвать её русский эквивалент:

• Шумерская. «Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот».

(Хочешь мира — готовься к войне.)

• Шумерская. «Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову».

(Из огня да в полымя.)

• Английская. «Посоветуйся со своей подушкой».

(Утро вечера мудренее.)

• Японская. «Торчащий гвоздь забивают по самую шляпку».

(Бешеной собаке хвост рубят по уши.)

10-й конкурс. Путаница

В конкурсе участвуют по одному игроку от команды. Ведущий зачитывает нелепую фразу, составленную из половинок известных пословиц. Игроки должны назвать правильно и первую, и вторую пословицы. Если обе названы правильно, игрок получает два балла, если только одна — один балл.

• Шило в мешке ногам покоя не даёт.

(Шило в мешке не утаишь. Дурная голова ногам покоя не даёт.)

• Один за всех, а семеро с ложкой.

(Один за всех, а все за одного. Один в поле с сошкой, а семеро с ложкой.)

• Снявши голову — голому рубашка.

(Снявши голову, по волосам не плачут. С миру по нитке — голому рубашка.)

• Не было ни гроша, так черти накачали.

(Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не было печали, так черти накачали.)

• Что посеешь, того не вырубишь топором.

(Что посеешь, то и пожнёшь. Что написано пером, не вырубишь топором.)

• Что с возу упало, то у пьяного на языке.

(Что с возу упало, то пропало. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.)

• Была бы спина, а мясо нарастёт.

(Была бы спина, найдётся и вина. Были бы кости, а мясо нарастёт.)

• Не верь речам, полезай в кузов.

(Не верь речам, верь своим очам. Назвался груздём — полезай в кузов.)

11-й конкурс. Старые пословицы на новый лад

Ведущий произносит новую шутливую пословицу, команды должны вспомнить её старый вариант.

• Готовь сноуборд летом, а виндсёрфинг зимой.

• На воре и шапка моя, и куртка.

• Кто рано встаёт, тот всех достаёт.

• Один с вонючей палочкой, семеро с зажигалочкой.

• Баба в воду — Ихтиандру легче!

• Не так страшен чёрт, как его Малевич.

• Семь раз отпей, один раз облей.

• Не суйся в воду возле химзаводу.

• Что посеешь — фиг найдёшь.

• По прикиду встречают, по понятиям провожают.

• Мал воротник, да давит.

• Чья бы гитара бренчала, а твоя бы молчала.

• В доме шпиона не говорят о вербовке.

• И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память.

• Любишь кататься — люби и катайся.

• Дарёному коню кулаками не машут.

• Неточность — вежливость снайперов.

• У семерых козлов и волк без глазу.

• Будешь много знать, не дадут состариться.

• Мёртвых бояться — в морг не ходить.

• Не плюй в кошелёк — пригодится за товар расплатиться.

• Взялся за гуж — не забудь сходить в душ.

• Назвался груздём — лечись дальше.

• Одна голова хорошо, а с туловищем лучше.

12-й конкурс. Субстантивация

Ведущий напоминает ребятам, что переход прилагательных и причастий в существительные называется субстантивацией (от латинского слова substantive — существительное).

Для примера можно привести слова «портной» и «мастеровой». Ещё в семнадцатом веке они встречались в своей первоначальной роли прилагательных-определений. Тогда говорили «портной швец» или «портной мастер», «мастеровой человек».

Командам на выполнение задания даётся время. Они должны за одну-две минуты написать на листах как можно больше прилагательных и причастий, ставших существительными.

(Возможные ответы: русский, ведущий, золотой, водяной, городовой, раненый, прохожий, учёный, штрафной, одиннадцатиметровый, пьяный, влюблённый, покойный, глухонемой, новорождённый, больной, выходной, постовой, ссыльный, рабочий, заключённый и так далее.)

13-й конкурс. Синонимы

Ведущий показывает командам карточки, на которых написаны определения. Надо найти синоним словам, стоящим за скобками:

• карточная игра (....) стержень с резьбой — (винт)

• залив (....) часть лица — (губа)

• лес (....) химический элемент — (бор)

• скамья (....) магазин — (лавка)

• кабина (....) сеча — (рубка)

• шалость (.... ) болезнь — (проказа)

• собака (....) прейскурант — (такса)

• гримаса (....) снаряд — (мина)

• собака (....) кожа — (лайка)

• должность (....) воздержание от пищи (пост)

• овраг (.....) опорный брус (балка)

• металл (....) кожа (хром)

• супружество (....) изъян (брак)

• животное (....) монах (лама)

• битва( )ругань (брань)

• родник (....) отмычка (ключ)

• ткань (...) состояние вещества (газ)

• рыба (....) наклонная поверхность (скат)

• насыпь (...) вращающийся стержень (вал)

• часть одежды (....) грузоподъёмный механизм (ворот)

• животное (....) нежность (ласка)

• самовольный уход (....) молодая ветка (побег)

• предлог (....) ремень узды (повод)

14-й конкурс. Концы и начала

Командам предлагается подобрать самостоятельное слово, которое бы подходило для окончания первого слова и начала второго:

• ме (...) олад (шок)

• прик (..) ья (лад)

• апо (....) б (стол)

• ам (...) ан (бар)

• кес (...) ет (сон)

• по (...) арь (ток)

• беге (...) ор (мот)

• пи (...) ок (лот)

• вам (...) амида (пир)

• контр (...) ив (акт)

• у (...) ова (гол)

• свир (...) ник (ель)

• ро (...) еха (пот)

• рас (...) ос (кол)

• го (...) кот (бой)

• сна (...) овой (ряд)

• пе (...) ол (сок)

• та (...) ат (пир)

• бал (...) еда (бес)

• дик ( ) ец (образ)

• са (...) он (рай)

• ковер (...)лета (кот)

• каб (...) ошко (лук)

• с (...) окно (тол)

• га (...) рель (мак)

• г (...) ожа (рог)

15-й конкурс. И кто-то, и что-то

Ведущий предлагает командам вспомнить имена мифологических героев, которые в современном языке приобрели новые значения:

1. И древнегреческий бог солнца, покровитель земледелия, наук и искусств, и красивая крупная дневная бабочка с круглыми чёрными и красными пятнами на белых или бледно- жёлтых крыльях, и американский космический корабль. (Аполлон)

2. И древнеримская богиня любви и красоты, и вторая от Солнца планета. (Венера)

3. И римский бог войны, и шоколадный батончик. (Марс)

4. И древнеримский мифологический герой, обладавший необыкновенной физической силой, и овсяная каша. (Геркулес)

5. И дитя бога неба и богини земли, посягнувший на власть самого Зевса, и нагревательный прибор, и лёгкий, тугоплавкий, прочный металл. (Титан)

6. И древнегреческий бог неба, и радиактивный химический элемент, и планета Солнечной системы. (Уран)

7. И древнегреческий властитель Ливии — сын Посейдона (бога морей) и Геи, который был непобедим, пока соприкасался с матерью-землёй Геей, и грузоподъёмный транспортный турбовинтовой самолёт. (Антей)

8. И семь дочерей титана Атланта, и созвездие, и (в единственном числе) группа талантливых, выдающихся поэтов, политических деятелей, военачальников. (Плеяда (ы))

9. И лидийская девушка, искусная рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве, и паук. (Арахна)

10. И дочь эфиопского царя, спасённая от чудовища Персеем, и созвездие, и туманность. (Андромеда)

11. И греческая богиня-целительница, дочь Асклепия, и средство от любой болезни. (Панацея)

12. И прекрасный греческий юноша, сын беотийского речного бога Кефиса и нимфы Лириопы, и цветок. (Нарцисс)

16-й конкурс. Один из четырёх

Ведущий зачитывает четыре определения к слову. Команды должны выбрать правильное и поднять карточку с соответствующей буквой.

1. Эвмфемизм:

A. Устаревшее выражение.

Б. Форма иносказания.               +

B. Ругательство.

Г. Язык жестов.

(Эвмфемизм — форма иносказания, более мягкое слово или выражение вместо резкого: «человек почтенного возраста» вместо «старик» или «не сочиняйте» вместо «не врите».)

2. Тавтология:

A. Излишнее повторение.                +

Б. Цветистое выражение.

B. Звукоподражание.

Г. Ненормативная лексика.

(Тавтология — излишнее повторение тех же или близких по смыслу слов: «Самым наилучшим образом» или всем известное «Масло масленое».)

3. Верлибр:

A. Неизменяемая форма.

Б. Слово-паразит.

B. Жаргон.

Г. Нерифмованные стихи.                 +

(Верлибр — свободный стих, нерифмованные поэтические строки: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё!» — Михаил Юрьевич Лермонтов)

4. Пуризм:

A. Обогащение словарного запаса.

Б. Борьба с заимствованиями.                 +

B. Коверканье звуков.

Г. Канцеляризм.

(Пуризм — борьба с иноязычными заимствованиями. Во времена В.Г. Белинского были возражения против употребления иноземного слова литература, вытеснившего словесность и письменность.)

5. Императив:

A. Значение слова.

Б. Логические ударение.

B. Повелительное наклонение.                   +

Г. Шаблон.

(Императив — повелительное наклонение глагола, повеление или побуждение к совместному действию: послушайте, пойдёмте.)

6. Аббревиатура:

A. Падежная форма.

Б. Сложносокращённое слово.+

B. Перевёртыш.

Г. Созвучие гласных.

(Аббревиатура — слово, образованное из начальных букв или элементов исходного словосочетания, например: НЭП, ООН, УВД, ГАИ, КПРФ...)

7. Вербальный:

A. Вульгарный.

Б. Грамматически правильный.

B. Описательный.

Г. Словесный.                  +

(Вербальный — облечённый в словесную форму, устный. Например: вербальный договор — договор, заключённый на словах.)

8. Варваризм:

A. Противоречие.

Б. Брань.

B. Иностранное слово, воспринимаемое как чужеродное.              +

Г. Неправильное ударение.

(Варваризм — иностранное слово, воспринимаемое как чужеродное, имеющее специфическую сферу употребления: драйв.)

9. Флексия:

А. Краткая форма.

Б. Основа слова.

В. Окончание.                      +

Г. Образ.

(Флексия — окончание слова: роза, розой.)

10. Контекст:

A. Логически законченный отрывок.                      +

Б. Искусственный язык.

B. Скрытый смысл.

Г. Официальный стиль.

(Контекст — законченная в смысловом отношении часть текста, в пределах которого становится ясным смысл. Вырванное из контекста выражение может быть истолковано иначе.)

11. Калькирование:

A. Передразнивание.

Б. Способ словообразования.                   +

B. Грамматическая ошибка.

Г. Бессвязный пересказ.

(Калькирование — способ образования новых слов путём буквального перевода структуры иностранного слова: имя Золушка произошло от французского Cendrillion (Cendre — зола).)

12. Аллитерация:

A. Звуковой повтор.                     +

Б. Сравнение.

B. Рифма.

Г. Вежливая форма.

(Аллитерация — звуковой повтор одинаковых согласных, придающих особую выразительность художественному тексту: «чуждый чарам чёрной чёлн» — Константин Дмитриевич Бальмонт.)

13. Инверсия:

А. Ошибка в пунктуации.

Б. Заимствование.

В. Изменение порядка слов.                      +

Г. Устойчивое выражение.

(Инверсия — изменение обычного порядка слов. Используется для выделения определённого слова или для придания предложению особого смысла: «Одна я в театр не пойду». Любимый приём Владимира Владимировича Маяковского.)

14. Гипербола:

A. Высокий стиль.

Б. Преувеличение.                           +

B. Эмоциональное высказывание.

Г. Ударный слог.

(Гипербола — образное преувеличение, усиливающее выразительность высказывания. «Мы уже сто лет не виделись».)

15. Омоним:

A. Цитата.

Б. Новый термин.

B. Одинаково звучащие слова с разным значением.                       +

Г. Модное словечко.

(Омоним — слова, одинаковое звучащие, но с разным значением: ключ (к двери и родник).)

16. Этимология:

A. Избитое выражение.

Б. Изучение сленга.

B. Стиль речи.

Г. Происхождение слова.                                 +

(Этимология — происхождение слова; его родственные отношения с другими словами этого или другого языка.)

17. Оксюморон:

A. Сочетание противоречивых понятий.

Б. Шутливое четверостишие.

B. Неполное предложение.

Г. Смешение стилей.                   +

(Оксюморон — намеренное сочетание противоречивых понятий: «живой труп», «убогая роскошь».)

* * * 

Пока жюри подводит итоги конкурса, стоит напомнить ребятам, как важно бережно относиться с тончайшей материей языка. И для того, чтобы острее почувствовать эту необходимость, можно зачитать перлы из школьных сочинений:

• Линолеум на полу постелил папа, очень похожий на паркет.

• Неожиданно я увидел чей-то топот.

• Санька потёр карандашом лоб и постучал им по столу.

• У него были голубые глаза с родинкой на правой щеке.

• К берегу подплыл баркас, и девочка бросилась ему на шею.

• На переменах мы катались по перилам с первого на третий этаж.

• Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

• На берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось всё наоборот.

• Денис повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза.

• Некрасов был прикован к постели раком.

Похожие статьи:

Интеллектуальные гонки для старшеклассников с ответами. Сценарий

Интеллектуальная игра ко Дню рыбака для школьников старших классов с ответами. Сценарий

Сценарий интеллектуальной конкурсной программы для старшеклассников

Игры по по русскому языку с ответами, 9-10-11 класс

Конкурс знатоков русского языка для школьников старших классов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!