Сценарий конкурсной - игровой программы по безопасности для школьников
Конкурсы по безопасности для школьников «Русский экстрим»
В конкурсе могут принимать участие две, три или четыре команды.
Ведущий: Наши древние предки жили в поистине экстремальных условиях. Их окружала таинственная, а подчас и враждебная природа. Опасность представляли дикие звери, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, пожары. Ночёвки под открытым небом или в тёмных пещерах никак нельзя назвать комфортными, если вспомнить к тому же, во что одеты были дикие люди! Они в прямом смысле ежедневно вели борьбу за существование в мире, где не было скорой медицинской помощи, средств коммуникации и транспорта.
Жизнь современного человека куда более комфортна. И это бесспорно и радостно. Однако в наше уютное и обустроенное время всё больше появляется людей, которые страдают от спокойного, плавного и размеренного течения жизни. Они находятся в постоянном поиске острых ощущений, придумывая себе занятия, часто очень опасные для жизни. Таких людей называют адреналино-зависимыми.
• Адреналин — (латинское ad — при, к + renalis — почечный) — продукт внутренней секреции (гормон) мозгового вещества надпочечников. Выбрасывается в кровь в экстремальных для человека ситуациях, сужает мелкие кровеносные сосуды, повышает давление, ускоряет обмен веществ в организме.
Любители острых ощущений придумывают себе всё более и более рискованные приключения. Ими движут задор, горячность, азарт. Наверняка такие ребята есть и в наших командах. Тогда этот конкурс — для них. Конечно, мы не станем предлагать конкурсы, в которых может быть угроза для жизни. А вот азарта будет достаточно.
Итак, вперёд, все желающие испытать себя в экстремальных ситуациях.
Далее ведущий предлагает участникам конкурса представить ту или иную экстремальную ситуацию и принять участие в конкурсах, с нею связанных.
По результатам каждого конкурса команды получают жетоны разного цвета. Если играют четыре команды, то жетон красного цвета соответствует четырём баллам, жёлтого — трём баллам, зелёного — двум баллам и синего — одному баллу.
В конце конкурса достаточно посчитать количество жетонов, умножить их на соответствующее количество баллов, и определится самая экстремальная команда.
Если в конкурсе принимают участие ребята младшего возраста, им можно для начала предложить следующие загадки о природных явлениях и стихийных бедствиях:
1. Жила себе девица —
Голубая косица,
А как рассердилась —
В ведьму превратилась:
Распустила косу —
Вода бурлит, льётся,
Пока девица злится —
Вода всё будет литься. (Наводнение)
2. Рыжий конёк
Залез в погребок:
Сучок сухой нашёл —
Съел да в рост пошёл.
Ловкий пострел
Всё вокруг поел. (Пожар)
3. Море с небом говорило,
Море с небом ссорилось,
И волною окатило
Небо, чтоб не спорило!
Море с небом говорило
И показывало силу,
То большой волной накроет,
То холодным ветром тронет,
Это по морю прошёл
Настоящий, сильный... (Шторм)
4. Великан идёт по свету
И деревья гнёт к земле,
Он ломает древний лес
И дома срывает с мест,
Что за странный великан?
Его имя... (Ураган)
5. Небо на море смотрело,
Морем стать оно хотело,
Посинело, почернело,
И вот чудо из чудес —
Море хлынуло с небес. (Ливень)
6. Чёрный старик
Кричал и охрип,
Сердился, ругался,
Камнями кидался,
Куда камень упадёт,
Там в землю капелькой уйдёт. (Туча и град)
7. Две упрямые старушки,
Две сердитые подружки
Как-то встретились однажды,
И о чём был спор, неважно,
Но старушки подрались.
Разобраться захотели,
Сшиблись — искры полетели. (Туча и молния)
Если участвуют ребята постарше, им в качестве разминки предлагаются вопросы о природных катастрофах:
1. Как называется атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде гигантского чёрного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря? (Смерч)
2. Какой высоты может достигать смерч? (Восемьсот метров — полторы тысячи метров)
3. Путь какой длины может пройти смерч за время своего существования? (Сорок — шестьдесят километров)
4. В каком районе земного шара чаще всего возникают смерчи? (В Северной Америке на территории США)
5. Если дом оказался на пути смерча, то вылетают стёкла из окон. А вот куда они падают: внутрь дома или наружу? (Наружу, так как давление внутри смерча сильно понижено.)
6. Как в метеорологии называют сильный ветер силой двенадцать баллов по шкале Бофорта, то есть ветер, скорость которого превышает двадцать девять метров в секунду (сто четыре километра в час)? (Ураган)
7. Где лучше всего укрываться от ураганов и смерчей? (В специально вырытых в земле убежищах.)
8. Если ураган застал вас в лесу, где нельзя стоять? (Под одиноко стоящим деревом)
9. Какое природное явление может сопровождать ураган? (Гроза)
10. Как называется значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами? (Наводнение)
11. Перечислите пять причин возникновения наводнений.
(Интенсивные дожди; таяние снега в горах и стекание воды в реки; повышение уровня воды в реке вследствие загромождения или закупоривания русла льдом при ледоходе; вследствие действия нагонных ветров, которые задерживают в устье реки притекающую сверху воду; при землетрясениях в результате затопления прибрежной полосы волной.)
12. В каком крупном городе России 7 ноября 1824 года уровень воды в реке поднялся на четыре метра четырнадцать сантиметров выше ориентира? (Санкт-Петербург)
13. В каком произведении Александр Сергеевич Пушкин описал это наводнение? (В поэме «Медный всадник»)
14. Название какого стихийного бедствия переводится с японского языка как «большая волна в гавани»? (Цунами)
15. Что является причиной возникновения цунами? (Подводные землетрясения)
16. Какой высоты могут достигать цунами? (Тридцать пять метров)
17. На каком полуострове находится печально знаменитый вулкан Везувий? (Апеннинский полуостров — Италия)
18. Как называется самый высокий вулкан России? (Ключевская сопка 4 750 метров высотой в Камчатском крае)
19. На каком полуострове России находится больше всего вулканов? (На полуострове Камчатка в Камчатском крае)
20. Назовите самое разрушительное стихийное бедствие? (Землетрясение)
Конкурс «Пожар»
1. «Потуши пожар»
Участвуют по одному человеку от команды. Напротив каждого из них на расстоянии двух-трёх метров стоит зажжённая свеча. Ребятам выдаются шприцы без иголок и баночки с водой. Необходимо как можно быстрее после сигнала ведущего погасить пламя.
2. «Марлевая повязка»
Участвуют пять-шесть человек от команды. Они встают в колонны, развернувшись правым или левым плечом к зрителям.
У каждого из них в руках косынка. У последнего в колонне две косынки. По сигналу ведущего последний в колонне игрок сначала завязывает косынку себе так, чтобы были прикрыты нос и рот. Затем он так же завязывает косынку впередистоящему игроку, который не должен ни помогать, ни поворачиваться лицом к последнему. Как только косынка завязана, второй игрок повязывает тем же способом косынку третьему и так далее.
Как правило, ребята торопятся, косынки завязываются криво и косо, и когда в конце конкурса ведущий просит всех повернуться лицом к зрителям, бывает очень весело.
Побеждает либо та команда, которая быстрее справилась с заданием, либо та, что завязала «марлевые повязки» аккуратнее.
3. «Обуться в сплошном дыму»
Ребятам (четыре-пять человек от команды) предлагается снять по одному башмаку. Затем капитану команды завязываются глаза, а обувь каждой команды сваливается в одну кучу. Капитан должен как можно быстрее обуть своих ребят, находя для каждого его обувь. (Ребята могут помогать ему криками, а могут и не помогать).
4. «Вывести из огня»
Команды по четыре-пять человек выстраиваются в колонны. Перед каждой из них стоит лавочка. Капитаны команд стоят с другой стороны от лавочки лицом к своим ребятам. Им выдаются картонные цилиндры, которые легко надеваются на голову и закрывают всё лицо. По сигналу ведущего капитаны надевают на себя цилиндр и бегут по лавочке к своим колоннам, на первого игрока надевают свой цилиндр и переводят по лавочке на другую сторону. Затем точно так же бегут за вторым игроком и так далее. Побеждают самые быстрые.
Конкурс «Наводнение»
1. «Водочерпий»
Команды по четыре-пять человек выстраиваются в шеренги. У каждого игрока в руках пластиковый стаканчик. Рядом с первыми игроками из каждой команды стоит банка с водой, а рядом с последними игроками — пустые банки такой же ёмкости.
По сигналу ведущего первые игроки наливают из банки воду в свой стакан и переливают её в стакан второму игроку, тот в свою очередь переливает третьему и так далее. Последний выливает воду в пустую банку.
Воду лучше всего слегка подкрасить акварельными красками или гуашью. Побеждает команда, которая либо первой опустошила полную банку, либо та, которая полнее налила воды в пустую банку.
2. «Водосборы»
Участвуют по одному человеку от команды. Им выдаются поролоновые губки. Перед каждым игроком миска и банка с водой. По сигналу ведущего вода из банок выливается в миски. Затем все игроки пытаются с помощью губки снова перелить эту воду в банку. Весь зал считает вслух до десяти или двадцати. Затем проверяется кто из игроков успешнее наполнил свою банку. (Воду также надо подкрасить.)
3. «Спасательный круг»
Участвуют по одному человеку от команды. Им выдаются небольшие пластмассовые обручи с привязанной к ним верёвкой. Напротив каждого игрока стоит табуретка ножками вверх. Надо попытаться «спасти утопающего», то есть набросить кольцо на ножку табуретки и подтянуть её к себе.
Побеждает либо тот игрок, который первым набросил кольцо на ножку, либо тот, кто очень аккуратно подтянул первым табуретку к себе.
Ребят надо предупредить, что табуретка может в любой момент завалиться набок. Тогда её придётся привести в первоначальное положение и снова бросать кольцо на ножку.
4. «Спасительный холм»
Как известно, от наводнения лучше всего спасаться на высоком холме. От каждой команды приглашаются по семь мальчиков. Самый лёгкий из них будет взбираться на «холм», который образуют остальные участники конкурса.
Они должны встать следующим образом: первая пара встаёт на одно колено лицом друг к другу, вторая пара берёт друг друга за локти так, чтобы образовалась «ступенька» (руки на уровне пояса), третья пара кладёт друг другу руки на плечи (стоять надо лицом друг к другу). По сигналу ведущего надо быстрее соперников взобраться на «холм» и встать на нём в полный рост.
Конкурс «Землетрясение»
1. «Хочу домой»
Ведущий предлагает ребятам представить, что произошло землетрясение, глубокая трещина образовалась на пути из школы домой. К счастью, толстое дерево с сучками упало через эту пропасть и по нему можно пройти, но выдержать оно может только одного человека.
Приглашаются по четыре-пять человек от каждой команды. На сцене устанавливается длинная лавочка. Игроки первой команды встают около неё в колонну, а их соперники встают на лавочку с небольшим интервалом и разводят руки в стороны (это «толстые ветви дерева»).
По сигналу ведущего игроки первой команды по очереди перебираются по «дереву» на другую сторону. Ведущий засекает время. Затем команды меняются местами. Побеждает та из них, которая потратит на переправу меньше времени.
2. «Под завалом»
На сцену или на открытую площадку (в летнем лагере) выбрасываются пустые коробки разного размера (чем больше, тем лучше). К этим коробкам скотчем приклеены пластмассовые фигурки людей.
В конкурсе участвуют по одному человеку от команды. По сигналу ведущего они начинают разбирать завал из коробок и отыскивать «людей». Победит тот, кто найдёт больше пострадавших в завале.
3. «Над пропастью»
На сцене лежит верёвка. Две соперничающие в конкурсе команды (по четыре-пять человек) встают с разных сторон сбоку от неё, берутся за руки в шеренгах лицом к зрителям. По сигналу ведущего обе команды начинают двигаться по верёвке с её противоположных концов. Самое трудное — разойтись по верёвке. Игра идёт не на скорость, а на точность исполнения. Команда, игроки которой сошли с верёвки, считается проигравшей.
Можно разрешить (по желанию ведущего) сталкивать игроков противоположной команды с верёвки. Если конкурс проходит на улице, вместо верёвки можно начертить мелом полосу на асфальте.
Конкурс «Необитаемый остров»
1. «Жертвы авиакатастрофы»
Участвуют по два-три человека от команды. Они должны представить, что их самолёт потерпел крушение, они — те немногие пассажиры, которым удалось спастись. Но ремни безопасности, которыми они были пристёгнуты к креслам, заклинило, и освободиться от них нет возможности. Но кушать хочется.
Ребята садятся на стулья или табуретки, руками берутся за сиденья. Вокруг них по сцене разбрасываются мелкие «съедобные» предметы: крышки от полиэтиленовых бутылок, шишки, камешки, карандаши или фломастеры. По сигналу ведущего они начинают собирать «еду». При этом двигаться на стульях или табуретах можно только прыгая на них, но не бегая по сцене. Побеждает та команда, которая соберёт больше «еды».
2. «Охота в диком лесу»
Участвуют по одному-два «охотника» от каждой команды. На полиуретановый коврик сверху канцелярскими иголочками крепится рисунок с изображением различных представителей фауны: кабан (пять баллов), заяц (четыре балла), перепёлка (три балла), змея (два балла), паук (один балл).
(Все животные имеют один и тот же размер и нарисованы в сегментах круга.)
Игроки по очереди кидают дротики по одному-два раза. Суммируются очки, заработанные каждой командой.
Конкурс «Во мраке пещеры»
1. «Над сталагмитами»
Участвуют по одному человеку от команды. На сцене расставляются по прямой линии с интервалами несколько кеглей. Игрок встаёт напротив них, запоминает их расположение. Затем ему на голову надевают цилиндр (можно просто завязать глаза). Он должен пройти дистанцию, не сбив ни одного сталагмита. Затем то же самое делают другие игроки. Оценивается не время, а точность выполнения задания.
2. «Под сталактитами»
Участвуют по одному человеку от команды. К палке (рейке) длиной не менее двух метров привязываются на расстоянии кегли (пластиковые бутылки). Они должны висеть на верёвках. Помощники ведущего поднимают палку так, чтобы она была на десять сантиметров выше головы игрока.
Первый игрок с цилиндром на голове или с повязкой на глазах проходит дистанцию, приседая под кеглями (бутылками). Оценивается точность выполнения задания.
Внимание! Можно объединить эти два конкурса и дать задание ребятам перешагивать «сталагмиты» и приседать под «сталактитами».
Конкурс «В плену врага»
1. «Врагу не сдаёмся»
Участвуют по четыре человека от каждой команды. Одновременно все игроки садятся на табуретки, поставленные квадратом для каждой команды. По заданию ведущего они поворачиваются лицом следующим образом:
Затем они ложатся спиной на колени товарищам: второй на первого, первый на четвёртого, четвёртый на третьего, третий на второго. (Ложиться надо всей спиной.) Когда ребята найдут удобное для них положение, помощники ведущего должны быстро вытащить табуретки из-под игроков. Вся конструкция должна продержаться как можно дольше, при этом руки у всех должны быть на животе.)
2. «Погасить бикфордов шнур».
Участвуют по четыре-пять человек от команды. Они садятся на табуретки, поставленные в ряд. Руки за спиной. У ног первого игрока пластиковая бутылка с водой, у ног последнего — свеча.
Ребятам предлагается ситуация, что они в плену, их хотят взорвать и надо как можно быстрее погасить горящий бикфордов шнур (свечи). К счастью, в помещении, где их заперли, есть бутылка с водой. Но поскольку руки их связаны, её придётся передавать ступнями ног. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
3. «Разгадать кодовое слово»
Чтобы открыть дверь из своего заточения, надо разгадать код, при помощи которого открывается замок. Каждой команде выдаётся вырезанная из газеты небольшая заметка. Без подсказок ведущего они должны прочитать кодовое слово или предложение, составленное из последовательно прочитанных букв, над которыми до начала игры ведущий сделает проколы иголкой. (Чтобы усложнить задание, заметку можно смять.)
Внимание! Если играют ребята младшего возраста, то им лучше сообщить способ чтения кода.
4. «Уйти от погони»
Участвуют восемь-десять человек от команды. Они встают в круг, повернувшись по часовой стрелке и обхватив впередистоящего человека обеими руками за талию так, чтобы пальцы рук были сомкнуты. Это должен быть очень тесный круг! По сигналу ведущего ребята в кругах садятся на колени тех, кто стоит у них за спиной. Получается тесный сидящий круг.
После того, как ребята попробовали его сделать, ведущий говорит, что враги сковали их одной цепью в такой варварский круг. И предлагает ребятам всё-таки совершить побег из плена.
По сигналу ведущего круги начинают двигаться сидящим неразрывным кругом в сторону контрольной полосы. Побеждают те, которые пересекут её первыми.
Внимание! Ребятам помладше можно предложить «совершить побег», сидя на одной «лошади» (палке) с руками, сцеплёнными сзади (ведь они связаны)- Главное — доскакать до контрольной полосы, не уронив «лошадь».
Пока жюри подводит итоги, можно предложить командам аукцион на тему «Способы выхода из запертого служебного помещения».
Команды по очереди называют эти способы. Тот, кто назовёт последний способ, побеждает в аукционе.
Похожие статьи:
Сценарий интеллектуальной конкурсной программы для старшеклассников
Интеллектуальные гонки для старшеклассников с ответами. Сценарий
Интеллектуальная игра ко Дню рыбака для школьников старших классов с ответами. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!