Конспект ОД в детском саду на тему «Пасха» с использованием ИКТ. Старшая группа
Образовательная деятельность «Пасха радость нам несет» (старший дошкольный возраст)
Возраст: Старшая дошкольная группа Направление: Познавательно-речевое
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Интегрированные виды детской деятельности: Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, конструктивно-познавательная
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии Социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала и конца занятия», «Рефлексия».
Цель: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней «Пасхи» и с Библией для детей
Задачи:
Образовательная: Знакомить детей с православными праздниками и традицией их празднования; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания через знакомство с православными праздниками и реализация основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования
Развивающая: Приобщить детей к христианской культуре посредством музыки и литературы, произведений художников на библейскую тему, донести до них нравственные нормы, оформленные в заповедях Христа; формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
Воспитательная: Воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству, к основам изучения культуры страны и родного края русской национальной культуре через знакомство с православными праздниками
Предварительная работа: проведение акции совместное родителями воспитанников «Твори добро!»; знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки) о Пасхе, знакомство с художественными произведениями «Пасхальные рассказы русских писателей» из серии «Пасхальный подарок» (изд. «Никея», редактор Стрыгина Татьяна). Алла Фомкина «Великдень. Пасхальная сказка» Дионисий Священник «Пасхальный кулич. Рассказы для детей ««Пасхальный подарок для детей» (редактор Игумен Киприан (Ященко), изд. Благотворительный фонд «Покровъ»). «Библия для малышей» Т.Вульф, Азбука для маленьких христиан», Священик Геннадий Емельянов (изд. «Благовещение») , составление картотек «Добрые слова», каталог – образцы , «Пасхальные открытки«Писанки», коллективная творческая работа «Писанки»; рассматривание иллюстраций к произведениям; беседы о добрых поступках и делах; ситуативная игры по данной теме; подвижные и сюжетно-ролевые игры: «Игра «Найди яйцо», «За двумя зайцами», Катание яиц», «Пронеси и не урони», «Несушка», «Курица и цыплята», прослушивание музыкальных композиций НФ «Детский епархиальный образовательный центр «Пасхальный подарок», «Колокольный звон», презентация «Пасха - Светлое воскресенье!»
Материал:демонстрационный: ноутбук, презентация Power Point к конспекту ОД; стол накрытый с празднику Пасха со всеми пасхальными символами, большой колокольчик для воспитателя, фонограмма «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, атрибуты к подвижной игре «Курица и цыплята», Библия для детей.
Раздаточный на каждого ребенка: по два колокольчика, листы плотного картона, бусины, ленточки, цветная бумага, фломастеры и карандаши, магнитик с изображением крашенного яйца
Ход совместной организованной деятельности
Организационный момент.(Социоигровая технология В. Букатова «Приветствие» )
Игра- приветствие
(Звучит музыка –фонограмма. Воспитатель встречает детей на ковре)
- Здравствуйте, ребята дорогие! Я - рада встречи с вами
Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»
(Воспитатель- предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)
А сейчас соберемся дружно в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
-- Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчике, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед и помогать им сесть на стульчик. Сегодня мы с вами поговорим, а в прочем внимательно посмотрите на экран, послушайте и отгадайте сами.
(Воспитатель включает презентацию, смотрят на экран, воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают)
Основная часть
Загадка
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша ... (Пасха)
Беседа о Пасхе (ИКТ- технология, презентация «Пасха- Светлое воскресенье Христово!»)
- Верно! Этот праздник называется Пасха. Светлый праздник – Воскресение Христово (Христианская Пасха) – особый праздник для православных, это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы Его принято связывать с радостным событиям в религии христиан всего мира. Это праздник прославления Иисуса Христа Празднуется Пасха в течение 40 дней – ровно столько, сколько пробыл на земле Иисус после воскресения. «Пасха» - с греческого «переход», «избавление», с древнееврейского «песах» - «прошёл», «миновал». В христианской же традиции слово «пасха» - это «переход от земли на небо, от смерти к жизни». Пасха – наш самый большой праздник. Издавна к этому празднику долго готовились, очищали душу, чистили и мыли избу, готовили украшения, припасали вкусные яства. Длится, этот праздник целую неделю. Богато и красиво накрывали пасхальный стол. Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не просто богат яствами, но и должен красиво, оформлен, и в каждом доме каждая хозяйка вместе со своей семьёй украшали стол, согласно традициям. Трудились все дети, помогали маме расписывать писанки, бабушка пекла куличи, используя секреты своей кухниЗнакомство с символами Пасхи (Музейная технология)
Ребята, я прошу пройти вас к столу. Мальчики не забывайте пропустить девочек вперед. Наш стол красиво украшен и накрыт к празднику. Что на нем стоит (Ответы детей- икона, свечи, крашенные яйца и пр.)
-Верно. Ребята, как вы думаете, как одним выражением слов можно назвать все эти предметы на столе? (Ответы детей)
- Все это символы Пасхи. Посмотрите что это? (Ответы детей-кулич, хлеб)
(Воспитатель предлагает рассмотреть Пасхальный кулич и рассказывает о нем)
- Верно, это Пасхальный кулич - праздничный хлеб, символ плодородия земли, людей и всего живого. А вот это Крест- главный символ Христианства, символ победы жертвенной любви над злом и насилием. Еще одним из символов Пасхи являются свечи, которые символизируют божественный свет. На столе еще есть икона - изображение лиц или событий библейской или церковной истории, это ни портрет и ни жанровая картина, а прообраз идеального человечества, дающая лишь символическое его изображение. Ребята, я хочу вам показать еще один символ – это книга, которая называется «Библия». Это детская Библия и в ней все рассказывается о Христианстве простым языком, очень для вас понятным. Она иллюстрирована. Вы потом сможете самостоятельно с ней познакомится получше, она будет стоять в нашей групповой библиотеке.
(Воспитатель показывает круглый овал красного цвета)
- Посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей - овал красного цвета)
- Верно – это овал, красного цвета. А скажите на что он похож? (Ответы детей- красное яйцо)
- Ребята, сейчас я вам расскажу не большую историю о том, почему красят яйца на Пасху. На праздник к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: «Христос воскрес!» - сообщила она и преподнесла в дар куриное яйцо. Император ответил, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в эту новость. И тут, на глазах у изумленной публики, белое куриное яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда император это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!» Отсюда и пошла традиция перед Пасхой окрашивать яйца — как символ торжества правды над ложью, жизни над смертью. Яйца на Пасху украшают по разному. А вы с родителями как готовите яйца к празднику дома? (Ответы детей: красим, рисуем, клеим наклейки)
-Хорошо, когда дома соблюдаются Христианские традиции. А еще на нашем праздничном столе вы видите курицу и цыплят. Курица является символом возрождения и непрерывности жизни, так как она несет яйца, поэтому символ матери, оберегающей своих цыплят, являясь символом семьи и любви. А сейчас я вам предлагаю поиграть в подвижную игру «Курица и цыплята», проходите на ковер. Мальчики не забывайте пропускать девочек вперед
Подвижная игра «Курица и цыплята»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.
-Мы с вами сейчас выберем кто из вас будет кошка, а буду курицей-
(Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель проговаривает слова)
-Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
(Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит)
-На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
(«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом
- «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
(Воспитатель включает фонограмму звона колоколов)
Прослушивание фонограммы «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой
- Молодцы хорошо поиграли, но прислушайтесь что же мы слышим? (Ответы детей: это звучат колокола)
- Молодцы! Верно- Давайте тихонько присядем на ковер, разбирайте подушки, садитесь поудобнее и послушаем как звучат колокола. Колокольный звон тоже является символом Пасхи, в торжественном перезвоне колоколов звучит благая весть «Христос Воскрес!» Раньше на Руси девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Пасхальному звону приписывается магический смысл и об этом сложено много народных примет
Ознакомление с устным народным творчеством «Пословицы и поговорки, приметы»
Воспитатель зачитывает поговорки:
• «Кто первой ударит в колокол на Пасху у того лен и конопля богаты будут»
• «Кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья»
• «Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая»
-Давайте и мы с вами поиграем с колокольчиками. Ребята, убирайте свои подушечки на место. Мальчики, не забывайте помогать девочкам, разбирайте по два колокольчика
Музыкальная подвижная игра «Веселый колокольчик».
Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Воспитатель поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках и пританцовывая.
1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.
Смеется и хохочет – динь, динь, динь.
2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.
Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.
3. И звонкие капели – динь, динь, динь.
В ответ ему запели – динь, динь, динь.
- Молодцы! Какой у нас получился красивый перезвон
- Ребята, а еще на Пасху принято дарить подарки и открытки. А самый лучший подарок-это подарок сделанный своими руками.
Продуктивная творческая деятельность «Пасхальная открытка»
- Проходите к столам присаживайтесь на стульчики, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед и помогать им сесть на стульчик. Посмотрите на столе для каждого я приготовила листы плотного картона, бусины, ленточки, цветную бумагу, фломастеры и карандаши. Мы с вами будем готовить поздравительную открытку к празднику. Посмотрите на мольберт, на котором выставлена коллекция Пасхальных открыток. Мы с вами будем делать цыпленка и яйцо.
(Дети готовят открытки. Воспитатель проводит индивидуальную работу)
Индивидуальная работа с 2-3 детьми
–(ИНД) Миша, посмотри внимательно цыпленок каким цветом? (Ответ ребенка)
- (ИНД) Таня, ты кому подаришь свою открытку? (Ответ ребенка- бабушке)
- Хорошо, тогда подумай и вспомни, какие цветы любит твоя бабушка. Каким цветом? (Ответ ребенка- красные)
- Может и на открытке тебе разместить цветы красного цвета.
- Молодцы! Посмотрите какие красивые у всех получились открытки. Вы их вечером заберете и подарите тому, для кого приготовили свой подарок.
Заключительная часть
(Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»)
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)
- Ребята, проходите на ковер. Давайте сейчас вспомним что мы делали, что узнали нового, что услышали, что увидели? (Ответы детей)
- Совершенно верно! Мы с вами узнали о празднике Пасха, какие у него символы, поиграли, приготовили открытки. А я вам тоже приготовила Пасхальный подарок- это магнитик на котором изображен символ Пасхи- крашенное яйцо и хочу его вам подарить
(Воспитатель дарит детям магнитики)
- Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно!
- До свидания ребята! Много вам радости, улыбок, и хорошего настроения
(Дети прощаются, говорят «До свидания»)
Литература:
1.. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – М. : Учитель, 2007
2. Воронова, Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008 .
3.Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г.Н. Данилина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
4 Дидактические игры этнокультурного содержания [Текст]: методическое пособие / Сост. Л.М. Захарова. – Ульяновск : УлГПУ, 2008. Детские подвижные игры народов СССР [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под. ред. Т.И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989.
5.. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006 6.Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2006
7.. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры [Текст] / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10.
8.Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет. Издательство «Учитель». Волгоград 2015
9.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю. Сборник. РИГ. Москва, 1997.
10.Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М.: Товарищество
«Возрождение», 1990.
11.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». /О.Л. Князева, М.Д. Маханева, М., 2008
12.Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы». Москва, Изд. «Флинта», Изд. «Наука», 2001.
Презентация на тему: Пасха - Светлое Воскресенье Господне
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий сказки на Пасху для детей старшей группы детского сада Конспект НОД для старшей группы на тему: Пасха Пасха в детском саду. Сценарий для старшей группы детского сада Сценарий праздника на Пасху в старшей группе ДОУУчастник №30 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2018 года
Автор: Юлия Юрьевна Тришина
Опубликовано: 2439 дней назад (19 марта 2018)
Просмотров: 6691
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
|||
|